Развитие речевого аппарата у ребенка

Развитие речевого аппарата у ребенка thumbnail

Человек обладает уникальным речевым аппаратом,
который устроен очень тонко и надежно. Он подобен
музыкальному инструменту, который способен
передавать в звучании тончайшие оттенки наших
чувств или настроения. Чем лучше человек знает и
ощущает свой “инструмент”, тем богаче его речь.

Речевой аппаратсистема органов,
принимающих участие в образовании звуков речи.
Это сложнейшая структура с центром в головном
мозге.

У каждого музыкального инструмента есть
специальное приспособление, которое необходимо
для того, чтобы он звучал. Как правило, это полое
тело, полость, которая служит для усиления звука.
Называется она резонатор. Роль резонаторов в
речевом аппарате выполняют носовая и ротовая
полости.

Звук окончательно формируется в ротовой
полости. Объем ротовой полости может изменяться
в зависимости от движения челюсти, языка и губ. В
процессе говорения челюсти могут двигаться
вверх и вниз, вперед и назад. Губы могут
округляться, растягиваться в улыбку или
вытягиваться в трубочку и т.д. Без участия языка
никогда не получится членораздельный звук. Язык
и губы – самые активные органы речи.Зубы,
твердое и мягкое небо, альвеолы относятся к более
пассивным органам речи, они служат точкой
“приложения” для более активных органов –
языка и губ.

Детям дошкольного возраста, у которых в это
время активно идет становление речи, часто
трудно дается произношение некоторых звуков. А
если имеются нарушения в произношении звуков
родного языка, то это сказывается и при изучении
иностранного языка.

Почему детям трудно даются некоторые звуки?

Во-первых, у них еще недостаточно развит
фонематических слух, поэтому они часто не узнают
звуки в речи взрослого и воспроизводят их в
искаженном виде.

Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще
не очень устойчив, и ему не так – то просто
справиться с преградами на пути струи воздуха,
когда он выговаривает согласные звуки.

Чтобы образовался нужный звук, губы и язык
должны принять определенное положение
(артикуляционную позу), а именно это подчас не
удается детям, особенно при произнесении
свистящих, шипящих и сонорных звуков.

При образовании различных звуков каждый орган
речи занимает определенное положение. В речи
звуки произносятся не изолированно, а один за
другим, поэтому органы артикуляционного
аппарата должны быстро менять свое положение.
Четкого произношения звуков, слов, фраз можно
добиться только тогда, когда органы
артикуляционного аппарата будут достаточно
подвижными, а работа их координированной.

Точное и четкое произношение возможно лишь при
безупречной работе всех органов речевого
аппарата. Поэтому особое значение в работе над
развитием речевого аппарата дошкольника имеет
артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – специальные
упражнения для подготовки органов артикуляции к
произношению, способствующие развитию речевого
аппарата.

Регулярное выполнение артикуляционной
гимнастики поможет улучшить подвижность
артикуляционных органов, укрепить мышечную
систему языка, губ, щек, научить ребенка
удерживать определенную артикуляционную позу,
уменьшить напряженность артикуляционных
органов.

В процессе обучения дошкольников ведущее место
занимает игра. Так, знание частей тела и лица
можно закрепить в играх.

Например, игра “Сказочка – указочка” (педагог
читает стихотворение и вместе с детьми
показывает части лица и артикуляционные органы):

Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это – правая щека,
Это – левая щека.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там – к прогулкам не привык –
Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа.
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
А вокруг – то – целый ряд –
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди – зубов оправа.
Есть у губ одна черта –
В них улыбка заперта:
Вправо – правый угол рта,
Влево – левый угол рта.
Небо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошел вперед.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края –
Все про ротик знаю я.

Наиболее активную роль в процессе речи играют
три связанных между собой компонента: дыхание,
голос, дикция.

Следует обратить внимание на тот факт, что чем
конкретнее ребенок представляет себе технологию
звукоизвлечения, тем более стабильных он
достигает результатов. Мы призываем к
воображению ребят, добиваясь от них полного
сосредоточения на звуке, предлагая умозрительно
передвигать его в своем теле и пространстве и,
наконец, осознанно овладеть им. Необходимо
приложить все усилия для того, чтобы дети
научились слушать себя и своих товарищей. Для
этого нужно каждый раз обращать их внимание на
верный звук, а также на ошибки в звучании и
стараться помочь определить причины этих ошибок.

Для этого также используются специальные
упражнения, которые начинаются с правильного
вдоха в живот. Например,

Упражнение “Бамбук”:

Ноги на ширине плеч. Расслабленный корпус
брошен вниз, дыхание свободное. Очень медленно
выстраиваем позвоночник, начиная с копчика,
представляя, что каждый позвонок – это звено
молодого бамбука. В каждое звено мы умозрительно
посылаем звук. Удобнее всего это делать на тихом
стоне – прерывисто произнося звук “м”. Но в тот
момент, когда берется дыхание, не должно
возникать жестких точек. Когда позвоночник
выстроен, бамбук острой стрелой пронзает небо.

Упражнение “Корни”

После полузевка представляем, что наши ноги
превращаются в корни деревьев и уходят глубоко в
землю, с ними же в землю уходит звук “а”.

Упражнение “Фонарь”

Представим себе, что в нашей груди находится
столп света, который мы со звуком “я” на выдохе
выпускаем наружу, освещая все пространство
вокруг.

Дикция – произношение, степень отчетливости
произношения слов в речи или пении. Дикция может
быть хорошей или плохой. Хорошая дикция, то есть
ясность и чистота произношения, зависит от
правильной и активной артикуляции звуков.

Тренировке дикции способствует разучивание и
повторение рифмовок.

На занятиях с младшими дошкольниками
целесообразно использовать рифмовки, в которых
отсутствуют звуки, обычно искажаемые детьми.
Если у ребенка имеются недостатки речи, то
заучивать с ним стихи с неправильно
произносимыми звуками нельзя. В противном случае
дефекты речи могут стойко закрепляться. Для
работы с рифмовками выполняются следующие
условия:

– Каждую рифмовку нужно повторить трижды.
Говорить четко, громко, не торопясь. Постепенно
можно увеличивать скорость проговаривания
рифмовки.

– Произносить рифмовку так, как будто
спрашиваешь у взрослого. Чтобы получились
рифмовки – вопросы, выделить голосом некоторые
слова.

– Произносить рифмовку сначала обычно, а затем
так, как будто сообщаете радостную весть. Чтобы
получились рифмовки – восклицания, нужно
выделять голосом каждое слово.

– Произносит рифмовки так, как будто их говорит
робот. Чтобы получились “механические”
рифмовки, все слова произнести ровным, резким,
одинаковым голосом.

Особое место в развитии речевого аппарата
дошкольника отводится фонетической ритмике —
системе специальных упражнений, сочетающая речь
и движение, где проговаривание речевого
материала (звуков, слогов, слов, текстов)
сопровождается движениями (рук, ног, головы,
корпуса).

Занятия фонетической ритмикой помогут
сформировать фонетически правильную речь.
Фонетическая ритмика – особый метод работы над
произношением.

Работая с детьми, необходимо учитывать
закономерности формирования детской психики,
одна из которых – разновременность созревания и
развития психических функций. При развитии более
поздних в плане формирования психических
процессов следует опираться на уже созревшие
механизмы и функции. Такой благоприятной почвой
для развития речи являются эмоции и движения
значительно более “древние” свойства
человеческой психики нежели речь. Именно они
лежат в основе появления и развития речи, и они же
наиболее развиты у дошкольников.

Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаем
предпосылки для становления многих психических
процессов и в первую очередь для своевременного
развития речи.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь
между развитием движений рук и формированием
произношения, где движения играют стимулирующую
роль, активно и положительно влияя на развитие и
функционирование речевых зон коры головного
мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока
идет процесс формирования речевой моторики.
Активно речь начинает формироваться, когда
движения рук ребенка достигают достаточной силы
и точности. Следовательно, работа в направлении
от движения к речи, что успешно реализует
фонетическая ритмика, сочетающая в себе три
компонента – эмоциональный, двигательный и
речевой, является очень продуктивной.

Суть метода в следующем: детям предлагают для
подражания различные виды движений и их
комбинации. Движения сочетаются с произнесением
звуков, звукосочетаний, слогов, слов с
проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий –
эмоционально-положительный фон, активное
использование жестов, мимики, интонационного
языка.

Регулярное проведение занятий на основе
фонетической ритмики показывает, что:

– у детей активнее развивается общая, мелкая,
артикуляционная моторика и координация
движений;

– улучшается фонематический слух;

– нормализуется речевое дыхание;

– формируется умение изменять силу и высоту
голоса;

– улучшается ритмико – интонационная сторона
речи;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков,
вызываются по подражанию некоторые из
отсутствующих звуков, создается база для
успешной постановки звуков, быстрее и успешнее
протекает процесс автоматизации звуков;

– повышается речевая активность.

Источник

Первая сигналь­ная система начинает формироваться у детей сразу после рожде­ния, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с раз­витием психики — позднее.

Устная речь основана на образовании сложной системы услов­ных и безусловных двигательных рефлексов скелетных мышц, уча­ствующих в произнесении слов. Эта система называется артику­ляцией и она различна при обучении разным языкам. Артикуляция формируется постепенно и с трудом.

Решающее значение в обучении ребенка речи имеет общение с окружающими людьми. Несмотря на нормальное развитие голо­сового аппарата, дети до 12—16 лет, изолированные от человече­ского общества, не произносили слов и не реагировали на них.
После рождения ребенок благодаря врожденным двигательным рефлексам голосового аппарата издает нечленораздельные звуки. Со второго месяца грудные дети производят голосовые шумы, сви­сты и визги и обнаруживается врожденное подражание мимике взрослых, произносящих гласные. С третьего месяца начинают ле­петать, гулить. Гуление — постепенное упражнение голосового и ды­хательного аппаратов, подготавливающее к произнесению звуков речи.
Раздражение рецепторов голосового аппарата во время лепета, гуления многократно сочетается с возбуждением слуховой зоны. Затем у ребенка постепенно начинают образовываться новые условные двигательные рефлексы устной речи, которые преобра­зуют врожденные двигательные рефлексы голосового и дыхатель­ного аппаратов, продолжающих развиваться и формироваться в процессе образования новых условных речевых рефлексов.
С 5 месяцев у ребенка образуются условные рефлексы на слова, произносимые окружающими. В начале слова вызывают безусловные и условные рефлексы, а затем — условные и заме­няют безусловные и условные раздражители.
С 5—6 месяцев ребенок выделяет из слышимых слов ударные слоги и закрепляет их путем подражания и повторения. В 6—7 ме­сяцев он подражает словам, которые произносят окружающие. Так как слова и жестикуляция окружающих являются условными раздражителями, то в этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умею­щий говорить, может выполнять словесно выраженное приказание или просьбу, но не понимает смысла слов.
В формировании речи необходимо участие слуха. Отсутствие слуха в раннем детстве до того, как ребенок научился говорить, или его потеря, когда он недавно начал учиться говорить, ведет к глухонемоте.
К 9 месяцам у слышащего и нормально развивающегося ре­бенка лепет становится все более сложным и начинает переходить в членораздельные звуки речи. Сначала, подражая окружающим, он произносит слова при действии на него непосредственных раз­дражителей. Физиологической основой формирования речевых дви­гательных рефлексов является образование временных нервных связей между очагами возбуждения в двигательном и слуховом центрах речи, возникающих при поступлении центростремительных импульсов из голосового аппарата и органа слуха во время про­изнесения звуков речи (фонем), с очагами возбуждения в других воспринимающих зонах. Особенное значение для развития речи имеют временные нервные связи речевых центров с зонами кож- но-мышечной чувствительности и зрительной.
Слогоподобные комплексы, спонтанно произносимые детьми около 1 года, не зависят от языка, на котором говорят в семье. Характерная артикуляция родного языка отмечена около 2 лет.
После образования речевых двигательных рефлексов ребенок начинает реагировать словами на обращенные к нему слова. К концу 1-го и к началу 2-го года у ребенка постепенно разви­вается собственная речь. Первоначально слово имеет ограничен­ный характер и относится только к данному явлению или пред­мету, а затем ребенок постепенно полностью овладевает смысло­вым значением слов, и, следовательно, развивается способность обобщения, появляется отвлеченное мышление. В этом переходном периоде сначала образуются временные связи между словами как условными раздражителями и новыми словами только в том слу­чае, когда новые слова многократно сочетаются с соответствую­щими раздражителями первой сигнальной системы (слуховыми, осязательными, проприорецептивными, зрительными, вкусовыми, обонятельными).

У ребенка 1—1,4 года еще не образуется условный двигатель­ный рефлекс при замене условного раздражителя его словесным обозначением. После 1,5 лет связь между словом и предметом образуется легко. В конце этого переходного периода речевая функ­ция формируется и без непосредственной связи с первой сигналь­ной системой. В больших полушариях начинают формироваться и упрочиваться временные нервные связи между очагами возбужде­ния, возникающими при слышании и произнесении слов. С 1,5— 2 лет образование связи между двумя незнакомыми словами тре­бует большего числа сочетаний, чем связи между знакомыми и незнакомыми словами. С 2,0—3,5 лет обе эти связи образуются раньше, но для образования связи между двумя незнакомыми сло­вами требуется больше сочетаний. Связь между двумя словами образуется быстрее, когда легкое слово предшествует сложному и знакомое слово предшествует незнакомому.
В конце первого года ребенок произносит в среднем 5—10 слов; в 1,5 года — 10—15, 2 года —300; 3 года— 1500; 4 года — 3000; 5 лет — 4000. У детей одинакового возраста запас слов сильно колеблется в зависимости от индивидуальных различий воспитания и других условий.
Запас слов у детей зависит главным образом от потребности в общении, в познании окружающих предметов и явлений. Запас слов зависит также от уровня образования и культуры окружаю­щих взрослых.
Первые осмысленные слова ребенка являются преимущественно выражением его потребностей и эмоций. Важно отметить, что если потребности ребенка старше 1 года полностью удовлетворяются родителями и воспитателями без поощрения ребенка к их выраж­нию в словах, то речь развивается медленно. Решающее значение для развития речи у ребенка имеет невозможность удовлетворить свои потребности и желания без обращения к окружающим по­средством слов. Это вынуждает ребенка овладевать речью. Мыш­ление его развивается от конкретного к абстрактному. Поэтому постепенный переход к абстрактному мышлению совершается у ре­бенка только на основе конкретных знаний. Развитие психики ребенка характеризуется значительными индивидуальными разли­чиями.
До 1,5 лет подражание окружающим в произнесении слов и самостоятельное воспроизведение слов по памяти развиваются медленно и отличаются неустойчивостью. После 1,5 лет у боль­шинства детей подражание в произнесении слышимых слов совер­шенствуется быстрее, чем самостоятельное воспроизведение слов по памяти. На 2-м году жизни ребенок начинает образовывать слова из изолированных звуков и слогов, в первую очередь тех, на которые падает ударение. Дети синтезируют ударные слоги. В этом возрасте они еще неправильно произносят отдельные звуки речи, а другие пропускают ввиду трудности их произношения. Дети синтезируют ударные слоги разных слов в двучленные речевые цепи, соединяют слова в речевые комплексы, или речевые стерео­типы. Речевые стереотипы, или речевые шаблоны, облегчают овладение речью и формирование мышления. Осмысленная речь появляется в связи с развитием физиологических механизмов речевой функции, допускающей обобщение, образование по­нятий.
У детей 1,5—2 лет не наблюдаются во время речи сокращения скелетных мышц, не связанные с нею, а также изменения вегета­тивных функций. Это обусловлено отсутствием иррадиации воз­буждения из речедвигательного центра в моторную и премоторную зоны.
В 3 года увеличивается число слов в речевых цепях и уточ­няется их произношение. В этом возрасте важно обогащать сло­варный запас ребенка, следить за правильностью произношения фонем и за их осмысливанием, усвоением грамматического строя речи. Одно и то же слово, как условный раздражитель, может вызывать разные словесные реакции. Чем младше дети, тем чаще замедление словесных реакций и их неадекватность.
У детей 2—3 лет двигательные навыки образуются при участии речи и сознания. В этом возрасте одинаково легко образуются условные двигательные рефлексы на слово с зрительного, слухо­вого и двигательного анализаторов.
У детей легко образуются условные сердечные рефлексы на слова, которые сочетались с физическими упражнениями. Чем младше ребенок, тем больше изменяется у него работа сердца при слышании этих слов. В 3—5 лет эти слова вызывают учащение работы сердца, а в 11 —15 лет — урежение.
В 4 года речь еще больше обогащается новыми словами, а сле­довательно, увеличивается число усвоенных понятий. В этом возрасте дети овладевают правильным грамматическим строем языка.
В 4—5 лет в связи с формированием конкретного мышления во время речи наблюдаются сокращения скелетных мышц, не связан­ные с произнесением слов, например рук, а также отчетливое из­менение вегетативных функций — учащение сердцебиений и повы­шение кровяного давления. Следовательно, происходит иррадиация возбуждения из речедвигательного центра.
Образование устной речи в основном заканчивается к 5—7 го­дам. У дошкольников большую роль в формировании речи приоб­ретают игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Речь дошкольника отражает его деятельность. С возрастом ребенок дошкольного возраста (3— 7 лет) все более приучается после словесной инструкции о молча­нии играть молча. В этом проявляется постепенное развитие тор­можения у детей, но еще в 7—8 лет возбуждение преобладает над торможением.
В 6—7 лет во время речи двигательные реакции, не связанные с произнесением слов, резко уменьшаются, а вегетативные уве­личиваются. Это обусловлено формированием абстрактного мыш­ления и развитием эмоций.
Наиболее прочно запоминаются те слова или цепи слов, кото­рые связаны с конкретной действительностью. Межсловарные связи менее прочны. Мышление ребенка в этом возрасте конкрет­ное, образное. Отвлеченное мышление формируется постепенно. Устная речь является основой развития у младших школьников письменной речи. У дошкольника внутренняя речь развита слабо.
На первом этапе обучения младших школьников внутренняя речь развивается в связи с приучением обдумывать ответ на вопрос и чтением книги про себя. У подростков и юношей переживания и мысли связаны с внутренней речью, которая формируется в про­цессе умственного и нравственного развития личности. Точность речи, а следовательно, и мышления зависит от требовательности учителей, можно найти репетитора русского языка по низкой цене, родителей и от овладения научной терминологией. По мере того как школьники овладевают письменной речью, уточ­няется и обогащается их устная речь.
Когда у детей образовались положительные условные рефлексы на непосредственные раздражители, например звонок, у них по­являются условные рефлексы и на слова, отображающие эти кон­кретные явления внешнего мира, например на слово «звонок». Не­которые авторы называют этот процесс динамической передачей из первой сигнальной системы во вторую и считают, что она является результатом избирательной элективной иррадиации возбуждения из группы нейронов, воспринимающих непосредственные раздра­жители, в группу нейронов слухового анализатора речи, воспри­нимающих заменяющие их слова.
У детей имеется также элективная иррадиация тормозных условных рефлексов.
При передаче из первой сигнальной системы во вторую, и на­оборот, чаще наблюдаются ошибочные реакции на тормозные раз­дражители.
Чем старше школьники, тем у большего их числа в одной и той же возрастной группе происходит одинаковое реагирование на кон­кретные раздражители и на выраженные словами понятия, отобра­жающие их. Чем старше школьники, тем быстрее у них образуются понятия о конкретных явлениях действительности.
У детей 12—16 лет так называемая динамическая передача из первой сигнальной системы во вторую происходит большей частью при слабом упрочении условного рефлекса на непосредственный раздражитель.
Образование первого условного двигательного рефлекса на дей­ствие непосредственного условного раздражителя у школьников с 7 до 18 лет происходит после 2—5 подкреплений. Но динамиче­ская передача в обратном направлении (со слова, на которое был образован условный рефлекс, на непосредственный условный раз­дражитель, выраженный этим словом) с возрастом наблюдается все реже и к 15—16 годам исчезает. Это зависит от того, что в старшем школьном возрасте преобладает отвлеченное мышление, имеющее решающее значение в образовании условных рефлексов.
Следовательно, в так называемой динамической передаче из первой сигнальной системы во вторую и наоборот участвуют не только анатомо-физиологические механизмы речевой функции. Основное значение имеют смысл слова, уровень развития психики ребенка или подростка, его конкретного и абстрактного мышления и его жизненный опыт.

По мере того как ребенок становится старше, развитие отвле­ченного мышления и второй сигнальной системы проявляется в возрастании ведущей роли второй сигнальной системы и в более частом и более продолжительном торможении ею первой сигналь­ной системы.
Дети хорошо различают интонацию и громкость слов. На одно и то же слово можно образовать положительные и отрицательные рефлексы в зависимости от интонации и громкости. Другое слово, имеющее иное смысловое значение, когда оно произносится с ин­тонацией или громкостью, которые при произнесении первого слова вызывали положительный условный рефлекс, вызывает его сразу. То же слово, когда оно произносится с другой интонацией или громкостью, вызывавшими ранее отрицательный условный реф­лекс, также вызывают его сразу. Следовательно, поведение детей определяется главным образом смысловым содержанием обращен­ных к ним слов, но в определенных условиях может приобретать значение также интонация и громкость слов.

Источник