Развитие речи и коммуникативная сфера ребенка

олеся зайцева
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.

Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.

Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

К началу дошкольного возраста (3 года):

– ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;

– ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

– ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

– ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.

К завершению дошкольного возраста (7 лет):

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.

Общение включает в себя:

1. Коммуникация (обмен информацией):

информационно-коммуникативные умения.

умение услышать и понять обращенную информацию;

умение передать информацию;

умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;

умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.

2. Интеракция (обмен действиями):

регуляционно-коммуникативные умения.

умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;

умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

умение совместно решать бытовые и учебные задачи;

умение регулировать поведение партнера;

умение оценивать результаты совместного общения.

3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):

аффективно-коммуникативные умения.

умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению

умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Этапы развития общения.

Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).

Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).

Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).

Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).

Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Технологии проектной деятельности.

2. Технологии развития детского речевого творчества.

3. Интерактивные технологии.

4. Технологии коллекционирования.

5. Технологии исследовательской деятельности.

6. Информационно-коммуникативные технологии.

7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.

Формы работы по развитию свободного общения детей.

1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):

-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):

–реально-практические: чтение литературного произведения,

рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.

–имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».

2.Образовательная деятельность в режимных моментах:

-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;

-решение бытовых проблемных ситуаций;

-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;

-беседы;

-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»;ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»;ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»;ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»;ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)

–планируется воспитателем или возникает спонтанно;

–является формой для упражнения детей в использовании освоенного

речевого содержания;

–возникает в разных видах детской деятельности;

–требует организации развивающей среды.

3. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:

-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;

-игры на общение;

-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)

4. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.

Организация развивающей среды.

Литературный центр

(условия для литературного развития ребенка)

Задачи: -обогащать литературный опыт детей;

-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению

художественных произведений;

-развивать умение обращаться с книгами;

-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения

деятельности;

-развитие выразительности речи.

детей;

-воспитывать желание делиться литературным опытом,

развивать речевые умения.

Центр творческой художественно-речевой деятельности

(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)

Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;

-развитие разных сторон речи детей;

-стимулирование речевого взаимодействия детей;

-развитие умения отражать литературный опыт в

творческой

РЕЧЬ – ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!

Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Задачи развития речи.

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.

Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.

Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).

Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).

Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).

2. Обогащение активного словаря (развитие словаря).

-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;

-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);

-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.

Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов, действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;

-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;

-воспитание правильного словопроизношения;

-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.

4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).

-освоение звукового анализа слов;

-составление предложений;

-обучение процессу чтения;

-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.

Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.

Виды этикета для дошкольника – это:

-этикет приветствия

-этикет знакомства

-гостевой этикет

-этикет телефонного общения

-этикет убеждения и спора

-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.

Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.

2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.

3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.

4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.

Источник

Развитие коммуникативных навыков и речи у детей дошкольного возраста.

        Очень точно значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет  детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно». Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение,  чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.

Из чего состоит коммуникативный потенциал человека?

– уровень потребности в общении;  

– наличие установки на общение с другими людьми;

– особенности эмоциональной реакции на партнера;

– собственное самочувствие человека в ситуации общения,

–  коммуникативные способности.

        Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. А значит, коммуникативные способности можно и нужно развивать. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать.  Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.  У ребенка надо сформировать умение не только отвечать на вопросы взрослого или сверстников, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Три основных аспекта, определяющие содержание работы педагога по формированию коммуникативных качеств у детей:

«Я хочу!» – желание вступать в контакт с окружающими;

«Я умею!» – умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации);

«Я знаю!» – знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении.

        Непосредственная образовательная деятельность по коммуникативному развитию детей и работа с детьми в режимных моментах должны строиться по единому принципу. Это должно выражаться в том, что

  • создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит
  • обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
  • стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
  • осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;        

        Работа, направленная на развитие коммуникативных навыков неразрывно связана с развитием речи детей (диалогической, монологической). Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Построение диалога иногда сложнее, чем монолог.

        Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми – неподготовленный диалог.  Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. Постепенно происходит переход от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым. Ребенок начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. В группах раннего возраста речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в процессе деятельности детей. Этот процесс начинается с самых первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? и т. д.). В течение дня — во время одевания, умывания, пргулки и т.д. –  воспитателю следует поговорить с каждым ребенком. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель может спросить детей, вкусно ли, не горячий ли суп, из чего приготовлен. Тем самым воспитатель приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивая, что не нужно говорить с пищей во рту.

        Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает специально организуемые плановые разговоры, которые могут быть индивидуальными  и коллективными.

        Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. Воспитатель дает образец словесной просьбы, предлагая ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

        Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их, как естественные, и строит на их основе свой собственный стиль общения. На пример в игре “Давайте знакомиться!” взрослый, демонстрируя пример речевого поведения, каждый раз изменяет структуру вопроса. К одному ребенку он обращается со словами “Как тебя зовут?”, к другому – “Назови свое имя!”, третьего спрашивает “Как тебя назвали родители при рождении?” или “Ты – Оля или Маша?” и т.д. Вслед за этим дети сами обращаются друг к другу, стараясь не повторить только что сказанное другим ребенком, а придумать свой вариант вопроса (именно такой “поиск” выступает для него в качестве цели).

        Для развития начальных форм речи педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.

        Побудить к далогу на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания.

        Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

        В ходе  непосредственно организованной деятельности не всегда удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность детей. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей, что противоречит психологической природе ребенка. Приоритетным для ребенка является общение со сверстниками. Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. Игра и труд, преобразованный в  игру, протекающие в коллективе, предоставляют исключительна благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающей средой. Игру детей воспитатель должен в первую очередь приспособить к интересам развития их языка. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, справочное бюро, касса.

        Большое значение для развития коммуникативных навыков и речи детей имеет наполняемость групп. Образовательная деятельность должна проводиться по подгруппам от 4 до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения “речевой плотности” занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Обеспечить максимальную речевую активность детей способствует непринужденная обстановка, располагающая ребенка к общению.

        Не менее важное значение имеет создание для детей такого двигательного режима, который предупреждал бы утомляемость, наступающую вследствие гиподинамии. Речь – очень трудный вид деятельности для детей, особенно если она не обусловлена никаким другим делом. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы дети как можно меньше сидели за столами, так как это приводит к быстрому утомлению детей и резкому спаду речевой активности. Они могут сидеть  на напольных подушечках, просто на коленях, стоять около педагога. Расположение детей должно быть разнообразным и удобным.

  1. В раннюю пору детства язык ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом. Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Для того чтобы развивался язык ребенка, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове. Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Рационально организованная естественная обстановка (речевая среда), насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами (предметное окружение, система дидактических игр, игрушки, книги, предметы, обучающие зоны) тоже способствуют обогащению, закреплению и становлению речи.

Что должна включать в себя речевая среда?

  • уголок театрализации
  • книжный уголок
  • предметно — развивающая игровая среда (сюжетно — ролевые игры)
  • уголок для сенсорно-моторного развития

1. Театрализованный уголок

Значение:

  • Развитие коммуникативных навыков,
  • развитие связной, диалогической речи,
  • знакомство с окружающим миром и социальной действительностью,
  • снятие тревожности, застенчивости,
  • развитие эмоциональной сферы.

Наполнение:

а) Пальчиковый театр

б) Кукольный театр

в) Игры – драматизации

г) Плоскостной театр на фланелеграфе

2. Книжные уголки

Значение:  

Рассматривание книг  дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления о прочитанном.

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в  уголок  книги.

Наполнение:

В уголке постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

3. Предметно – развивающая игровая среда в детском саду (сюжетно-ролевые игры)

Значение:

  • развитие коммуникативных навыков,
  • развитие связной, диалогической речи,
  • знакомство с окружающем миров и социальной действительностью.

Наполнение:

а) «Дочки-матери»;

б) «Семья»;

в) «Больница»;

г) «Строители»;

д) «Магазин».

4. Уголок сенсорно-моторного развития

Значение:

  • Активизация   процессов мышления и  восприятия, ощущения, внимания, памяти;
  • Стимуляция  функций  зрения,  слуха,  осязания,  обоняния;
  • Снятие  эмоционального  и  физического  напряжения;
  • Стимуляция  двигательной  активности  развития  мелкой  моторики;
  • Побуждение  к  самостоятельной  деятельности;
  • Получение  положительных эмоций;
  • Повышение  работоспособности.

Наполнение:

а) Шнуровки;

б) Мозаика;

в) Сенсорная подушка;

г) Вкладыши;

д) Чудесный мешочек;

е) Природный материал (семена злаковых и бобовых растений).

    1. Список, использованной литературы:
    1. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
    2. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
    3. Психология здоровья дошкольника / Под редакцией Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.
    4. Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
    5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
    6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2007.
    7. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009.

    Источник