Развитие речи игры и упражнения с ребенком овз

Речевое развитие ребенка происходит в процессе познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности всего педагогического коллектива, родителей и ребенка.

Известно, чем активнее работает мозг, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются(в случае детей с ОНР) или развиваются(при нормальном речевом развитии) речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации. Исходя из этого, мы стараемся дать детям как можно больше разнообразных знаний в пределах одной лексической темы и тем самым ,ускоряя развитие их речи и интеллекта. Для этого мы разработали разные игры и игровые приемы на одновременное  развитие речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой и нравственной сфер.

В нашей работы по развитию речи и  одновременно ознакомлению с окружающим миром поставлены следующие задачи:

-овладение детьми лексико-грамматическими формами языка.

-формирование знаний об окружающим мире и человеке как сложных и взаимосвязанных системах.

–  развитие восприятия, памяти, внимания, воображения и мышления.

-моральное воспитание и формирование основ экологической культуры.

-развитие эмоционально-чувственной сферы: ощущения красоты окружающего  мира и желания сохранить и умножить её ,выражения своего отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах и переживаниях.

Мне хотелось познакомить вас с рядом лексических и грамматических упражнений, которые используются нами в работе с детьми, имеющими ОНР и с успехом применяемые к детям с нормой речи.

Нами широко используется подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета, изучаемого по определенной теме (упражнения «Подбери слово», «На что похоже» и др.). Так, для характеристики предметов (с опорой на соответствующие картинки) детям могут быть предложены следующие слова: «дерево» (большое — маленькое, высокое — низкое, старое — молодое (деревце)), «дом»(одноэтажный -многоэтажный, кирпичный – деревянный, новый – старый и др. Выполнению этого упражнения может предшествовать задание типа: «Узнай, о чем это», когда дети по названным педагогом словам-определениям должны узнать объект, к характеристике которого эти слова подходят. Например:

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЛОВА

а) деревянный (каменный), одноэтажный – дом

б)  деревянная, длинная – удочка

в)  круглый, резиновый – мяч

г) круглое, румяное – яблоко

КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

дом, карандаш, удочка, мяч, арбуз, яблоко и т.д.

2. Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наименований действия и наоборот (упражнение «Кому что нужно?» применительно к различным лексическим темам и др.).

3. Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (игра-упражнение «Скажи по-другому», «А как наоборот?», где к данным словам детям предлагается подобрать слова с противоположным значением и др.) Ниже я  приведу примеры таких упражнений.

Например, упражнение «Скажи по-другому». Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым воспитателем словам-определениям. Предлагаемые слова:

а) прилагательные: невеселый (грустный), небольшой (маленький), храбрый (смелый);

б) наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело), опять (снова) и т.д.

К данным словосочетаниям (характеристика предмета) по образцу педагога детям предлагается подобрать синонимы, например:

Образец: невысокое дерево — низкое дерево; неширокая тропинка — узкая тропинка.

 Составляем с детьми синонимические пары:

нехороший поступок (плохой поступок); нетрудная работа/задача (легкая работа/задача); неглубокий) ручей (мелкий ручей); недоброе лицо/дело (злое лицо/дело) и т.д.

Нравится детям и упражнение «Скажи наоборот», где используются разные части речи: слова-определения (признаки): большой (маленький), здоровый (больной), , первый (последний); мягкий (жесткий); бедный (богатый);    слова-наименования (обозначающие явления и состояния): ночь, день, холод,  жара; глагольная лексика: потерять( найти), ломать (делать),  вошел (вышел), снять (повесить); наречия: холодно( жарко), высоко (низко), вверху (внизу), впереди (сзади), и т.д.

 Интересно упражнение «Определи, о ком так можно сказать» (с использованием соответствующих предметных картинок)

Предлагаемые пары слов: храбрый — трусливый (лев — заяц); .большой(-ая) — маленький(-ая) (слон — мышь; ворона -воробей); хитрая — глупый (лиса — волк); ловкий — неуклюжий (кот — медведь) и т.д.

Подбор родственных слов, вариативных по значению (река – речка — реченька; лес — лесник — леший и др.).

Теперь остановимся на  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ

 Интересен для детей такой вид заданий как дополнение предложений нужным по смыслу словом (лексемой, словоформой). Для упражнения «Закончи фразу» могут быть использованы предложения типа: «В лесу растут г… и я…»; «На клумбе выросли красивые ц…»; «Топором рубят д…»; «Молотком забивают гво…»; Зимой на улице хо…, а летом…»’, «Миша и Петя любят петь… пе…»; «Девочка качается на ка…» и др.- вариант, когда дети договаривают нужное слово по его первому звуку/слогу);

 Могут быть использованы предметные или ситуационные картинки.    «Цветы растут на/в …»; «Кошка спряталась за/ в …»; «Бабушка несет сумку с…»; «В саду растут…»; «Ребята пошли в лес… / на речку… (Зачем?); «Маша часто помогает маме…» (Что делать?) и т.д. 

Или   «Наступила осень. С деревьев падают… (листья). Небо закрыто низкими темными… (тучами). Часто идет… (дождь). Дует холодный сильный… (ветер). Ночи становятся… (длиннее), а дни… (короче). Выходя на улицу, люди одевают теплую… (одежду)» и т.п.

 Очень полезно для усвоения грамматических категорий упражнение на составление словосочетаний из двух данных слов

Речевой образец: «Стакан, молоко. Стакан чего? — Молока. Стакан молока». Составляемые словосочетания: стакан чая (кефира, сока); бутылка молока (воды, сока); кусок сыра (торта, мыла) и т.д. Во второй части задания детям предлагается составить предложения, используя данные словосочетания, например: «Мама купила бутылку молока»; «Саша выпил стакан сока» и др., а также упражнения на составление:

-предложений по данным словам (слова, в том числе в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем — в измененной последовательности), например: «Медведь, мед, сладкий, любит»; «Под, ноги, скрипит, снег, белый»; «Сосну, на, Петя, прибить, кормушка»; «Снежинки, легкие, падать, кружиться» и т.п.;

-предложений с данным словом (предложно-падежной конструкцией): «Под деревом» — «на дереве»; «Перед домом» -«за домом»; «В воде» — «над водой» и т.д. Используются соответствующие предметные картинки, например: «скамейка» и «гнездо» или «гамак» и «птица»; «рыбки» и «бабочки» и др;

-предложений-ответов на вопросы «Подумай и ответь!»

Образец: «Куда можно повесить пальто?» — «Пальто можно повесить в/на…».

Предлагаемые вопросы: «Куда можно положить книги?»; «Куда кладут обувь?»; «Кого можно увидеть в зоопарке?» и т.д.

Любят дети и упражнения для развития «поэтического слуха», в том числе на подбор рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе.

 Например упражнение «Давай вместе расскажем веселые стихи» (дополнение предложений нужными по смыслу словами-антонимами). В качестве речевого материала можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Другое эхо».

А нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь… (низко).

Потом скажу я: «Далеко»,

И ты ответишь… (близко).

Скажу теперь я: «Потолок»,

А ты ответишь… (пол).

Скажу я слово «потерял».

Ответишь ты… («Нашел!»)

Теперь: «Начало», –я скажу,

«Нет, — скажешь ты… («Конец!»)

Дополнительно мы используем составление словесной характеристики предметов, наблюдаемых во время прогулки или экскурсии (упражнение на составление словосочетаний и фраз — кратких характеристик-описаний растений, домашних животных и птиц, природных явлений /облака, дождь и т.п./); выполнение рисунков к характеризуемым предметам с последующим составлением фраз-высказываний по вопросам педагога.

Словесное творчество детей при выполнении этих заданий проявляется в нахождении слов и речевых выражений, как можно более точно отражающих содержание наглядных образов предметов и явлений, в конструировании словосочетаний и предложений. Регулярное выполнение ими упражнений на подбор синонимов и антонимов, эпитетов, сравнений, рифмующихся слов и др. не только способствует лучшему усвоению языковых средств образной выразительности, но и позволяет использовать полученные речевые навыки (словоизменения, употребления слов в разном значении) в дальнейшем, при составлении собственных рассказов.

Источник

Юлия Веряева
Игры и упражнения по развитию связной диалогической речи у дошкольников с ОВЗ

Дидактическая игра «День рождения Маши»

Цель. Расширение словарного запаса существительных по теме

«Продукты», уточнение представлений о назначении различных

предметов.

Оборудование. Предметные картинки с изображением продуктов.

Инструкция.

-У куклы Маши сегодня день рождения. Она пригласила друзей на

праздник. (Педагог предъявляет предметные картинки).

-Где Маша готовила еду? (На кухне).

-Какие продукты стоят на столе? (Салат, курица, колбаса, рыба,

сыр, хлеб).

-Из каких продуктов состоит салат? (Огурец, помидор, лук,

редис).

Игры на формирование активного словарного запаса глаголов.

Специально подготовленная база «Профессии».

Цель. Накопление глагольного словаря по теме «Профессии».

Оборудование. Картинки с изображением различных профессий.

Инструкция.

-Каждый из вас получил картинки, изображающие людей различных

профессий.

-У кого на картинке продавец? Что он делает?

-У кого на картинке строитель? Что он делает?

-У кого на картинке водитель? Что он делает?

Игры на формирование активного словарного запаса прилагательных.

Игровая ситуация «Из чего сделано?»

Оборудование. Предметные картинки.

Инструкция.

-Я буду называть предмет, и материал из чего он сделан, а вы

назовите прилагательное, которое может охарактеризовать данный

предмет.

Вилка из металла-металлическая.

Стакан из стекла-стеклянный.

Ложка из дерева-деревянная.

Тарелка из пластмассы-пластмассовая.

Театрализация «Артисты»

Цель. Закрепление в словаре детей прилагательных по теме

«Животные».

Оборудование. Картинки с изображением животных.

Инструкция.

-Представьте себе, что вы артисты и вам предстоит разыграть

роли различных животных: лисы, медведя, волка. Для того, чтобы

изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и

характер. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать от имени

лисы, волка и медведя.

-Это кто (лиса? Какая лиса? (хитрая, проворная).

-Это кто (волк? Какой волк? (злой, голодный).

-Это кто (медведь? Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).

Игры на формирование навыка построения предложения

Игровая ситуация «Наоборот»

Цель. Формирование сложноподчиненного предложения с

противопоставительным союзом «а».

Оборудование. Предметные картинки.

Инструкция.

-Я назову для вас начало предложения, вы его повторите и

предложите его.

-Кукла большая, а пирамидка…

-Мяч резиновый, а машина…

-Мишка меховой, а кукла…

-Кубик квадратный, а мяч…

Игры на формирование построения описательного рассказа.

Игровая ситуация «Писатель»

Цель. Научить детей составлению описательного рассказа по плану.

Оборудование. Овощ (свекла, морковь, лук).

Инструкция.

-Посмотрите, у меня овощ. Опишите по следующему плану этот

овощ.

-Что это?

-Где растет?

-Какой он на вкус?

-Какого цвета?

-Какой формы?

-Какой он на ощупь?

-Что из него готовят?

Игровая ситуация «Работа с использованием стихов»

Цель. Формирование контекстной речи.

Оборудование. Сюжетная картинка.

Инструкция.

-Я сейчас прочту стихи А. Барто «Бычок».

Идет бычок качается,вздыхает на ходу:

Вот досточка кончается, сейчас я упаду.

-Кто идет?

-Что он делает?

-Почему он вздыхает?

-Чего он боится?

Игры на формирование навыков составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Игровая ситуация «Составь рассказ»

(на основе картинного материала)

Цель. Развитие навыка составления связного рассказа по серии

сюжетных картинок (б) «Петя и снеговик».

Оборудование. Серия сюжетных картинок «Петя и снеговик».

Инструкция.

-Возьмите сюжетные картинки и составьте по ним рассказ.

-С чего все началось?

-Кто был на улице?

-Как он выглядит?

-Что он делает?

-Что он стал дальше делать?

-Как он украсил голову снеговику?

-Его отношения к снеговику? К мальчику?

Игра «Расскажи сказку по цепочке»

(на основе картинного материала)

Цель: развитие навыка составления связного рассказа по серии

Картинок сказка «Репка».

Оборудование. Серия сюжетных картинок по русской народной сказке

«Репка».

Ребята, перед вами карточки, на которых изображены герои знакомой

вам сказки. Сегодня мы будем учиться пересказывать сказку. Для

этого вам нужно будет выбрать карточку с началом сказки, а другой

ребенок должен продолжить сказку, и так до самого конца.

Игра «Найди героев сказки»

(на основе картинного материала)

Ребята, перед вами карточки, на которых изображены герои

знакомых сказок. Вам нужно быстро выбрать те карточки, на

которых изображены герои сказки «Репка».

Игровая ситуация «Придумай рассказ»

(на основе картинного материала)

Цель: развитие навыка составления рассказа по воображению.

Сейчас мы будем придумывать рассказ про Машу и зайца. Я буду

Начинать предложение, а вы его заканчивать.

Как-то раз пошла Маша в лес за…. (грибами). Набрала …. (полную

корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий ….(заяц). Он

был…. (серый, пушистый, трусливый).

Игра на развитие диалогической речи

Театрализация «Ателье»

Цель. Формирование навыков связной диалогической речи.

Оборудование. Картинки с изображением разных фасонов одежды.

Инструкция.

-Для этого нам необходимо выбрать закройщика. Кто желает?

Твоя задача – принимать заказы у остальных детей. Дети должны

прийти в ателье и сделать заказ на пошив одежды. При этом вы

должны сказать, что просите сшить, из какой ткани, с какой

отделкой, какого цвета.

Если ребенок затрудняется в оформлении заказа, закройщик

спрашивает его:

-Что вы хотите заказать?

-Какого цвета?

-Какие детали должны быть на этом изделии?

-Какого цвета отделка?

Игры на формирование активного словарного запаса

существительных

Дидактическая игра «Машин сад»

Цель. Активизация словаря существительных по теме «Фрукты».

Оборудование. Изображение дерева с кармашками для картинок.

Инструкция.

-У куклы Маши в саду есть необычное дерево. На нем выросли

различные фрукты. (Педагог в кармашки на дереве выставляет

изображения различных фруктов, дети комментируют действия

педагога).

-У Маши на дереве вырос лимон.

-У Маши на дереве вырос апельсин.

-У Маши на дереве вырос банан.

Игровая ситуация «Прогулка»

Цель. Активизация словаря существительных по теме «Одежда,

обувь, головные уборы».

Оборудование. Картинки с изображением летней, зимней, верхней и

нижней одежды.

Инструкция.

-Представьте, что вы собираетесь пойти на каток (в лес, на пляж).

Перед тобой лежат на столе картинки с изображением одежды.

Выбери необходимую одежду для прогулки на катке. После того как

ты выберешь, что тебе необходимо, перечисли вслух предметы одежды.

Например, «Я надену трусы, майку, штаны, свитер, теплые носки,

Ботинки с коньками».

Источник

Картотека игр для младших школьников по теме « Развитие речи  у детей с ограниченными возможностями здоровья ».

№1 «Колобок»

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие интонационной культуры речи.

Материалы и оборудование: мешочек, сказка «Колобок» (вкладыши).

Ход игры:

–  Герои сказки спрятаны в мешочек.

– Логопед просит найти в мешочке всех героев, по сюжету сказки вложить вкладыши с изображением животных с соответствующие прорези.

– Ребенку предлагается рассказать сказку, используя различные интонации в речи.

№2«Фигуры»

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, закрепить понятия о форме и цвете.

Материалы и оборудование: рамки Монтессори (круг, квадрат, треугольник

разного цвета), лист бумаги, карандаши.

Ход игры:

– Ребенку предлагается взять и  рассмотреть фигуры-вкладыши.

– Логопед описывает фигуру,рассказывая на какой предмет она похожа.

– Ребенок,узнав по описанию обводит её по контору   карандашом ,                  соответствующего цвета,возвращает фигуру, называя форму и цвет.

№3«Да-нет»

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: закрепить знания по теме «Домашние животные».

Материалы и оборудование: рамки–вкладыши «Домашние животные»

Ход игры:

-Вкладыши ребенок раскладывает на столе.

– Логопед загадывает слово “Корова”.

– Ребенок задает вопросы  (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое?      Оно живет на ферме? Оно мычит? Это корова?).

– Логопед отвечает только ” да” или “нет”, пока ребенок не угадает задуманное.

– Угаданное животное ,ребенок вставляет в рамку.

№4  «Что – то – часть чего – то (по теме «Посуда)». 

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Материалы и оборудование: картинки с изображением посуды, разрезанные на 4 части.

Ход игры:

– Картинки лежит на столе изображением вниз.

–  Ребенок наугад открывает один квадрат, рассматривает его, предполагает, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывает следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображенное на картинке.

№5«Чемодан»

Возраст детей: 3-4 года.

Категория детей: воспитанники  с ОНР II уровня речевого развития.

Форма работы: индивидуальная

Образовательные области согласно ФГОС ДО: «Речевое развитие».

Задачи игры: обогащение активного словаря, закрепление знаний по теме «Одежда».

Материалы и оборудование: изображение 2-х чемоданов, карточки с изображением одежды для девочек и мальчиков.

Ход игры:

–  Логопед предлагает ребенку распределить одежду по чемоданчикам (для девочек, для мальчиков).

– Ребенок выполняет, называя одежду.

 Список литературы:

– Гин С. И.Занятия по ТРИЗ в детском саду. – Минск:ИВЦ Минфина, 2008

– Борисенко М.Г. Лукина Н.А. Грамматика в картинках.— СПб.:     Паритет, 2006.

Источник