Развитие речи детей в условиях дома ребенка

Гольцева Оксана
Развитие связной речи детей дома

«Развитие связной речи детей дома»

Аннотация. Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, которые можно проводить с ребенком и в домашних условиях, и на прогулках.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате “вопрос — ответ”. Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет,задавать ребенку вопросы: “Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?” Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов “ширина”, “высота”, “длина”, “высокий”, “низкий”. Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Упражнение “Диалог”

Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например,возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

Игра “Что мы видим во дворе?”

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру “Кто больше увидит”. По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: “Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки”. Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. “Ты увидел дом? Он низкий или высокий?”. Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра “Профессии”

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой,а потом спросите малыша: “Кто ты?”

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием,например: “Я врач”. Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях,например такие как:

Как называется человек этой профессии на картинке?

Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

Чем занимается человек на этой работе?

Где он работает?

Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

Игра “Коллекция”

Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину, считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек,к примеру:

– подбери все машины;

– подбери всех кукол.

Разрешено систематизировать геометрические тела:

– подбери все шарики;

– принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

Упражнение “Давай поговорим”

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

Читайте также:  Родительское собрание с презентацией роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

Упражнение “Назови действие”

Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребёнку задают вопросы:

– Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

Упражнение “Повтори скороговорку”

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение ” Выучи стихотворение”

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

Упражнение “Загадки”

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение “Посмотри, что увидел, расскажи”

Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают.Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: “Кто изображен на картинке?”, “Во что одета девочка?”

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно,сначала ребенок дает краткие ответы: “Видел девочку”. Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов,используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано,тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра “Угадай по описанию”

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например,лимон: “Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее”.

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение “Рисуем словами”

Мы должны рассказать ребёнку,что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение, затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно “рисуем” этот предмет. И предложите “нарисовать” словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра “А что было дальше?”

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним,по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила “Кто тут?” (Что было дальше)

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Источник

Елена Величко
Развитие речи в условиях Дома ребёнка

Авторы: Южакова Инна Михайловна воспитатель ГКУЗ АО «СДР Звездочка», Дусалиева Людмила Александровна, учитель-дефектолог ГКУЗ АО «СДР Звездочка»

Работа по развитию речи в интернаторном учреждении наиболее продуктивно осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности в рамках программы «Пластилиновая сказка». Программа была разработана коллективом врачей и педагогов “СДР Звёздочка”, была апробирована и опубликована для обмена опытом, в дальнейшем, в других учреждениях подобного типа, где ведется работа в данном направлении.

В современной методике обучения лепке детей младшего дошкольного возраста определены предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Дети скатывают из пластилина мяч, яблоко, чтобы научиться лепить округлые формы. Впечатлений на них эти предметы не производят. Ребёнок лепит без старания и интереса. Возникает необходимость сделать выполнение задания более осмысленным и интересным. Детям необходимо знать, что то, что они делают, кому-то нужно. А нужно это может быть в удивительном мире детских сказок, который не оставляет равнодушным ни одного ребёнка.

Известно, что сказка занимает особое место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Вера в сказку помогает ребёнку выжить в этом жестоком мире. Занятия будут более продуктивными, если проводятся они во взаимосвязи с другими видами искусств и художественной деятельности. Сказки используются для того, чтобы вызвать у детей чувство радости, удовольствия, помочь ребёнку войти в образ.

Прежде чем приступить к работе с пластилином, необходимо познакомить ребёнка с содержанием сказки. Затем ставится специальная игровая задача. Это та часть, в которой персонаж обращается к малышам за содействием. При их удовлетворительном ответе можно переходить к постановке собственно учебных задач.

Программой предусмотрено использование на занятиях театра пластилиновых игрушек.

Основные задачи программы:

1) развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;

2) совершенствовать речь;

3) развивать эмоционально-личностный контакт;

4) стимулировать посредством занятий коллективную деятельность.

Программа «Пластилиновая сказка» является органичным продолжением работы дошкольных учреждений, дающих детям сведения о народной культуре и творчестве известных детских писателей, народных промыслах, праздниках и т. д. Программа рассчитана на интеграцию изобразительного искусства, кукольного театра, фольклора и мультипликации.

Читайте также:  Галанов психическое развитие ребенка от 3 до 5

Помимо теоретической работы над анализом сказки, программа предполагает практическое закрепление полученной информации. Лепка и создание игрушек позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал.

Программа рассчитана на 50 учебных часов и предназначена для детей 3-4 лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

Театр пластилиновых игрушек – это разновидность сюжетно-ролевых игр,сохраняющая типичные признаки игры: содержание, творческий замысел, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником этих компонентов служит сказка. Она же является опорой для творчества педагога и детей.

В отличие от сюжетно-ролевых игр, занятия по лепке с использованием театра пластилиновых игрушек развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого лежит содержание сказки. Готовый сюжет ведёт за собой игру и обучение необходимым навыкам в изобразительной деятельности. Однако не исключено, что на таких занятиях у детей может появиться возможность импровизировать на темы, взятые из сказки, найти разные варианты развития событий, в перспективе увидеть результаты дел, поступков (например, придумать продолжение к сказке.)

Использование театра пластилиновых игрушек на занятиях по лепке требует режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Таким образом, у ребенка не только развивается речь, но еще он постепенно овладевает и актёрским мастерством. Современные цифровые технологии позволяют не только снять занятие на камеру, но и методом монтажа превратить его в настоящий мультфильм, действия героев в котором комментирует сам ребёнок. Таким образом, осуществляется первое знакомство малышей с искусством мультипликации.

Просматривая мультфильм с участием самого себя или хотя бы только слыша свой голос, ребёнок критически оценивает свою речь или действия.

Первый опыт работы перед объективом способствует развитию актёрского мастерства и подавляет скованность и смущение.

Программой предусмотрено использование на занятиях сразу трёх видов лепки: предметной, сюжетной и декоративной. В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является наиболее простым. Поэтому сначала он обучается изображать основную форму предметов и наиболее яркие характерные их признаки. Однако, вылепив этот предмет, он начинает с ним играть. Передвижение фигур по столу, сопровождающееся речью, наполняет лепку ребёнка реальной динамикой. Обычно с этой игры и начинается сюжетная лепка, которая является основой программы.

Вместе с речью идет и умственное развитие ребёнка, а манипуляции с пластилином способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.

Участие в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного, что не маловажно в работе с нашими воспитанниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Величко Е. В. и др. Программа по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Пластилиновая сказка»: Театр пластилиновой игрушки и мультипликация на занятиях по лепке. –Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. –20с.

2. Величко Е. В. «Обучаясь – лечусь» Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. –Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.–128с

3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. ;–Педагогика,1973.-143с.

4. Кудряцев В. Вопросы теории.Инновационное дошкольное образование: опыт,проблемы и стратегии развития. //Дошкольное воспитание. 1999.№12. С. 92-100.

5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.:Просвещение,1992.–С. 26.

6.Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Книга для работников дома ребенка/Р. В. Тенкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г.Голубева и другие: Составитель Э. Л. Фрухт. –М.: Просвещение,1989.–192с.

7. Печора К. Л.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Книга для воспитателя детского сада/ К. Л Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. –М.: Просвещение,1986.–144с.

Источник

Консультация для родителей «Организация развивающей речевой среды дома»

Для детей дошкольного возраста самой развивающей средой является его дом, место, где он проводит большую часть времени.

Создание развивающей речевой среды дома не потребует от вас значительных усилий, но поможет вам активизировать развитие речи вашего ребенка практически без вашего участия.

Как же организовать дома развивающую речевую среду. Не секрет, что специально организованные занятия для развития речевых навыков ребенка часто требуют достаточно серьезной подготовки, необходимости покупать или самостоятельно изготавливать какие-то дидактические пособия, книги, материалы и не всегда у мамы находится время и желание, чтобы организовывать специальные занятия.

Тем не менее, все мы понимаем, что необходимо сделать все возможное, чтобы способствовать развитию речи ребенка, потому что в последнее время намечается очень серьезная тенденция к тому, что дети начинают говорить очень поздно, говорить неправильно, и логопеды становятся очень популярными у мам. Одним из вариантов, как помочь ребенку в развитии его речевых навыков, не прибегая к каким-то специально организованным занятиям, является создание дома правильно организованной развивающей речевой среды, то есть такой среды развития ребенка, которая сама по себе способствует, активизирует развитие речевыхнавыков вашего малыша.

Здесь можно выделить несколько ключевых моментов.

1. Комната ребенка – развивающий речевой центр

Понятно, что еще будучи беременными, вы рисовали перед собой детскую комнату с какими-нибудь розовыми окошечками на стенах или голубыми, если ждали мальчиков. Но на самом деле необходимо пресечь на корню такой подход и превратить комнату ребенка, может быть не спальню, а комнату, где он проводит больше всего времени, в такой развивающий центр для него. Это будет полезно и для ребенка, и для вас, потому что вы освободите себе какое-то время, которое вам в ином случае пришлось бы тратить на специальные занятия по развитию речи. Что может быть в комнате, чтобы можно было сказать, что это организованная речевая среда?

Во-первых, необходимо расположить на удобном для ребенка уровне различные плакаты. Это могут быть покупные плакаты или нарисованные, или распечатанные вами дома на принтере. В комнате должны быть фотографии родственников ребенка, которых он знает и может узнавать на этих изображениях.

Во-вторых, в комнате должны быть разнообразные игрушки на развитие мелкой моторики, которые способствуют и развитию речи. И у ребенка должна быть возможность взаимодействовать с этими игрушками, использовать их в те моменты, когда у него есть к этому желание, то есть они должны быть всегда в прямом доступе. Это то, что касается формирования среды для самостоятельных занятий и игр ребенка.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в системе дошкольного образования

2. Создание поводов для речевого взаимодействия с ребенком

Повод для речевого взаимодействия с ребенком – то, за что должен цепляться ваш взгляд, когда вы с ребенком играете или просто находитесь дома. Это могут быть какие-то вещи, предметы, которые будут вызывать у ребенка интерес, а у вас – желание поговорить с ребенком об этом предмете, рассказать что-то интересное, как-то обыграть данный предмет в вашем разговоре. Это могут быть:

фотографии

картинки

игрушки

фигурки

статуэтки

Любые предметы, которые могут заинтересовать ребенка и будут для него безопасны, поскольку помимо того, что вы об этих предметах поговорите, вам придется (и нужно это сделать) дать этот предмет ребенку для ощупывания и изучения, чтобы слова, которые вы произносите, запомнились лучше.

3. Стихи, потешки, загадки к повседневным делам

Чрезвычайно полезны потешки и другие стихотворные тексты, сопряженные с деятельностью, которой вы сейчас вместе с ребенком занимаетесь. Если вы собираетесь на прогулку, вы рассказываете стишок, потешку, загадку – все что угодно – в стихотворном формате, связанное с этим действием.

Если вы умываетесь – рассказываете про умывание, если вы кушаете – рассказываете про еду. Такие стихи лучше разучивать наизусть, потому что в этом случае вы сможете рассказывать эти стихотворения, потешки с большей выразительностью, большей интонационной окраской, уделять больше внимания именно артикуляции, нежели чтению текста.

Можно распечатать эти потешки или написать их от руки и развесить в удобных для вас местах, там, где они попадутся вам на глаза и там,где вы сможете их прочитать как раз в тему действий, которые сейчас происходят с ребенком. Умывание – в ванной на зеркало, про одевание – на шкафчик, где лежат вещи ребенка для прогулки и т. д. Можно также подыскать какие-то короткие стихотворения известных детских авторов про домашние предметы и игрушки ребенка и тоже наклеить куда-то эти стихи, чтобы вы постоянно читали их ребенку вслух и запоминали вместе с ним. Со временем вы сможете использовать прием договаривания.

4. Музыкальные занятия и занятия по развитию слухового восприятия

Есть еще разнообразные музыкальные занятия и занятия по развитию слухового восприятия. Это тоже очень важно для развития речевых навыков. Помимо прослушивания разнообразной музыки (не только детских песенок, но еще и классики, русской народной музыки и других направлений, полезно играть на разных музыкальных инструментах и вообще извлекать звуки из всего, что попадается под руку, и учить ребенка различать эти звуки. Например, можно играть в «ку-ку» с различными музыкальными инструментами, спрятав их и играя под платочком или когда ребенок отвернулся. Так малыш будет учиться различать музыкальные инструменты по звуку.

5. Говорящие книжки и плакаты

Также полезны говорящие книжки, говорящие плакаты, с которыми ребенок может достаточно долго заниматься самостоятельно, при этом увеличивая свой пассивный словарь.

6. Чтение

Чтение очень важно, не буду подробно на этом останавливаться. Расскажу только о том, что наиболее простой способ ввести занятия чтением и сделать их регулярными – это привязать их к какому-то ритуалу. Самый простейший ритуал – чтение перед сном. Он не обязательно должен быть у вас вечерним. Это может быть чтение перед дневным сном, чтение после завтрака.

Смотрите на вашего ребенка, как он реагирует, когда ему интересно просто посидеть рядом с вами и послушать сказку или стихи, или какое-то другое детское чтение. И обязательно подбирайте книги, которые соответствуют возрасту ребенка, чтобы он мог понимать и соотносить слова.

Конечно, иногда можно брать книги, рассчитанные на более старший возраст, с тем, чтобы ребенок просто прислушивался к мелодике речи, к ритму. Но именно для формирования понимания речи, для формирования пассивного словаря, полезнее все-таки делать акцент на текстовых произведениях, адаптированных для возраста ребенка или специально написанных для ребенка вашего возраста.

7. Как сделать занятия регулярными

Самый простой способ сделать занятия регулярными без каких-либо усилий для мамы – это привязать эти занятия к каким-то режимным моментам. Если вы хотите быть уверенными в том, что ваш ребенок получает максимальную поддержку для развития своих речевых навыков, вы просто привязываете возможные варианты занятий для развития речи и для развития мелкой моторики, что также влияет на речь, к каким-то режимным моментам или к каким-то блокам в течение вашего дня.

Поясню. Например, вы можете решить для себя, что занятия для развития мелкой моторики вы будете проводить на кухне после завтрака, когда вы убираетесь на кухне или готовите обед, а ваш ребенок в это время под вашим присмотром занимается какими-то мелкими делами:

сортирует крупу

переливает водичку

чистит яичко и т. д.

Есть масса вариантов занятий для развития мелкой моторики и многие из них удобно проводить как раз на кухне, потому что они, как правило, заканчиваются полной разрухой, рассыпанием, проливанием всего на стол, на пол. На кухне это удобнее всего убрать без дополнительных затрат времени и сил.

Пальчиковую гимнастику вы можете привязать к моменту одевания или раздевания ребенка. Вот пришли вы с прогулки, переоделись, ребенок сидит у вас на коленях, и вот вы начинаете делать эту пальчиковую гимнастику. Удобно и прямо на улице ее делать, если это теплое время года.

Просмотр презентаций и работу с карточками вы также можете привязать к какому-то режимному моменту, например, после полдника вы этим занимаетесь или перед дневным сном. Смотрите на своего ребенка и выберите то время, которое больше всего подойдет для этого.

Основная задача формирования речевой среды дома – это:

*побудить ребенка часто им много говорить

*побудить вас часто, много и грамотно говорить, для того чтобы ребенок постоянно слышал:

*новые слова

*новые фразы

*воспринимал на слух различные грамматические конструкции

*слышал различные примеры интонационного оформления речевых высказываний

Все это нужно делать для того, чтобы у ребенка был богатый опыт восприятия речи, потому что это, как вы понимаете, будет способствовать формированию его собственных речевых навыков.

Источник