Развитие речи для ребенка с расщелиной твердого и мягкого неба
Наиболее распространенными формами патологии челюстно-лицевой области являются расщелины твердого и мягкого неба. Распространенность этих аномалий, ведущих к открытой рино-лалии, в СССР довольно велика: 5 тыс’детей в год рождается с расщелинами неба (М. Д. Дубов, 1960). По данным Л. Е Фроловой (1962), на каждую тысячу новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы или неба. Частота Расщелин имеет тенденцию к росту (Гуцай, 1980).
При расщелинах твердого и мягкого неба наблюдается целый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, изменение твердого неба, деформация верх-х резцов зубов, изменение наклона нижних резцов, изменение отношения базиса челюстей. По данным Е. А. Домрачевой
(1970), 80—90% детей срасщелинами неба имеют аномалу зубного ряда.
Сужение верхней челюсти и твердого неба, уплощение неб. ного свода в результате операций, а также нарушения зубного ряда представляют собой серьезное препятствие для формиро. вания правильной речи.
ФОРМЫ РАСЩЕЛИН J
К врожденным недоразвитиям неба, дающим носовой оттенок в речи, относятся: 1) врожденные расщелины неба игубы; 2) подслизистые расщелины; 3) врожденные недоразвития неба; 4) врожденная ассиметрия лица при деформации неба
Чаще всего в практике встречаются расщелины губы инебного свода.
Формы небных расщелин чрезвычайно разнообразны, и все они ведут к нарушению речи. (Мы наблюдали лишь один случай двусторонней горизонтальной расщелины лица — расщелина по щекам, как продолжение ротового отверстия, когда речь была сохранной.) Чаще всего наблюдаются расщелины только верхней губы.
Расщелины губ.Следует различать частичную и полную расщелину губы.
Частичной расщелиной считается такая, при которой несращение произошло только в крае губы, т. е. дефект не доходит до нижнего носового отверстия. Полной расщелина считается в том случае, когда она захватывает нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода. Расщелины могут быть односторонними и двусторонними.
Расщелины неба.Форма и величина расщелин неба чрезвычайно разнообразны Различие их состоит в размере (протяженности) и расположении.
Различают сквозные и несквозные расщелины неба. Сквозные расщелины бывают двусторонними и односторонними. Несквозные расщелины делятся на полные, неполные и подслизистые.
Сквозные расщелины характеризуются тем, что несращение по средней линии верхней челюсти проходит сквозь губы, альвеолярный отросток, твердое и мягкое небо. Если эта расщелина проходит по обе стороны межчелюстной кости и ни с одной стороны не произошло срастание неба с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной двусторонней. Если одна из сторон срослась с сошником и носовой перегородкой, то такую расщелину называют сквозной односторонней (правосторонней или левосторонней).
Несквозные полные расщелиныхарактеризуются тем, что несрастание доходит до области резцового отверстия. Обычно расщелины эти очень широкие. При этом наблюдается недораз-
сошника и носовой перегородки: ткани мягкого неба не-ВЙТтаточно развиты, зев очень широкий. Для хирургического Д шательства полная несквозная расщелина — одна из самых
сложных форм К .
Несквозные полные расщелины могут быть правосторонними или левосторонними.
Несквозные неполные расщелины могут быть по величине близкими к полным несквозным, а иногда величина их бывает незначительной. Возможно только несращение увули (uvula). В большинстве случаев при этом одновременно имеется подсли-зистая расщелина твердого неба, причем горизонтальные пластинки небных костей в средней части тоже недоразвиты Пластинки, срастаясь в переднем отделе ротовой полости, при удалении от резцов кзади начинают расходиться в стороны, образуя треугольное отверстие в кости небного свода с вершиной к верхним передним резцам.
При таком недоразвитии в пластинках небных костей, сочетающемся с недоразвитием мышечных систем мягкого неба, но при достаточном развитии слизистых оболочек и образуются скрытые (субмукозные) расщелины неба.
Каждая расщелина, даже субмукозная, приводит к укорочению заднего края скелета твердого неба, вследствие чего все мягкое небо перемещается вперед. Таким образом, все небо укорачивается, поперечное расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки увеличивается (А. А. Лимберг, 1927).
§ 2. ВЛИЯНИЕ ВРОЖДЕННЫХ РАСЩЕЛИН НЕБА НАФИЗИЧЕСКОЕ ИРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание было невозможным. При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Даже во время такого приема пищи эти дети поперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления лиЩа попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку и дыхательные пути; пиЩа застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек.
Неправильное развитие верхней челюсти ведет к искривле-*^э_зубного ряда, появлению двойного ряда зубов, сужению
Дубов М Д Врожденные расщелины неба. М, 1960, с. 21.
небного свода. Часто резцы вгибаются внутрь или передвц-гаются по небу вглубь, и зубы растут в середине неба. Велел-ствие плохого питания молочные зубы у ринолалика быстро разрушаются.
Как уже было отмечено, дети с врожденной расщелиной неба и губы не могут осуществлять сосательные движения. Поэтому врожденный сосательный рефлекс подавляется. Выпадение губных движений ослабляет развитие всей лицевой мускулатуры.
У ребенка с врожденной расщелиной даже после операции губы (хейлопластики) мышечное развитие лицевой муску^ -туры протекает своеобразно. Это обусловливается тем, что дв жения мышц верхней губы отсутствуют или значительно ослж ■ лены.
В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.
Наличие небной расщелины резко ухудшает условия физиологического дыхания ребенка. У нормального ребенка вдыхаемая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздух попадает сразу в носо-ротовую полость, так как хоаны при полной расщелине неба соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расщелине длина хоан сильно укорачивается, и вдыхаемый воздух также не успевает нагреваться.
В результате вдыхаемый воздух охлаждает всю поверхность носо-ротовых слизистых, раздражает дыхательные пути.
Дети с врожденной расщелиной с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему дефекту. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта. Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка. Таким образом вход в дыхательные пути сужается, что и предохраняет зев и стенки глотки от излишнего охлаждения. Свое-образлое положение языка в полости рта постепенно стабилизируется. Дети с врожденной расщелиной неба предпочитают спать навзничь, что облегчает удержание языка в глубине рта.
При кормлении из рожка они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корневой части языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.
ребенок с врожденной расщелиной рефлекторно стремится уществить более полное проглатывание пищи и усиливает оаботу корня языка, одновременно включая в этот процесс отдельные лицевые мышцы.
Итак, у детей с врожденной расщелиной неба осуществление самых важных жизненно необходимых функций (дыхания, питания) приводит к чрезмерному поднятию корня языка, которое успешно закрепляется и становится стабильным.
Такое положение языка приводит к тому, что во время речи выдыхаемая струя воздуха, встречая на пути через рот почти перпендикулярное препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Часть воздуха, попавшая в ротовую полость, не всегда выдыхается, а задерживается там и резонирует. Нарушается речевое дыхание. Это и создает носовой оттенок речи.
При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости. Движение всего языка затормаживается, относительно подвижным остается лишь его кончик. При таком положении языка осуществление движений, нужных для артикуляции речевых звуков, ринолаликам не удается. Осознавая свой дефект речи, дети пытаются найти способы его компенсации. Иногда во время речи они сильно втягивают крылья носа, в артикуляцию вовлекаются мышцы лица. В результате речь детей производит неприятное впечатление как на слух (из-за невнятности артикуляции и назаль-ности), так и во внешнем оформлении (из-за излишних движений крыльев носа и лицевых мышц).
Таким образом, дефекты небного свода при ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата.Даже если мышцы речевого аппарата у ринолаликов анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью. Эти же качества характеризуют и артикуляцию ринолалика.
Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тяжелой тугоухости и глухоты (Л. Я- Дербанюк, 1966; В. В. Мессина, 1971; В. С. Дмитриев и Р. Л. Ландо, 1969 и др.).
Наблюдается также снижение функционального речевого слуха (М. П. Барчуков, 1968), при котором больные не замечают собственных дефектов речи.
Таким образом, при врожденных расщелинах неба и губы в большей или меньшей степени нарушаются питание ребенка, его физиологическое и речевое дыхание, изменяется характер Работы лицевой мускулатуры (может возникнуть снижение СлУха), стабилизируется неправильное положение языка в
полости рта. Естественно, что все это оказывает влияние формирование речи ребенка.
Date: 2016-05-17; view: 2267; Нарушение авторских прав
Источник
фото из открытых источников интернета.
Моя младшая дочь родилась с расщелиной верхнего и мягкого нёба. В народе это заболевание ещё называют – волчья пасть. Если нет заячьей губы, то внешне на личике ребёнка это никак не отражается. Поэтому непосвящённые могут и не заметить каких-то отклонений во внешности человека.
Когда моей дочери исполнился один год, ей в течение восьми месяцев, сделали три операции по восстановлению нёба. Расщелина исчезла. Но не исчезло само заболевание.
Встал вопрос о том, как она будет разговаривать. Кто не знает, поясню: дети с расщелиной нёба имеют проблемы с речью.
Именно поэтому необходимо длительное лечение у ортодонта и логопеда – дефектолога.
Как правило, у здоровых детей, если есть неправильный прикус, исправляют тогда, когда появляются постоянные зубы. У детей с расщелиной коррекция прикуса начинается с появлением первых зубов. Когда я спросила у врача, почему так рано, получила ответ: чем раньше, тем лучше. Тогда когда выпадут молочные зубы и начнут появляться постоянные, они станут расти правильно. И дополнительная коррекция не потребуется.
Немного медицинских терминов простыми словами.
После проведённых операций и лечения у ортодонта, необходимы занятия с логопедом – дефектологом. Но, даже после этих всех успешных мероприятий у ребёнка есть одна специфика в речи – небольшая гнусавость и посипывание во время речи. В медицине это называется носовая эмиссия, при которой во время речи воздух выходит через нос, а не через рот.
Происходит это из-за того, что нёбо при врождённой расщелине анатомически отличается от нёба здорового ребёнка. Присутствует нёбно-глоточного смыкание, поэтому отсутствует некий контроль за произношением из-за недостатка разработки мышц мягкого нёба, задней и боковой глотки.
Как помочь ребёнку в этом случае?
Говорить моя дочь стала очень поздно. При её положении это и не удивительно. Я хочу сразу сказать тем мамам, чьи детки родились с расщелиной: никогда не слушайте слишком «добрых доброжелателей», которые будут вам говорить, что ваш ребёнок плохо говорит, потому что просто отстаёт в развитии.
Я таких слов услышала много. Но посылала всех говоривших их мне в известном направлении. Я знала только одно: интеллект у моей дочери не нарушен, а всё остальное лечится.
Такие дети не отстают в развитии. По крайней мере, большинство. Напротив, я знаю многих, чей интеллект намного выше среднего. Например, наш участковый педиатр родился с заячьей губой. Его оперировал тот же профессор, который оперировал мою дочь. Должна сказать, золотой человек. И хирург от бога. Таких поискать ещё надо. Когда мы были с дочерью в больнице, я столько всего увидела, что если бы мне рассказали, не поверила.
Так вот, наш педиатр человек высокоинтеллектуальный и речь у него нормальная. Да, немного говорит в нос, но через некоторое время этого не замечаешь, так как он хороший врач, что в наше время редкость. Особенно, если ты живёшь в селе. По крайней мере, в нашем районе это проблема.
Поэтому никого слушайте. Помните всегда и везде – ваш ребёнок лучше всех.
Что нужно для того, чтобы помочь ребёнку.
Нужно постоянно делать артикуляционную гимнастику. Как это делается, можно узнать у логопеда или посмотреть информацию в интернете. Благо сейчас есть много видео, где подробно рассказывают и показывают, как правильно делать такую гимнастику.
Не забывайте и про дыхательную гимнастику. Упражнения в этом случае простые, например, задуть спичку, надуть шарик и т.д.
Не забывайте про голосовые упражнения. Чаще заставляйте проговаривать разные стихи и скороговорки. Я, например, в интернете нашла много маленьких стишков на разные буквы. То есть сегодня мы читаем стихи, в которых много слов, в которых есть буква «ш». Как только эту букву закрепили, можно переходить к следующей.
Также можно в качестве фонопедических, то есть голосовых упражнений проговаривать такие сложные буквосочетания, как «фипвип-фэпвэп фивпип-фэвпэп»и тому подобные слова.
К тому же хорошо помогают справиться с произношением такие упражнения – вдох носом, выдох ртом и петь любые слоги, например, ПА ПЭ МА МУ ДА ДИ БА БИ. Здесь происходить тренировка произношения согласных.
Конечно, перед тем как самостоятельно заниматься с ребёнком, лучше всего проконсультироваться с профессиональным логопедом дефектологом. И постараться найти такого, который имеет положительный опыт работы с такими детьми.
Два раза в год я вожу дочь в реабилитационный центр, где она проходит курс лечения. И там есть чудесный логопед, ради которого мы и ездим. Конечно, за две недели дочь получает полный курс реабилитации, который благотворно влияет на здоровье, в том числе и на речь. Так вот, логопед из центра мне сказала, чтобы моя дочь стала хорошо говорить, она должна петь. И не просто дома напевать песенки, а именно заниматься вокалом с преподавателем. Плюсов много. И главный, это разработка голосовых связок, растягивание операционных рубцов на небе. Такой своеобразный массаж. Ведь многие звуки звучат плохо именно из-за рубца. И знаете, помогает. К тому же, моя дочь оказалась способной к музыке. И мы купили пианино и стали заниматься. У неё оказался исключительный слух.
Я не стремлюсь к тому, чтобы моя дочь была на сцене, для этого у неё достаточно танцев, но музыкальное образование ещё никому не помешало.
Поэтому, если в вашей семье появился ребёнок с расщелиной неба, не пугайтесь. Всё можно в этой жизни исправить. Всё лечится. Главное в это верить. Я верю.
А как вы справляетесь с этой проблемой? Расскажите о своём опыте.
Большое спасибо, что дочитали мою статью до конца.
Если вам понравилась моя статья, буду признательна за лайк.
Если напишите комментарий, что вы думаете по этому поводу, буду рада.
Если поделитесь ей в своих соц. сетях, буду не против.
Подписывайтесь на мой канал, и я постараюсь радовать вас интересными материалами. Мне есть что рассказать и с чем поделиться с вами.
Всегда ваша Наталина Кузьмина.
Источник
Одним из важнейших разделов комплексного лечения детей с расщелинами лица и неба является логопедическая помощь. Основные задачи Центра и логопедической службы; выявление детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области в первые дни после рождения; -составление индивидуального плана лечения ребенка в зависимости от формы и вида врожденной патологии, общего состояния и отсутствия или наличия сопутствующих врожденных пороков развития; – Осуществление непосредственно логопедической и других видов помощи ребенку (ортодонтическая, хирургическая, психолого-педагогическая и др.); -полная психологическая и социальная реабилитация лиц с врожденными пороками лица.
Учитывая данные цели и задачи, в логопедическом кабинете постоянно ведется переписка с родителями наших пациентов. Больные вызываются на диспансерные осмотры, на занятия. В особых случаях рассылаются письменные рекомендации по воспитанию, развитию, лечению детей с данной патологией. Мы стараемся, чтобы ребенок начал посещать логопедические занятия до появления фразовой речи, что помогает своевременно преодолеть возможную при данном дефекте задержку речевого развития, я также закрепить навыки правильного голосообразования и дыхания.
Ребенок, страдающий врожденной расщелиной лица и неба, последовательно проходит у нас четыре этапа обучения:
1 этап – подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к операциям (хейлопластика, уранопластика). Для этого проводится следующая работа: даются рекомендации по проведению массажа верхней губы, массажа сегментов твердого и мягкого неба;
в целях нормализации тонуса мышц лица и артикуляционного аппарата родителям я детям даются игровые упражнения мимической и, артикуляционной гимнастике, в этих целях родителями осваиваются приемы логопедического массажа и массажа БАТ.
с первых занятий проводится работа по активизации мускулатурынеба и глотки, что позволяет после уранопластики в более короткие срокидобиться плотности смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки;родители и дети обучаются игровым приемам выработки
дифференцированного ротового и носового дыхания; кроме того,роводится работа по овладению детьми костно-абдоминальным типом
дыхания, по отработке направленной воздушной струи. Для нормализацииносового дыхания используется массаж БАТ по методике Архиповой Е.Ф.
(екатеринбургский и Пермский центры);для снятия мышечного напряжения губ, языка, плечевого пояса,органов голосообразования и дыхания, которое часто встречается у
ринолаликов, помогает методика мышечной и эмоциональной релаксации проф. Джекобсона (США) – методика освоена и предложена ВыгодскойИ.Г.;активно используется в работе гимнастика по развитию мелкоймоторики (пальчиковая гимнастика), стимулирующая развитие речевыхзон коры головного мозга; с этой целью вводится в работу массаж ладони истопы;
– поскольку у детей с расщелинами губы и неба наблюдаетсязамедление роста верхней челюсти, нами активно используютсяупражнения, способствующие устранению нарушений прикуса;
– обязательным элементом логопедических занятий с детьми-ринолаликами являются вокальные упражнения. Нами отработанаметодика подачи голоса на мягкой атаке в грудном регистре. Именноданная методика помогает максимальному снятию назального оттенкаголоса.
На данном этапе создаются предпосылки для правильного звукообразования. У детей развивается зрительное и слуховое внимание.
На 2 этапе осуществляется активизация вновь сформированного мягкого неба и небной занавески. После операции ребенок приучается к новым ощущениям (кинестезиям). На данном этапе активно используется опыт работы Рогальской И.М. (Омск).
3 этап – работа по устранению носового оттенка голоса и коррекциязвуко-произношения.
4 этап – полная автоматизация новых навыков.
У детей с врожденными расщелинами губы и неба тембр голоса назализирован (имеет носовой оттенок). Степень назализации зависит от величины расщелины, пространственных размеров носовой и носоглоточных полостей (назальность выше, если носоглотка просторна), от степени восстановления функции иебно-глоточного клапана, от степени выраженности компенсаторных нарушений, а именно:
– патологической стабилизации тела языка в полости рта;
– деятельности мышц мягкого неба;
– взаимодействия всех мышечных групп периферического конца рече-
двигательного анализатора.
Таким образом, при органической открытой ринофонии, которая имеет место у детей с врожденными расщелинами губы и неба, нарушается основное звено речевой выразительности – голосовые модуляции (тембровая окраска, звуковысотный, динамический диапазон), что приводит к расстройству мелодико-интонационной стороны речи.
В настоящее время наиболее целесообразным и эффективным методом преодоления голосовых расстройств является комплексный ортофонический, который предполагает восстановление единой координированной деятельности дыхательного аппарата, голосовых связок, артикуляционного аппарата и речевой функции в целом при участи и взаимодействии специалистов (оториноларинголога, фониатра, физиотерапевта, психолога, психотерапевта, невролога, логопеда). Работа по развитию артикуляционного праксиса является необходимым условием для исправления нарушений голоса у детей с врожденными расщелинами губы и неба и предусматривает систему упражнений:
– на стимуляцию движений нижней челюсти (кроме укрепленияжевательных мышц эти упражнения включают в работу язычно-небно-глоточные мышцы, повышают их активность, делают их упругими,эластичными, что способствует нормализации голосообразования);
– на стимуляцию движения кончика языка;
– на динамическую организацию движений кончика языка;
– на координацию движений языка, челюсти и выдоха (данныеупражнения подготавливают условия для смещения артикуляционногофокуса в передние отделы ротового резонатора);
– на преодоление небно-глоточной недостаточности.
В процессе речи постоянно повторяется очень быстрое мышечное сокращение, которое приближает мягкое небо к задней стенке глотки по направлению кверху и кзади (время закрытия я открытия носоглотки колеблется от 0,01 до 1 секунды).
Допустимое расстояние между задней стенкой глотки и мягким небом для нормального звучания голоса не должно превышать 5-6 миллиметров. На функцию небно-глоточного затвора оказывают влияние длина и подвижность мягкого неба, достаточная подвижность мышц боковых стенок и задней стенки глотки, степень открывания рта, положение нижней челюсти и языка (это определяет форму и размер ротоглоточного резонатора, от объема которого зависит расстояние между небной занавеской и спинкой языка, становится возможным соблюдение важного условия для снижения назальности: расстояние между мягким небом и спинкой языка должно быть больше, чем расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки).
Малейшее движение мягкого неба является стимулом для настройки всех органов, участвующих в голосо- и звукообразовании. От рецепторов мягкого неба импульсы передаются в ЦНС, в результате чего с функцией мягкого неба сонастраивается связанная с ним система ротоглоточного резонатора, генераторная и энергетическая системы. Рецепторы мягкого неба – пусковые поля, с них начинается возбуждение голосового аппарата и, следовательно, начало фонации.
Соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани(наблюдается изменение положения голосовых складок) вызывает малейшее напряжение и движение мышц небной занавески. С другой стороны, существует взаимосвязь между мышцами небно-глоточного аппарата и дыхательными мышцами (особенно диафрагмой). – Так, при резком напряжении дыхательной системы и голосовых складок мягкое небо малоподвижно, а при равномерных дыхательных движениях равномерны колебания голосовых складок и подвижно мягкое небо.
Стимуляция небных и глоточных рефлексов осуществляется посредством массажа язъгчно-небных и глоточно-небных дужек, мышц мягкого неба и гимнастики для стимуляции небных и глоточных мышц.
Упражнения, повышающие силу и тонус мышц небно-глоточного клапана, проводятся перед зеркалом:
– зевнуть медленно и легко, наблюдая за подъемом мягкого неба и затем, как открывается глотка;
– представить, что зеваешь, и пытаться поднять небо без реальногозевания (упражнение на воображение);
– тянуть длительно с открытой глоткой (а);
– представить, что зеваешь, и пропеватъ (а), раскрыв глотку как можношире;
– воспроизвести глотательные движения с кратковременной остановкойпосле начала глотания, затем продолжать глотательное движение;
– выполнить жевательные упражнения;
– чередование носового (н) с гласными;
– произнести слоги с ротовыми звуками (фапвап-фэпвэп);
– произнести слоги с назализованными и неназализованнымисогласными: фапвап-фапвам, фапмап-фэпмэп.
Перечисленные упражнения активизируют небную занавеску и повышают скорость поднятия мягкого неба (скорость поднятия неба у здорового человека 65 мм/с, у лиц с небно-глоточной недостаточностью -от26мм/сдо38мм/с).
Постановка физиологического и фонационного дыхания у детей с врожденными расщелинами губы и неба осуществляется в следующих направлениях;
– отработка навыка носового дыхания;
– обучение смешанному дыханию;
– дифференциация носового и ротового дыхания;
– отработка направленной воздушной струи;
– развитие силы и длительности ротового дыхания;
– упражнения для укрепления дыхательных мышц;
– постановка и отработка диафрагмально-реберного дыхания с целью
увеличения ЖЕЛ и регулирования скорости и силы выдоха, создания
необходимогоподскладочного пространства.
С целью достижения орально-назального резонанса вокальные и речевые упражнения проводят на низкой высоте тона, медленном темпе речи, на «мягкой атаке», в грудном регистре.
Способ формирования «мягкой атаки».
Ребенку предлагается ассоциативная связь: «мягкая атака» = падение перышка.
Упражнения (при вдохе использовать диафрагмальное дыхание)6
– зевание при произношении гласных [а, э, о]; глубокий вдох – выдох, как бы вдыхая, при этом произноситсягласный звук, понижая высоту тона;
– произношение гласных шепотом, затем нормальным голосом;
– произношение гласных, ставя перед ними [х].
Для преодоления гиперказальности у детей с врожденной расщелиной неба рекомендуется соблюдать следующие правила:
– расслаблять мышцы нижней челюсти и языка;
– опускать максимально челюсть и язык при произношении гласных;
– концентрировать внимание на релаксации мышц лица, корня языка и
открытии ротоглотки;
– следить, чтобы дыхание хорошо поддерживало фонацию;
– делать паузы между слогами, словами при выполнении речевых
упражнений, вдыхать неспешно;
– удлинять гласный звук в каждом слоге;
– произносить каждый слог с понижающей интонацией.
Данные приемы способствуют развитию ротового и глоточного резонанса.
Тщательно спланированная тренировка слухового восприятия – ключ к достижению всех целей голосовой терапии. Ребенок должен знать как звучит его голос, а также уметь отличать нормальные от ненормально звучащие голоса и сравнивать их со своими. Тренировку слухового восприятия необходимо проводить в несколько этапов.
Первый этап. Ребенок узнает об отклонении состояния голоса от нормы у других людей. Логопед демонстрирует детям различные типы голосов: гиперназальный, придыхательный, скрипучий и приятный. Итоговые приемы: дети не шевелятся, если голос приятен, или выполняют какое-либо движение, если голос изменен.
Второй этап. Ребенок учится различать выраженные нарушения голоса у других людей. Логопед объясняет характерные черты правильного и неправильного голосообразования. Итоговые приемы: «Одинаковые -разные». Даются пары звуков: правильный – неправильный; правильный -правильный. Труднее установить, что два звука одинаковые, чем опознать два различных звука.
Третий этап. Ребенок учится различать легкие нарушения голоса у других людей (различать незначительные отклонения от нормы). Он должен научиться различать как минимум три выбранных уровня голосовых нарушений.
Степень различая между уровнями постепенно уменьшают. Постепенно дети учатся улавливать очень тонкие различая: назальность умеренная, легкая, норма Результат выше, если звуковой сигнал подкрепляется зрительно: соотнесение звука голоса с длительностью, яркостью вспышки света, величиной предмета, изображением на картинке и т.д. Четвертый этап. Ребенок учится слышать собственный голос. Пример хорошего голоса вначале вызывают путем повторения ребенком правильного произношения вслед за логопедом. Нужно быть очень осторожным при выборе слов, которыми оценивают то или иное нарушение голоса у логопеда.
Качество восстановленного голоса зависит от строения и функции нервно- мышечного аппарата гортани и небно-глоточного клапана (чем полноценнее функция истинных голосовых складок небной занавески, тем лучше тембр восстановленного голоса) и от возраста ребенка (чем моложе ребенок, тем выше компенсаторные возможности его центральной нервной системы).
Необходимо помнить, что индивидуальные занятия всегда продуктивнее подгрупповых, однако и подгрупповые могут иметь место на всех этапах обучения. Они проводятся с детьми примерно одного возраста и уровня речевого и интеллектуального развития при повторении и закреплении и закреплении пройденного материала, а также в тех случаях, когда сам характер занятия требует участия нескольких детей. Количество одновременно занимающихся не превышает 3-4 человека. Продолжительность индивидуальных занятий в зависимости от возраста от 5 до15 минут, а подгрупповых до 20 минут. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей необходимо в течение занятий менять виды деятельности. Игровой, дидактический материал дается в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми.
Во время занятий логопеды и дефектологи используют яркие озвученные игрушки, красочные дидактические пособия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их. Занятия проводятся в игровой форме на положительно-эмоциональной основе.
В задачу логопеда входит не только становление речи, как высшей психической функции, но и развитие интеллекта, эмоционально-волевой сферы личности. Нередко логопед оказывает социально-психологическую помощь семье ребенка, особенно на первичных консультациях. Цель таких консультаций – улучшить эмоционально-психологическое состояние родителей, придать им столь необходимые бодрость и оптимизм. Хорошее настроение родителей, их уверенность в своих силах благоприятным образом сказывается на качестве ухода за детьми и их воспитании. Ребенок и его родители составляют единую динамическую систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую неблагоприятным внешним обстоятельствам.
Источник