Развитие речевого дыхания ребенка для воспитателей
Лариса Бабась
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речевого дыхания у дошкольников»
Цель: Обучение воспитателей игровым способам речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-повысить компетентность воспитателей в вопросах развития речевого дыхания у дошкольников,
-сформировать у воспитателей представление о значимости развития речевого дыхания у детей;
-предоставить воспитателям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
-упражнять воспитателей в умении самостоятельно подбирать игры и
упражнения для развития речевого дыхания.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Этот вид дыхания мы и называем речевым.
(слайд 2)Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.
Другими словами, речевое дыхание это дыхание в процессе речи.
(слайд 3)Рассмотрим, какие несовершенства речевого дыхания наблюдаются у дошкольников:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5.Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
(слайд 4)Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.
(слайд 5)Рассмотрим параметры правильного ротового выдоха :
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. (показ правильного ротового выдоха)
Но при проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых.
(слайд 6)Так,например:
дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3).
дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5).
дети 4-6лет – длительность игры составляет – 4-6 минут (количество слов 4-6).
дети 6-7 лет – могут играть по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).
Следует так же иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание,строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Но самое главное, на что нужно ориентироваться во время игр– это хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
(слайд7)Упражнения для развития ротового выдоха
Выполнение упражнений на дыхание лучше всего начинать с забавных игровых упражнений для развития ротового выдоха.
Цель: формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.
«Подуем на вертушки»или «Султанчики»
Педагог рассказывает детям о том, что ветерок очень любит играть с вертушками и предлагает раскрутить вертушки также как ветерок. Для этого нужно сделать глубокий вдох и вытянув губы трубочкой длительно подуть на лопасти вертушки, чтобы она закрутилась.
«Снежинки» или «Снег»
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки или бумажные снежинки и тем самым превратить обычную группу в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
«Подуем на листочки»
У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.
Аналогично дети дуют на цветы, на бабочек, на птичек, на елочки и т. д.
«Загони мяч в ворота»
Оборудование: два кубика, шарик из ваты или шарик от пинг-понга.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
“Самый быстрый карандаш”
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см, кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
«Горячий чай»
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Педагог говорит: «Ребята вы сегодня мои гости и я вас угощаю горячим чаем, но чтобы вы не обожглись на него нужно подуть». (Педагог показывает, как нужно дуть и следит за выполнением упражнения).
«Мыльные пузыри»
Педагог предлагает ребенку поиграть с мыльными пузырями. Если же у ребенка не получается дуть или он не хочет, то педагог может сам выдувать мыльные пузыри, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
(все упражнения сопровождаются показом и отрабатываются участниками)
(слайд8)Упражнения для развития речевого дыхания
Цель: слитно, на одном выдохе, произносить фразы из 2-3 слов; из 4 слов; из 5-6 слов.
«Снег идет»
Дети стоят в кругу. Вдох – руки поднять вверх.На выдохе опуская руки произносить: «Ш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
«Снег скрипит»
Дети стоят в кругу. Вдох носом.На выдохе во время ходьбы на месте произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3-4 раза.
«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели.Воет вьюга: у-у-у.Свистит ветер: с-с-с-с.Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«Диалог Зимы и Весны»
Говорит Весна:
– Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
-Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
-Да! Да! Да! Да!
– Тают горки во дворах?
– Ах! Ах! Ах! Ах!
– А на речке треснул лед?
– Вот! Вот! Вот!
«Цветок»
Дети стоят в кругу. У педагога искусственный цветок, который он передает по кругу. Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Ах, как пахнет цветок» или «Очень приятный запах» и т. д.
«Произнеси скороговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки».Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».
(участники упражняются в выполнении игровых упражнений)
Игры и упражнения на дыхание можно включая в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, в организующий момент или в физкультминутку. Проводить лучше в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и активное участие.
(слайд 9) Творческих всем успехов!
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)
Консультация для педагогов по теме:
«Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Бойченко О. О.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель: 1. Познакомить педагогов с особенностями развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
2. Рассказать об играх и упражнениях для развития правильного речевого дыхания у детей.
3. Показать упражнения для развития правильного речевого дыхания у воспитателей.
План выступления:
1. Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
2. Упражнения для развития правильного речевого дыхания у воспитателей.
3. Игры для развития речевого дыхания у детей.
Выступление.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание отличается от неречевого (физиологического) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
- нормальное функционирование голосового аппарата
- предохраняет голосовой аппарат от переутомления
- способствует сохранению плавности речи
- способствует правильному использованию интонационных средств выразительности
- способствует правильному соблюдению пауз.
Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.
Неправильное речевое дыхание нередко является:
- причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе)
- позднего или неправильного усвоения некоторых звуков
- ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз
- в некоторых случаях ускорения темпа речи
- неправильного использования интонационных средств выразительности
- нечёткого произношения слов (проглатывания окончаний).
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Требования к выполнению речевых упражнений:
- перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности
- одежда не должна стеснять движений
- не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи
- упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа
- необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы)
- речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение
- обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями
- лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён.
Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого его выполнения всеми детьми группы.
Речевые упражнения следует проводить:
– во время физкультурно-оздоровительной гимнастики
– во время занятий, включая их организующий момент или в физминутку
– после дневного сна
– в свободной деятельности детей.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.
Параметрами правильного ротового выдоха являются:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»
- выдох происходит плавно, а не толчками
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выход воздуха через нос; если ребёнок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух
- выдыхать следует, пока не закончится воздух
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания у воспитателей приведены в приложении.
При выполнении речевых упражнений с детьми можно использовать различные предметы.
Цель упражнений: развитие длительного плавного ротового выдоха и вдоха; вдох и выдох через нос и рот; активизация губных мышц.
Упражнения для детей младшего и среднего возраста.
1. «Звуки вокруг нас»
Ход игры: В мире вокруг нас много разных звуков. Как плачет малыш? «а-а-а!» А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «о-о-о!» Самолёт в небе гудит? «у-у-у!» А как пароход на реке гудит? «ы-ы-ы!»
2. «Пузырь»
Ход игры: Дети стоят тесным кругом, имитируя ненадутый пузырь. Затем, отходят назад, растягивая круг и приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражают выходящему воздуху.
3. «Пускание корабликов»
Оборудование: кораблики, таз с водой, значки с названием городов.
Ход игры: Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, как бы произнося звук ф. Но вдруг налетает порывистый ветер «П-п-п…» – дует ребёнок.
4. «Ныряльщики»
Ход игры: Дети разводят руки в стороны, делая вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.
5. «Насос»
Ход игры: «Хотите покататься на велосипедах, но надо накачать воздух в шины. Воздух выходит из насоса и сердито свистит с-с-с. Накачали и поехали, но вдруг шина сдувается и шипит ш-ш-ш».
6. «Снежинки»
Ход игры: Воспитатель: «Снежинки красивые, но ещё и очень тонкие и нежные. Давайте на них подуем. Сначала сомкнём губы, затем тихо дунем на снежинку п»
Упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Весёлая метелица»
Оборудование: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненная кусочками ёлочной мишуры и пенопласта.
Ход игры: Ребёнок дует в трубочку, но не в полную мощь. Затем предложить подуть сильнее и обратить внимание как перемещаются снежинки.
2. «Шар лопнул»
Ход игры: «Как воздух выходит из лопнувшего шарика ш-ш-ш-ш».
3. «Кто лучше надует шарик?»
Ход игры: Воспитатель показывает детям, как надо надуть шарик: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутым шариком.
4. «Лес шумит»
Ход игры: Поднять руки вверх и покачивая ими имитировать шум ветра ш-ш-ш.
5. «Песня ветра»
Оборудование: лёгкий колокольчик «песня ветра»
Ход игры: Подвесить колокольчик на уровне лица ребёнка и предложить ему подуть на него. Обратить внимание на то, какой мелодичный звук получается. Затем предложить подуть сильнее – звук стал громче. Выдох должен быть плавным.
6. «Загони мяч в ворота»
Оборудование: самодельные ворота небольшого размера, кусочки ваты, скомканные в шарики.
Ход игры: Дуя на шарик попробовать загнать его в ворота. Данную игру можно проводить между двумя детьми в форме соревнования.
Представленные упражнения являются каплей в списке всех упражнений по артикуляции, но и они помогут педагогам организовать работу по развитию правильного речевого дыхания.
Литература:
1. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
Источник
Речевое дыхание
Важнейшие условия правильной речи- это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Родители должны знать, что обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляется через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед небольшим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.
Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он, «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.
Установлено, что наиболее правильным, удобным в речи является диафрагмально – реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи.
Правильное дыхание , четкая ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция –это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом- словах, затем- на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.
Игровые приемы при постановке дыхания.
1.Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не перенапрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.
а) Пилка дров- дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя- вдох, руки от себя- выдох.
б) погреться на морозе- дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
в) Листья шелестят-предлагаются полоски тонкой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленных к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
г)Задуть свечу, «Чайник закипел(дуют в пузырек, чтобы получился свист), Покатай карандаш, Дуем на вертушку, надуваем шарики, мыльные пузыри.
Д)«Пароходы». На высоком стуле- таз с водой. Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Необходимо следить , чтобы дети не поднимали плечи, дули держа губы трубочкой, не раздувая щек. Делаем 3-5 вдохов и выдохов. Победит тот, кто перегонит кораблик к противоположному краю таза.
Е)Упражнение с дыхательным тренажером. Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя. Ребенок берет конец трубочки в рот, делает глубокий вдох и дует , не раздувая щек, так, чтобы шарик поднимался , но не падал.
Ж)«Загнать мяч в ворота»- вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Следить , чтобы ребенок не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
2.После того как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения:
а)Эхо- дети делятся на две группы, одна группа-эхо.
Первая группа произносит какие-то звуки: а, у, о, другая тихо повторяет.
б)Вьюга-перед детьми сюжетная картинка «Вьюга».По сигналу « Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у…По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: у-у-у… По сигналу: Вьюга затихает- дети постепенно уменьшают силу голоса. Вьюга закончилась- замолкают.
Г)«Задуй упрямую свечу». Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать, «гасить свечу», произнося Ф.
д)«Мишка учит буквы». У взрослого- набор букв, обозначающих гласные звуки, на правой руке кукла- бибабо(Мишка). Дети свободно сидят на стульчиках. Взрослый показывает буквы, объясняя артикуляцию каждого звука. Мишка произносит каждый звук, то низким («толстым») голосом, как медведь, то высоким тонким, детским , как маленький Мишутка. Дети по одному произносят звуки, как медведь или как Мишутка. В этой игре можно распределять и менять роли, чтобы произношение отдельного звука было интонационно окрашено. Например, Медведь не сразу понял, как правильно произнести звук, и переспрашивает: А? а зачем усвоил: А!
Аналогично обыгрывается произношение на выдохе двух гласных одновременно. Предъявляются сразу две буквы: а-э, а-у и т.д. Появляется новое требование :слитность произношения.
е).»Игра-Загадка».
Взрослый беззвучно артикулирует один- два гласных звука, дети должны озвучивать их. Взрослый одобряет тех, кто угадал верно, произнес звук на длительном выдохе. Аналогичные загадки предлагают по очереди и сами ребята. Эту игру можно назвать и по-другому: «Немое кино» или «пропавший звук» и т.п.
К) «Шину прокололи». Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину») и, выдыхая, показать, как медленно выходить воздух через прокол в шине ( со звуком Ш).
Л). «Укачаем куклу». Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол. Взрослый показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно распевая: «А-а-а». (Повторяем 3-5 раз.)
М). «Поезд» Взрослый показывает картинку, на которой изображен поезд, идущий вдалеке, затем показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-У-У». Дети повторяют 3-5 раз.
Н). Перекличка животных».
Взрослый распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется , если ведущий старается запутать играющих: называет животного, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.
О). «Трубач». Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выходе медленно дуют в «трубу» :ПФ. Взрослый хвалит тех , кто дольше всех сумел дуть в трубу.
П) «Жук». Дети сидят . Руки опущены вдоль туловища. Взрослый предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук- Ж, одновременно опуская руки вниз.
Р). «Комарик». Дети сидят , ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть , медленно повернуть туловище в сторону? На выдохе показать, как звенит неуловимый комарик -з; быстро вернуться в исходное положение; новый вдох- и поворот в другую сторону.
С). «Топор». Дети стоят . Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены замком. Быстро поднять руки вверх- вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести- ух! –на длительном выдохе.
Т) «Ворона». Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх- вдох, медленно опустить руки- выдох. Произнести: кар!
У). «Гуси». Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: ГА. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение- вдох. На выдохе произнести ГО, ГЫ.
С целью развития голоса, речевого дыхания, подражательности, а также слухового восприятия проводятся игры на звукоподражание:
а)Лесенка-перед детьми картинка с нарисованной лесенкой. По ходу игры ставится фигурка определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.
На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла.(Дети произносят громким и низким голосом: ав- ав- ав. На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала.(Дети произносят более тихим и высоким голосом: мяу-мяу-мяу.) и т.д.
б) Корова и телята.
Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу». Дети делятся на две группы. На лугу пасутся коровы. Как они зовут своих телят?(низким голосом му- му). Коровам отвечают телята(высоким голосом)
Закрепление правильного дыхания в процессе речи.
С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе можно дать спец. реч. упражнения:
а) Цветы- ставятся в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди вынимают цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.
Б). «Приятный запах»- дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, еловой веточке и т.п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
В). Делаем глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе произносим разные поговорки: При солнышке тепло, при матушке добро и т.п.
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения Александровой, Маршака, Барто. При этом дети сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.
Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами не только закрепляется правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительность речи и в целом просодическая сторона речи. Диалоги необходимо сопровождать наглядным материалом (картинками, макетами, масками животных).
МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №21”
Практикум для воспитателей:
«Развитие речевого дыхания»
Воспитатель:
Кокина М.В.
2015 г.
Источник