Развитие речи и общения ребенка

  1. Общение – средство развития речи ребенка

Общение как важнейшее условие

развития речи детей дошкольного возраста.

 Общение – oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и  на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей. Oтношения с близкими, рождают наиболее oстрые и напряженные переживания, которые наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с oдиночеством или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются связанностью с другими и близостью.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главнoе своеобразие oбщения. Отсюда следует, что oбщение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннегo полноценного развития детей. Чем бoгаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его вoзможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сo сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит,  прoисходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.  Именно  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дoшкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном возрасте происходит,  переход к таким  фoрмам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой  ситуацией.

Большой  опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Овладение речью  также  происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главногo таланта в жизни.  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в пoзнании.  Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.

Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы,  понять ребенка и вовлечь его в то сoдержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. Именно речевая активность, ее oбъем  и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В общении сo сверстниками инициативные действия преобладают  над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность кoммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Общение в дoшкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опoсредовать свое поведение определенными нормами и правилами.

В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные фoрмы общения  со взрослым: внеситуативнo познавательная и внеситуативнo личностная.

Таким образом, oбщение многолико; включает много фoрм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение – важнейший фактoр формирования личности, так же oбщение – это наилучший путь для тогo, чтобы познать себя.

Литература:

1. О.С. Ушакова, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002.

2. О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.

3. Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=78488

      1. Общение – средство развития речи ребенка

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Овладение речью – это один из наиболее сложных разделов в детской психологии, а также педагогике. Ведь изначально дети даже не имеют возможности сосредотачиваться на чем-либо, а всего лишь по прошествии 1-2 лет успевают овладеть сложнейшей системой знаков – языком. Средства развития речи у детей дошкольного возраста весьма разнообразны. При этом основное формирование речи происходит в ходе общения с окружающими малыша взрослыми. Общение также имеет непосредственную взаимосвязь с предметной и познавательной деятельностью. Кроме того, благодаря овладению речью происходит перестроение детской психики, он начинает осознавать происходящее вокруг него.

      Читайте также:  Направления развития ребенка дошкольного возраста

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей, как:

      – речь воспитателя, культурная языковая среда;

      – общение детей со взрослыми;

      – обучение родной речи в рамках занятий;

      – чтение художественной литературы;

      – обращение к различным искусствам.

      Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

      Общение как важнейшее средство развития речи у детей

      Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

      Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

      Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

      Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

      Речь воспитателя и специальные занятия как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      В свою очередь речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя. Также она должна характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурной языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

      В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

      Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

      Всевозможное искусство оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

      Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

      Источник

      « Развитие речи детей в общении,

      как способ интеллектуального

      и нравственного развития

       в окружающем их мире»

                                                                                                                             Из опыта работы

                                                                                                                     воспитателя

                                                                                                                 Овод С.Ф.

      I. ВВЕДЕНИЕ.

            Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы, а также самостоятельно задавать их. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный запас ребёнка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых.

             Л.С.Выготский, исследуя проблемы обучения, писал: «Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту».

      Читайте также:  Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка

             Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребёнка.

              К основным видам деятельности ребёнка относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диа-логической, монологической, письменной), позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

      II. Основная часть.

      1. Основные задачи работы.

             Для реализации своей работы я спланировала следующие задачи:

      1. развитие и активизация словаря детей;
      2. освоение и развитие звуковой культуры речи;
      3. развитие и освоение грамматически правильной речи;
      4. развитие навыков речевого общения с взрослыми и сверстниками;
      5. обогащение опыта речевого общения детей с окружающими его людьми.
      1. Формы и методы работы.

             В своей работе я использовала следующие методы и формы работы:

      1. Наглядные  (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций и картин)
      2. Словесные  (беседы, чтение художественной литературы, пересказы, фольклор)
      3. Практические  (дидактические игры, словесные игры, подвижные игры со словами, диагностирование, анкетирование взрослых)

         Свою работу по развитию речи и речевого общения, я организовывала и в  повседнев-ной жизни, и в различных видах деятельности: на занятиях; на прогулках; в игровой деятельности детей, в свободной самостоятельной деятельности детей, а также в работе с семьёй.

            На занятиях мы с детьми ставили звуки и учились их произносить правильно и чётко, учились строить простые и сложные предложения, составлять небольшие рассказы и пересказывать тексты, рассматривали картины и иллюстрации, по которым составляли описательные рассказы, учились строить диалоги между двумя и тремя детьми и т.д. На прогулках, при наблюдении за различными объектами, дети учились правильно и чётко отвечать на поставленные вопросы. В игровой и самостоятельной свободной деятельнос-ти дети учились общаться между собой, чётко и ясно высказывая и выражая свои мысли и предложения для создания игровой ситуации. При работе с семьёй я использовала анкетирование и проводила консультации для родителей по обучению детей граммати-чески правильной речи и речевому общению родителей и детей вне детского сада.

           Перед тем, как начать работу по формированию речи в общении детей, я использовала метод наблюдения за детьми на занятиях и в свободной деятельности детей: как общаются они между собой, как умеют выстраивать диалог, умеют ли высказать ясно и чётко свою мысль, как отвечают на поставленные вопросы, умеют ли пересказать небольшой текст, составить рассказ из 3-4 предложений без помощи взрослого     Результаты наблюдений за детьми я систематизировала и составила диагностику. (Приложение №1)                                                                                                                  

      С учётом результатов диагностики построила свою работу по развитию речи детей в общении их на занятиях, в игровой деятельности, в свободной повседневной жизни и в общении детей с взрослыми и сверстниками. Это позволило мне систематизировать, расширять и углублять умения детей общаться между собой и с взрослыми, используя знания и умения в составлении диалогической и монологической речи, построении грамматически правильной связной речи. Также результаты диагностики показали, что необходимо расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей при общении их со сверстниками и окружающими их взрослыми.

              Совершенствуя умение пользоваться установленными формами вежливого общения между собой и взрослыми, дети начинают использовать в своей речи элементы диалогической и монологической речи в сообщениях о выполненной ими работе, о поручении, а также в диалогах с взрослыми, в совместной творческой деятельности: сочинении небольших сказок, рассказов, чистоговорок, стихов и т.д., в умении пересказать тексты, построении простых и сложных предложений в своей связной речи.

               Вместе с тем, расширение контактов ребёнка с другими людьми вызывает необходимость научиться относить к себе речь взрослого, обращённую к группе людей, понимать её содержание и реагировать на неё. Ребёнок вступает в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания, стремится задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т.д. Ребёнок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить), использование дружелюбного, спокойного тона общения.

               С этой целью я проводила занятия, различные по характеру и содержанию, беседы на различные темы, дидактические игры, викторины, рассматривание картин и иллюстраций, составление по ним описательных рассказов, придумывание диалогов по определённым темам, беседы и консультации для родителей по развитию речи в общении детей с семьёй.

               Например, проводила беседы по темам: «Как вести себя в общественных местах», «Для чего нужно умение общаться?», «Что такое вежливость?» и т.д. Обучая детей речевому общению, использовала различные игры: словесные, настольно-печатные, театрализованные, подвижные игры со словесными приговорами и др.

                Лингвистические игры во всём многообразии  и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации (подвижные игры со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные и т.д.), способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у детей происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими. Также развиваются диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие детей в таких играх стимулирует речевую активность. Параллельно со становлением речевого общения детей в детском саду, я проводила консультации для родителей, чтобы систематизировать, совершенствовать и углублять речевое общение детей не только в детском саду, но и в семье между детьми и их окружением,

      Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года домашнее видео

       а также проводила анкетирование и беседы с родителями по совместному обучению

      детей речевому общению и развитию речи детей, активизации и обогащению словаря детей, что способствовало дальнейшему развитию активного речевого общения детей.

      (Приложение №1)

          Начинала я свою работу с детьми младшего возраста. С ними я проводила игры и занятия по становлению звуковой культуры речи, совершенствовала правильное произношение отдельных звуков, а также звуков в сочетании со слогами и словами. Например, говорила и показывала детям, как правильно произносить звуки, как располагать язычок при том или ином звуке, заучивали и проговаривали чистоговорки на различные звуки:  са-са-са – вот летит оса; су-су-су – вижу я лису; со-со-со – у машины колесо и т.д.  

          С детьми среднего возраста также закрепляли на занятиях и в играх звуковую сторону речевого общения, обучались чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы взрослого, по произведениям, обучались пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по картинкам и иллюстрациям, заучивали наизусть и выразительно читали стихи и т.д.

          В старшем возрасте, кроме уже изученного, учились общению между собой, составляя диалоги по определённым темам, учась не перебивать говорившего взрослого или ребёнка, внимательно выслушивать, отвечать на вопросы полными ответами, составлять предложения из нескольких слов, называя каждое слово и определяя его местоположение в предложении. Также дети учились свободно владеть в разговоре речью и общаться между собой, интонационно выражать свои мысли и т.д.

          В своей работе я использовала различные игры: словесные, развивающие, логические, которые требуют внимания, умения строить свою речь, логически мыслить и умения рассказать чётко и ясно о своих ощущениях и идеях. Такие игры, как «Кто что делает?», «Цепочка слов», «Узнавание», «Какие бывают слова?», «Пропущенные слова», «Пропавшие слова», «Летает – не летает» и др.

               Всё это способствовало развитию речи детей и развитию речевого общения детей со сверстниками и с окружающими их взрослыми.

      III. Заключение.

              Использование в систематической работе различных форм и методов показало эффективность работы при формировании диалогической и монологической речи детей, звуковой культуры речи, построении грамматически правильной связной речи, а также развития речевого общения детей.

              В начале моей исследовательской работы качественный уровень развития речи детей составил:    высокий – 25%;  средний – 55%; низкий – 20%.

             В процессе моей работы по развитию речи и речевого общения в течение нескольких лет уровень развития составил: высокий – 65%, средний – 35%, низкий – 0%. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи и речевого общения повысился на 40%.

            Диагностирование показало, что систематически-целенаправленное развитие речи и речевого общения детей в течение определённого времени, способствует развитию умственных способностей детей, успешному обучению в школе, умению детей строить взаимоотношения между сверстниками и взрослыми, способствует развитию логическо-го мышления и связного рассуждения в речи детей.

      Библиографический список.

              1.О.А. Белобрыкина. «Речь и общение».

              2. Н.В. Новоторцева  «Развитие речи детей».

              3. Н.В. Ёлкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать».

              4. О.С. Ушакова  «Развитие речи и творчества дошкольников»

              5. Л.Г. Антонова «Развитие речи: уроки риторики».

      Приложение №1

      АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

      1.Много ли ребёнок задаёт «почемучкиных» вопросов?

             а) очень много, постоянно;

             б) довольно много, но периодами;

             в) мало.

      2. Любит ли слушать, когда ему читают?

             а) любит и подолгу слушает;

             б) когда как;

             в) не любит.

      3. Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?

             а) умеет читать и часто читает;

             б) буквы знает и читает кое-какие слова;

             в) интереса к чтению нет.

      4. Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?

            а) очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов, сказок;

            б) по-разному;

            в) не любит стихов, не играет в слова.

      5. Хочет ли ребёнок учиться?

           а) очень хочет;

           б) хочет, но боится идти в школу;

           в) не хочет.

      6. Есть ли у ребёнка потребность к творчеству?

           а) есть;

           б) проявляется, но изредка;

            в) очень редко.

      7. Уверен ли ребёнок в своих силах?

           а) конечно, уверен;

           б) когда, как;

           в) нет, не уверен.

      Источник