Развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата ребенка дошкольного возраста
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата
1. Упражнения для развития речевого дыхания
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
1) «Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
2) «Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш! »
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
3) «Насос»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Предложить малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! “С-С-С” – работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
4) «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.
Педагог приносит куклу или матрешку и предлагает детям спеть вместе с ней весёлую песенку.
– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! » Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
5) «Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Предложите малышам подвижную игру.
– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ! » А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ! »
Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
6) «Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? “А-А-А! ” А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? “О-О-О! ” Самолет в небе гудит: “У-У-У! ” А пароход на реке гудит: “Ы-Ы-Ы”! Повторяйте за мной.
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
2. Упражнения для развития речевого слуха
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
1) Упражнение «Заинька»
Цель: Научить детей узнавать, кому принадлежит произнесенная фраза. Для проведения этого упражнения дети выбирают водящего, завязывают ему глаза тонким платочком. Далее каждый ребенок по очереди, изменяя свой голос, произносит стихотворение: “Заинька, заинька, зайка-попрыгаинька, приходи ко мне на чай, я достану самовар. Но вначале угадай, кто позвал тебя, узнай! ”. Те дети, чей голос опознал ведущий, сами становятся ведущими.
2) Упражнение «Мишка»
Цель: учить детей определять товарища по голосу.
Для этого упражнения выбирают водящего, которому дают медвежонка (можно взять любую другую игрушку). Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто-нибудь из детей по негласной команде воспитателя зовет мишку: “Мишенька, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал медведя повернуться и подойти к тому ребенку, прорычать ему как медведь.
Упражнение «Запомни и повтори слова»
Цель: Способствовать накоплению словарного запаса и, как следствие, развитие памяти.
Для этой игры готовятся фанты, это могут быть либо звездочки, вырезанные из бумаги, флажки и т. п. Перед началом упражнения детям раздают несколько штук фантов. Затем воспитатель объясняет детям ход игры. Игра начинается. Воспитатель произносит несколько слов подряд (5—6 слов, а дети должны их повторить в той же последовательности, как их называл воспитатель. Если ребенок ошибается при повторении, т. е. поменяет их местами или же забудет совсем, то это уже считается проигрышем и ребенок для того, чтобы дальше остаться в игре, отдает один свой фант. Выигрывает тот ребенок, у кого осталось больше фантов.
3) Упражнение «Будь внимателен»
Цель: расширять словарный запас детей и учить правильно отождествлять предмет с его действием.
Педагог объясняет детям ход данного упражнения: когда он скажет неправильно, то тогда руки поднимать не нужно, иначе это будет считаться ошибкой. Дети рассаживаются на стульчики, успокаиваются и начинают внимательно слушать воспитателя. Педагог садится напротив детей так, чтобы его было видно всем. И начинает вначале медленно, четко проговаривая каждую фразу, произносить: “Машина едет” (дети поднимают руки). Далее: “Ворона летит, собака лает и т. п. ”. Затем воспитатель начинает “путаться”, например: “Корова лает, лошадка летит и т. п. ”, здесь дети, которые слушали внимательно, не должны поднимать рук, так как фраза не верна. Когда дети усвоят проведение данного упражнения, его можно усложнить, т. е. быть ведущим предложить ребятам.
4) Упражнение «Горячий — холодный»
Цель: Научить детей более точно пользоваться понятиями «горячий» и «холодный».
Для его проведения детей рассаживают в полукруг на пол (на ковер, и дают им мячик. Дети должны перекатывать мяч по полу друг другу. При этом тот ребенок, который отправляет мяч, говорит: “Холодный”, это означает, что тот ребенок, которому мяч отправлен, может спокойно его взять руками. А если ребенок говорит слово “горячий”, то мяч трогать руками нельзя.
3. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
1) «Лопаточка»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Раз – два – три – четыре – пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем и в песочницу пойдем.
У меня лопатка –
Широка да гладка.
2) «Чашечка»
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку подставляй.
3) «Стрелочка»
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай по шире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять –
Стрелку будем выполнять.
4) «Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Язычок вперед тяни
Да края его загни.
До чего же хороша
Наша трубочка – труба!
5) «Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к небу.
Как, настоящий, лесной гриб, язык поднялся и прилип.
А в лесу растут грибы,
Очень вкусные они.
Язычок поставили как грибок достали мы.
В лес пошли мы погулять
И грибков насобирать.
Динамические упражнения для языка
1) «Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Ротик шире открываем,
Язычок вперед давай,
Влево, вправо,
Тик да так,
Время точно на часах.
Шире рот мы открываем,
Язык вправо направляем.
Еще шире открываем,
Язык влево направляем.
Влево – вправо, влево – вправо,
Кончик языка, поспевай за нами.
Язычок и так и сяк,
Это часики висят.
Ходим мы: тик – так, тик – так».
Отбиваем каждый шаг.
Очень точно мы идем,
Никогда не отстаем.
2) «Змейка»
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
Что там на скамейке?
Это наша змейка.
Тонкая, протяжная
И такая важная.
3) «Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Мы сегодня песни пели
И качались на качели,
Язычок качался тоже.
Покажите, как? Похоже.
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Язычок, не ленись!
Подбородок доставай
И про нос не забывай!
Выше дома,
Выше ели
На качелях
Мы взлетели.
4) «Спрячь конфетку»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Раз – я вижу конфету за правой щекой,
Два – я вижу конфету за левой щекой,
Три – не вижу конфеты никакой!
Руку тянем мы к буфету, надо спрятать нам конфету.
5) «Катушка»
Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним боковым зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
Зовут меня катушка,
Но я вам не игрушка.
На меня мотают нитки
зашивать вам всем штанишки.
6) «Лошадка».
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок – цок – цок!
Мы все сказали,
как лошадки поскакали.
Вот лошадки поскакали,
Язычок, поцокай с нами.
Эй, а где же улыбка?
Зубки и «прилипка».
7) «Гармошка»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
У Антошки есть гармошка.
Поиграй-ка нам немножко.
Упражнения на произношение отдельных звуков С – Сь
При правильном произнесении звука «с» губы принимают положение следующего гласного, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. При произнесении мягкого звука «с» спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.
Дали соску Сане,
Сидит он тихо с нами.
3 – Зь При произнесении звуков «з», «з’» артикуляционный уклад тот же, что при произнесении звуков «с», «с’», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос.
У леса за оврагами.
Ползла змея зигзагами.
Ц Звук «ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс») .
Наш Василий – молодец,
Съел солёный огурец.
Ш
При произнесении звука «ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
–губы несколько выдвинуты вперед;
–кончик языка приподнят к небу, но не касается его, образуя щель;
–боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по краям струю выдыхаемого воздуха.
Шепчет бабушка Наташа:
«Не шали, внучонок Паша! »
С-Ш
На шоссе стоит машина –
Прокололась ее шина.
Ж При произнесении звука «ж» положение речевых органов то же, что при произнесении звука «щ», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит.
Жук над травою кружит
И жужжит-жужжит-жужжит.
3 – Ж Под зеленым под кустом
Ежик строит себе дом.
Ч Звук «ч» образуется в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «щ».
Пятачок и Вини Пух
Начертили четкий круг.
Щ
Звук «щ» звучит как длительный звук «шь», при этом губы выдвинуты вперед, кончик языка приподнят, как при произнесении звука «ш», и образует щель, корневая часть языка приподнята.
Щеки щиплет нам мороз,
Щиплет лоб и щиплет нос.
Л – Л’
При произнесении звука «л» положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему язык принимает форму седла.
Мягкий звук «л» отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а средняя часть его спинки.
Молоко лакает кот,
Круглым стал его живот.
Р – Р’
При произнесении звука «р» положение губ зависит от последующих звуков. Между верхними и нижними зубами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.
Мягкий звук «р» отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым его перемещением вперед.
Рома был сегодня рад –
Ходил он с папой на парад.
Р – Л
На лугу гуляла Лара
И панаму потеряла.
Источник
Елена Орешонкова
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата
1. Упражнения для развития речевого дыхания
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
1) «Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться.Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
2) «Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке.Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
3) «Насос»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Предложить малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! “С-С-С” – работают насосы!
Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
4) «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.
Педагог приносит куклу или матрешку и предлагает детям спеть вместе с ней весёлую песенку.
– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя.Кукла танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
5) «Весёлое путешествие»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.
Предложите малышам подвижную игру.
– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»
Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе.Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
6) «Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? “А-А-А!” А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? “О-О-О!”Самолет в небе гудит: “У-У-У!”А пароход на реке гудит: “Ы-Ы-Ы”! Повторяйте за мной.
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
2. Упражнения для развития речевого слуха
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
1) Упражнение «Заинька»
Цель: Научить детей узнавать, кому принадлежит произнесенная фраза. Для проведения этого упражнения дети выбирают водящего, завязывают ему глаза тонким платочком. Далее каждый ребенок по очереди, изменяя свой голос,произносит стихотворение: “Заинька, заинька, зайка-попрыгаинька, приходи ко мне на чай, я достану самовар. Но вначале угадай, кто позвал тебя, узнай!”. Те дети, чей голос опознал ведущий, сами становятся ведущими.
2) Упражнение «Мишка»
Цель: учить детей определять товарища по голосу.
Для этого упражнения выбирают водящего, которому дают медвежонка (можно взять любую другую игрушку). Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто-нибудь из детейпо негласной команде воспитателя зовет мишку: “Мишенька, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал медведя повернуться и подойти к тому ребенку, прорычать ему как медведь.
Упражнение «Запомни и повтори слова»
Цель: Способствовать накоплению словарного запаса и, как следствие, развитие памяти.
Для этой игры готовятся фанты, это могут быть либо звездочки, вырезанные из бумаги, флажки и т. п. Перед началом упражнения детям раздают несколько штук фантов. Затем воспитатель объясняет детям ход игры. Игра начинается. Воспитатель произносит несколько слов подряд (5—6 слов, а дети должны их повторить в той же последовательности, как их называл воспитатель. Если ребенок ошибается при повторении, т. е. поменяет их местами или же забудет совсем, то это уже считается проигрышем и ребенок для того, чтобы дальше остаться в игре, отдает один свой фант. Выигрывает тот ребенок, у кого осталось больше фантов.
3) Упражнение «Будь внимателен»
Цель: расширять словарный запас детей и учить правильно отождествлять предмет с его действием.
Педагог объясняет детям ход данного упражнения: когда он скажет неправильно, то тогда руки поднимать не нужно, иначе это будет считаться ошибкой. Дети рассаживаются на стульчики, успокаиваются и начинают внимательно слушать воспитателя. Педагог садится напротив детей так, чтобы его было видно всем. И начинает вначале медленно, четко проговаривая каждую фразу,произносить: “Машина едет” (дети поднимают руки).Далее: “Ворона летит, собака лает и т. п. ”. Затем воспитатель начинает “путаться”,например: “Корова лает, лошадка летит и т. п. ”, здесь дети, которые слушали внимательно, не должны поднимать рук, так как фраза не верна. Когда дети усвоят проведение данного упражнения, его можно усложнить, т. е. быть ведущим предложить ребятам.
4) Упражнение «Горячий — холодный»
Цель: Научить детей более точно пользоваться понятиями «горячий» и «холодный».
Для его проведения детей рассаживают в полукруг на пол (на ковер, и дают им мячик. Дети должны перекатывать мяч по полу друг другу. При этом тот ребенок, который отправляет мяч,говорит: “Холодный”, это означает, что тот ребенок, которому мяч отправлен, может спокойно его взять руками. А если ребенок говорит слово “горячий”, то мяч трогать руками нельзя.
3. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
1) «Лопаточка»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Раз – два – три – четыре – пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем и в песочницу пойдем.
У меня лопатка –
Широка да гладка.
2) «Чашечка»
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку подставляй.
3) «Стрелочка»
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай по шире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять –
Стрелку будем выполнять.
4) «Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Язычок вперед тяни
Да края его загни.
До чего же хороша
Наша трубочка – труба!
5) «Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к небу.
Как, настоящий, лесной гриб, язык поднялся и прилип.
А в лесу растут грибы,
Очень вкусные они.
Язычок поставили как грибок достали мы.
В лес пошли мы погулять
И грибков насобирать.
Динамические упражнения для языка
1) «Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Ротик шире открываем,
Язычок вперед давай,
Влево, вправо,
Тик да так,
Время точно на часах.
Шире рот мы открываем,
Язык вправо направляем.
Еще шире открываем,
Язык влево направляем.
Влево – вправо, влево – вправо,
Кончик языка, поспевай за нами.
Язычок и так и сяк,
Это часики висят.
Ходим мы: тик – так, тик – так».
Отбиваем каждый шаг.
Очень точно мы идем,
Никогда не отстаем.
2) «Змейка»
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
Что там на скамейке?
Это наша змейка.
Тонкая, протяжная
И такая важная.
3) «Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Мы сегодня песни пели
И качались на качели,
Язычок качался тоже.
Покажите, как? Похоже.
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Язычок, не ленись!
Подбородок доставай
И про нос не забывай!
Выше дома,
Выше ели
На качелях
Мы взлетели.
4) «Спрячь конфетку»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Раз – я вижу конфету за правой щекой,
Два – я вижу конфету за левой щекой,
Три – не вижу конфеты никакой!
Руку тянем мы к буфету, надо спрятать нам конфету.
5) «Катушка»
Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним боковым зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
Зовут меня катушка,
Но я вам не игрушка.
На меня мотают нитки
зашивать вам всем штанишки.
6) «Лошадка».
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок – цок – цок!
Мы все сказали,
как лошадки поскакали.
Вот лошадки поскакали,
Язычок, поцокай с нами.
Эй, а где же улыбка?
Зубки и «прилипка».
7) «Гармошка»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
У Антошки есть гармошка.
Поиграй-ка нам немножко.
Упражнения на произношение отдельных звуков С – Сь
При правильном произнесении звука «с» губы принимают положение следующего гласного, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. При произнесении мягкого звука «с» спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.
Дали соску Сане,
Сидит он тихо с нами.
3 – Зь При произнесении звуков «з», «з’» артикуляционный уклад тот же, что при произнесении звуков «с», «с’», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос.
У леса за оврагами.
Ползла змея зигзагами.
Ц Звук «ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс»).
Наш Василий – молодец,
Съел солёный огурец.
Ш
При произнесении звука «ш» части артикуляционного аппаратазанимают следующее положение:
–губы несколько выдвинуты вперед;
–кончик языка приподнят к небу, но не касается его, образуя щель;
–боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по краям струю выдыхаемого воздуха.
Шепчет бабушка Наташа:
«Не шали, внучонок Паша!»
С-Ш
На шоссе стоит машина –
Прокололась ее шина.
Ж При произнесении звука «ж» положение речевых органов то же, что при произнесении звука «щ», только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит.
Жук над травою кружит
И жужжит-жужжит-жужжит.
3 – Ж Под зеленым под кустом
Ежик строит себе дом.
Ч Звук «ч» образуется в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «щ».
Пятачок и Вини Пух
Начертили четкий круг.
Щ
Звук «щ» звучит как длительный звук «шь», при этом губы выдвинуты вперед, кончик языка приподнят, как при произнесении звука «ш», и образует щель, корневая часть языка приподнята.
Щеки щиплет нам мороз,
Щиплет лоб и щиплет нос.
Л – Л’
При произнесении звука «л» положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему язык принимает форму седла.
Мягкий звук «л» отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а средняя часть его спинки.
Молоко лакает кот,
Круглым стал его живот.
Р – Р’
При произнесении звука «р» положение губ зависит от последующих звуков. Между верхними и нижними зубами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.
Мягкий звук «р» отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым его перемещением вперед.
Рома был сегодня рад –
Ходил он с папой на парад.
Р – Л
На лугу гуляла Лара
И панаму потеряла.
Источник