Развитие речи нормально слышащего ребенка
Исходным и основным видом словесной речи в процессе ее усвоения нормально слышащим ребенком служит устное слово. Развитие устной речи происходит на основе общения ребенка с окружающими, в связи с различными видами его деятельности. Особо важную роль при этом играет развивающаяся функция
слухового и речедвигательного анализаторов, которые дают ребенку возможность воспринимать обращенную к нему речь, подражать ей и контролировать собственное звукопроизношение. Первый год жизни ребенка составляет как бы подготовительный период в формировании его речи. За это время ребенок проходит большой путь от первых недифференцированных реакций на звуки внешнего мира до (понимания известного числа простей ших слов и фраз, от первого крика до богатого разнообразными звуками лепета и произнесения первых слов, усвоенных на основе подражания окружающим.
Второй и третий год жизни ребенка характеризуется быстрым накоплением словаря, овладением морфологической структурой слов и синтаксисом, развитием фонематического слуха и произносительных навыков. Важно отметить, что, практически широко пользуясь речью в общении с окружающими, опираясь на нее в процессе мышления, дети лишь постепенно овладевают значениями слов и грамматических форм, дифференцированным слуховым восприятием речи и произношением. В течение известного времени как рецептивная, так и экспрессивная сторона речи носят в значительной мере приближенный характер. Специфическим для устной речи проявлением такой приближенности являются, в частности, отмечаемое на втором году жизни ребенка неразличение на слух близких по звучанию фонем и слов, характерные отклонения в произношении (Н. X. Швачкин, 1948; А. Н. Гвоздев, 1948).
Изучение развития произносительной стороны речи детей показывает, что приближенность воспроизведения ими фонетического облика слов проявляется в искажении или замене фонем, в пропуске, вставке и перестановке фонем и слогов в словах.
Следует особо подчеркнуть склонность детей к усечению еще недоступных им по своей слоговой структуре слов («гла» вместо глазки, «си» вместо принеси и т.п.), а также к регулярной замене в словах некоторых еще недоступных для произношения фонем другими, близкими к ним по звучанию и артикуляции («коска» вместо кошка, «люка» вместо рука и т. п.). Все эти проявления приближенности произношения являются свидетельством еще недостаточно высокого уровня развития ана-литико-синтетической деятельности слухового и главным образом речедвигательного анализатора, что не позволяет ребенку преодолеть те или иные фонетические трудности.
Те же фонетические трудности принуждают детей в течение некоторого времени сохранять в своей речи наряду с приближенно произносимыми словами общепринятого языка лепетные, в частности звукоподражательные, слова («биби»—автомобиль, «ам-ам»—собака и т. п.).
К 3—4 годам устная речь нормально слышащего ребенка оказывается в основном сформированной. Дальнейшее ее развитие
выражается главным образом в обогащении словаря, в усвоении ребенком все более сложных грамматических форм, более полном овладении лексическими и грамматическими значениями.
4. Возможность овладения устной речьюпри нарушенном слухе
Врожденное или рано наступившее нарушение слуха затрудняет, а в случае глухоты делает невозможным обычное, естественное усвоение устной речи, которая у нормально слышащего ребенка формируется на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей.
Вместе с тем практически давно доказано, что в результате специального обучения даже полностью глухие дети могут все же овладеть устной речью. Этот факт находит свое объяснение в чрезвычайной пластичности высшей нервной деятельности, на которую постоянно указывал И. П. Павлов. Благодаря ей дефект слухового анализатора может быть в значительной мере компенсирован за счет других, сохранных анализаторов.
Проблема формирования устной речи у детей с нарушенным слухом изучалась в различных аспектах многими советскими сурдопедагогами и психологами. В ряде работ затронуты вопросы, касающиеся содержательной стороны устной речи глухих и слабослышащих детей, ее лексического состава и грамматического строения, вопросы мотивации, отношения детей к устной речи, усвоения ими навыков общения с помощью устного слова (Р. М. Боскис, 1963; С. А. Зьжов, 1961; H. Г. Морозова, 1959; И. М. Соловьев, 1960; Ж. И. Шиф, 1968 и др).
В настоящей главе рассматриваются лишь некоторые вопросы, касающиеся преимущественно усвоения глухими и слабослышащими детьми навыков восприятия устной речи и навыков произношения.
Очевидным условием того, чтобы при нарушенном слухе ребенок мог овладеть устной речью, служит наличие в его распоряжении того или иного способа восприятия фонетической ее стороны.
При меньших степенях потери слуха это условие может быть осуществлено путем простого усиления громкости речи и дополнительного использования сохранных анализаторов, при больших компенсирующая роль этих анализаторов возрастает, а при тотальной (полной) глухоте их использование является единственным ресурсом.
Прямое или косвенное восприятие акустических средств, составляющих материальную основу таких фонетических элементов речи, как фонемы, словесное ударение, интонация, служит сенсорной (чувственной) базой, на которой строится усвоение и функционирование устной речи.
Оно является необходимым условием, во-первых, для того, чтобы ребенок научился понимать обращенное к нему устное
слово, во-вторых, для того, чтобы он мог получать образцы, которым следует подражать, без чего невозможно усвоение произносительных навыков, и, в-третьих, для того, чтобы он мог контролировать свое произношение, сличать его с образцом, без чего также немыслимо научиться говорить.
Оценивая сенсорную базу, которой располагает ребенок с нарушенным слухом для усвоения устной речи, необходимо выяснить, какие возможности в отношении восприятия фонетических элементов речи дают ему различные анализаторы, включая слуховой, если его функция оказывается в той или иной мере сохранившейся. При этом в связи с возможностями каждого анализатора важно иметь в виду и рассчитанные на него вспомогательные средства.
Роль, которую способен выполнять анализатор непосредственно или при использовании определенного вспомогательного средства, может быть очень различной. Анализатор может играть роль основного канала для восприятия речи в процессе общения и служить основой формирования произношения. Но он может играть и более скромную роль: служить только целям формирования произношения или выполнять помимо этого функцию дополнительного канала, лишь облегчающего восприятие речевой информации.
Рассмотрим, какие возможности для восприятия фонетических элементов речи дают ребенку с нарушенным слухом различные анализаторы. В связи с этим коснемся и тех вспомогательных средств, которые предназначены для повышения эффективности восприятия фонетической структуры речи.
Источник
Формирование устной речи слышащих детей и детей с нарушенным слухом
Формирование фонетической стороны устной речи у слышащего ребенка обеспечивается деятельностью слухового и речедвигательного анализаторов при некотором участии зрительного. В условиях нормального развития слуху принадлежит основная роль в восприятии чужой речи, служащей образцом, к которому стремится начинающий говорить ребенок, и ведущая роль в совместной деятельности слухового и речедвигательного анализаторов при контроле над собственным произношением. Воспринимая речь окружающих, подражая ей, ребенок постепенно овладевает теми тонкими слуховыми и речедвигательными дифференцировками, которые необходимы для полного понимания речи и правильного произношения. Становление произношения изучалось А.М. Гвоздевым, А.Д. Салаховой, В.И. Бельтюковым.
Известно, что функция слухового анализатора развивается быстрыми темпами: еще не родившийся ребенок реагирует на громкие звуки. С 2 месяцев – на интонацию, около года – начинает воспроизводить ритмическую структуру слова, к 2 годам – по данным Н.Х. Швачкина дети могут различать на слух все фонемы родного языка.
На стадии гуления (3 месяца) ребенок произносит различные комплексы звуков. Эти звуки не зависят от слухового восприятия речи окружающих, звуки появляются на базе врожденных координаций, связанных с актами сосания, глотания, дыхания, т.е. получается все “нечаянно”. На этой же стадии у ребенка в результате автоимитации впервые начинает складываться взаимосвязь между работой речевых органов и соответствующими слуховыми раздражителями (ребенок начинает подражать сам себе). Гуление и имитация есть и у глухих, но слышащий повторяет на основе слухового восприятия, а глухой на вибрации в произношении.
Интенсивный процесс накопления звуков происходит после 6 месяцев, появляются эхололические реакции: ребенок делает попытки подражать речи окружающих, уже на основе слухового восприятия речи окружающих. Значительность лепета состоит в том, что
Лепет обеспечивает общую упражняемость артикуляторного аппарата.
На основе аутоэхололии и эхололии устанавливаются моторно-акустические связи.
Слышащий ребенок овладевает речью на основе подражания. Когда на стадии лепета ребенок переходит от самоподражания к подражанию речи окружающих, развитие его собственной речи вступает в принципиально иную фазу. Именно с этого момента начинается формирование той фонетической системы, которая характерна для данного языка.
Подражая речи говорящих, ребенок постепенно из всего многообразия звуков, бывших в его лепете, закрепляет в собственном произношении звуки, присущие родному языку. Воспроизведение же нетипичных звуков и их сочетаний, не встречая подкрепления, затормаживается. Речь окружающих людей служит для начинающих говорить образцом, по которому он строит собственную.
На стадии формирования собственного произношения ребенок начинает более тонко и дифференцировано воспринимать слова и фразы. В переходный момент от лепета к собственному произношению наблюдается обеднение звукового состава речи ребенка. У некоторых детей возникает период немоты. Это явление тесно связано с психологическими факторами: ребенок сталкивается с необходимостью немотивированного использования звуков.
Сроки овладения звуками очень индивидуальны, но к 6 годам должно быть завершено. Девочки овладевают звуками родного языка быстрее, чем мальчики. Звуковой состав языка усваивается в процессе усвоения произношения слов и фраз. Мальчики и девочки словами овладевают одинаково.
В момент становления произношения дети, как правило, лучше слышат те звуки, которые они умеют произносить, т.е. речедвигательный анализатор оказывает определенное внимание на слуховое восприятие.
Как отмечается в работах В. И. Бельтюкова, К. А. Волковой, Ф. Ф. Рау и других, устная речь глухих школьников характеризуется как монотонная, маловыразительная, бедная по эмоциональной окраске. Нарушениями, не считая дефекты звукопроизношения, являются замедленный темп речи, нарушение его тембра, неправильные паузы. В речи неслышащих детей недостаточно развиты, а в некоторых случаях не сформированы основные элементы интонационной структуры языка: естественное звучание голоса, различные модификации его мелодического рисунка, динамические изменения, словесное и логическое ударения, нормальные темп речи.
Нарушения указанных структур приводят к тому, что даже при достаточно хорошем звуковом составе речи неслышащего школьника звучит неестественно, недостаточно понятна слышащим. Это существенно затрудняет устную коммуникацию глухих со слышащими. Обеспечить максимальную выразительность произношения глухого и тем самым приблизить речь к живой речи окружающих – одна из самых важных и трудных задач специальной школы. В связи с этим весьма важны поиски путей совершенствования произносительной стороны устной речи школьниками с недостатками слуха.
Важным условием овладения звуковой структурой слова является одновременная отработка в произношении детей всех его основных компонентов и в первую очередь ритма в сочетании со слитностью, плавностью и выразительностью, а также важнейшими нормами орфоэпии. Опора на слуховое и слухо-зрительное восприятие образца слова, произнесенного учителем, дает возможность использовать естественные пути подражания. При этом совершенно необходимо учителю говорить нормально, без утрирования, с соблюдением норм орфоэпии, правильного ритма речи и выразительности. Воспринимая правильный образец слова или фразы слухо-зрительно, дети воспроизводят его, контролируя свое произношение постепенно совершенствуя его, приближают к норме. При таком условии ребенок овладевает стереотипом нормированного произношения слова.
Устная речь глухого считается полноценной только тогда, когда все произносительные навыки автоматизированы. Каждый навык произношения того или иного элемента устой речи нужно закреплять в отдельности и в совокупности с другими. Формирования этого навыка в целом следует осуществлять одновременно с отработкой темпа речи, словесного ударения, орфоэпии, интонации. Оценивая фонетическое оформление речи глухого с точки зрения тех, кто ее воспринимает, следует на ряду со степенью ее разборчивости иметь в виду еще и такой критерий, как мера естественности звучания речи, т.е. мера его сближения к обычному произношению нормально слышащих и говорящих людей. Сюда относится и качество голоса, и качество звучания фонем, и соблюдения ударения, орфоэпических норм в словах, и фразовая интонация со всеми ее компонентами (мелодическим, динамическим и темпоральным), темп речи и ее общая выразительность. Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речь как способ общения глухого с окружающими, следует считать, что одна из главных задач обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную выразительность их устной речи.
Можно сделать вывод, что усвоение звуков в произношении в норме осуществляется в соответствии их артикуляторными свойствами, а восприятие на слух в соответствии с акустическими свойствами. Наблюдается тесное взаимодействие слуха и произношения в момент формирования собственно произношения при ведущей роли слухового анализатора, т.к. слуховой анализатор выполняет функцию контроля и стимулирования.
Для неслышащих детей, поскольку существенной предпосылкой рефлекторного проговаривания ими воспринимаемых зрительно, на слух, слухо-зрительно слов и словосочетаний служит тождественность его произношения с произношением говорящего, представляется важным соблюдение в речи глухого словесного ударения, интонации и орфоэпических норм.
Источник
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.
- Крики – возникают с рождения
- Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
- На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
- Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
- Слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
- Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.
- 1год -5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года – 1100
- 4 года 1600 – 1900
- 5 лет 1900 – 2200
Развитие фразовой речи у детей
- Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) – начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет
- Появление и развитие предложений – с 2 лет
- К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы.
- Использует единственное и множественное число
- К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
- Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
- Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Особенности развития речи у детей
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
- раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот;
- среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’;
- позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов.
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби – бах – все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам
Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.
О диагнозе ЗРР – задержка речевого развития у ребенка
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.
Частые вопросы о развитии детей в этой теме.
Источник