Развитие речи и речевого общения у ребенка дошкольного возраста
Анастасия Бокова
Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста
Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста
А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г. Железногорск
Одна из проблем, решаемых педагогикой – проблема развития речи, речевого общения дошкольников.
В частности, решаются такие проблемы, как воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову.
Во многом проблемы, связанные с развитием речи, решаются при помощи обучения ребёнка сразу двум или более языкам. Как показывает практика, изучение дополнительных языков наиболее эффективно, если оно осуществляется ещё с дошкольного возраста – так, ребёнок быстрее формируется в личностных аспектах, развивает интеллектуальные и познавательные способности, получает основу для общения с людьми иных этнических групп.
За счёт формирования представления о явлениях языка, речи, ребёнок становится способным самостоятельно наблюдать за языком, формировать свою речь более творческой. Всё это формирует ребёнка как личность, помогает осуществлять наиболее разностороннее воспитание ребёнка – он становится более открытым для понимания и освоения многозначности отдельных слов, более точного употребления слов по своему смысловому содержанию. У ребёнка формируется представление о слове как таковом, ему открывается языковая структура языка, на котором он говорит.
За счёт обучения самостоятельному построению слов дети активно усваивают принципы словообразования, со временем всё более усваивая языковые нормы.
Изначально обладая звуковой структурой языка, дети в первую очередь формируют свою речь за счёт услышанного. Во многом их культура речи формируется за счёт фонетического наблюдения за внешними событиями. В звуковой речи важен каждый аспект, но превалирующим является интонационный. Именно он больше оказывает наибольшее влияние на способность ребёнка строить осмысленную и содержательную речь и именно он является показательным при оценке общего развития.
Также важен и эстетический аспект – он отражает уровень владения родным языком и одновременно показателен при оценке умственного развития ребёнка.
Способность строить связную речь помогает такое средство, как диалог между ребёнком и взрослым, в котором взрослый ставит задачу свести разговор в монолог со стороны ребёнка, позволить ребёнку высказаться, обозначить свою логику, своеобразность построения мысли. В результате диалог помогает ребёнку научиться связывать изначально отдельные высказанные тезисы, таким образом позволяя планировать свою речь, в результате чего ребёнок учится самостоятельно выстраивать реплики. Ещё более эффективный метод – метод диктовки, когда ребёнок диктует взрослому свою мысль, а взрослый её фиксирует письменно.
В целом, развивать речь ребёнка позволяют самые разнообразные виды деятельности – это и игра, и занятия, и художественная деятельность, и бытовые ситуации. Но только специальные средства позволяют ребёнку освоить дополнительные языки. Важно то, что ребёнок для полноценного изучения и освоения языка должен находиться в подходящих условиях. Необходимо создать для ребёнка такую среду, чтобы развитие ребёнка в языковом отношении шло непрерывно, то есть, обучение дополнительному языку должно осуществляться не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и в бытовой обстановке – в семье. Во многом решение речевых задач зависит от родителей. Но к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, учитывающий его эмоциональные, мыслительные особенности, особенности его памяти, воображения.
Однако задача речевого воспитания состоит не только в техническом формировании навыков речи, но и в развитии навыков коммуникации, способности ребёнка вступать в полноценный живой диалог с другим человеком.
Постепенно, со временем развитие коммуникативных навыков, культуры речи ребёнка продвигается вперёд, усложняется, ребёнок учится контактировать с людьми на эмотивном уровне, уровне совместной деятельности, в результате чего происходит и постепенное психическое развитие. Через общение ребёнок соприкасается со сложным процессом коммуникации.
Владение навыками коммуникации подразумевает под собой способность вклиниться в процесс общения, умение контролировать ситуацию, понимать участников разговора.
Основная задача речевого воспитания – позволить ребёнку творчески освоить нормы языка, как родного, так и иностранного. Ребёнок должен научиться чувствовать язык, уметь подбирать подходящие по своему значению слова, владеть навыками общения.
Существует система занятий по развитию речи, созданная на основе комплексного применения и закреплённая в дошкольных образовательных учреждениях РФ.
На её основе разработана специальная технология, которая ставит себе цель решить взаимосвязанные речевые задачи, включающие в себя стороны различного речевого воспитания (грамматическая, фонетическая, лексическая) и развивающие связную монологическую речь у ребёнка.
Основа такой технологии – взаимосвязанность решаемых речевых задач, комбинируемых на каждой возрастной ступени. На основе данного подхода возникает проблема соотношения содержания и структуры решаемой речевой задачи на разных ступенях возраста.
Комплекс речевых задач, его освоение приводит к поступательному освоению элементов структуры изучаемого языка. Главной задачей является создание наилучших педагогических условий для развития речевых способностей ребёнка. Именно поэтому повышается интенсивность работы над словом как основополагающей единицей языка и определением спектра языковых явлений, с которыми соприкасаются дети в дошкольном возрасте.
Именно поэтому словарная работа включает в себя регулярное ознакомление детей со словами, имеющими множество разных значений, семантическими отношениями между ними, повышение точности при употреблении синонимов и антонимов. Данный подход обеспечивает усвоение детьми сложных языковых явлений (семантических связей в области лексики).
В построении грамматического строя речи важной является задача составление языковых обобщений – это даёт возможность развить ребёнку широкую ориентировку в стандартных способах словообразования, научиться чувствовать язык и внимательно относиться к грамматике явлений языка.
При развитии полноценной монологической главное в процессе становления ребёнка – формирование картины структуры разных типов высказывания – повествование, рассуждение, описание, – и развитие способности связывать два и более предложения при помощи различных лексических средств.
Зависимость друг от друга различных сторон речевой работы является важнейшим принципом изучения преемственных связей в программе обучения дошкольников. Соблюдение преемственности в развитии речи дошкольников осуществляет логическую последовательность всех уровней освоения родного языка и систематизирует овладение речевых навыков.
Занимаясь развитием речи дошкольников,мы соприкасаемся с двумя формами воплощения преемственности: линейной и концентрической.
Решение речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматики, словарная работа) осуществляется главным образом линейно в виду того, что со временем по мере выполнения речевых задач идёт постепенное усвоение ребёнком материала, который комбинируется. При поэтапном усложнении задач у ребёнка фиксируется, концентрируется программная основа. Ребёнок прогрессирует в связывании предложений между собой, работе над смысловой стороной слова, формировании языковых обобщений.
Большая часть занятий по развитию речи разработана по тематическому принципу – дети упражняются внутри одной темы. Тема занятия может быть посвящена и временам года, и окружающему миру, и миру общества, и любви к Родине, любви к природе. Многие из этих тем преподносятся изначально только для расширения кругозора детей, их формирования картины окружающего мира при помощи художественной литературы, а уже после на занятиях по развитию речи полученные знания закрепляются, и дети учатся выражать свои впечатления в специальных грамматических и лексических упражнениях, а затем в грамотно построенных высказываниях.
Именно после этого переход от составления синонимов и антонимов к составлению рассказа, сказки становится более плавным и естественным.
Важным принципом работы над изучением языка является выполнение педагогической диагностики для выявления уровня сформированности системных задач у детей, контроля качественных характеристик детей любой возрастной группы, успешности овладения отдельными сторонами языка и формами речи.
Главная цель речевого воспитания – позволить ребёнку творчески освоить нормы и правило родного и дополнительного языков, научить его гибко использовать навыки речи, обучить его основным коммуникативным способностям.
Литература
• Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002
• Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольников.
• Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 1995
.
Источник
олеся зайцева
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.
Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.
Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
К началу дошкольного возраста (3 года):
– ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;
– ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
– ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
– ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.
К завершению дошкольного возраста (7 лет):
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.
Общение включает в себя:
1. Коммуникация (обмен информацией):
информационно-коммуникативные умения.
– умение услышать и понять обращенную информацию;
– умение передать информацию;
– умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;
– умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.
2. Интеракция (обмен действиями):
регуляционно-коммуникативные умения.
– умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;
– умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
– умение совместно решать бытовые и учебные задачи;
– умение регулировать поведение партнера;
– умение оценивать результаты совместного общения.
3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):
аффективно-коммуникативные умения.
– умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению
– умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;
– умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Этапы развития общения.
Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).
Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).
Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).
Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).
Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
1. Технологии проектной деятельности.
2. Технологии развития детского речевого творчества.
3. Интерактивные технологии.
4. Технологии коллекционирования.
5. Технологии исследовательской деятельности.
6. Информационно-коммуникативные технологии.
7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.
Формы работы по развитию свободного общения детей.
1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):
-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):
–реально-практические: чтение литературного произведения,
рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.
–имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».
2.Образовательная деятельность в режимных моментах:
-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;
-решение бытовых проблемных ситуаций;
-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;
-беседы;
-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»;ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»;ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»;ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»;ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)
–планируется воспитателем или возникает спонтанно;
–является формой для упражнения детей в использовании освоенного
речевого содержания;
–возникает в разных видах детской деятельности;
–требует организации развивающей среды.
3. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:
-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;
-игры на общение;
-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)
4. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.
Организация развивающей среды.
Литературный центр
(условия для литературного развития ребенка)
Задачи: -обогащать литературный опыт детей;
-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению
художественных произведений;
-развивать умение обращаться с книгами;
-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения
деятельности;
-развитие выразительности речи.
детей;
-воспитывать желание делиться литературным опытом,
развивать речевые умения.
Центр творческой художественно-речевой деятельности
(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)
Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;
-развитие разных сторон речи детей;
-стимулирование речевого взаимодействия детей;
-развитие умения отражать литературный опыт в
творческой
РЕЧЬ – ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!
Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
Задачи развития речи.
1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.
Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.
Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).
Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).
Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).
2. Обогащение активного словаря (развитие словаря).
-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;
-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);
-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.
Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов, действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;
-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;
-воспитание правильного словопроизношения;
-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.
4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).
-освоение звукового анализа слов;
-составление предложений;
-обучение процессу чтения;
-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.
Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.
Виды этикета для дошкольника – это:
-этикет приветствия
-этикет знакомства
-гостевой этикет
-этикет телефонного общения
-этикет убеждения и спора
-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.
Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.
1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.
2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.
3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.
4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.
5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.
Источник
Татьяна Адасенко
Развитие речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в норме
Развитие речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в норме.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью.
Л. С. Выготский утверждал, что «… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».
Все виды речи развиваются в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. К языковым относят фонематический состав, словарный запас и грамматический строй, а к неязыковым – мимику, интонации, жесты и другие выразительные средства. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.
Коммуникативное становление личности в этот период носит до некоторой степени стихийный характер. А. М. Леушина, А. А. Люблинская, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Особую роль приобретают устные формы коммуникации (говорение и слушание).
Исследования И. А. Зимней показывают, что в этом возрасте происходят не только количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, совершенствование отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и качественные проявления в своем коммуникативном развитии, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Другими словами происходит включенность речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности.
В этом возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей от правильного использования которых существенно зависит своевременное овладение связной монологической речью.
Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной.
В овладении внешней стороной речи ребенок сначала произносит слова, затем предложения из двух слов, затем из трех-четырех, из простой фразы постепенно развивается сложная фраза, и только через несколько лет ребенок овладевает сложным предложением, главными и придаточными частями этих предложений, составляющих более или менее связный рассказ.
Коммуникативные задачи описания и объяснения начинают опознаваться дошкольниками как самостоятельные формы воздействия. В ролевой игре развиваются новые формы речевого высказывания: инструктирующие, повествующие и другие. Ребенок вырабатывает умение ориентировать свое высказывание на различных партнеров и разные ситуации общения.
Дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценного речевого взаимодействия.
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
С. Н. Карпова, Э. И. Труве выделяют два разряда слов,усвояемых детьми:
1) активный запас слов. В него входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь;
2) пассивный запас слов. К нему относятся слова, которые ребенок понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят.
Однако, как показывает практика, один и тот же ребёнок может обладать богатым словарным запасом, но при этом иметь недостатки в фонетическом оформлении (например, неправильно произносить отдельные звуки) или допускать грамматические ошибки, но уметь последовательно и точно описывать события, свидетелем которых он был.
А. И. Максаков отмечает, что для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность,интонационная и образная выразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».
Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.
В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3 – 7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2-2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16%).
Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20%).
В 6-7 лет у детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употребляют разные части речи точно по смыслу.
У значительного числа детей старшего дошкольного возраста в самостоятельных высказываниях заметно возрастает число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. Дети 6-7 лет, которые в самостоятельных высказываниях употребляют достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, т. е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.
Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. В высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).
Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в старшем дошкольном возрасте становятся регулятором поведения детей.
В самостоятельных высказываниях детей 6-7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи.
В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. Причину этого Н. В. Новотворцева видит в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю.
В старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза (с 40%) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо – плохо») и прилагательных «хороший» – «плохой».
Общение дошкольников с окружающими их сверстниками и взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения коммуникативных задач: как поприветствовать, попрощаться, как выразить просьбу, как вести диалог по телефону; что значит быть внимательным слушателем и т. д. В связи с этим у детей развиваются следующие речевые умения:
– оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т. п.);
– ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
– владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией и т. п. ;
– внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
– соотносить вербальные и невербальные средства общения.
Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм – контекстной и объяснительной.
Исследование А. М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение.
У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.
К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.
Объяснительная речь – самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.
Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.
Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.
Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений. Старший дошкольник определяет основных героев и второстепенных, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ) и некоторые средства языковой выразительности, например сравнения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте происходит включенность речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности. Развитие коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста происходит в процессе освоения словарного запаса, грамматического строя родного языка и приобретения сенсорного опыта. Смысловое значение речи формируется на основе фонематического слуха и речедвигательного анализатора, в частности голосового аппарата, и зависит от зрения и слуха.
Можно выделить следующие особенности развития коммуникативной функции речи в старшем дошкольном возрасте:
– речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
– регуляция речи становится произвольной;
– богатый словарь;
– дифференцированный отбор языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения;
– появляются связные формы речи (монологическая и диалогическая,
– устная речь характеризуется краткостью и простотой построения предложений, бессоюзными соединениями, возрастает ее выразительность;
– речь превращается в особую деятельность,имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
– из всех форм устного общения у дошкольника более всего развиты задачи сообщения, описания, и вопроса;
-коммуникативная функция речи развив?