Развитие речи детей в процессе общения с ребенком
Консультация учителя-логопеда
для воспитателей ДОУ
на тему:
«Развитие речи детей в процессе повседневного общения»
Речь детей формируется не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и во время общения с воспитателем в повседневной жизни, в режимных моментах. Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияние на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.
Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чрезвычайно важно в течение дня найти возможность в течении дня для разговора с каждым ребёнком. Так, чтобы у него осталось удовлетворение от того, что его выслушали. Если в разговоре воспитатель проявляет живой интерес, то он доверчиво рассказывает обо всём, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю возможность ближе его узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи. Удобнее для этого будут утренние часы, вечернее время.
В режимных моментах воспитатель обогащает словарный запас детей, не упускаем случая, подсказать ребёнку правильное название предмета, качества или действия.
- Во время приема пищи мы должен точно называть блюда, которые подаются детям, а не заменять разнообразные наименования обобщёнными словами: первое, второе, третье блюдо.
- Ежедневное одевание и раздевание детей даёт воспитателю возможность закрепить в их активном словаре точные названия предметов одежды, их цвет, материал, качество, материал из которого они изготовлены, названия деталей одежды и обуви,
- Так, во время умывания мы обогащаем глагольный словарь названиями действий: умываться, открываться, закрывать кран; названиями предметов туалета и домашнего обихода: мыло, пена, мыльница, полотенце, раковина, и т.д.; названиями частей лица и тела: лицо, лоб, щёки, подбородок, нос, уши, шея, руки, пальцы, ладони, локоть; названиями признаков: холодная, тёплая, свежея (вода), чистое (полотенце), чисто, аккуратно, правильно, сухо и т.д.
- Уход за растениями в уголке природы является в то же время поводом активизации словаря, относящегося к явлениям природы (например: ствол, стебель, лист, почка, бутон; гладкий, шероховатый, блестящий, тёмно-зелёный, светло-зелёный и т.д.).
В повседневной жизни воспитатель должен работать над культурой речевого общения детей. Нельзя не замечать грубости в речи, невежливого тона. Воспитатель указывает, напоминает, как надо разговаривать друг с другом, с взрослыми, приводить хорошие примеры, даёт детям поручения узнать что-либо, передать вежливо попросить какую-нибудь вещь и т.п.
Пути исправления грамматических ошибок
и формирование грамматической правильной речи
Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней. В тактичной и доброжелательной форме. Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы, в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить. Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребёнок различал, как он сам говорит и как воспитатель. При исправлении ошибки не следует повторять её, а нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребёнок повторит за воспитателем правильное слово или предложение. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, не следует его передразнивать, высмеивать или умиляться.
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи. Какие же требования предъявляются к речи воспитателя и какие недостатки в речи присущи педагогам.
К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:
- нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
- неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
- засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.
К речи воспитателя предъявляются следующие требования:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
- строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
- использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
- связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
- использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Тренинг «Расставь ударение»
Игра – конкурс «Исправь ошибки». Типичные ошибки в речи взрослых
«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на санках. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Ляжь на правый бок. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня». Я (надеваю, одеваю) шапку. Я (одела, надела) девочку Таню. Это ихние игрушки.
Каждый педагог и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, с нами рядом дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка.
Подготовила:
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №78»
Каплан Е. В.
Источник
Как развить диалогическую речь
у детей в процессе общения.
Одно из условий развития диалогической речи – это организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении, а также распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).
Разговорная речь – это простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.
Если в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено эмоциональное благополучие детей, господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком, тогда разговор воспитателя с детьми оказывает на них развивающее влияние, . В этом случае главным являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок с удовольствием вступает в контакт со взрослым, если чувствует их внимание, интерес и доброжелательность.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дошкольники овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи во многом зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, распространенным и начинает задавать много вопросов, в том числе таких, как почему? зачем? как? и т. д. Дети пяти лет могут участвовать в разговоре в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д.
Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.
Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.
У вновь пришедших детей речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? и т. д.). Это могут быть красивые привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. Заранее необходимо наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя дома есть игрушки? Какая игрушка у тебя самая любимая? И т .д.) В более старшем возрасте можно предложить вспомнить и рассказать: Какие игры есть у тебя дома? А в какие ты играешь на улице? О чем твоя любимая книга? и т. д. В разговорах воспитатель должен касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.
В организации разговоров принимает участие и помощник воспитателя. Она побуждает детей обращенные в ней просьбы выражать словами, фразами.
В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого все режимные моменты (приход, уход, умывание, прогулка, одевание ,прием пищи.)
Кроме таких кратких разговоров, возникаемых спонтанно воспитатель предусматривает разговоры, которые планирует. Такие беседы могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение таких бесед. Они помогают сблизить и сдружить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, чем интересным занимались на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающим вопросом, поощрением.
Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.
Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в автобусе, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.
Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках, книгах, поделках, рисунках, картинках и т. д.
Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Сюжетно – ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», «в больницу», позднее – «в школу», и т.д. закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель способствует углублению содержания игр, формированию и обогащению ролевых диалогов.
В старших группах усложняется тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах, речевого этикета. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить его, доказать свою точку зрения.
Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.
В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.
Например, однажды дети нарвали одуванчиков и поставили в вазу. Вечером, уходя домой, Юра подошел к букету, посмотрел на него, очень удивился и позвал других детей: «Смотрите, смотрите, цветы закрылись!» «Это они спать хотят», — сказала Люся. «Нет, они завяли», — сказала другая девочка. Так возник непреднамеренный разговор. Далее воспитатель поддержал его и объяснил, почему одуванчики закрылись. Утром, когда дети увидели вновь распустившиеся цветки, разговор продолжился.
Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель, ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?).
Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. Пока ребенок мал, круг разговоров связан с тем, что окружает его, что он непосредственно наблюдает: с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет появления новых знаний и опыта, получаемых детьми из окружающего мира, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей, быть правильной, выразительной ,понятной, четкой.
Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).
Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для
переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).
В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы — обучения детей вопросным формам речи. Вопросы — показатель интеллектуального развития ребенка. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений.
Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ландыш» города Балашова Саратовской области»
Консультация для педагогов ДОУ
на тему:
«Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»
Воспитатели: Жижина О. В.
Балашов
2015г.
Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослыми и со сверстниками. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.
Одним из условий речевого развития является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль.
Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами.
Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками, и взрослыми т.е. обладал определённой речевой активностью.
Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Чтобы обеспечить контакт и общение детей со сверстниками, необходимо специально организованное пространство. Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. По этому, кроме просторной групповой комнаты, желательны мини – мастерская, мини – театр, мини – библиотека, изостудия, удобная для перестановок мебель и т.д.
Основным методом формирования речевого развития в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье)
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. иииМы в своей группе «Осинка» развиваем речь детей в процессе повседневного общения в процессе режимных моментов и в непрерывной образовательной деятельности. ооПроводим беседы с детьми на разные темы, стараемся учить детей вести диалог, задавать вопросы, делать простейшие выводы. Учим пересказывать несложные сказки, описывать героев сказок, иллюстрации, картины, предметы и т.д. Также используем элементы драматизации в театральной деятельности. Заучиваем стихотворения, песни, потешки и прочее. ОоСледим за правильностью речи детей, при необходимости поправляем, стараемся дать образец правильной культурной речи. ооСтараемся вовлекать детей в речевые игры такие как: «Кто как разговаривает?» (Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции); «Кто где живёт?» (Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»); «Подскажи словечко» (Цель: развитие мышления, быстроты реакции); «Кто как передвигается?» (Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости); «Горячий – холодный» (Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов); «Что происходит в природе?» (Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении); «Кто может совершать эти действия?» (Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости); «Что бывает осенью?» (Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам); «Чего не стало?» (Цель: развитие внимания и наблюдательности); «Четвёртый лишний» (Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению); «Один – много» (Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных); «Животные и их детёныши» (Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти); «Назови ласково» (Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции). О Мы разговариваем с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателями, спрашивает, рассказывает о чем-то. Речь оформляем по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Разговор имеет большое значение. С его помощью мы оказываем влияние на все стороны речи ребенка: исправляем ошибки, даём образец правильной речи, развиваем навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Мы изучаем все стороны детской речи, выявляем ее недостатки, определяем, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Разговоры с детьми проходят индивидуально и коллективно. В свою очередь происходит также общение между детьми в играх, труде, наблюдениях и т. д. Они рассказывают, что то друг другу, делятся впечатлениями, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстники способствуют развитию разных сторон личности ребёнка. В общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками-выражать себя, управлять другими, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребёнка нужен не только взрослый, но и другие дети. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее. Для этого необходимо правильно организовывать повседневное общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх,ивиповседневнойтжизни.
Источник