Развитие речевых навыков у ребенка

![]() | Рейтинг Развитие речевых навыков у ребенка происходит естественно, но могут возникнуть и некоторые трудности |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
По мере роста и развития ребенок произносит сначала отдельные звуки, затем – простые слова (например, «мама» или «папа»), и лишь затем учится говорить более сложные слова. Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом.
Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки. Рассмотрим их подробнее.
Развитие речи у ребенка
Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.
Младенцы общаются с помощью плача, например, когда они голодны или хотят, чтобы родители подошли к ним. По мере развития они учатся слышать и понимать звуки языка и могут выражать свои мысли с помощью отдельных слов и коротких односложных предложений. Скорость развития речевых навыков индивидуальна для каждого ребенка.
Этапы развития языковых навыков у детей
Доречевой этап
На этом этапе ребенок учится общаться с окружающими. Большинство детей начинает общаться с родителями в возрасте около года. К этому времени дети понимают большую часть того, что им говорят родители, и могут выражать свои потребности, указывая на конкретные объекты.
Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой последовательности.
3–4 года
В возрасте 3–4-х лет ребенок обычно ведет с родителями долгие и интересные, хотя иногда и бессмысленные беседы. В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.
На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о нормальном речевом развитии ребенка:
1. Ребенок быстро учит новые слова.
2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает» вместо «продает»).
3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно:
- составляет предложения из четырех и более слов;
- знает и понимает детские стихотворения;
- правильно употребляет местоимения.
4. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие неточности. В этом возрасте ребенок:
- использует длинные и сложные предложения;
- может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;
- задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.
В дошкольном возрасте ребенок обычно ведет более длинные и сложные разговоры с родителями.
5–8 лет
В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет дети могут писать простые истории и понимают, как звуки образуют слова.
Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:
1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.
2. Пятилетний ребенок:
- имеет более обширный словарный запас;
- может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.
3. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.
4. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу между ними.
5. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей.
6. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.
Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока вы видите в речевом развитии ребенка прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства. Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о языковых расстройствах у ребенка. Хотя такие расстройства могут быть серьезной проблемой, они поддаются лечению.
Речевые расстройства у детей
Чтобы развить речевые навыки, ребенок должен обладать навыками слушания, понимания и запоминания. Также ребенок должен уметь структурировать свою речь. Если эти навыки не развиты, это может быть связано с расстройствами речи.
Согласно статистике, симптомы различных речевых расстройств наблюдаются у 5 % всех детей. Речевые расстройства у детей отличаются от дефектов речи, которые заключаются в неспособности ребенка артикулировать определенные звуки речи. При речевых расстройствах дети нормально воспроизводят звуки и их речь понятна. Однако они сталкиваются с трудностями, связанными с пониманием речи окружающих (рецептивная речь) или выражением собственных мыслей (экспрессивная речь).
Как определить у ребенка проблемы с развитием речи?
Дети, страдающие от расстройств рецептивной речи (также известной в медицине как сенсорная алалия), могут испытывать трудности с:
- пониманием речи окружающих;
- следованием инструкциям;
- организацией своих мыслей.
Дети с расстройством экспрессивной речи (также известной как моторная алалия) испытывают трудности с выражением своих мыслей и потребностей:
- их предложения могут быть короткими и простыми, а речь – неструктурированной;
- их словарный запас может быть значительно меньше, чем у сверстников;
- им бывает трудно подобрать правильное слово, они способны заполнять паузы различными звуками или словами-паразитами («эммм», «нууу» и т.д.);
- они могут неправильно употреблять грамматические формы слов;
- они могут повторять одни и те же фразы в одном рассказе.
Одним из самых серьезных языковых расстройств является специфическое расстройство речи:
- у детей наблюдается задержка развития речи (например, они могут не уметь говорить до трех лет);
- в трехлетнем возрасте они могут говорить недостаточно четко;
- дети подвержены трудностям с использованием в речи глаголов. Это отличительная черта специфического расстройства речи;
- дети могут пропускать вспомогательные глаголы в предложениях;
- дети путают времена глаголов.
Причины речевых расстройств
Иногда ребенок не может развить навыки порождения речи, слушания, понимания и запоминания по разным причинам:
- ребенок недостаточно слышит живую речь в повседневной жизни. Чем больше ребенок погружен в языковую среду, тем быстрее он развивает речевые навыки;
- некоторые дети испытывают трудности только в развитии речи, в то время как остальные сферы психики у него развиваются нормально;
- причины расстройства экспрессивной речи до конца не выяснены. Но иногда такое расстройство связано с задержками развития;
- расстройство рецептивной речи может быть вызвано генетическими отклонениями;
- смешанные речевые расстройства могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами;
- речевые расстройства могут возникать у детей с задержками развития, расстройствами аутистического спектра и проблемами со слухом;
- такое речевое расстройство, как афазия (нарушение уже сформировавшейся речи) может возникать вследствие поражения центральной нервной системы.
Если ребенок испытывает трудности с развитием речи даже в трехлетнем возрасте и старше, обратитесь к врачу, чтобы определить и вовремя вылечить возможные проблемы со здоровьем.
Диагностика и лечение речевых расстройств
- врач должен изучить историю болезней в семье, чтобы выяснить, были ли у членов семьи речевые расстройства;
- врач может провести для ребенка тесты на уровень развития рецептивной и экспрессивной речи;
- слуховой тест или аудиометрия помогут выяснить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
Речевая терапия – лучший способ лечения речевых расстройств. Также рекомендуются консультации психолога или психотерапевта, потому что речевые расстройства могут привести к психологическим проблемам.
Как развить речь у ребенка: полезные советы
1. Разговаривайте с ребенком. Как можно больше говорите с ним на общие темы. Например, вы можете начать разговор с отвлеченных фраз: «Мы идем гулять в парк. Видишь, как летают птицы? Чувствуешь, как пахнут цветы?».
2. Читайте ребенку книги. Начинать читать ребенку книги никогда не бывает рано. Начните с книг для самых маленьких, затем, когда ребенок немного подрастет, переходите к сказкам и коротким детским рассказам.
3. Как можно меньше включайте ребенку телевизор и компьютер. Не приучайте ребенка к электронным устройствам с раннего детства. Чтобы развить навыки речи, ребенку необходимо взаимодействовать с людьми и слышать живую речь. Телевизор не может ему этого обеспечить.
4. Ходите с ребенком на прогулки. Совместная прогулка в парк или музей может открыть для него совершенно новый мир. Чем больше ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем более любопытным он становится и тем больше вопросов задает. Вы можете разговаривать с ребенком, побуждая его делиться новым опытом.
5. Показывайте хороший пример. Разговаривая с ребенком, станьте напротив него. Говорите медленно и четко. Если ребенок говорит какое-то слово неправильно, не ругайте его, а исправьте, сказав слово правильно. Зная, как правильно произносится слово, ребенок будет учиться.
6. Помните, что у вас с ребенком разные уровни развития речи. Не используйте слова или фразы, которые ребенок не сможет понять. Если вы все же произнесли какое-то непонятное для ребенка слово, объясните его значение.
7. Подстраивайтесь под ребенка. Если он сам начинает разговор, позвольте ему говорить и объяснять. Поддерживайте ребенка в таких ситуациях: даже простое похлопывание по плечу придаст ему уверенности в себе.
8. Говорите и повторяйте. Если ребенок правильно произносит слово, повторите его несколько раз в разных предложениях, чтобы он лучше понял его значение.
9. Учите новые слова с помощью книг с картинками. Купите несколько книг с картинками и помогите им выучить новые простые слова (например, мяч, дерево и т.д.). После этого покажите картинку, которая соответствует этому слову. Обсудите с ребенком картинку.
10. Учите ребенка новым словам. Время от времени учите ребенка новым словам. Предложите ребенку придумать предложение с новым словом. Не беда, если ребенок не сразу понимает новое слово. Рано или поздно он научится правильно его использовать.
11. Задавайте ребенку вопросы. Делайте все возможное, чтобы ребенок развивал речевые навыки. Если вы гуляете в парке, найдите что-то, что интересно ребенку. Задавайте ему вопросы и предложите рассказать вам о том, что он видит.
12. Пойте ребенку песни и читайте стихи. Рифмы, которые есть в стихах и песнях, помогают ребенку лучше усваивать новые слова.
Двуязычная атмосфера и развитие речи у ребенка
Иногда бывает так, что ребенок растет в окружении, где разговаривают на двух и более языках. И у родителей возникает тревога: не приведет ли такая обстановка к расстройствам речи у ребенка?
На этот вопрос эксперты отвечают однозначно: нет. До недавнего времени родителям рекомендовалось разговаривать в присутствии ребенка на каком-либо одном языке. Психологи полагали, что двуязычное окружение может помешать способности ребенка овладевать языком. Также считалось, что ребенок быстрее и легче учится говорить на том языке, который чаще звучит в окружении ребенка. Однако такие предположения не нашли научного подтверждения. Более того, есть много примеров, как маленькие дети растут в двуязычном окружении и успешно осваивают оба языка.
Если ваш ребенок страдает от той или иной задержки развития, не впадайте в отчаяние. Уделяйте больше времени развитию у него речевых навыков. Если ваших усилий окажется недостаточно, обратитесь за профессиональной помощью, чтобы справиться с расстройствами речи.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.80 из 5 на основе
5 оценок.
Развитие ребенка
16.05.2018
Источник
Развитие общих речевых навыков у дошкольников
- Дыхание: неречевое и речевое.
Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный).
Частота речевого дыхания (в норме, учащённое, замедленное).
Продолжительность речевого дыхания ( в норме, укороченное).
По результатам произнесения фразы , состоящей из 3-4 слов (для детей 5лет),
4-6 слов (для детей 6-7 лет).
- Характеристика голоса:
а) Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) Атака голоса (мягкая, твёрдая);
г) Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а) Темп (нормальный, быстрый, медленный);
б) Ритм (нормальный, аритмия);
в) Паузация (правильная, нарушенная –деление слов паузой на слоги, деление
слогов на звуки);
г) Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной,
побудительной).
Воспитание общих речевых навыков у малышей
I период
- Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением).
- Обучение детей пению припевов песен, распевок, содержащих звукоподражания; выработка правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных [а], [у], [и], [о].
- Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса; длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных и их сочетаний.
- Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.
II период
Дальнейшая активизация речевого подражания
- Выработка у детей правильного речевого диафрагмального межрёберного дыхания.
- Формирование длительного плавного ротового выдоха (до 2-3 сек.)
- Развитие речевого подражания, пение гласных [а] ,[о], [у], [и], [э], пение сочетаний гласных, слогов с согласными [м], [п], [б], [д], [т], [н]. Работа над звукопроизношением в пределах доступного словаря.
- Развитие силы и динамики голоса (тихо-громко-шепотом).
- Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале гласных и звукоподражаний.
- Активизация движений артикуляционного аппарата и развитие элементарных произносительных навыков.
- Дальнейшее развитие звукоподражания в различных играх, закрепление материала II этапа.
- Воспитание правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением).
- Развитие правильного речевого дыхания; артикуляция гласных и согласных. Воспитание ритмичности речи.
- Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.
Воспитание ОРН у старших дошкольников
I период
1. Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.
2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании
предложений, работать над плавностью речи.
3. Отрабатывать чёткость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
4. Работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх
со звукоподражанием, в играх-диалогах.
5. Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.
II период
1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях.
2. Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.
3. Совершенствовать в повседневных занятиях навык правильной голосоподачи.
4. Совершенствовать чёткость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
5. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к
усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
III период
1.Продолжить развивать интонационную выразительность речи, работать над
выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным
участием в творческом разыгрывании сюжета.
2. Совершенствовать чёткость дикции.
3. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной
жизни.
4. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя
игры-драматизации, диалоги.
Недочеты детского дыхания преодолеваются
- Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха
- Выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
В младшем возрасте это достигается в игре, в среднем и старшем – отчасти через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений 3-5 мин. с отдыхом.
Игры для развития правильного дыхания
1.Воспитание длительного выдоха, работа над силой выдоха
- «Задуй свечу»
- «Снежинки летят»
- «Осенние листочки»
- На ниточках- птички, рыбки, бабочки
- Бумажные куколки
- Дутьё через соломинку в стакан с водой, бутылочку, прозрачную коробку
- Надувание воздушных шаров
- «Мельница» – дуть на вертушку
- «Забей мяч в ворота»
- Игра на духовых музыкальных инструментах
- Пускание мыльных пузырей
- Дутьё на одуванчики весной
- Загоняем домашних птиц, животных в сарай, лягушат- в пруд…
2. Отработка слитности гласных
- упр. «Потянем резиночки» а-у-о, а-о-у-и
3. Развитие силы голоса: громко, средне, тихо.
- Упр. «Гудок» (у-у-у)
- «Эхо» (ау-ау-ау)
4. Преодоление твердой атаки гласных
- «Укачаем куклу»
5. Развитие глубокого вдоха
- «Узнай овощ»
Занятия по развитию голоса:
(Используем разнообразные игры в тихую или шепотную речь)
- Телефон
- Эхо
- Поезд
- Усатый кот
Формирование представлений об интонационной выразительности речи
- Показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства
- Познакомить детей с различными видами интонации средствами их обозначения, а так же научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи
1. Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса
«Про точку можно сказать:
Это точка, точка-одиночка»
2. ? Этот кривоносый
Вопросительный знак,
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
3. ! Чудак – восклицательный знак
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Караул! Разбой!
Источник