Развитие речи глухого ребенка в семье
Развитие речи ребенка с недостатками слуха в семье.
Речевые игры.
Нужно знать и помнить, что ребенок, с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. И те, и другие кричат, когда они голодны, когда что-нибудь болит, когда холодно. Глухой (слабослышащий) ребенок «гулит» так же, как слышащий, но к 8-10 месяцам слышащий начинает лепетать, у него появляются первые слова, интонация, а у глухого (слабослышащего) остаются неразборчивые звуки. Ребенок с недостатками слуха имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками. Малыш часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Малыш озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым. Чтобы избежать этого, следует быть очень внимательными и ласковыми к ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него.
Необходимо добиться того, чтобы глухой ребенок понял, что от него хочет мама (папа). Задача родителей использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Саша, возьми!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Саша, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.
В игре у ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.
Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой (слабослышащий) ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха.
Следует развивать у ребенка навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.
С ребенком полезно проводить такие игры:
- «Где звонили?» Ребенок указывает место.
- «Угадай, кто звонил?» Ребенок показывает.
- «Слушай внимательно». Ребенок отгадывает, чем издаются звуки (губная гармошка, дудочка, барабан и т. д.)
Эти игры развивают у ребенка слуховое внимание.
Игры для развития речи детей.
Представленные игры для развития речи направлены на решение следующих основных задач:
· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Соберем куклу на прогулку
Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.
Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.
Речевой материал. Кукла пойдет гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку), надень платье (туфли)…
Ход игры
Взрослый сообщает детям (ребенку): «Пойдем гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он дает поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси платье (пальто, шарф, шапку, туфли). Надень платье (туфли, пальто…)». В игре у ребенка закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку ребенку также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.
Могут быть проведены и другие игры такого типа: «Покорми куклу», «Уложим куклу спать», «Будем купать куклу».
Лесенка
Цели: учить чтению, развивать внимание.
Оборудование: карточки с изображением лестницы, мелкие игрушки, картинки (собака, коза, кошка, белка, корова), таблички с названиями этих животных.
Речевой материал: лестница, собака, корова, коза, кошка, белка. Будем читать.
Ход игры
Перед ребенком лежат карточки с изображением лестницы. На каждой ступеньке лестницы написаны слоги одного слова. Педагог говорит: «Будем читать». Он ставит маленькую игрушку на верхнюю ступеньку и просит ребенка прочитать слог. Постепенно ребенок спускается по лестнице, прочитывая слово. После того как ребенок прочитал слово, он выбирает нужную картинку с табличкой и прочитывает слово с соблюдением орфоэпических норм (на табличке отмечено произнесение безударных гласных). Если к этому времени дети овладели складыванием слов из разрезной азбуки или письмом (списыванием слов с табличек), можно предложить сложить слово или списать его с таблички, а затем еще раз прочитать.
Кукла едет отдыхать
Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.
Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.
Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта – это одежда….
Ход игры
Педагог приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает детям взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает детям вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается всеми детьми. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назовите продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки. Кукла «благодарит» детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает. Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой – продукты и фрукты.
Помогите животным найти свой дом
Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.
Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.
Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц…)?
Ход игры
У педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.
После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».
Источник
Ребенок, имеющий дефект слуха, затрудняющий непосредственное общение с окружающими, приходит в специальную школу с отсутствием словесной речи, а в лучшем случае с очень ограниченным словарным запасом, который, хотя и служит в какой-то мере средством общения, задерживает развитие ребенка на стадии наглядно-образного мышления.
Значение развития словесной речи у глухого ребенка чрезвычайно велико и является первоочередной задачей не только школы, но и семьи. В школе овладение словесной речью происходит в единстве и во взаимосвязи с усвоением основ наук. Каким же может быть участие родителей в формировании речи неслышащего?
Многие родители весьма смутно представляют себе цель и задачи специальной школы для глухих детей и тем более особенности их обучения и воспитания. Психология неслышащего ребенка, принципы и методы сурдопедагогики, к сожалению, порой остаются для них непостижимой тайной.
Часто из-за своего неведения родители оказываются перед неразрушимыми проблемами в воспитании и обучении неслышащего ребенка. Порой они идут по линии наименьшего сопротивления: приспосабливаются к поведению малыша, его требованиям и капризам, а это связано с опасными последствиями в формировании личности ребенка. Бывает и так: отец и мать, не понимая своего ребенка, приходят в отчаяние от его капризов и злых выходок, не догадываясь о том, что подобное поведение не что иное, как реакция на непонимание, невозможность прямого контакта с окружающими как нигде, часто в семьях глухих детей приходится наблюдать проявления слепой, нетребовательной родительской любви, отношения между родителями и ребенком, которые носят парадоксальный характер: ребенок приказывает, а родители выполняют его волю и желания, что приводит к развитию в характере ребенка отрицательной черты – эгоистичности.
С самого начала обучения неслышащего ребенка педагоги, школа должны установить прочный контакт с его семьей, ознакомить родителей с основами специальной психологии, сурдопедагогики, указать роль семьи в воспитании и обучении неслышащего ребенка. При этом просвещение родителей в данных вопросах должно носить целенаправленный, планомерный, научный характер – только тогда оно принесет хорошие результаты в формировании личности неслышащего ребенка, в его обучении основам наук.
При правильной организации обучение и воспитание в семье может принести очень заметные результаты. Родители являются для ребенка самыми близкими людьми, в домашней непринужденной обстановке можно наиболее успешно создавать и использовать ситуации для расширения словарного запаса и развития речи ребенка, для закрепления понятий, полученных в школе. И результаты будут положительными, если эта работа будет вестись постоянно, целенаправленно, педагогически и методически правильно, во взаимосвязи с насущными потребностями обучения и воспитания ребенка определенного возраста, а не стихийно, эпизодически, от случая к случаю.
Развитие речи неслышащего в условиях домашнего пребывания – одна из серьезнейших проблем специального обучения. Ее решение позволит определить наиболее рациональные формы общения с глухим ребенком в семье, установить нормальные контакты между ним и окружающей средой, даст ответ на насущный вопрос взаимопонимания родителей и ребенка, ощутимо поможет школе в выполнении основной ее задачи – формировании устной речи как средства общения.
В первых же беседах с родителями выясняется, что многие из них часто не понимают своего ребенка и по этой причине возникают конфликтные ситуации. Дело в том, что в период начального обучения в школе речи как таковой у неслышащего ребенка почти нет, внятно он говорить еще не умет, письменной речи у него нет; запас слов очень ограничен; дактилология смазана, да и родители, к сожалению, часто ее не знают, а если и знают, то пользуются неправильно – торопливо, не договаривая слова и т.д. обнаружилось и другое: родители почти не знают истинного словарного запаса своего ребенка, его способности к запоминанию. Встречается и противоположное мнение: «Мой ребенок отлично меня понимает, он все считывает с губ». На вопрос «Почему же вы говорите, что он не выполняет ваших требований, а вступает с вами в конфликт?», следует ответ: «Потому что он упрямый, нервный!». В данном случае мы встречаемся с глубокой ошибкой некоторых родителей: непонимание путают с упрямством, злостью и отклонениями в развитии нервной системы ребенка. Это непонимание возникает из-за отсутствия должной тренированности в чтении с губ, при встрече с незнакомыми словами, при ускорении темпа речи, при смазанной артикуляции и при других нарушениях основных правил чтения с губ.
Важно, чтобы родители глубоко осознали, какую серьезную роль в формировании характера ребенка, становлении его как личности могут сыграть постоянные планомерные занятия в кругу семьи по развитию устной речи ребенка.
Знание требований к устной речи неслышащих детей – непременное условие успеха в этой работе. Речь должна быть по возможности внятной, двусторонней (родитель – ребенок – родитель), связной, а не отрывочной, ситуативной, естественной.
Большое значение приобретает умение правильно дозировать нагрузку во время занятий. Анализ наблюдений показывает, что неумеренная нагрузка, методическая неграмотность приводят к отрицательному со стороны ребенка отношению к занятиям. Возникающие порой перегрузки являются причиной недостаточного усвоения ребенком требуемого объема знаний, а отнюдь не его упрямство или лень, как иногда считают.
В жизни детей большое и важное место занимает игра, являющаяся естественной потребностью ребенка. Игра как форма деятельности детей заслуживает самого пристального внимания со стороны учителей и родителей с точки зрения развития устной речи ребенка и формирования у него необходимых житейских понятий. Нигде, как в игре, нельзя так быстро и основательно сформировать и закрепить у неслышащего ребенка пространственные понятия, такие, как сверху, снизу, справа, слева, сбоку, вперед, назад, далеко, близко, в середине и т.д.
При специальном построении игра позволяет четко разграничить значения предлогов в, на, под, за, из-за, из-под, с и т.д., которые довольно сложно дифференцируются в речевой практике неслышащих детей. Развитие в речи в процессе и в форме игры имеет и другое положительное значение – через игру познаются окружающий мир, его закономерности, формируются представления о логической последовательности и взаимосвязи некоторых явлений и событий, игра помогает закреплению полученных понятий.
Игра может принести большую пользу развитию речи ребенка в том случае, если она выбрана правильно, с учетом определенных воспитательных задач, в связи с учебным материалом по развитию речи и, конечно, только в том случае, когда родитель является активным участником игры, умеет провести ее занимательно, часто меняется с ребенком ролями в игре. Только таким образом можно узнать, понял ли ребенок игру, осознаны ли им те или иные ситуации. Работа по развитию устной речи ребенка в семье должна закреплять и дополнять знания, полученные в школе, быть органически связанной с учебной программой.
Не менее важной сферой формирования речи неслышащего ребенка в семье является его деятельность дома, начиная от режимных моментов (подъем, завтрак, обед, ужин, прогулка) и кончая помощью по дому. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.
Опыт работы позволяет сделать некоторые выводы:
1.Формирование словесной речи неслышащих учащихся в семье должно стать одной из основных задач родителей и школы.
2.Планомерные и систематические занятия родителей по развитию речи своих детей под руководством педагога обеспечивают высокую результативность в обучении школьников.
3.Вооружение родителей основами знаний специальной педагогики, психологии сделает их помощниками и единомышленниками воспитателя и учителя.
4.Постоянная работа по развитию устной речи неслышащего ребенка в семье обеспечивает необходимое взаимопонимание и контакт между родителями и ребенком.
5.Возникнет дружный, единомышленный родительский коллектив.
6.Постоянная взаимосвязь педагога и родителей обеспечит формирование детского коллектива.
7.Совместная деятельность родителей и педагогов в указанном направлении способствует развитию положительных сторон личности учеников.
8.Проявления негативизма, столь частые и характерные для неслышащих детей, исчезнут.
9.Специальная школа должна всемерно расширять контакты с родителями таких детей, воспитывать в их лице верных и грамотных помощников в своей работе.
Источник
Раннее начало коррекционной работы с плохослышащим ребенком является условием нормализации его психического развития, уменьшения отрицательного влияния снижения слуха на речь и общение. В научной и методической литературе имеется значительное количество рекомендаций по организации воспитания детей с нарушениями слуха в семье (Н.А. Pay, Б.Ф. Pay, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.)
Воспитание ребенка в семье может по-разному сочетаться с посещением ребенком дошкольного учреждения. Это, во-первых, работа с ребенком младенческого или раннего возраста до определения его в дошкольное учреждение. Ранняя коррекционная и общеразвивающая работа в этих случаях позволит не допустить отставания в развитии малыша от слышащих сверстников, сделает переход к педагогической работе в условиях дошкольного учреждения более естественным.
Другой вариант — организация педагогической работы в семье с ребенком дошкольного возраста, по каким-то причинам не посещающим дошкольное учреждение. В этом случае родители проводят систематическое целенаправленное воспитание и обучение ребенка, его реабилитацию, подготовку к школьному обучению. По-другому организуется работа с ребенком с нарушенным слухом, если он посещает массовое дошкольное учреждение.
Наиболее распространенным вариантом является сочетание воспитания и обучения ребенка в детском саду компенсирующего вида с занятиями в семье, когда развивающая и коррекционная работа проводится родителями под руководством сурдопедагога дошкольного учреждения.
Раздел II_______________________________________________
Каждый из названных вариантов обусловливает различную степень участия специалистов в воспитании ребенка и их взаимосвязи с родителями.
Рано начатое воспитание глухого или слабослышащего ребенка в семье имеет ряд позитивных сторон: воспитание протекает в наиболее естественной для ребенка среде — семье; малыш не разлучается с близкими людьми, что положительно отражается на его эмоционально-личностном развитии. Коррекционная и развивающая работа тесно связана с естественной для малыша обстановкой и привычным распорядком жизни в семье; к общению с ребенком привлекается достаточно большой круг людей, он постоянно слышит естественную речь и т. д.
Однако воспитание в семье плохослышащего ребенка может быть осложнено и некоторыми проблемами: родители не всегда правильно и полно понимают рекомендации специалистов, адекватно оценивают свои педагогические возможности и потенциальные возможности ребенка; не могут организовать режим дня ребенка, последовательно реализовать педагогические задачи.
При любых вариантах взаимосвязи родителей со специалистами воспитание и обучение ребенка в семье должны носить целостный комплексный характер, включать все направления педагогической работы.
Важными условиями речевого развития ребенка в семье, как и в дошкольном учреждении, являются создание речевой среды, речевое общение с ребенком всех членов семьи, вовлечение его в этот процесс, какими бы минимальными ни были его речевые возможности.
Другие важные условия эффективности коррекционной работы —раннее качественное слухопротезирование ребенка с помощью аппаратов заушного типа, установление правильного режима работы, приучение малыша к длительному пользованию ими.
Рассмотрим различные варианты организации в семье помощи детям с нарушениями слуха.
Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
Организация педагогической работы в семье с детьми, не посещающими дошкольные учреждения
В настоящее время в связи с интенсивной разработкой методов раннего выявления и коррекции нарушений слуха методическое освещение получили вопросы коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста в семье (Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шмат-ко и др.) Организация педагогической помощи детям младенческого возраста тесно связана с организацией режима и деятельности ребенка. На первом году жизни формируются важнейшие предпосылки речи, к которым относятся эмоциональное общение взрослого с ребенком, сенсорное и моторное развитие, предметные действия. Особое значение в первые месяцы жизни малыша имеет формирование зрительного и слухового сосредоточения, связанного с приучением фиксировать взгляд и следить за перемещением ярких игрушек, говорящих взрослых, прислушиваться к громким звукам. Умение сосредоточиваться на зрительных и слуховых раздражителях приводит к появлению у ребенка комплекса оживления, который всячески должен поддерживаться и развиваться взрослыми. Появление развернутого комплекса оживления связано с положительной эмоциональной реакцией на взрослого в виде улыбки, смеха, а позднее и двигательных и голосовых реакций. Поддержание комплекса оживления у малыша с нарушенным слухом предполагает длительный эмоциональный контакт взрослого, подкрепляемый ласковыми касаниями и нежным тормошением ребенка, длительным разговором с ним. Активизация голосовых реакций малыша требует постоянного эмоционального контакта, положительных эмоций, поддержания гуления и побуждения к нему.
Основные средства формирования предпосылок возникновения речи у детей младенческого возраста — эмоциональное общение матери с малышом во время осуществления гигиенических и других режимных процедур; привлечение внимания к лицу говорящих взрослых, подхватывание зву-
Раздел II_________________________________
ков, издаваемых ребенком; разнообразные действия с предметами и игрушками. Особое значение на первом году жизни ребенка имеет формирование у него возможности подражать звукам, что тесно связано с формированием сенсомо-торных умений, возможностями восприятия голоса и речи взрослых на основе зрения и слуха. Появление звукосочетаний, лепета у неслышащего ребенка возможно только в результате систематической работы по развитию движений, восприятия, вовлечения его в эмоциональное общение, сопровождаемое интонированной речью, песенками, короткими стишками. Важное значение на первом году жизни ребенка имеет организация всевозможных пальчиковых игр, сопровождаемых эмоциональным произнесением потешек и стишков («Сорока-белобока», «Пальчики гуляют», «Пальчики в лесу» и др.). Эти игры основаны на движениях прикосновения к пальчикам на руках или ногах, выполняются сначала взрослым своими руками, а затем ручками малыша. Возникшая у ребенка потребность в общении со взрослым — источник его психического развития, в том числе и речевого.
В игры с малышом должны включаться все члены семьи, особенно внимателен малыш к действиям старших братьев и сестер, пытаясь подражать им.
Первый год жизни ребенка — период овладения пониманием обращенной речи. В работе с малышом с нарушенным слухом этому аспекту речевого развития уделяется самое серьезное внимание. Этому способствует повторение матерью слов и коротких фраз во время постоянно повторяющихся ситуаций кормления, умывания, одевания и др. Взрослым необходимо тщательно отбирать часто повторяющиеся слова, необходимые для общения с младенцем в ходе режимных процедур. Количество их первоначально невелико, они используются в виде звукоподражаний, лепетных и полных слов, включаются в состав простых фраз. Многократное использование слов в одних и тех же моментах постепенно приведет к их ситуативному пониманию малышом.
Важнейшим условием психического развития малыша первого года жизни является овладение предметными действиями, что связано с развитием двигательной сферы
Источник