Развитие речевой культуры ребенка в семье

Грицай Людмила Александровна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация
В статье изучаются речевые традиции семьи и их значение в формировании языковой картины мира ребенка. На основе комплексного педагогического подхода анализируются традиции русского речевого этикета как средства формирования личности маленького человека.

Gritsai Lyudmila Alexandrovna
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts
PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy

Abstract
In this paper speech traditions family and their importance in shaping the linguistic world of the child. Based on an integrated pedagogical approach examines the traditions of Russian speech etiquette as a means of identity formation a little man.

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Формирование речевой культуры ребенка в семье // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/05/3164 (дата обращения: 14.09.2020).

Семью часто называют колыбелью человеческой личности. Именно в семье человек рождается и возрастает не только физически, но и нравственно. Учится различать лица и имена своих родных и близких, видеть и понимать явления природы и мира людей, а через них узнавать о прошлом и настоящем своей Родины. 

И главный помощник ребенку в этом непростом деле – язык, вернее, живая родная речь.

Об этой удивительной способности человека познавать «живую плоть предметов и явлений, даруя ей имена» (А. Тарковский) упоминается еще в Библии. Ветхозаветный Адам получает от Бога право назвать своими именами все Его творения. Таким образом, через этот дар слова человек становится со-работником Всевышнего. Когда же, выполнив волю Творца, первый человек оглядывается вокруг, то он искренне удивляется красоте и величию мира, в котором ему предстоит жить.

Возможно, близкий к этому дар словотворчества мы можем наблюдать в раннем детском возрасте. Поэтому так важно в этот период научить ребенка не только словарному разнообразию языка, полному наименований окружающих предметов и явлений, состояний человека и природы, но – главное – научить его различать семантическое значение слов и выражений, то есть умению отличить доброе высказывание от дурного.

Ведь одной из психологических особенностей дошкольного возраста как раз и является чуткое до максимализма отношение к речи, особенно к ласковым или обидным словам, высказанным не только в адрес самого ребенка, но и узнаваемым им в разговорах взрослых людей.

Поэтому так важно родителям в домашнем кругу и в общественной среде избегать грубых негативных высказываний, унизительных обращений и сравнений, несущих скрытую или явную угрозу.

Проводившиеся исследования в области лингвистической психологии убедительно показывают, что маленькие дети, слыша негативно окрашенную лексику из уст взрослых, подсознательно догадываются об отрицательном значении подобных слов и выражений, но часто принимают их за языковую норму.

Более того, часто сквернословие ребенка, являясь отражением взаимоотношений в семье, становится своеобразным способом подражания взрослым или привлечения их внимания, если родители слишком заняты своими делами, заботами и конфликтами и по этой причине не уделяют своим детям должного внимания [1].

Научно обоснованным фактом является и то обстоятельство, что чувство тревожности и недоверие к миру у детей из семей, в которых регулярно используются бранные грубые выражения (даже если эти семьи внешне вполне благополучны) выше, нежели у их сверстников, в семьях которых таких негативных слов стараются не употреблять [2].

Анализируя данные обстоятельства, следует обратить внимание на проблему определяющего влияния семьи на формирование речевой культуры ребенка.

Следует отметить, что речевая культура неразрывно связана с таким явлением как речевой этикет(термин В.Г. Костомарова) – одним из направлений языкознания, изучающим национальную специфику речевой вежливости. «Смысл речевого этикета, – пишет Т.В. Матвеева, – сводится к поддержанию гармонии общения в соответствии с требованием речевой ситуации и национально-культурной традицией» [3, с. 289].

Как отмечает автор «Словаря русского речевого этикета» А.Г. Балакай: «Отличительная особенность семантики этикетных слов и выражений заключается в том, что они являются не столько знаками, называющими понятия, сколько знаками-перформативами (словами-поступками)» [4, с. 4].

Таким образом, речевой этикет понимается нами как важнейшая часть культуры, в которой заложена созидательная сила народа. Ведь это не только и не столько слова-формулы, закосневшие в языке, а по своей сути  высказывания, с ярко выраженной положительной семантикой.

Исходя из этого, в русском речевом этикете можно выделить особую группу высказываний, близких по коммуникативному намерению к перформативам – словам-поступкам, и обозначить ее как традиционные благопожелательные высказывания.

«Под традиционным высказыванием понимается традиционный способ выражения в языке какого-либо речевого намерения, – читаем в статье В.В. Плешаковой «Традиционные формы русской речи как национальное достояние» [5, с. 32].

Характерными примерами таких традиционных высказываний могут служить благопожелания, благословения, благообращения, молитвенные прошения, наставления, советы, благодарения, приветствия и просьбы.

Изучение благопожелательных высказываний свидетельствует о высоких духовно-нравственных традициях народа. Как правило, по своему коммуникативному намерению такие выражения предназначены для пожеланий в чей-либо адрес осуществления какого-либо блага, причем часто это благо  для собеседника испрашивается у Бога:

Читайте также:  Развитие ребенка окружающий мир 6 лет

 – благопожелания: «дай Бог тебе здоровья», «храни тебя Господь», «будь счастлив», «да будет тебе день в радость», «желаем вам мира и здоровья», «в час вам добрый»; «ешьте на здоровье и другие;

– благословения (дар родителям по отношению к детям и священству по отношению к пастве): «мир вам», «благословен будь», «Бог благословит доброе творить»;

– благообращения: «радость моя», «голубушка», «милый мой», «солнышко ясное»;

– молитвенные прошения: «Господи, спаси и помилуй»;

– наставления: «береги платье снову, а честь смолоду», «так и поступай … не обижай никогда людей»;

– советы: «мой совет тебе: живи, смекая себя, а за другими не тянись»;

– благодарения: «спасибо», «благодарю вас»;

– приветствия: «здравствуйте», «доброго здоровья», «с добрым утром»;

– просьбы: «помоги мне, пожалуйста», «извините меня», «простите за беспокойство».

Безусловно, использование таких благопожелательных высказываний в речи способно оказать существенное влияние на формирование положительно окрашенной речевой культуры личности. Ведь исходя из лингво-философского осмысления данного понятия, речевая культура антропологична по своей сути, представляя собой результат взаимодействия системы ценностей человека с его жизненными целями и проявляясь в текстах, создаваемых данным человеком.

Поэтому обучение детей основам русских традиционных благопожелательных высказываний является важнейшей воспитательной задачей, стоящей перед современной семьей.

Такое воспитание можно осуществлять и на материале устного народного творчества, которые пронизано национальным духов и традициями [6].

И речь идет не только о частично устаревших выражениях, а о самом стремлении пожелать благо собеседнику. Таким образом, ребенок научится понимать, что другому человеку можно подарить доброе слово и доброе дело.

 Возможно, именно с этого пожелания блага другому и начинается нравственное воспитание личности в семье.

Способов такого обучения семейным речевым традициям можно рассматривать множество, но мы остановимся на трех самых распространенных.

Первым и наиболее существенным может считаться прямое обучение детей основам речевого этикета и традиционных высказываний, беседы родителей, проводимые на эту тему, рассказы о значении слов с благопожелательной семантикой и т. д.

Вторым не менее значимым способом является использование взрослыми в собственной бытовой и официальной речи таких благо-высказываний  по отношению к окружающим людям и самому ребенку.

И, наконец, третьим способом обучения речевым традициям может стать домашнее чтение. Ведь при внимательном изучении произведений русской классической литературы, в том числе рассказов и повестей, обращенных к детям, становится понятно, что они хранят в себе настоящие сокровища традиционных благопожелательных высказываний.

Таким образом, речевые традиции семьи могут помочь родителям не только в воспитании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относится к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.

Библиографический список

  1. Лосева А. «Плохие» слова. Как отучить ребенка ругаться // Мама и малыш. 2006. № 2 //  https://www.2mm.ru/vospitanie/516/
  2. Нодель Ф.А. Отношение детей к нецензурной лексике // Русский язык. Я иду на урок русского языка // rus.1september.ru/articlef.php?ID=200502411
  3. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М. : Флинта, 2003.  432 с.
  4. Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета. М.: Аст-пресс, 2001. 672 с.
  5. Плешакова, В.В. Традиционные формы русской речи как национальное достояние // Русский язык: прошлое и настоящее: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 22–25 мая 2000 года / РГПУ им. С.А. Есенина.  Рязань, 2000. – 60 с.
  6. Грицай Л.А. Идеалы родительского воспитания в русской традиционной культуре (на материале изучения устного народного творчества) // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 4. С. 53-62.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»

Источник

Правильная и красивая речь – это

богатство, которое может подарить

ребенку каждый родитель, и оно особенно

ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Помимо задержки речевого развития у таких детей отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей. Так как речь в психическом развитии имеет исключительное значение. 

Всем известно, что именно семья формирует ребенка, как личность, развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми, даже в благополучных семьях. 

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. 

Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др., но и для психического развития и, прежде всего отставание в речи.

Читайте также:  Каково значение слуха и зрения для развития ребенка

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком. 

Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения. Поэтому, сажая малыша перед экраном, родители должны помнить, что становление его внутреннего мира происходит только в совместной жизнедеятельности с ребенком. Конечно, в современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми. Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие речи ребенка, особенно в первые годы жизни. 

И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. 

Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Замечено, что если родители сами творческие личности: например рисуют, лепят, сочиняют сказки, поют, танцуют то и дети в таких семьях, как правило, полностью развиваются. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребенка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ. 
Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении. Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить!

Памятка

«Факторы успешного развития ребенка»

Что нужно делать?

Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;

– Создать в доме благоприятную атмосферу, избегать ссор между родителями в присутствии малыша;

– Создавать условия для общения с другими детьми;

Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;

Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком

проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме;

Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;

Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;

Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.

Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».

– Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

Чего делать нельзя?

Искажать звукопроизношение – «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;

– При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;

Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;

– Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В помощь родителям!

«Творческие задания»

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали.

Читайте также:  Индивидуальная траектория развития ребенка дошкольного возраста

Припоминайте как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?

Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, – чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, другая – печальная, третья – удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в “рассказы о лучшем друге”. Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем “лучшем друге”. Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде “Веселых картинок”).

Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете.

Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте “журналисту” в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: “Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?” и т. д.

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно.

Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, “взрослый” вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте “вспомните” про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Помните!!! Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители!

Всего Вам Доброго!

Источник