Развитие речи и интеллекта ребенка от рождения до 2 лет пальчиковые игры

Оксана Легчакова
Пальчиковые игры и их влияние на развитие интеллекта и речи ребенка

Пальчиковые игры и их влияние.

О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и врачи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.

Пальчики ребёнка активны не с самого рождения. Научиться управлять ими – огромный труд. В первые недели жизни ладошки младенца сомкнуты в кулачки.Потом они начинают работать: хватают маму за волосы, тянуться за погремушкой, мнут и рвут бумагу. С каждым днём они действуют всё осознаннее, стараясь получить желаемое, и добиваются своего. А в это время в голове у ребёнка происходит большая работа. Карапуз не просто играет и познаёт окружающий мир, он умнеет, его интеллект развивается, и в результате он раньше начнёт говорить. Представление о предмете, о его свойствах и качествах у малыша складывается только после его ощупывания и облизывания. Именно поэтому важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельного изучения окружающих предметов.

Нужно обращать внимание на то, что ребёнок каждый день совершает множество разнообразных действий, которые и развивают его мелкую моторику, а вместе с ней и интеллект. Обычные, на первый взгляд взрослого, вещи бывают гораздо интереснее ребёнку, чем дорогие игрушки из магазина.

Древнее китайское учение о влиянии упражнений, выполняемых руками, на увеличение мозговой активности, возникло ещё во 2 веке до нашей эры. Это учение утверждало, что для гармонизации тела и разума, для улучшения деятельности мозга полезно выполнять особые упражнения, главную роль в которых играют пальцы рук. Того же мнения придерживались и японские специалисты по акупунктуре. Они выяснили, что на руках человека, особенно на кистях, располагается большое количество особых точек, массирование которых способно излечить от определенных заболеваний. Например, при проблемах с желудком полезно массировать указательный палец, для улучшения работы головного мозга – большой, при сердечных заболеваниях – мизинец, если беспокоят почки и печень – безымянный, а для нормализации работы кишечника – средний палец.

Вспомните русские народные игры и потешки: «Сорока-ворона». Эти игры можно смело назвать приносящими огромную пользу массажем, который тонизирует весь организм малыша, поднимает иммунитет, способствует развитию интеллекта и речи, поднимает настроение ребёнку и его маме. Поэтому каждой заботливой маме нужно знать пальчиковые игры, показывать их своему ребёнку и играть вместе с ним. Причём чем раньше вы начнёте массировать ручки своего крохи, тем лучше. Совсем маленьким деткам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Играть необходимо то с одной ручкой, то с другой ручкой по очереди. Слова нужно напевать ритмично, выполняя движения руками в такт песенки или стихотворению. Очень важно играть с интересом, весело, подчёркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Скоро вы заметите, как ваш ребёнок запомнит связь между словами и движениями, и сам будет стараться повторить их за вами. Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры. Наши пальцымогут превратиться во что угодно: знакомый предмет, сказочного героя, игрушку, животное. Игры с пальчиками помогут развить в ребёнке сообразительность, воображение, фантазию, усидчивость, память, внимание.

Выбирая игру для своего малыша, обязательно учитывайте его возраст. Если вашему ребёнку 2-3 года, ему понравятся игры с энергичными движениями рук – «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто». Дети в этом возрасте с интересом знакомятся со своими пальчиками, учатся составлять простые фигуры – колечко, тарелочка, зайка; пробуют согласовывать движения обеими руками – домик, ворота. Когда ребёнку исполнится 3 года, можно включать в игру вторую руку, показать упражнение одной рукой, затем – второй, после этого – двумя руками сразу. Зачем нужно разучить второе упражнение, а затем попробовать одной рукой выполнить одно упражнение, а второе – другое. Сопровождайте свои движения разучиванием стихов, потешек, считалок. Делайте акцент на то, чтобы ребёнок сохранял пальцы в нужном положении.

Важно, чтобы у малыша осталось ощущение лёгкости от увиденного, только тогда ему захочется повторить упражнение вместе с вами. Проявите терпение, доброжелательность, и результаты вас обязательно порадуют и удивят.

Источник

Вероника Чуина
Картотека пальчиковых гимнастик для детей от 1 года до 2-х лет

Картотека пальчиковых гимнастик для детей от 1 года до 2х лет

В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т. п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.

Читайте также:  Скачать би хелен развитие ребенка

Приступая к работе,следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

• Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

• Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.

• Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

___

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопаем)

— Вот, вот, вот! (показать ушки)

___

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).

Только заиньке не спится (показываем большой палец).

Убегает от лисицы (вращаем пальцем).

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков! (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)

___

ВОРОНА

У вороны голова, (руки на голове)

Ва-ва-ва-ва (4 хлопка)

Клюв и крылья, (руки у носа, «крылья»)

Хвостик, ноги, (руки за спиной, топать)

Оги-оги-оги-оги (4 хлопка)

___

МАШИНКА

Заведу мою машину («мотор»)

— Би-би-би, налью бензину.

(3 хлопка, топать)

Крепко-крепко руль держу

(«держать руль»)

На педаль ногою жму.

(топать правой ногой)

___

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (массируем ушки).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так.

Надо лапочки согреть (растираем ладошки).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так.

Надо зайке поскакать (прыгаем).

Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!

___

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок») большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повёз! (сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повёз!

___

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой

(руки — «полочка» покачиваются)

Он плывет ко мне домой

(руки вперед, ладони сомкнуть углом)

Крепко я держу штурвал

(«держать штурвал»)

Я ведь главный капитан (4 хлопка)

___

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (сидим на пятках, «мотор» — вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)

Руки — нос, и руки — крылья («нос», «крылья»)

Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки — крылья)

___

КОШКИ-МЫШКИ

Вот кулак, (показать кулак левой руки)

А вот — ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх

На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались, (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под правую подмышку)

___

Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу,

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! (хлопок в ладоши)

___

Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох! (хлопок в ладоши)

___

Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)

Очень колкие иголки.

От низа до макушки (показываем низ и верх)

Висят на ней игрушки —

Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)

Яркие фонарики (крутим фонарики).

___

Копаю, копаю лопаткой снежок

(имитируем движения,

Построю из снега домок-теремок

(над головой из ладошек делаем крышу).

И окна, и двери я вырублю в нем,

Почищу дорожки, посыплю песком.

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»

___

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони лр.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения вообpажамой ложкой, руки под щёки)

___

КОШЕЧКА

Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки, затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.

Читайте также:  Ребенок с церебральным параличом помощь уход развитие скачать

Кулачок — ладошка.

Я иду, как кошка.

Усложненный вариант — левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.

___

МЕСИМ ТЕСТО

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём!

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

Пироги мы испечём

(делаем движения, как будто лепим снежки)

___

ФОНАРИКИ

Фонарики зажглись!

(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

Фонарики погасли!

(пальцы сжимаются в кулак)

Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами)под следующий стишок:

Мы фонарики зажгём,

А потом гулять пойдем.

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

___

ПЕЧЁМ БЛИНЫ

Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола — подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно — например, если левая касается тыльной стороной, то правая — ладошкой.

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

(потягиваемся)

И едим их со сметаной.

(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)

___

ЦВЕТОК

Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх

Солнце поднимается – цветочек распускается!

(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распускается»)

Солнышко садится – цветочек спать ложится.

(возвращаемся в первоначальное положение)

___

ЁЖИК

Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:

Маленький колючий ёж.

До чего же он хорош!

___

Накрытые крышкой, в душном горшке (накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)

Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох! (хлопок в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)

___

У Лариски —

Две редиски.

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки — сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики

из кулачка, начиная с большого,

на одной, а затем на другой руке)

___

Ветер тучу-мельницу

Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница,

И на землю стелется

Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).

Закрывайте окна,

Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).

Закрывайте уши (закрываем ушки,

Закрывайте нос (закрываем нос).

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).

___

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз —

Это самый вкусный груз!

(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;

При этом ладони не соприкасаются.

пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

___

МОЕМ РУКИ

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(энергично потираем ладошку о ладошку)

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

___

ШАРИК

Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» – придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» – вернулись в первоначальное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

___

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)

Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

___

Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

___

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)

Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)

А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою кpошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)

А потом заваpим чай —

В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

___

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, (с текстом разгибать поочередно пальцы)

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Читайте также:  Методы диагностики развития личности ребенка

Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)

Друг без друга им нельзя.

___

«ПО ГРИБЫ»

(потешка)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Источник

Мария Чернышова
Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр

1. «Наши ручки»

Где же наши ручки?

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

Вытягивают ручки вперед

Показывают ручки.

Спрятали ручки за спину

Опять показывают ручки.

2. «Кулачки»

Кулачки сложили,

Кулачками били.

Тук-тук!

Тук-тук!

Тук-тук! Сложить кулачки обоих рук

Бьют кулачками.

3. «Очки»

Бабушка очки надела

И детишек разглядела.

И детишки очки надели

Бабушку разглядели. Колечки подносят к глазам

Дети повторяют действия за воспитателем.

4. «Дождик, дождик»

Дождик, дождик,

Кап да кап, кап…

Мокрые дорожки.

Все ровно пойду гулять,

Пусть промокнут ножки.

. Дети повернули ладошку кверху и

Указательным пальцем имитируют

Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап.»

5. «Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка:

Пых, пых… Дети обе сложенные ладони

поворачивают влево и вправо,повторяют за взрослым: «Пых.»

6. «Надоели нам дожди»

Дождик, дождик! Подожди!

Надоели нам дожди!

Ты по крышам зачастил,

Ребятишек разбудил.

Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя,повторяя за взрослым: «Кап, кап»

7. «Ладушки, ладушки»

Ладушки, ладушки,

Пекла мама оладушки,

Маслом поливала,

Деткам давала:

«На-на-на»

Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на»

8. «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

Разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова

текста.

9. «Ноги ходят по дороге»

Большие ноги

Шли по дороге.

Топ- топ- топ.

Маленькие ножки

Побежали по дорожке

Топ- топ- топ. Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст

за взрослыми.

10. «Еду к деду, еду к бабе»

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровненькой дорожке,

На одной ножке

Гоп- гоп- гоп… Дети катают карандаш между ладонями

и повторяют слова за взрослыми:

«Гоп-гоп-гоп»

11. «Катя гуляет»

Раз, два, три, четыре, пять.

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Катя по дорожке идет

Топ- топ- топ. Дети катают карандаш между ладонями

и повторяют слова: «Топ- топ- топ».

12. «Белка»

Я – белка в шубке меховой,

Пушистый хвост –

Помощник мой,

Он помогает мне скакать

Везде успею побывать.

Прыг-скок, прыг-скок.Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым:

«Прыг-скок, прыг-скок»

13. «Пришла весна»

Как на лугу, лугу,

По зеленому лугу

Разливается вода,

Расстилается трава,

Расстилается трава,

Трава шелковая.

Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста.

14. «Капустка»

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим

Мы капустку трем, трем

Мы капустку жмем, жмем. Движения ладонями вверх, вниз.

поглаживание подушечек пальцев.

потираем кулачок о кулачок.

сжимаем и разжимаем кулачки.

15. «Лошадки»

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки

Чок-чок-чок.

Чок- чок-чок.

Скачет резвый табунок Пальцы скачут по столу,

повторяя текст за взрослым:

«чок-чок, чок-чок»

16. «Хоровод среди цветов»

Хоровод среди цветов,

Вокруг розовых кустов.

Среди трав и цветов

Водим, водим хоровод. У ребенка в ладошках грецкий орех,

круговыми движениями кистей

ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

17. «Колокольчики»

Динь-динь, динь-динь

Дни подряд

Колокольчики звенят.

Динт-динь, динь- динь. У ребенка в ладонях грецкий орех.

Круговыми движениями кистей рук

ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

18. «Будем пальчики считать»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

Крепкие и дружные

Все такие нужные.

На другой руке опять

Пальчики быстрые

Хотя не очень чистые. Дети загибают пальчики на левой руке.

Сжимают и разгибают кулачки.

Дети загибают пальчики на правой руке.

Сжимают и разгибают кулачки.

19. «Этот пальчик хочет спать»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

Тише дети не шумите,

Пальчики не разбудите. Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

20. «Дружат наши дети»

Дружат наши дети

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

21. «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья. По ходу чтения, загибается на ручке

ребенка пальчик, начиная с большого пальчика.

22. «На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый, на лужок,

Приходи и ты, дружок.

Сгибают пальчики поочередно в кулачок.

Источник