Развитие речи детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Елена Величко
Развитие речи в условиях Дома ребёнка

Авторы: Южакова Инна Михайловна воспитатель ГКУЗ АО «СДР Звездочка», Дусалиева Людмила Александровна, учитель-дефектолог ГКУЗ АО «СДР Звездочка»

Работа по развитию речи в интернаторном учреждении наиболее продуктивно осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности в рамках программы «Пластилиновая сказка». Программа была разработана коллективом врачей и педагогов “СДР Звёздочка”, была апробирована и опубликована для обмена опытом, в дальнейшем, в других учреждениях подобного типа, где ведется работа в данном направлении.

В современной методике обучения лепке детей младшего дошкольного возраста определены предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Дети скатывают из пластилина мяч, яблоко, чтобы научиться лепить округлые формы. Впечатлений на них эти предметы не производят. Ребёнок лепит без старания и интереса. Возникает необходимость сделать выполнение задания более осмысленным и интересным. Детям необходимо знать, что то, что они делают, кому-то нужно. А нужно это может быть в удивительном мире детских сказок, который не оставляет равнодушным ни одного ребёнка.

Известно, что сказка занимает особое место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Вера в сказку помогает ребёнку выжить в этом жестоком мире. Занятия будут более продуктивными, если проводятся они во взаимосвязи с другими видами искусств и художественной деятельности. Сказки используются для того, чтобы вызвать у детей чувство радости, удовольствия, помочь ребёнку войти в образ.

Прежде чем приступить к работе с пластилином, необходимо познакомить ребёнка с содержанием сказки. Затем ставится специальная игровая задача. Это та часть, в которой персонаж обращается к малышам за содействием. При их удовлетворительном ответе можно переходить к постановке собственно учебных задач.

Программой предусмотрено использование на занятиях театра пластилиновых игрушек.

Основные задачи программы:

1) развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;

2) совершенствовать речь;

3) развивать эмоционально-личностный контакт;

4) стимулировать посредством занятий коллективную деятельность.

Программа «Пластилиновая сказка» является органичным продолжением работы дошкольных учреждений, дающих детям сведения о народной культуре и творчестве известных детских писателей, народных промыслах, праздниках и т. д. Программа рассчитана на интеграцию изобразительного искусства, кукольного театра, фольклора и мультипликации.

Помимо теоретической работы над анализом сказки, программа предполагает практическое закрепление полученной информации. Лепка и создание игрушек позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал.

Программа рассчитана на 50 учебных часов и предназначена для детей 3-4 лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

Театр пластилиновых игрушек – это разновидность сюжетно-ролевых игр,сохраняющая типичные признаки игры: содержание, творческий замысел, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником этих компонентов служит сказка. Она же является опорой для творчества педагога и детей.

В отличие от сюжетно-ролевых игр, занятия по лепке с использованием театра пластилиновых игрушек развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого лежит содержание сказки. Готовый сюжет ведёт за собой игру и обучение необходимым навыкам в изобразительной деятельности. Однако не исключено, что на таких занятиях у детей может появиться возможность импровизировать на темы, взятые из сказки, найти разные варианты развития событий, в перспективе увидеть результаты дел, поступков (например, придумать продолжение к сказке.)

Использование театра пластилиновых игрушек на занятиях по лепке требует режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Таким образом, у ребенка не только развивается речь, но еще он постепенно овладевает и актёрским мастерством. Современные цифровые технологии позволяют не только снять занятие на камеру, но и методом монтажа превратить его в настоящий мультфильм, действия героев в котором комментирует сам ребёнок. Таким образом, осуществляется первое знакомство малышей с искусством мультипликации.

Просматривая мультфильм с участием самого себя или хотя бы только слыша свой голос, ребёнок критически оценивает свою речь или действия.

Первый опыт работы перед объективом способствует развитию актёрского мастерства и подавляет скованность и смущение.

Программой предусмотрено использование на занятиях сразу трёх видов лепки: предметной, сюжетной и декоративной. В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является наиболее простым. Поэтому сначала он обучается изображать основную форму предметов и наиболее яркие характерные их признаки. Однако, вылепив этот предмет, он начинает с ним играть. Передвижение фигур по столу, сопровождающееся речью, наполняет лепку ребёнка реальной динамикой. Обычно с этой игры и начинается сюжетная лепка, которая является основой программы.

Вместе с речью идет и умственное развитие ребёнка, а манипуляции с пластилином способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.

Участие в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного, что не маловажно в работе с нашими воспитанниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Величко Е. В. и др. Программа по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Пластилиновая сказка»: Театр пластилиновой игрушки и мультипликация на занятиях по лепке. –Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. –20с.

2. Величко Е. В. «Обучаясь – лечусь» Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. –Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.–128с

3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. ;–Педагогика,1973.-143с.

4. Кудряцев В. Вопросы теории.Инновационное дошкольное образование: опыт,проблемы и стратегии развития. //Дошкольное воспитание. 1999.№12. С. 92-100.

5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.:Просвещение,1992.–С. 26.

6.Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Книга для работников дома ребенка/Р. В. Тенкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт, Л. Г.Голубева и другие: Составитель Э. Л. Фрухт. –М.: Просвещение,1989.–192с.

7. Печора К. Л.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Книга для воспитателя детского сада/ К. Л Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. –М.: Просвещение,1986.–144с.

Источник

Круглый стол для родителей группы № 2 (ранний возраст)

«Развитие речи детей третьего года жизни в условиях семьи и детского сада»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

• познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы;

• познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;

• способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;

• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Ход мероприятия

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что нашли время и пришли к нам. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток.

  1. Теоретическая часть

Логопед: Тема нашего круглого стола «Развитие речи детей третьего года жизни в условиях семьи и детского сада». Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги.  

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить ..»

Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет, то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.

 Существуют нормы речевого развития у детей 2—3 лет: 

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Ребенок называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Воспитатель: Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на занятиях по развитию речи, на занятиях художественно- эстетического направления (рисование, лепка), на музыкальных занятиях, на математических занятиях, а также вне занятий – в игровой деятельности. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить. Заниматься развитием речи ребенка в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием.

  1. Практическая часть.

Воспитатель: Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Родителям раздаются загадки, они по очереди их прочитывают, остальные родители отгадывают сказку.

 1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(сказка «Колобок»)

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (сказка «Репка»)

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (сказка «Теремок»)

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (сказка «Курочка ряба»)

Здесь представлены сказки, рассказы, которые являются ведущими в данном возрасте, обратите внимание на это. Прочитав сказку, просмотрев иллюстрации, позадавайте вопросы по той сказке, которую прочитали ребенку. (кто хитрый, кого встретил колобок самого первого и т.д.).

Логопед: Кроме постоянного общения, чтения сказок, словесных игр, очень полезно развивать движения рук и пальчиков. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. С помощью вкладышев, шнуровок, нанизывание бус, прищепкоп, Су-джок мячики, рисование на песке, и т.д мы развиваем речи. Очень полезно расстегивать пуговицы, кнопки, замочки, шнуровать ботинки.

Воспитатель: Для того чтобы у ребенка правильно развивалась речь его надо учить правильно дышать. Используйте с детьми такие упражнения: «подуем на снежинку», «сделай бульк», «свистульки», «мыльные пузыри».

Логопед: Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику) «шарик» – надуть щёки, сдуть щёки, «вкусное варенье» – облизать верхнюю губу, «часики» – улыбнуться, открыть рот, кончик языка, как часовую стрелку, переводить из одного уголка рта в другой. Можно сделать массаж язычку: «покусываем язычок», «язычок вырывается, а зубки стараются удержать», расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Желаю успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения! И в заключении родители на ладошках продолжаю фразу мой ребенок самый… (на пальчиках прописывают качества)

     

     

Инфографика: «Этапы речевого развития ребенка до 3 лет»

Источник

Инна Иванова
Особенности психо-речевого развития детей — воспитанников дома ребенка

Особенности психо-речевого развития детей – воспитанников дома ребенка.

Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей.

Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медицинской, педагогической и социальной реабилитации, решаются задачи развития физиологических, возрастных, двигательных, речевых, интеллектуальных функций детей грудного, раннего и дошкольного возраста.

Дети, попадающие в дома ребенка,часто имеют отягощенную наследственность: алкоголизм и наркомания, врожденная психическая и неврологическая патология у родителей. И часто у таких матерей нежеланная беременность приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними. Сонастройка матери и малыша – это особый дар Природы. Созвучие возникает на уровне физиологии, эмоционального контакта, интуитивного понимания того, что происходит сейчас с самым любимым и значимым человеком. Такая особая связь есть между мамой и малышом дана нам природой для того непростого периода, когда ребенок еще настолько незрел, что не в состоянии сообщить нам о своих потребностях, своем состоянии, своих сложностях. С другой стороны, такая особая связь помогает малышу созревать психически через взаимодействие с маминой более зрелой, совершенной, развитой системой чувствования, мировосприятия, мышления. Ощущая эту более сложную структуру психики мамы, ребенок создает на ее основании свою собственную, как строитель дома заливает фундамент в форму, каркас.

Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, лишены этого главного и нужного общения с матерью.

При отсутствии общения с близким взрослым, которым чаще всего является мать, возникает отдельный вид депривации, названный материнской. У детей из Дома ребенка снижается базовое доверие к миру.

Для его возникновения необходимы два условия: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Основными симптомами материнской депривации является резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в :

– замедлении темпа формирования двигательной сферы;

– трудностях в установлении прочных, доверительных взаимоотношений со взрослыми;

– замедленном развитии всех психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, в результате чего страдает развитие и становление активной речи.

Дети дома ребенка реже используют речь в общении со взрослыми, она беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексики. Становление речи растянуто во времени.

Как было сказано выше, причинами такого отставания является разлука с матерью, а также дефицит общения со взрослыми в самом учреждении, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ними.

Своевременно и правильно организованное непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми способствует переходу к речевому общению. В ходе непосредственных эмоциональных контактов со взрослым у ребенка формируется потребность в общении. В результате этого взаимодействия в первом полугодии наблюдается подстрой вокализации младенца к интонационным способностям взрослого. В конце второго полугодия возрастает интерес ребенка к внешним органам речи взрослого, возникает понимание речи.

Эмоциональное общение со взрослым помогает ребенку принять его требования к овладению речи и создает условия для успешного решения задач усвоения и использования слова.

Речь возникает в условиях ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, сотрудничества между ними. Ситуативно-личностное (непосредственно эмоциональное) общение подготавливает ее появление. В исследованиях Т. А. Финашиной и А. Г. Рузской в 1982 году высказана гипотеза, которая состояла в том, что особенности развития речи детей в закрытых детских учреждениях обусловлены задержками перехода от их личностной формы общения к деловой, а также некоторой упрощенностью их реализации. Под эффективными компонентами общения подразумеваются все эмоциональные действия детей, используемые ими в общении со взрослыми (улыбки, смех, ласки и пр.); под деловыми – все контакты, опосредованные предметом.

М. И. Лисина, кандидат педагогических наук в 1980 году проводила сопоставление становления речи у детей, воспитывающихся в разных условиях (в семье и в закрытых детских учреждениях) и характера их общения со взрослыми. Она считает, что дети, воспитывающие в семьях, контактируют с ограниченным коллективом взрослых (1-2 человека). Эти взрослые и их поведение и требования постоянны. Дети вступают в качественно-однородные эмоциональные отношения. Общение эмоционально насыщено и носит доверительный характер, их взаимодействия адресуются ребенку индивидуально. Дети, воспитывающиеся в семье, практически находятся в постоянном контакте со взрослыми,общаясь с ними по различным поводам: деловым, познавательным, личностным.

Дети же, растущие в закрытых детских учреждениях с рождения, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными проблемами поведения и отношением к ребенку. Малышу приходится каждый раз настраиваться на нового человека, чтобы узнать и понять этот сложный и такой многообразный окружающий мир. Эмоциональная составляющая, доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка снижена. Количество и качество взаимодействия персонала с детьми даже в режимные моменты (кормление, переодевание) не соответствует потребности ребенка, т. к. взрослый в силу объективных причин не всегда может уделить ребенку должного внимания. Понимание речи возникает с относительно небольшим запозданием (у детей с незначительными отклонениями в физическом и психическом здоровье) по сравнению с детьми из семей, снижена мотивационная сторона коммуникативных возможностей и способностей детей. Это приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею. М. И. Лисина сделала предположение, что задержки в развитии речи у детей в доме ребенка связаны не только и не столько с дефицитом общения со взрослыми в целом и с недостаточностью эмоциональных контактов в особенности (хотя они несомненно имеют место и играют определенную роль, а связаны, прежде всего, с общей организацией их коммуникативной деятельности. Это отражается на различных аспектах их общения с окружающими людьми.

Ею был сделан соответствующий вывод, что пребывание детей в Домах ребенка противоречит основной потребности развития малыша,а именно: потребности общения с ограниченным и постоянным числом близких и доступных взрослых.

Однако, многолетний опыт работы в Доме ребенка позволяет мне сделать вывод, что в последние несколько лет ситуация кардинально поменялась к лучшему. Дети, поступающие в Дом ребенка с рождения, и не имеющие отягощенного неврологического и соматического статуса, практически не отстают в развитии (1-2 эпикризных срока). В то время как дети, поступающие из неблагополучных семей в возрасте одного, двух лет отстают в развитии на 4-5 эпикризных сроков и более. Эти дети иногда полностью отказываются от общения, и требуется достаточно длительное время коррекционного воздействия, чтобы у ребенка сформировалось прежде всего желание взаимодействовать со взрослым. Это говорит о том, что дефицит нужного и качественного общения ребенок испытывал в семье. А зачастую ребенка нужно просто «спасать» от так называемых «близких» людей. Попав в условия нашего дома ребенка, малыш быстро набирает вес, начинает улыбаться и идти на контакт, у него появляется желание и стремление общаться с сотрудниками учреждения, говорить о своих маленьких успехах и неудачах. У ребенка появляется уверенность в том, что его примут, оценят и поймут, порадуются его достижениям.

Из всего этого можно сделать вывод, что современная диагностика и правильная, своевременная организация ранней коррекционной помощи детям позволяет смягчить, а иногда и вовсе устранить недостатки в развитии.Для этого в учреждении проводятся следующие мероприятия:

1. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности дефекта развития ребенка.

2. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации (коммуникативные навыки).

3. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка.

В Доме ребенка оптимизируются воспитательные и образовательные процессы сопровождения и реабилитации воспитанников:

1. Учреждение работает по своей образовательной программе, мною и коллегами разработана рабочая адаптированная программа, создаются индивидуальные программы развития ребенка со сложной структурой дефекта.

2. Значительно улучшилась предметно-пространственная среда групп и кабинетов специалистов, создана сенсорная комната.

Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения; для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности.

В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность, что обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. Этому способствуют определенные стимулы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В группах создается уютная, «домашняя» обстановка.

3. Количество детей в группах не превышает 5 – 6 человек, что соответствует современным требованиям (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 “О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).

4. Предъявляются особые требования к качеству образования и профессиональной компетенции работников учреждения.

5. Все специалисты учреждения работают в тесной взаимосвязи. Регулярно проходят медико-педагогические совещания, где специалисты и педагоги предоставляют отчет о проделанной работе, коллегиально анализируются данные диагностики развития каждого ребенка, причины его отставания в той или иной сфере и планируются основные направления его дальнейшего развития, социальной адаптации и реабилитации.

6. Социализируя ребенка, педагоги и специалисты активно посещают детские мероприятия, проводимые в городе. Организуются экскурсии с детьми в парки, на выставки, в цирк, зоопарк, аттракционы, в театр. Очень много развлекательных мероприятий проводится в самом учреждении с привлечением спонсоров.

7. Среди сотрудников и детей учреждения возникают взаимные симпатии, что очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии детей.

Конечно, любящую мать не заменит никто. И тем радостнее видеть счастливые и благодарные лица воспитанников, которые совсем недавно погибали в рука своих «близких» и в каждом взрослом видели прежде всего врага.

Анализ специальной литературы и многолетний опыт показывает, что проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста (с 0 до 3 лет, детей-сирот – решается в настоящее время на государственном уровне в соответствии с принятыми ФГОС. ДО.

Раннее вмешательство позволит достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

.

Источник