Развитие речи и ее роль в эмоциональной регуляции поведения ребенка

Роль эмоциональной сферы в развитии речи дошкольника
М. Морозова,
г. Екатеринбург, МБДОУ
Аннотация, ключевые слова:
В статье представлен опыт работы логопеда по речевому развитию дошкольников. Особый акцент автор статьи сделала на роли эмоциональной сферы в речевом развитии детей.
Дошкольное детство – это особый период В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.
Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Как показывает опыт работы в ДОУ, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна. Наши дети познают мир через яркие образы. Многие свойства, обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.
Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. Ф.А. Сохин неоднократно подчеркивал, что получаемые ребенком новые впечатления, знания, представления останутся «невыразимыми» в речи, если они не закрепятся в слове.
Эмоциональное развитие дошкольников, понимание эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоционального состояния и их внешнего выражения. В период дошкольного детства, на примере персонажей литературных произведений дети учатся определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок, выражать своё отношение к делам и поступкам –это способствует формированию у детей устойчивого интереса, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Самый лучший способ – это игры построенные на сюжетах разных художественных произведений. Сказки, пословицы и поговорки развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики.
Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения. Герои сказок помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. В игровой деятельности и в непосредственно образовательной деятельности ребенку предлагаются карточки с графическим изображением эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления.
Яркая демонстрация горя и радости – в сказке К. Чуковского «Федорино горе». Читая ребенку произведение (или отрывок), где Федора переживает уход посуды (мы предлагаем найти карточку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок находит карточку с изображением радости).
Сказка С. Михалкова «Три поросенка», ярко описывает эмоции страха. Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» – эмоции гнева. Эти же сказки можно показать, как театрализованное представление. В возрасте 2,5-4 лет, дошкольники очень любят что-то изображать, и это положительно влияет на эмоциональное развитие и как следствие развитие речи дошкольников.
Мною сделана подборка игр, которые позволяют ребенку понять, как связаны между собой различные настроения:
Игра «Настроение»: ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: добрый — злой;
веселый — грустный; ясный — мрачный; тихий — громкий; красивый—страшный; теплый — холодный; сильный — слабый; молчаливый — общительный.
Игра «Расскажи стихотворение»( чистоговорку, пословицу) следующим образом: громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.
Игра «Зеркало»: предложить ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»- громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.
Игра «Повтори фразу»: предложить ребенку произнести фразу (например: “У меня есть собака”), радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Так же положительную динамику дают психогимнастические упражнения (по Е.А.Пожиленко). Они не только укрепляют и стимулируют мышечный аппарат, но и способствуют развитию пантомимических и мимических движений, например в рамках лексической темы «Дикие и лесные животные» дети с помощью педагога изображают походку и движение диких лесных животных (зайца, лисы, медведя, волка, белки), а затем рассказывают по каким признакам узнали животное.
Главной особенностью дошкольного возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре дети через восприятие и последующее обсуждение произведений, учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра и в себя.
Использование методов и приёмов, направленных на развитие эмоциональной сферы и обогащению процесса коммуникации детей с нарушением речи благотворно влияет на формирование эмотивности – отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживанием других людей, способствует компетентности в межличностных отношениях между детьми. Происходят положительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.
Список литературы
1.И.Ю.КондратенкоФормирование эмоциональной лексики у дошкольников С.Петербург «Каро» 2008г
2.Е.В. Каракулова «Коррекция системного недоразвития речи с учётом формированияэмоциональной сферы у дошкольников» г.Екат-бург 2012г.
3. Т.Ю.Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с ОНР». С-Петербург «Детство-Пресс» 2009г.
4.1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
5. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов
6. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985
Источник
Фирсанова Е.Ю. , Павлова Н.В.
Роль эмоционального общения в психическом развитии
детей раннего возраста
В педагогической и психологической литературе подчеркивается большая роль общения для гармонического развития ребенка. Так, Л. И. Божович[1] указывает на то, что важным фактором формирования личности ребенка в дошкольном возрасте является взаимоотношения с взрослым. Общение с взрослым важно для установления правильных связей ребенка с окружающим миром и для его эмоционального благополучия.
Взаимосвязь общения, личности и психического развития ребенка показана в работах М.И. Лисиной[3]. Так, в раннем возрасте появляется ситуативно-деловое общение. Оно вплетается в ведущую деятельность ребенка раннего возраста – предметно-манипулятивную. Главным мотивом контактов выступает практическое сотрудничество. Ребенку интересно как правильно действовать с конкретными предметами. Однако, несмотря на то, что данное общение носит деловой характер, роль эмоций в нем нельзя недооценивать. В трудах М.И. Лисиной описаны эксперименты, которые показали, что ребенку недостаточно только того, чтобы взрослый просто имел отношение к его деятельности. Ему важно доброжелательное внимание взрослого, его эмоциональные реакции. Ситуативно-деловое общение важно для развития предметной деятельности и речи.
Филиппова Г.Г, подчеркивает, что эмоциональное развитие детей раннего возраста является залогом эмоционального комфорта и условием успешного развития их [7]. В условиях эмоциональной депривации формируются устойчивые эмоционально-личностные нарушения, которые приводят к нарушению психического развития ребенка.
О. Коннер [4]выделил родительские позиции: 1)принятие и любовь; 2) явное отвержение; 3) излишняя требовательность; 4) чрезмерная опека. Рассмотрим влияние типов родительских отношений на развитие ребенка:
1. Принятие и любовь. Ребенка принимают такого, какой он есть. Главная задача родителей сделать его счастливым. В общении взрослый опирается на чувства, настроение, увлечения ребенка. Такое общение доверительно, эмоционально окрашено, что позволяется сформироваться базовому доверию к миру. Ребенок вовлечен в общение и все действия он эмоционально переживает, что способствует полноценному формированию личности и развитию ребенка.
2. Явное отвержение. Родители не принимают ребенка, они холодны к его переживаниям. Наблюдается жестокое и безразличное отношение к детям. Впоследствии отмечается агрессивное поведение у детей, проблемы в освоении социального и культурного опыта. При наличии каких-либо нарушений развития отмечается усугубление, имеющихся проблем.
3. Излишняя требовательность. Родители недовольны любыми достижениями детей. Отмечается их постоянная критика. Такие дети вырастают неуверенными в себе, с недоверием к миру. При излишней критике они отказываются проявлять свои способности. Так, если родители постоянно критикуют речь ребенка, он может отказаться от общения, заучивания стихотворений и пр.
4. Чрезмерная опека. Данный тип отношения проявляется в чрезмерной опеке и ограничениях. Ребенок настолько опекаем, что не проявляет активности и инициативы, что сказывается на его личностном и психическом развитии.
Так, при явном отвержении дети страдают от материнской депривации, что приводит к задержке формирования речи или усугублению имеющихся проблем.
При излишней требовательности дети чувствуют неуверенность в себе, боятся показать свои достижения, любыми способами уходят от тех заданий, которые критикуются родителями. В результате ребенок тяжело идет на контакт даже со специалистом и отказывается от сложной для него деятельности.
Чрезмерная опека приводит к тому, что ребенку родитель дает все, что надо, стоит только попросить. В результате ребенок манипулирует взрослым. Ему не нужно осваивать сложные виды деятельности. То есть, у детей при данном типе родительских отношений нет мотива к преодолению трудностей, что сказывается на формировании личности и приводит к трудностям организации коррекционной работы.
Ранний возраст является гиперсинзетивным периодом для развития речи ребенка [5]. По достижении трех лет дети должны пользоваться развернутой фразовой речью, все компоненты ее должны быть сформированы и развиваться дальше только качественно.
Проведенные наблюдения и исследования показали, что речевые нарушения проявляются или усугубляются у детей в семьях, которых наблюдаются последние три типа родительских позиций.
Л.Ф. Спировой было проведено исследование в ходе, которого автор выявил, что тяжелые речевые нарушения, отмечаются у детей с более поздним появлением речи[6]. Людмила Федоровна подчеркивает, что время появления речи влияет на уровень ее развития. Также автор отмечает, что эта связь не является однозначной и нужно учитывать структуру дефекта и этиологию.
В данной работе мы рассмотрим роль эмоционального общения в развитии речи детей на конкретных примерах. В современном технотезированном обществе часть родительских обязанностей перекладывается на образовательные учреждения, педагогов, медицинских работников. Общение часто ребенку заменяют современные технические средства, что приводит к эмоциональной депривации и сказывается на развитии ребенка, особенно речевом. В компьютерных играх важнее визуальное восприятие, нежели речевое, что приводит к замедленному или нарушенному развитию последнего. В речевом онтогенезе первыми появляются существительные и глаголы. У детей, которые больше времени проводят в интерактивных играх, есть существительные, меньше глаголов и почти отсутствуют прилагательные и наречия. Следовательно, задерживается формирование фразовой речи. Таким образом, недостаточность речевого контакта ребенка и взрослого приводит к существенной задержке речевого развития или усугублению имеющихся проблем. Данный пример характерен для родительской позиции, называемой явное отвержение.
Стараясь, соответствовать определенным стандартам общества, некоторые родители постоянно сравнивают достижения детей с некими эталонами, не учитывая их индивидуальные возможности. В такой ситуации ребенок чувствуют, что родители переживают не за него, а за его успехи, и «любовь» к нему проявляется в зависимости от полученных достижений. При чрезмерных родительских требованиях у ребенка не формируется чувство доверия к миру и защищенности, появляется неуверенность в себе, скованность, отказывается от сложных заданий, в том числе речевых. Ребенок отказывается повторять слова, называть картинки и предметы, учить стихи.
Также, отрицательно на развитие речи оказывает влияние излишняя речевая активность родителей. Такой родитель не оставляет места для инициативы самого ребенка[2]. Необходимость в овладении активной речью у ребенка отпадает. Это свойственно для позиции чрезмерная опека.
Таким образом, эмоциональное общение является важным условием для психического развития детей. Этот факт нужно учитывать в педагогической и коррекционно-развивающей работе. То есть, необходимо консультировать родителей и оказывать им помощь в воспитании и развитии детей. Эти данные необходимо учитывать и педагогам при организации педагогического процесса.
Литература:
- Божович л.И. Проблемы формирования личности. Москва- Воронеж, 2001.
- Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только … – М., 2002.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж, 1997.
- Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М., 2006.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши./ Москва – Воронеж, 2001.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 2004.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.
Источник
Формирование эмоциональной стабильности и регуляции поведения у детей
Проблема регуляции поведения детей, формирования эмоциональной стабильности, для педагогов актуальна. Наши дети существенно отличаются от своих сверстников, живущих с родителями.
Им свойственны:
эмоциональная импульсивность, конфликтность, доходящая до агрессии, обидчивость, раздражительность, создающие эмоциональные и поведенческие проблемы, трудности в социальной адаптации, усвоении программного материала школы.
Проводимое комплексное логопедическое обследование вновь прибывших детей выявляет помимо речевых нарушений различного характера задержку психического развития, которая обусловливает недоразвитие эмоционально-волевой сферы. У воспитанников данное отклонение особенно выражено.
Правильно организованная, целенаправленная, комплексная медико-психолого-педагогическая работа поможет избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. Работу необходимо начинать с момента поступления воспитанников в отделение социальной реабилитации. Особенности развития познавательной, личностной, эмоционально волевой сфер у детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют фундаментальное значение, так как подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования.
В содержание занятий необходимо вводить игры и задания на формирование эмоциональной стабильности у воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.
Основные принципы взаимодействия с ребенком
1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.
2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.
3. Меньше замечаний — больше похвалы, так как «психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».
4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Требования к организации и методике проведения
логопедических занятий
1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.
2. Форма организации занятий — индивидуальная или в небольшой подгруппе.
3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но
и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.
5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
6. Использовать разнообразный наглядный материал.
7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.
8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.
9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.
Игры и задания должны быть рассчитаны на групповую форму проведения, так как для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками она наиболее приемлема.
При подборе игр и заданий на формирование эмоциональной стабильности у воспитанников наиболее эффективными я выделяю следующие направления.
Психогимнастика:
— учить передавать различные эмоции при помощи мимики и жестов, а также правильно понимать настроение других людей;
— развивать мимическую и артикуляционную моторику.
Виды эмоциональных состояний:
— познакомить с различными видами эмоциональных состояний;
— научить различать и обозначать словами основные эмоции и чувства;
— дать представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;
— учить свободному выражению эмоциональных состояний, чувств через мимику (без слов), при помощи цвета (раскраски разных настроений), речи;
— учить соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием.
Речь и эмоции:
— учить понимать, как речь связана с эмоциями, как слова могут влиять на настроение;
— развивать коммуникативные навыки;
— вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;
— обогащать словарный запас.
Эмоции в сказках:
— развивать связную речь;
— развивать умение анализировать прочитанное, оценивать поведение и черты поведения героев сказок.
Приведем несколько игр и упражнений для организации коррекционной работы в рамках каждого направления.
Психогимнастика — целостное упражнение, его элементы используются во всех играх и заданиях на формирование эмоциональной стабильности.
Мимика — движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности подвижности мышц губ и щек.
Важно, чтобы ребенок научился изображать при помощи мимики и жестов такие эмоциональные состояния, как боль, гнев, радость, печаль, веселье, грусть, страх, удивление, сомнение, подозрительность, равнодушие.
На начальных этапах мимические упражнения рекомендуется выполнять детям перед зеркалом, чтобы они имели возможность зрительно контролировать свои движения. В этот период можно не только разучивать отдельные статические позы, но и демонстрировать последовательность разных выражений лица, выполняя динамические мимические упражнения. Например, я предлагаю детям изобразить с помощью мимики следующие ситуации: «Едим сладкий пряник. На вас лает злая собака. Получили подарок. Болит ухо. У вас праздник» и т.п. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается.
Динамические упражнения позволяют вырабатывать такое важное качество, как переключаемость с одного движения на другое.
Упражнение «Мои достижения»
ЦЕЛИ
• Выявлять осознание своих достижений.
• Использовать проживание позитивного эмоционального опыта.
• Развивать связную речь.
Задание: попытайтесь вспомнить такие ситуации, когда вы испытывали гордость за свои дела и поступки. «Я горжусь собой, когда я…».
Тебе есть за что собой гордиться?
Нравится ли тебе это чувство?
Что ты стремишься сделать для этого?
Игра «Эпизод из сказки»
ЦЕЛИ
• Формировать умение называть как можно больше качеств, присущих определенному сказочному герою.
• Обогащать словарный запас.
Задание: логопед показывает карточку с названием качества характера. Дети читают текст на карточке и по очереди называют не только персонаж, обладающий данным качеством, но и приводят пример, эпизод из сказки, иллюстрирующий наличие у персонажа соответствующего качества.
Упражнение
«Сказки на новый лад»
ЦЕЛИ
• Обучать умению оценивать поведение и черты характера сказочных героев.
• Развивать связную речь.
• Обучать сочинению сказок
на новый лад.
Задание: представьте себе, что злые герои превратились в добрых, а добрые в злых. Придумайте сказки на новый лад. Какая бы получилась сказка о Колобке, если бы сам Колобок был злым? Придумайте сказку с доброй Бабой Ягой.
С помощью игровых упражнений дети учатся различать и называть основные эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение может влиять на поведение человека; понимать, как речь, слова связаны с эмоциями. Ребята могут дать словесное определение каждому чувству. Например: «Я расстраиваюсь, если у меня не получается выполнить задание».
Кроме того, упражнения помогли понять, что чувства не могут быть хорошими или плохими, что человек в разных жизненных ситуациях чувствует злость и радость, недовольство и страх, гордость и неуверенность, что плохими могут быть поступки, а не чувства. Работая со стихотворениями и сказками, дети научились анализировать прочитанное, оценивать поведение и черты характера героев.
Материал и форма проведения игровых заданий были нацелены на развитие речи, мимики, коррекцию общения со сверстниками и взрослыми, учили управлять собственными эмоциями (формируя эмоциональную стабильность), что является очень важным моментом в условиях детского дома.
Проводимые мной игровые задания приобретают коррекционное значение по формированию эмоциональной стабильности именно как компонент целенаправленной, систематической, коррекционной учебно-воспитательной работы.
Учитель-логопед
МБДОУ №2 «Ладушки:
Полякова С.С.
Источник