Развитие речи и фантазии у ребенка

Анастасия Адвахова
Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников

Практикум для родителей

Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.

Задачи:

o активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;

o обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;

o продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

o расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «Увеличение – уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы)

А вот как отвечали ваши дети:

– Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

– Хотела бы увеличить выходные.

– Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (Родители приводят свои ответы)

А вот как отвечали ваши дети:

– Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

– Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

– Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

– Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

– В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

– О чем думает ваша обувь? (Родители приводят свои ответы)

А вот как отвечали ваши дети (ответы детей).

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: “Я дарю вам зайчонка”, или “Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли”, или “Я дарю вам большую конфету, “В коробке кактус, не уколитесь”.

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы)

Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Внешний вид.

Где живет?

Чем питается?

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию»

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло».

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, – говорит подсолнух, – я похож на солнце.

Как мне повезло, – говорит картошка, – я кормлю людей.

Как мне повезло, – говорит береза, – из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору»

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, “говор волн”, “холодный взгляд”.

Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

Читайте также:  Психомоторного развития ребенка 5 лет

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

“Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)”.

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы.

Свечка – … печка; трубы – … губы; ракетка – … пипетка; сапоги – пироги и т. д.

В народе говорят: “Без воображения нет соображения”. Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение – это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать – в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети “изобретают свои велосипеды”. Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Источник

Развитие воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста

«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции».

Альберт Энштейн

Такие известные учёные как Давид Ландау, Нильс Бор и Альберт Энштейн справедливо считали, что в науке воображение и мышление в тысячу раз важнее знаний.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Фантазия – разновидность творческого воображения – ситуация, представляемая человеком, не соответствующая в реальности, но выражающая его желания. Фантазия – нереальное сочетание реальных элементов.

Джой Пол Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека.

Знакомя малыша с миром, открывая ему новые знания и опыт, мы создаём условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности.

Основные направления работы по развитию воображения у детей

 младшего дошкольного возраста

  • Чтение сказок и рассказов. Дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет.
  • Наблюдение за людьми, природой. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  • Сюжетно-ролевые игры. Играя в такие игры, как «Магазин», «Доктор», «Автобус», «Парикмахерская», «Стройка» малыши стимулируют развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
  • Драматизация. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку.
  • Приобщение к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  • Конструирование. Создание из мозаики, кубиков и различных видов конструктора построек сначала по образцу, а потом по собственному замыслу ребёнка.
  • Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, поделки из природного материала по собственному замыслу ребёнка.
  • Придумывание историй, сказок, сочинение стихотворений.
  • Используйте метод Леонардо да Винчи. Гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи.

        

Основные направления работы по развитию воображения у детей

 старшего дошкольного возраста

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание, поделки из природного материала).
  4. Чтение художественной литературы.

Приёмы развития воображения и речевого творчества  у детей
старшего дошкольного возраста

  •  «Закончи предложение»:
  • Саша прибежал домой голодный, как …
  • Арбуз был сладкий, как …
  • Дима прибежал с прогулки грязный, как …
  • В комнате кто-то топал, как …
  • Зимой вьюга воет, как …
  • Коля от стыда покраснел, как …
  • Миша от радости запрыгал, как …
  • Крапива жжётся, как …
  • Воспитательница была добрая, как …
  • «У окна». Попросите ребёнка объяснить, почему девочка, посмотрев в окно, сказала:
  • Ну и ливень был!
  • Наступила настоящая осень.
  • Ударил сильный мороз.
  • Наши соседи любят свой двор.
  • «Разные причины». Спросите у дошкольника о возможных причинах следующих явлений:
  • дым на лестнице;
  • вода на полу в ванной;
  • масляное пятно на стене;
  • ожог на руке;
  • смех воспитателя.
  • «Переменчивое настроение». Покажите картинки или фотографии детей, назовите их настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Попросите придумать и рассказать истории, которые могли бы вызвать подобное состояние.
  • «Изобретатель». Попросите придумать как можно больше способов применения известных предметов: кирпич, палка, ведро, магнит, зеркало и т.д. Это упражнение часто используют в качестве теста на уровень развития дивергентного мышления.
  • «Предмет выручалка». Пофантазируйте, как изменилась бы сказка, если у героев появились бы новые предметы:
  • У Буратино мобильный телефон;
  • У Красной шапочки – газовый баллончик;
  • У стойкого оловянного солдатика – огнетушитель.
  • «Сказка наоборот». Назовите ребёнку любую известную ему сказку. Пусть он расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите дошкольнику нарисовать животное, которого в природе не существует. Попросите придумать сказку о нем.
  •  «Волшебники».           Без предварительной беседы предложите ребёнку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебников. Далее попросите придумать, что совершил злой волшебник и как его победил добрый.
  • «В лесной школе». Расскажите, что в лесной школе учатся разные зверята, у некоторых из них есть прозвища. Попросите детей подумать и объяснить, за какие поступки зверята получили такие прозвища:
  • Зайка-зазнайка;
  • Енот-всё наоборот;
  • Куница-обидеть мастерица.
  •  «Большой фантазёр». Расскажите выдуманную историю  и предоставьте возможность ребёнку доказать, то что в жизни такого случиться не может.
  • «Сладкая парочка». Попросите придумать сказку, в которой встретились бы:
  • Колобок и Красная Шапочка;
  • Баба Яга и Карлсон;
  • Снежная королева и огнедышащий дракон.
  • «Придумай историю для пословицы». Предложите объяснить кто, кому и в какой жизненной ситуации может сказать пословицы:
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  • Не зная броду, не суйся в воду.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
  •  «О чем рассказала музыка?».       Предложите малышу  прослушать классическую музыку, закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
  • Озвучка мультфильмов. Предложите вместе озвучить по ролям сначала знакомый мультфильм,  потом  мультфильм, который ребёнок  видит впервые.
Читайте также:  Центр развития ребенка страна чудес

Советы, которые помогут сделать развитие творческого воображения

более эффективным:

  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  3. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  4. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.

 5. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

При подготовке статьи были использованы материалы следующих авторов: Ткаченко Т.А, Акименко В.М., Кузнецова А.Е., Пожиленко Е.А., а так же различные интернет-ресурсы.

Источник

Консультация для родителей

 «Развитие воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста»

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Фантазия – разновидность творческого воображения – ситуация, представляемая человеком, не соответствующая в реальности, но выражающая его желания. Фантазия – нереальное сочетание реальных элементов.

Джой Пол Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин

«дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека.

Воображение у новорождённых отсутствует. Знакомя малыша с миром, открывая ему новые знания и опыт, мы создаём условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности.

  • Чтение сказок и рассказов. Дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет.
  • Наблюдение за людьми, природой. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  • Сюжетно-ролевые игры. Играя в такие игры, как «Магазин», «Доктор»,

«Автобус», «Парикмахерская», «Стройка» малыши стимулируют развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.

  • Драматизация. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку.
  • Приобщение к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  • Конструирование. Создание из мозаики, кубиков и различных видов конструктора построек сначала по образцу, а потом по собственному замыслу ребёнка.
  • Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, поделки из природного материала по собственному замыслу ребёнка.
  • Придумывание историй, сказок, сочинение стихотворений.
  • Используйте метод Леонардо да Винчи. Гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи.
Читайте также:  Психомоторного развития ребенка 5 лет

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная               деятельность              (рисование,             аппликация,              лепка, раскрашивание, поделки из природного материала).
  4. Чтение художественной литературы.

Приёмы развития воображения и речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста

  • «Закончи предложение»:

    • Саша прибежал домой голодный, как …
    • Арбуз был сладкий, как …
    • Дима прибежал с прогулки грязный, как …
    • В комнате кто-то топал, как …
    • Зимой вьюга воет, как …
    • Коля от стыда покраснел, как …
    • Миша от радости запрыгал, как …
    • Крапива жжётся, как …
    • Воспитательница была добрая, как
    • Миша от радости запрыгал, как …
    • Крапива жжётся, как …
    • Воспитательница была добрая, как …

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная               деятельность   (рисование,                         аппликация,              лепка, раскрашивание, поделки из природного материала).
  4. Чтение художественной литературы.

Приёмы развития воображения и речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста

  • «Закончи предложение»:

    • Саша прибежал домой голодный, как …
    • Арбуз был сладкий, как …
    • Дима прибежал с прогулки грязный, как …
    • В комнате кто-то топал, как …
    • Зимой вьюга воет, как …
    • Коля от стыда покраснел, как …
    • Миша от радости запрыгал, как …
    • Крапива жжётся, как …
    • Воспитательница была добрая, как
    • Миша от радости запрыгал, как …
    • Крапива жжётся, как …
    • Воспитательница была добрая, как …
  • «У окна». Попросите ребёнка объяснить, почему девочка, посмотрев в окно, сказала:

    • Ну и ливень был!
    • Наступила настоящая осень.
    • Ударил сильный мороз.
    • Наши соседи любят свой двор.
  • «Разные       причины».        Спросите       у    дошкольника         о    возможных        причинах следующих явлений:

    • дым на лестнице;
    • вода на полу в ванной;
    • масляное пятно на стене;
    • ожог на руке;
    • смех воспитателя.
  • «Переменчивое настроение». Покажите картинки или фотографии детей, назовите их настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Попросите придумать и рассказать истории, которые могли бы вызвать подобное состояние.
  • «Изобретатель». Попросите придумать как можно больше способов применения известных предметов: кирпич, палка, ведро, магнит, зеркало и т.д. Это упражнение часто используют в качестве теста на уровень развития дивергентного мышления.
  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть он расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите сыну или дочке нарисовать животное, которого в природе не существует. Попросите придумать сказку о нем.
  • «Волшебники».                     Без предварительной беседы предложите ребёнку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебников. Далее попросите придумать, что совершил «плохой» злой волшебник и как его победил добрый.
  • «В лесной школе». Расскажите, что в лесной школе учатся разные зверята, у некоторых из них есть прозвища. Попросите детей подумать и объяснить, за какие поступки зверята получили такие прозвища:

    • Зайка-зазнайка;
    • Енот-всё наоборот;
    • Куница-обидеть мастерица.
  • «Большой  фантазёр».  Расскажите выдуманную историю                             и предоставьте возможность ребёнку доказать, то что в жизни такого случиться не может.
  • «Сладкая парочка». Попросите придумать сказку, в которой встретились бы:

    • Колобок и Красная Шапочка;
    • Баба Яга и Карлсон;
    • Снежная королева и огнедышащий дракон.
  • «Придумай историю для пословицы». Предложите объяснить кто, кому и в какой жизненной ситуации может сказать пословицы:

    • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
    • Не зная броду, не суйся в воду.
    • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
    • Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
  • «О   чем   рассказала   музыка?».                           Предложите малышу прослушать классическую музыку, закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
  • Озвучка мультфильмов. Предложите вместе озвучить по ролям сначала знакомый мультфильм, потом мультфильм, который ребёнок  видит  впервые.
  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  3. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  4. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
  5. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Педагог-психолог: Злыгостева О.А.

Источник