Развитие речевой функции у ребенка

21.02.2020

Своевременное и правильное развитие речевых функций у ребенка является важным этапом в жизни. От того, насколько грамотно и полноценно ребенок будет владеть речью, зависит его успех в общении с окружающими и развитие интеллекта.

Развитие речи ребенка

В основе формирования речи ребенка выделяют несколько факторов:

  • постоянное общение с малышом;
  • прикосновения, ощущения, зрительное и слуховое восприятие окружающего мира;
  • движение (общая активность и развитие моторики).

Речевое развитие малыша начинается уже в 2-3 месяца, когда он произносит разнообразные звуки – агу, угу и т.д.

На 5 месяце ребенок начинает подражать взрослым, наблюдая, как они двигают губами и произносят звуки.

В 8-9 месяцев малыш уже произносит слоги, можно услышать лепет и пение, что благотворно влияет на развитие голоса.

В возрасте 1 года ребенок усваивает некоторые гласные и согласные, в словарном запасе имеется от 5 до 10 слов, активно используются жесты в общении.

В 1,5 года словарный запас увеличивается до 45 слов. В этом возрасте нужно развивать у ребенка способность соотносить слово к действию, стимулировать желание самому попросить что-то, заводить с ним разговор.

К двум годам ребенок уже может произносить простые предложения и длительное время разговаривать на своем языке. Он показывает предметы, игрушки и части тела, о которых спрашивает взрослый. Даже когда малыш пропускает некоторые буквы или добавляет лишние, то это не страшно, а также не является патологией.

Формирование правильной речи

Иногда, даже при нормальном развитии, у ребенка возникают сложности при овладении речью. В таких случаях необходимо малышу помочь. И необязательно сразу обращаться к специалистам. Родители сами могут справиться с этой задачей.

Проблемы с произношением могут возникать из-за нарушений развития зубов. Поэтому нужно контролировать состояние зубочелюстной полости и своевременно обращаться к стоматологу.

Слух также играет важную роль в формировании речи у ребенка. Даже при его малейших нарушениях у детей снижается качество развития правильной речи. Во избежание этого родители не должны допускать сильной нагрузки на слух ребенка, не включать громко музыку и вовремя обращаться к врачу при болезнях ушной полости.

Дети в произношении очень часто подражают взрослым. Поэтому окружающим необходимо следить за правильностью своей речи, четко и медленно произносить все слова и не подделывать свое общение под детскую речь.

Нельзя ругать малыша за его плохое произношение каких-то слов. В таком случае он просто замкнется в себе, не будет идти на контакт. Нужно поправлять ребенка терпеливо и с любовью, произнося слово правильно.

Первые слова

Время, когда малыш произнесет свое первое слово, зависит от его окружения и общения с ним родных. Обычно это происходит в срок от 1 до 2 лет. И, как правило, первые слова состоят из повторяющихся слогов: мама, папа, баба и т.д.

Интересен тот факт, что детки в возрасте до 2 лет говорят только о том, что находится в пределах их видимости, так как первые слова у малышей обязательно связаны с определенными действиями или объектами.

На следующем этапе произносятся местоимения: вот, там и т.д. Таким образом, малыш сопоставляет предмет с местом его пребывания.

Очень часто после этого этапа в произношении начинаются глаголы. И это большой успех в развитии речи малыша, так как уже можно понемногу составлять диалог.

Родители должны создать в семье такую атмосферу для ребенка, чтоб ему всегда было интересно и приятно общаться с близкими, познавать новую информацию и увеличивать свой словарный запас. Это будет залогом грамотного общения с окружающими и развития интеллекта ребенка.

Навигация по записям

Источник

Первая сигналь­ная система начинает формироваться у детей сразу после рожде­ния, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с раз­витием психики — позднее.

Устная речь основана на образовании сложной системы услов­ных и безусловных двигательных рефлексов скелетных мышц, уча­ствующих в произнесении слов. Эта система называется артику­ляцией и она различна при обучении разным языкам. Артикуляция формируется постепенно и с трудом.

Решающее значение в обучении ребенка речи имеет общение с окружающими людьми. Несмотря на нормальное развитие голо­сового аппарата, дети до 12—16 лет, изолированные от человече­ского общества, не произносили слов и не реагировали на них.
После рождения ребенок благодаря врожденным двигательным рефлексам голосового аппарата издает нечленораздельные звуки. Со второго месяца грудные дети производят голосовые шумы, сви­сты и визги и обнаруживается врожденное подражание мимике взрослых, произносящих гласные. С третьего месяца начинают ле­петать, гулить. Гуление — постепенное упражнение голосового и ды­хательного аппаратов, подготавливающее к произнесению звуков речи.
Раздражение рецепторов голосового аппарата во время лепета, гуления многократно сочетается с возбуждением слуховой зоны. Затем у ребенка постепенно начинают образовываться новые условные двигательные рефлексы устной речи, которые преобра­зуют врожденные двигательные рефлексы голосового и дыхатель­ного аппаратов, продолжающих развиваться и формироваться в процессе образования новых условных речевых рефлексов.
С 5 месяцев у ребенка образуются условные рефлексы на слова, произносимые окружающими. В начале слова вызывают безусловные и условные рефлексы, а затем — условные и заме­няют безусловные и условные раздражители.
С 5—6 месяцев ребенок выделяет из слышимых слов ударные слоги и закрепляет их путем подражания и повторения. В 6—7 ме­сяцев он подражает словам, которые произносят окружающие. Так как слова и жестикуляция окружающих являются условными раздражителями, то в этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умею­щий говорить, может выполнять словесно выраженное приказание или просьбу, но не понимает смысла слов.
В формировании речи необходимо участие слуха. Отсутствие слуха в раннем детстве до того, как ребенок научился говорить, или его потеря, когда он недавно начал учиться говорить, ведет к глухонемоте.
К 9 месяцам у слышащего и нормально развивающегося ре­бенка лепет становится все более сложным и начинает переходить в членораздельные звуки речи. Сначала, подражая окружающим, он произносит слова при действии на него непосредственных раз­дражителей. Физиологической основой формирования речевых дви­гательных рефлексов является образование временных нервных связей между очагами возбуждения в двигательном и слуховом центрах речи, возникающих при поступлении центростремительных импульсов из голосового аппарата и органа слуха во время про­изнесения звуков речи (фонем), с очагами возбуждения в других воспринимающих зонах. Особенное значение для развития речи имеют временные нервные связи речевых центров с зонами кож- но-мышечной чувствительности и зрительной.
Слогоподобные комплексы, спонтанно произносимые детьми около 1 года, не зависят от языка, на котором говорят в семье. Характерная артикуляция родного языка отмечена около 2 лет.
После образования речевых двигательных рефлексов ребенок начинает реагировать словами на обращенные к нему слова. К концу 1-го и к началу 2-го года у ребенка постепенно разви­вается собственная речь. Первоначально слово имеет ограничен­ный характер и относится только к данному явлению или пред­мету, а затем ребенок постепенно полностью овладевает смысло­вым значением слов, и, следовательно, развивается способность обобщения, появляется отвлеченное мышление. В этом переходном периоде сначала образуются временные связи между словами как условными раздражителями и новыми словами только в том слу­чае, когда новые слова многократно сочетаются с соответствую­щими раздражителями первой сигнальной системы (слуховыми, осязательными, проприорецептивными, зрительными, вкусовыми, обонятельными).

Читайте также:  Развитие ребенка 7 лет цена

У ребенка 1—1,4 года еще не образуется условный двигатель­ный рефлекс при замене условного раздражителя его словесным обозначением. После 1,5 лет связь между словом и предметом образуется легко. В конце этого переходного периода речевая функ­ция формируется и без непосредственной связи с первой сигналь­ной системой. В больших полушариях начинают формироваться и упрочиваться временные нервные связи между очагами возбужде­ния, возникающими при слышании и произнесении слов. С 1,5— 2 лет образование связи между двумя незнакомыми словами тре­бует большего числа сочетаний, чем связи между знакомыми и незнакомыми словами. С 2,0—3,5 лет обе эти связи образуются раньше, но для образования связи между двумя незнакомыми сло­вами требуется больше сочетаний. Связь между двумя словами образуется быстрее, когда легкое слово предшествует сложному и знакомое слово предшествует незнакомому.
В конце первого года ребенок произносит в среднем 5—10 слов; в 1,5 года — 10—15, 2 года —300; 3 года— 1500; 4 года — 3000; 5 лет — 4000. У детей одинакового возраста запас слов сильно колеблется в зависимости от индивидуальных различий воспитания и других условий.
Запас слов у детей зависит главным образом от потребности в общении, в познании окружающих предметов и явлений. Запас слов зависит также от уровня образования и культуры окружаю­щих взрослых.
Первые осмысленные слова ребенка являются преимущественно выражением его потребностей и эмоций. Важно отметить, что если потребности ребенка старше 1 года полностью удовлетворяются родителями и воспитателями без поощрения ребенка к их выраж­нию в словах, то речь развивается медленно. Решающее значение для развития речи у ребенка имеет невозможность удовлетворить свои потребности и желания без обращения к окружающим по­средством слов. Это вынуждает ребенка овладевать речью. Мыш­ление его развивается от конкретного к абстрактному. Поэтому постепенный переход к абстрактному мышлению совершается у ре­бенка только на основе конкретных знаний. Развитие психики ребенка характеризуется значительными индивидуальными разли­чиями.
До 1,5 лет подражание окружающим в произнесении слов и самостоятельное воспроизведение слов по памяти развиваются медленно и отличаются неустойчивостью. После 1,5 лет у боль­шинства детей подражание в произнесении слышимых слов совер­шенствуется быстрее, чем самостоятельное воспроизведение слов по памяти. На 2-м году жизни ребенок начинает образовывать слова из изолированных звуков и слогов, в первую очередь тех, на которые падает ударение. Дети синтезируют ударные слоги. В этом возрасте они еще неправильно произносят отдельные звуки речи, а другие пропускают ввиду трудности их произношения. Дети синтезируют ударные слоги разных слов в двучленные речевые цепи, соединяют слова в речевые комплексы, или речевые стерео­типы. Речевые стереотипы, или речевые шаблоны, облегчают овладение речью и формирование мышления. Осмысленная речь появляется в связи с развитием физиологических механизмов речевой функции, допускающей обобщение, образование по­нятий.
У детей 1,5—2 лет не наблюдаются во время речи сокращения скелетных мышц, не связанные с нею, а также изменения вегета­тивных функций. Это обусловлено отсутствием иррадиации воз­буждения из речедвигательного центра в моторную и премоторную зоны.
В 3 года увеличивается число слов в речевых цепях и уточ­няется их произношение. В этом возрасте важно обогащать сло­варный запас ребенка, следить за правильностью произношения фонем и за их осмысливанием, усвоением грамматического строя речи. Одно и то же слово, как условный раздражитель, может вызывать разные словесные реакции. Чем младше дети, тем чаще замедление словесных реакций и их неадекватность.
У детей 2—3 лет двигательные навыки образуются при участии речи и сознания. В этом возрасте одинаково легко образуются условные двигательные рефлексы на слово с зрительного, слухо­вого и двигательного анализаторов.
У детей легко образуются условные сердечные рефлексы на слова, которые сочетались с физическими упражнениями. Чем младше ребенок, тем больше изменяется у него работа сердца при слышании этих слов. В 3—5 лет эти слова вызывают учащение работы сердца, а в 11 —15 лет — урежение.
В 4 года речь еще больше обогащается новыми словами, а сле­довательно, увеличивается число усвоенных понятий. В этом возрасте дети овладевают правильным грамматическим строем языка.
В 4—5 лет в связи с формированием конкретного мышления во время речи наблюдаются сокращения скелетных мышц, не связан­ные с произнесением слов, например рук, а также отчетливое из­менение вегетативных функций — учащение сердцебиений и повы­шение кровяного давления. Следовательно, происходит иррадиация возбуждения из речедвигательного центра.
Образование устной речи в основном заканчивается к 5—7 го­дам. У дошкольников большую роль в формировании речи приоб­ретают игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Речь дошкольника отражает его деятельность. С возрастом ребенок дошкольного возраста (3— 7 лет) все более приучается после словесной инструкции о молча­нии играть молча. В этом проявляется постепенное развитие тор­можения у детей, но еще в 7—8 лет возбуждение преобладает над торможением.
В 6—7 лет во время речи двигательные реакции, не связанные с произнесением слов, резко уменьшаются, а вегетативные уве­личиваются. Это обусловлено формированием абстрактного мыш­ления и развитием эмоций.
Наиболее прочно запоминаются те слова или цепи слов, кото­рые связаны с конкретной действительностью. Межсловарные связи менее прочны. Мышление ребенка в этом возрасте конкрет­ное, образное. Отвлеченное мышление формируется постепенно. Устная речь является основой развития у младших школьников письменной речи. У дошкольника внутренняя речь развита слабо.
На первом этапе обучения младших школьников внутренняя речь развивается в связи с приучением обдумывать ответ на вопрос и чтением книги про себя. У подростков и юношей переживания и мысли связаны с внутренней речью, которая формируется в про­цессе умственного и нравственного развития личности. Точность речи, а следовательно, и мышления зависит от требовательности учителей, можно найти репетитора русского языка по низкой цене, родителей и от овладения научной терминологией. По мере того как школьники овладевают письменной речью, уточ­няется и обогащается их устная речь.
Когда у детей образовались положительные условные рефлексы на непосредственные раздражители, например звонок, у них по­являются условные рефлексы и на слова, отображающие эти кон­кретные явления внешнего мира, например на слово «звонок». Не­которые авторы называют этот процесс динамической передачей из первой сигнальной системы во вторую и считают, что она является результатом избирательной элективной иррадиации возбуждения из группы нейронов, воспринимающих непосредственные раздра­жители, в группу нейронов слухового анализатора речи, воспри­нимающих заменяющие их слова.
У детей имеется также элективная иррадиация тормозных условных рефлексов.
При передаче из первой сигнальной системы во вторую, и на­оборот, чаще наблюдаются ошибочные реакции на тормозные раз­дражители.
Чем старше школьники, тем у большего их числа в одной и той же возрастной группе происходит одинаковое реагирование на кон­кретные раздражители и на выраженные словами понятия, отобра­жающие их. Чем старше школьники, тем быстрее у них образуются понятия о конкретных явлениях действительности.
У детей 12—16 лет так называемая динамическая передача из первой сигнальной системы во вторую происходит большей частью при слабом упрочении условного рефлекса на непосредственный раздражитель.
Образование первого условного двигательного рефлекса на дей­ствие непосредственного условного раздражителя у школьников с 7 до 18 лет происходит после 2—5 подкреплений. Но динамиче­ская передача в обратном направлении (со слова, на которое был образован условный рефлекс, на непосредственный условный раз­дражитель, выраженный этим словом) с возрастом наблюдается все реже и к 15—16 годам исчезает. Это зависит от того, что в старшем школьном возрасте преобладает отвлеченное мышление, имеющее решающее значение в образовании условных рефлексов.
Следовательно, в так называемой динамической передаче из первой сигнальной системы во вторую и наоборот участвуют не только анатомо-физиологические механизмы речевой функции. Основное значение имеют смысл слова, уровень развития психики ребенка или подростка, его конкретного и абстрактного мышления и его жизненный опыт.

Читайте также:  Научная статья из журнала о нарушениях в развитии у ребенка

По мере того как ребенок становится старше, развитие отвле­ченного мышления и второй сигнальной системы проявляется в возрастании ведущей роли второй сигнальной системы и в более частом и более продолжительном торможении ею первой сигналь­ной системы.
Дети хорошо различают интонацию и громкость слов. На одно и то же слово можно образовать положительные и отрицательные рефлексы в зависимости от интонации и громкости. Другое слово, имеющее иное смысловое значение, когда оно произносится с ин­тонацией или громкостью, которые при произнесении первого слова вызывали положительный условный рефлекс, вызывает его сразу. То же слово, когда оно произносится с другой интонацией или громкостью, вызывавшими ранее отрицательный условный реф­лекс, также вызывают его сразу. Следовательно, поведение детей определяется главным образом смысловым содержанием обращен­ных к ним слов, но в определенных условиях может приобретать значение также интонация и громкость слов.

Источник

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики – возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года – 1100 
  • 4 года 1600 – 1900 
  • 5 лет 1900 – 2200 
Читайте также:  Благоприятное развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) – начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений – с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби – бах – все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР – задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник