Развитие речевого дыхания у ребенка

Светлана Русанова
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Русанова С. П.

Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский».

г. Белгород, Белгородский район.

Важнейшие условия правильной речи – это длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлёб. Слова льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух.Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути : от лёгких через трахею, гортань глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее- всё повторяется.

Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Обычное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольное. Вдох и выдох производятся через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом.

Речевое дыхание- это во многом управляемый процесс, количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Если говорящий ребёнок обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер. Активна нижняя часть лёгких, плечи же остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом и ртом. Вначале высказывания говорящий ещё может вдохнуть носом, при длительном же высказывании он делает добор воздуха только через рот, т. к. быстро и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постоянном речевом дыхании целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка) – она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание помогает собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы

(между грудной клеткой и животом). При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе – сокращается. Вдох при речи короткий, выдох длительный, плавный.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из–за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удаётся говорить длительными фразами, достаточно чётко, с логическими паузами. Создаётся впечатление, что ребёнок задыхается. А всего-навсего ему не достаёт в данный момент воздуха. Во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков. Почему? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т. е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.

Чтобы проверить сформировано ли у ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста.

Тест 1.

Предложите ребенку выполнить упражнение «Парашютик».

Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.

Тест 2.

Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик».

Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

Работу по воспитанию речевого дыханияследует проводить поэтапно:

I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом.

Цель: развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.

Дети получают знания о том,что:

– вдох осуществляется через рот,

– при вдохе нельзя поднимать плечи,

дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается, при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».

Читайте также:  Для умственного развития ребенка препараты

Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение, в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.

II этап. Развитие озвученного выдоха.

Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.

В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том,что:

– звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;

– в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.

III этап. Развитие речевого дыхания.

Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы.

В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Цель: тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).

Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.

Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.

Вниманию читателей предлагаю план удобных игр на развитие речевого дыхания. Заниматься можно 1 раз в неделю, по одной игре.

«Цветочек» -вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».

«Пёрышко» – сдуть пёрышко с ладони.

«Листья летят» – вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.

«Платочек» – подуть на цветной носовой платочек.

«Жук полетел» – сдуть бумажного жука со.

«Покатай карандаш» – вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить каран-

даш по столу.

«Рыбаки плавают»– подуть на модуль «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например к люстре).

«Вертушки» – подуть на вертушку (как бы «имитируя «сильный ветер»).

«Дудочка» – учить извлекать звук из дудочки (или другого музыкального инструмента, в который надо дуть).

«Узнай по запаху» – узнавать по запаху яблоко среди наборов фруктов.

«Пускание мыльных пузырей» – учить делать длительный выдох через рот.

«Птичка летает» – подуть на бумажную птичку. Прикреплённую за ниточку.

«Свистулька» – учить извлекать звук из свистульки.

«Воздушный шарик летит» – подуть на воздушный шарик.

«Самолёт» – подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.

«Прокати шарик» – вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе 9любой лёгкий шарик, например теннисный).

«Ёлочный дождик» – подуть на дождик. Посмотреть, как он искрится.

«Сдуй снежинку»(можно использовать на прогулке) –сдувать снег с варежки.

«Погрей руки» -вдыхать через нос и дуть на «озябшие руки».

«Снежок тает» – подуть на снег, выдыхая ртом, чтобы снег растаял.

«Согрей игрушку» – вдохнуть через нос и дуть на «замёршую» игрушку.

«Трубочка» – покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из –под сока. а вместо шариков можно использовать вату, шарики из пенопласта).

«Бурлящая вода» – подуть на воду через трубочку.

«Морские гонки» – через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.

«Султанчики» – подуть на султанчики из бумаги (кончик карандаша обмотать

«ёлочным дождиком».

«Флажок» – подуть на цветной флажок, сделанный из цветной бумаги и зубочистки.

«Бабочка» – сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.

«Одуванчик» – сдуть пушинки с первого- третьего раза (на прогулке).

Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному. Сначала проводится тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, потом- словах, затем- в коротких фразах, в стихах и т. д. Например, когда ребёнку читают сказку, упоминая в ней ветер, поучите его дуть, дуйте ему в лицо. Потом предложите кусочек ватки, объясните, что это снежинка- она летает. Когда ветер дует; дуть на неё нужно ртом плавно. А вдыхать через нос.

Данные упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на чёткость дикции и в целом на речь детей.

Нужно так же отметить, что правильное речевое дыхание :

-обеспечивает нормальное звукообразование;

-создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

– предохраняет голосовой аппарат о переутомления.

Источник

Что такое речевое дыхание

Речевое дыхание это важная часть речи. Оно участвует в создании голосового звучания. В речевом дыхании вдох намного короче выдоха по сравнению с обычным. При правильном речевом дыхании речь произносится с нормальной громкостью, проговариванием всех звуков и выразительно.

Что если речевое дыхание сформировано плохо?

Неправильное речевое дыхание, это когда вдох большой, а выдох маленький, или когда окружающие замечают забор воздуха.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка их детского дома

У ребенка наблюдается:

– проглатывание окончания слова;

-договаривание длинной фразы шепотом;

-ребенок делает вдох в середине слова;

-ускоренный темп речи;

-несоблюдение логических пауз.

Причины

Главными причинами являются слабо развитый дыхательный аппарат, а вследствие этого нерациональный расход выдыхаемого воздуха.

Это может быть из-за:

– физического состояния;

-хронических заболеваний дыхательных путей;

-малоподвижный образ жизни.

Как правильно дышать

При выполнении упражнений стараться дышать необходимо через нос, диафрагменным дыханием.

Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

Чтобы объяснить ребенку, как правильно дышать, предложите ему сделать несколько упражнений.

1. Упражнения для положения лежа “По волнам”

Ребенок ложится на спину, на живот ему кладём игрушку (лучше всего мягкую). При вдохе носом живот “надувается”, игрушка поднимается. Выдох ртом, живот “сдувается”, игрушка опускается. Пусть малыш представит, что игрушка плавает по волнам.

Качаю рыбку (или название другой игрушки) на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет она по мне.

2. Упражнение выполняется из положения сидя “Большие бегемотики”

Ребенок садится на стул, руки кладет на живот. На вдохе живот “надувается”, на “выдохе” опускается.

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

Диафрагменное дыхание

Правила и советы

-упражнения по 3-5 минут (в зависимости от возраста), так как могут вызвать головокружение;

-помещение, где проводятся игры должно быть хорошо проветриваемым, а лучше вообще на свежем воздухе;

-упражнения и игры нужно проводить до приема пищи или через 2 часа после;

-контролируйте правильность дыхание, от этого зависит результат;

-занятия должны проходить регулярно;

-игры и упражнения должны соответствовать возрасту.

Игры и упражнения

Большинство игр проходят незаметно как бы между делом, непринужденно и увлекательно.

1. “Задуй свечу”

Пусть ребенок представит, что у него в руках свеча. Сделает глубокий вдох и задует свечу. А затем представит, что в руке не одна, а три свечи, и задует их по очереди, выдыхая воздух порциями.

2. “Свисток”

 Дуем в свисток или дудочку. Но главное правильно — диафрагменным дыханием.

3.”Надуваем шарик”

Так же во время упражнения следим за правильным дыханием.

4.”Катаем карандаш”

Вдыхаем носом и выдыхаем через рот. Пробуем воздухом прокатить карандаш по столу.

5.”Вьюга”

Дуем на бумажки (порванные на мелкие кусочки), вату, пушинки и д.т. Представляем, что ветер поднимает снег.

6.”Кораблики”

Наливаем таз с водой (можно играть в ванне, в бассейне и т.д.) делаем из бумаги кораблик (можно использовать любые легкие предметы). И устраиваем соревнования, дуем на кораблик, тем самым ускоряя его ход.

 7. “Воздушный футбол”

Мячиком может служить кусочек скомканной ваты или салфетки. Лучше всего играть в крышке коробке. Стараемся попасть в ворота соперника, дуя на мячик с помощью коктейльных трубочек.

Много идей развивающих игр с коктейльными трубочками можно найти здесь.

8. “Звукоподражание”

Предложите малышу изобразить различные звуки. Например: как воет волк – «ууу-ууу»; капает дождь – «кап-кап-кап» и т. д.

А лучше, чтобы звукоподражание сопровождалось движениями. Например, дровосек – стать прямо,ноги на ширине плеч, на вдохе руки соединить у замок и поднять вверх, представляя в них топор. На выдохе опускаемся вниз “рубим дерево”, так примерно 5 повторений; изображаем водителя и произносим звук «р-р-р-р» (имитируем звук двигателя), и т.д.

9. “Бульки”

Понадобятся 2 пластиковых стаканчика и коктейльная трубочка. Один стакан наливаем почти полностью и дуем в него слабо. В другой стакан наливаем воды совсем чуть-чуть и дуем в него сильно. Главное, чтобы вода не пролилась из обоих стаканов.

10. “Мыльные пузыри”

Пробуем надувать мыльные пузыри из различных рамок.

11. “Цветной дождик”

Закрепляем на нитку разноцветные ленточки. Подвешиваем горизонтально на расстоянии примерно 10см от ребенка. Предлагаем подуть на них, затем усложняем задания, предлагаем подуть на одну из ленточек.

Похожая игра “Снежинки”, на нитку подвязываются снежинки, дети должны дуть на них.

Главное следить, что бы воздух выходил весь, а не порционно.

Игра “Тучка”, аналогичная играм “Цветной дождик” и “Снежинки”

12. “Учим короткие стихотворения”

Самый лучший вариант, это стихотворения А.Барто. Задача взрослого следить за правильностью вдохов и выдохов.

13. “Скороговорки”

Произношение скороговорок помогают ребенку рационально использовать воздух на выдохе.

14. Пение

Пусть ребенок попевает различные слоги с различным тембром, высотой, интонацией. Это будет не только полезно, но и очень весело.

15. “Дед или бабка”

Во время прогулки дуем на одуванчики. Поиграйте в игру “Дед или бабка”, если одуванчик остается пустой – это дед, если остается хотя бы одна пушинка – это бабка.

15. Также для развития речевого дыхания подойдут различные игрушки. Например: бумажные султанчики, вертушки, свистульки, духовые музыкальные инструменты и т.д.

Игр для развития речевого дыхание множество, достаточно только немного фантазии. Самое главное – следить за правильностью вдоха и выдоха.

Постановка правильного речевого дыхания, впоследствии поможет избежать проблем с речью.

Источник

«Развитие речевого дыхания у детей»

Читайте также:  Создание условий для гармонично развитий личности ребенка

Выполнила: Фадеева Я.А.

     Наверняка каждая мама знает, что для развития речи ребенка необходимо не только обогащать активный и пассивный словарный запас малыша, но и заниматься артикуляционной гимнастикой, проводить игры на мелкую моторику и, конечно, упражнения и занятия на развитие речевого дыхания.

Необходимость дыхательной гимнастики

     Почему же так важно развитие речевого дыхания у детей? Нормальное речевое дыхание обеспечивает правильное звукопроизношение, помогает сохранять плавность и нормальную громкость речи. При неправильном речевом дыхании ребенок часто говорит очень тихо, запинаясь, ему не хватает выдыхаемого воздуха на целое предложение.

    Заниматься развитием речевого дыхания у детей стоит с самого раннего детства, до постановки звуков. Часто бывает, что из-за неправильного вдоха малыш не может правильно произнести некоторые звуки.

    Как проверить, нормально ли развито речевое дыхание у вашего ребенка?

Проследите за речью своего малыша и сверьте с таблицей ниже, есть ли ошибки в речевом дыхании у ребенка:

Правильное речевое дыхание

Неправильное речевое дыхание

  • Выдоху предшествует вдох через нос
  • Плавный выдох
  • Во время выдоха губы трубочкой
  • Выдох через рот
  • Выдыхает, пока не закончится воздух
  • Выдох резкий, толчками
  • Надувание щек
  • Сжимает губы при выдохе
  • Выдох через нос
  • Добирает воздух при помощи коротких частых вздохов

Рекомендации по занятиям

Общие рекомендации по проведению занятий на развитие речевого дыхания у детей:

  1. Общая продолжительность занятий не больше 5 минут.
  2. Ежедневность.
  3. Проводите упражнения на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.
  4. Игрушка или другой предмет, на который дует ребенок, должен находиться на уровне губ и на расстоянии 10-15 см.
  5. Щеки во время дыхательных упражнений не должны надуваться – это приводит к невнятности речи.
  6. Не проводите упражнения сразу после еды, лучше через 1,5–2 часа.
  7. Следите за самочувствием своего малыша, не делайте много повторов упражнения (хватит 2-3 раза), чтобы не закружилась голова.

Для правильного речевого дыхания важно:

  • Научиться более длительному выдоху.
  • Уметь равномерно распределять воздух на выдохе.
  • Научиться разделять носовое и ротовое дыхание.

Веселые игры на развитие речевого дыхания у детей

Игры для развития всех этих умений я и хочу вам предложить:

  1. Игры с музыкальными инструментами – дудочками и губными гармошками. Научите своего малыша играть на гармошке и дудочке, это занятие помогает ребенку контролировать свой вдох и выдох.
  2. Мыльные пузыри. Пускайте вместе с ребенком мыльные пузыри – эта веселая игра помогает ребенку развить длительный и плавный выдох и тренирует мышцы его губ.
  3. Воздушные шарики. Шарики можно надувать, можно играть с ними уже надутыми, например, подвесить за веревочку, подбросить вверх и дуть на него, чтобы он не опускался. Можно надутым шариком поиграть в «воздушный футбол» — дуть его друг на друга по столу
  4. Игра «Мишка». Делайте вместе с малышом – руки в стороны и идем вперевалочку, говоря при этом: «Ух! Ух!».
  5. Вата. Очень много игр можно придумать на речевое дыхание с ватой, например:
  • накрыть кусочками ваты предмет на картинке и сдувать, «расчищая снег»,
  • сделать шарик из ваты и «забивать» — задувать его в ворота из стаканчиков,
  • положить маленький кусочек ваты на нос и сдуть его ртом.
  1. Цветы. Нюхаем цветочки – можно настоящие, можно нарисованные. Подносим цветок к носику и вдыхаем – неглубокий, но полный вдох: «Как вкусно пахнет цветок!». Кроме этого, на нашем сайте вы можете найти много интересных идей занятий, связанных с цветами.
  2. Фломастеры для выдувания. Их легко купить и также легко играть. К ним обычно прилагаются трафареты, но можете взять и свои. Прикладываем трафарет и дуем через фломастер – такое занятие очень хорошо развивает сильный и долгий выдох, учит ребенка сознательно регулировать силу и продолжительность выдоха.
  3. Игра «Носик-ротик». Учим ребенка различать носовое и ротовое дыхание. Мама показывает нос или рот, а ребенок, смотря на маму, дышит или носиком или ртом. Показываем на нос – ребенок вдыхает и выдыхает носиком, показываем на рот – малыш держит ладошку на расстоянии ото рта и дышит, чувствуя поток воздуха на ладошке. Потом можно усложнить задачу и показывать то рот, то нос (например, вдох — носом, выдох – ртом и наоборот).
  4. Игра «Буря в стакане». Очень интересная игра, которую любят все дети (да и мамы – что уж говорить 🙂 ). Берете стакан с мыльной водой, опускаете в нее соломинку и дуете в нее – чем сильнее и дольше малыш дует, тем больше и выше получается пенная шапка на стакане. Очень полезно для развития правильного дыхания (вдох – через носик и долгий выдох через рот).
  5. Игры на улице с подручными материалами. В зависимости от времени года, можете поиграть для развития речевого дыхания в разные игры, например:
  • дуть на одуванчик (помните игру «Дед или баба»?),
  • растопить дыханием снежинки на ладошке,
  • сдувать осенние яркие листочки, делая листопад,
  • одна из любимых игр – находить божью коровку и дуть на нее, читая стишок:

«Божья коровка,

Лети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого».

Занимайтесь с вашим ребенком, ищите любой момент для развития речевого дыхания у детей, играйте вместе с ними!

Источник