Развитие ребенка звуки и буквы
Обучение звукам и буквам – важнейшая часть дошкольной образовательной программы. Для успешного обучения в школе дети должны научиться читать по слогам. Для этого необходимо знать все буквы. Важно различать понятия «буква» и «звук». Чтобы в чтении не возникало трудностей, на начальном этапе обучения грамоте обязательно надо объяснить малышу разницу. Основы звуко-буквенного анализа в подготовительной группе помогут ребёнку избежать ошибок при письме, связанных с пропуском букв.
Понятие звуков и букв для дошкольников
Изучение звуков и букв идёт параллельно. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал разницу между буквами и звуками. Иногда названия букв не совпадают со звуками, которые они обозначают.
Мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают. Они нужны для смягчения согласных.
Для облегчения понимания приводят примеры различных звуков: пение птиц, удары молотка, шум машин. Потом нужно подвести к тому, что наша речь – поток звуков.
Буква А обозначает звук А, но буква ЭЛ обозначает звук Л. С первого раза ребёнок может не понять. Это нормально, поскольку для дошкольников такой материал достаточно труден. При знакомстве с каждой буквой нужно пояснять разницу.
Нельзя допускать путаницы в речи взрослых, называя буквы звуками. Бывает, что родители сами допускают непроизвольные ошибки, называя букву ЭЛ буквой Л.
Дети должны понимать, что буква – это лишь обозначение конкретного звука. Букву можно увидеть и прочитать. Звук можно произнести и услышать.
Изучение звуков и букв должно идти параллельно с обучением чтению. Взрослым нужно сразу исправлять ошибки в чтении, когда дошкольник называет не звук, а букву. В этом случае чтение звучит так: ка-от (кот).
Важно сразу поправлять ребёнка и просить прочитать правильно, чтобы подобные ошибки не закрепились.
Ознакомление со звуковым строением слова дошкольников
Детей учат воспринимать слово не как отдельную единицу, а как набор определённых звуков. Важно, чтобы они умели выделять отдельные звуки в словах. Это нужно для формирования грамотной устной и письменной речи в дальнейшем.
Этапы работы со звуковым строением слова:
1. На начальном этапе звукового анализа отдельные звуки выделяют интонацией, произнося их более чётко или протяжно (ко-о-о-т, ка-а-аша, мир-р-р и т. д.). Детям в игровой форме предлагается сортировать карточки, игрушки, картинки с определённым звуком.
Дошкольники учатся сами интонационно выделять отдельные звуки.
2. Местонахождение звука. Сначала дети учатся выделять первый звук, затем – последний. После этого можно переходить к выделению звуков в середине слова.
Детей необходимо обучать слышать звуки, из которых состоит каждое отдельное слово.
Гласные и согласные звуки
В русском языке 10 гласных букв и 21 согласная, им соответствуют 6 гласных звуков и 36 согласных. Обучение чтению начинается с гласных. Потом к ним присоединяются согласные, с которыми дети учатся составлять слоги. Разницу между ними дошкольники обычно усваивают быстро. Им объясняют, что гласные звуки можно пропеть. Рот при этом приоткрыт – и воздух свободно выходит. Согласные пропеть нельзя. Язычок спотыкается и не даёт свободно выйти воздуху.
Лучше всего показывать детям наглядно разницу между артикуляцией согласных и гласных перед зеркалом.
Твёрдые и мягкие звуки
Тема твёрдости и мягкости подробно рассматривается в школе. Дошкольникам даётся общая ознакомительная информация. Если малыш хорошо усваивает, можно дать больше материала. Если обучение даётся трудновато, лучше потратить это время на обучение более необходимым навыкам.
Твёрдые и мягкие звуки можно объяснять тогда, когда ребёнок хорошо усвоил алфавит, различает гласные и согласные, умеет читать по слогам.
Чтобы объяснить дошкольнику понятие твёрдости и мягкости звуков, начать нужно со сравнения твёрдых и мягких предметов. Нужно сравнить стол и подушку, вату и камень и т. д. Потом взрослый сообщает, что согласные звуки тоже бывают твёрдыми и мягкими.
Предлагается изолированно произнести согласный К.
– А теперь произнеси звук К, прижав язычок к нёбу. Смотри, как изменился звук! Он стал мягким – КЬ.
Так нужно потренироваться произносить все согласные кроме Ж, Щ, Ц, Ч, Ш, Й.
Для закрепления можно сыграть в игру с мячиком. Взрослый кидает ребёнку мяч, называя твёрдый звук. Он должен сделать его мягким и вернуть мяч. Потом роли меняются.
На следующем занятии происходит знакомство с Ь и Ъ. Эти знаки нужны, чтобы обозначать мягкость и твёрдость согласных в словах. Ребёнок учится на занятии читать слова с мягким и твёрдым знаками.
Перед следующим занятием нужно рассказать дошкольнику, что Ж, Щ, Ц всегда твёрдые, а Ч, Ш, Й – всегда мягкие. Преподносить материал лучше в виде сказки.
Табличку со звуками следует повесить на видное место.
Дифференциация схожих по артикуляции звуков
Многие звуки в русском языке имеют очень похожую артикуляцию. Осваивая речь, а потом чтение, дети могут путать эти звуки.
Постановка и автоматизация звуков – это работа логопеда. Однако родители также могут выполнять с детьми несложные задания на дифференциацию звуков. Перед этим следует убедиться, что у ребёнка нет логопедических проблем. В этом случае заниматься надо после консультации с логопедом.
Примеры заданий:
1. Чередующиеся повторы слогов со схожими звуками: за-за-за-за, са-са-са-са…
2. Хлопки в ладони при заданном звуке. Более сложный вариант – слоги и слова.
3. Фонетические сказки.
Начинать нужно с различения отдельных звуков, затем – слогов с ними, а после этого – слов с трудными звуками.
Звуко-буквенный анализ слов
Анализ включает в себя определение количества звуков и букв, а также характеристики каждого звука. Принято графически обозначать согласные твёрдые синим цветом, мягкие – зелёным, а гласные – красным.
Этапы работы
1. Определение количества букв.
2. Определение количества звуков. В детском саду редко рассматриваются слова с гласными Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают два звука: йе, йо, йу, йа. Единственный случай, когда количество звуков и букв не совпадает, – мягкий и твёрдый знаки.
3. Под словом цветными карандашами ставят точки или раскрашивают клеточки соответствующим цветом.
Звуковая линейка
Это несложное приспособление нужно для звуко-буквенного анализа слов в детском саду.
Звуковую линейку можно сделать своими руками. Потребуется лист А4 и цветная бумага синего, зелёного и красного цветов. Край листа отгибают к середине и приклеивают по бокам. Должен получиться кармашек. На нём нужно нарисовать квадраты с числами (не больше 5-6). Из цветной бумаги вырезают прямоугольники, меньшая сторона которых совпадает со стороной квадрата. Цифры – это количество звуков. Прямоугольники разных цветов – условные обозначения согласных и гласных.
Подготовка детей к школе
Цель дошкольного образования – не только объём определённых знаний, но и формирование у ребёнка умения усваивать и искать информацию. Если дошкольник пропустил или не усвоил какую-либо отдельную тему, не стоит переживать. Можно позаниматься в домашних условиях, а уже в школе эти же темы будут изучаться более глубоко и подробно.
Что должен знать ребёнок перед поступлением в первый класс:
– алфавит;
– разницу между звуками и буквами;
– понятие гласных и согласных звуков;
– понятие твёрдых и мягких согласных;
– значение Ъ и Ь.
Какими навыками должен обладать дошкольник перед школой:
– чтение по слогам;
– выделение ударения в слове;
– определение места звука в слове;
– выделение изолированных звуков в слове;
– выполнение простого звуко-буквенного анализа.
Обучение грамоте – последовательный не быстрый процесс. Дети овладевают знаниями в своём, индивидуальном темпе.
Справочно:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
Следите за обновлениями в социальных сетях:
Текст прошел проверку у экспертов
логопед, педагог ментальной арифметики и подготовки к школе
педагог подготовки к школе, начальных классов
педагог начальных классов, коррекции почерка
логопед, начальных классов, подготовке к школе
Сейчас в текущем разделе «Звуки» также читают
Источник
Звук и буква. Особенности обучения чтению дошкольников.
В чём разница между звуками и буквами?
С рождения ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме.
Звуки мы слышим и произносим, буквы – пишем и читаем.
Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все эти характеристики относятся к звукам.
В русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных,
Гласные звуки | Согласные звуки произносятся кратко, без призвука гласных (не [бэ], а [б]). | |
твердые | мягкие | |
[а] | [б] | [б’] |
[о] | [в] | [в’] |
[у] | [г] | [г’] |
[и] | [д] | [д’] |
[э] | [з] | [з’] |
[ы] | [к] | [к’] |
[л] | [л’] | |
[м] | [м’] | |
[н] | [н’] | |
[п] | [п’] | |
[р] | [р’] | |
[с] | [с’] | |
[т] | [т’] | |
[ф] | [ф’] | |
[х] | [х’] | |
[ц] | [ч] | |
[ш] | [щ] | |
[ж] | [й] |
тогда как число букв – 33.
Не совпадает количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков), так как не существует звуков Е, Ё, Ю, Я. Это буквы, каждая из которых состоит из двух звуков: я–[йа], е–[йэ], ё–[йо], ю–[йу].
Также отличается количество согласных (21 буква, но 37 звуков), так как одна и та же согласная буква обозначает и твердый, и мягкий звук. Например, буква М может обозначать звуки [м] и [м’]: мыл – [мыл], мил – [м’ил].
Существуют две буквы, которые не обозначают никакого звука – это Ь и Ъ. Они выполняют разделительную функцию. Так же Ь указывает на мягкость предшествующего согласного и выполняет грамматическую функцию. Например, в слове «мышь» Ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
Между фонетическим (звуковым) и графическим (буквенным) обликами слова может быть полное соответствие: том – [том] . Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко.
Примеры:
- Пишем «вода», произносим [вада]. В безударном положении звучание гласных изменяется.
- Пишем «пруд», произносим [прут]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) в конце слова.
- Пишем «книжка», произносим [книшка]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) перед глухими согласными.
- Пишем «просьба», произносим [прозьба]. Глухие согласные озвончаются (меняются на звонкие) перед звонкими согласными, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
- Пишем «счастье», произносим [щастье], или «тридцать» – [трицать]. Один звук может обозначаться сочетаниями букв.
Алфавитные названия букв русского языка.
А [а] | Г [гэ] | Ё [йо] | И [и] | Л [эль] | О [о] | С [эс] | Ф [эф] | Ч [че] | Ъ [твердый знак] | Э [э] |
Б [бэ] | Д [дэ] | Ж [жэ] | Й [и краткое] | М [эм] | П [пэ] | Т [тэ] | Х [ха] | Ш [ша] | Ы [ы] | Ю [йу] |
В [вэ] | Е [йэ] | З [зэ] | К [ка] | Н [эн] | Р [эр] | У [у] | Ц [цэ] | Щ [ща] | Ь [мягкий знак] | Я [йа] |
Рекомендации по обучению чтению дошкольников.
1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь дошкольника изобилует дефектами произношения и аграмматизмами, следует в первую очередь заняться её исправлением с логопедом;
2. Называйте согласную букву, как звук, кратко – [н] (без призвука гласного), а не алфавитным названием [эн]. Так как ребёнок может в дальнейшем столкнуться с проблемой соединения букв в слоги, и читать, например, так: «на» – [эна], «по» – [пэо].
Алфавитные названия букв ребёнок может узнать и попозже, в школе. А обучению чтению в дошкольном возрасте это может серьёзно помешать.
3.Изучение каждой буквы необходимо дополнять специальными упражнениями:
– объясните ребёнку, что, например, в слове «арбуз» первый звук [а]. Этот звук в слове может находиться в начале, в середине, в конце. Например, в слове акула – в начале и в конце;
– при знакомстве с буквой придумывайте слова с соответствующим звуком;
– назовите ряд слов, попросите ребёнка послушать внимательно и выделить (например, хлопком в ладоши) только слово с изучаемым звуком (буквой);
– заучивайте стихи или чистоговорки с изучаемой буквой.
Например, при знакомстве с буквой Г:
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага!
– для лучшего запоминания зрительного образа букв просите малыша сложить их из счетных палочек, скрепок, пуговиц, слепить из пластилина. Выучите стихотворение о букве, которое содержит её описание.
Например, при изучении буквы Б:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Использованные источники информации:
1. portal-slovo.ru , Болычева Е. М. «Основы Фонетики».
2. nashol.com, «Звуки речи и буквы».
3. Жукова Н. С. «Букварь».
4. Косинова Е. «Логопедический букварь».
5.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение».
Источник
Умение правильно разбирать слова на звуки, развиваем умение правильно писать в будущем. Также развивается фонетический слух. Фонетический разбор слова дети изучают в первом классе, но к этому времени дети должны иметь о нём достаточное представление. В этом и помогут специальные игры и упражнения.
Звуковой анализ слова — определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.
Что должен знать ребёнок по этой теме перед школой:
- определять количество слогов в слове;
- определять количество звуков в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять ударение в слове;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твёрдые и мягкие согласные.
Игры и упражнения, которые помогут закрепить умение производить звуковой (или фонетический анализ слова).
«Цепочка из слов»
Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Задача ребёнка собрать цепочку из них так, чтобы последний звук в слове совпадал с первым звуком следующего слова и так далее.
“Самое длинное слово”
Ребёнку предлагаются несколько предметных картинок, его задача найти слово с наибольшим количеством букв, а затем звуков.
Аналогичная игра “Найди самое короткое слово”.
“Гласная – согласная”
Для игры понадобятся две коробочки красного и синего цвета и набор картинок. Задача ребёнка разложить картинки по коробкам. В красную названия, которых начинается с гласного звука, в синюю с согласного.
“Зашифрованное слово”
Показываем ребёнку звуковую схему слова. Ребёнок должен расшифровать её. Из предложенных картинок выбрать подходящее название.
“Пирамида из слов”
Для этой игры понадобятся картинки в названии которых от 3х до 5 звуков, набор картинок, название которых состоит из 3-5 звуков. Задача ребёнка построить из картинок пирамиду. Нижний ряд это слова состоящий из пяти звуков, верхний из трёх и средний из четырёх.
“Лови звук”
Игра с мячом. Ведущий кидает мяч, называет слово и говорит, звук по счету, который потом называет игрок поймавший его. Например, кирпич – 3, ответ “р”, мяч возвращается ведущему. Далее продолжаем играть с этим же словом. Аналогично можно играть, называя слоги, ударение, первую гласную в слове и т.д.
“Где спрятался звук”
В этой игре ребёнку нужно определить вместо заданного звука в слове. Если слышится в начале слова, то отмечаем в первой клеточки, в середине слова в средней и в конце слова соответственно в последней клетке.
“Сколько комнат в доме?”
Ребёнку необходимо определить количество звуков в слове (комнаты) при помощи фишек. Для игры понадобятся картинки с изображением, каких либо предметов, домики (нарисованные на бумаге).
Другой вариант игры “Сколько комнат в доме?”
“Паровозик”
Для игры понадобится картинки с изображением животных и нарисованный паровозик, в каждом вагоне разное количество окошек, которые соответствуют количеству звуков в слове. Задача ребёнка правильно “рассадить” животных по вагончикам.
“Придумай слово”
Задача ребёнка придумать слово на заданное количество слогов, букв или звуков.
“Шифровальщики”
Взрослый перечисляет слова, задача ребёнка, если он услышит в слове определенный звук записывает его. Если в названом слове нет этого звука, ставит прочерк. Задание можно изменить , ребёнку необходимо записывать только ударный звук или например, последний.
“Кто больше?”
Задача придумать как можно больше слов на заданный звук.
“Добавь звук”
Ребёнку предлагаются различные слова, его задача добавить звук, так, чтобы получилось новое слово. Например, лис – лист, кол-укол и т.д. Обязательно в словах проверяйте ударение, делайте выводы.
“Звуковое лото”
Другие игровые упражнения.
Листайте галерею
Данные игры и упражнения помогут развить фонетический слух, а также навык звукового анализа слова. Помогут подготовиться к правильному письму и чтению.
Вам может быть интересно:
Игровые упражнения для развития навыка чтения.
Методики обучения чтению. Выбираем лучшую.
Тренируем усидчивость у детей.
Источник
Ольга Османова
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов; определять гласные, согласные (мягкий, твердый, место звука в слове, делить слова на слоги, определяя количество слогов, уточнять понятия “звук” и “буква“. Совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений, обогащать словарный запас детей.
Развивающие: Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, память, развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Воспитательные: Создать хорошее настроение; воспитывать чувство товарищества, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа: Звук, слог, буква, слово, предложение.
Материал:
Демонстрационный материал: Плакат с алфавитом, картинка с иллюстрацией “Зима”, буквы для составления коротких слов С,О, Л,Н, мяч.
Раздаточный материал: Картинки-пары, предметные картинки (домики) для определения количества слогов, картинки для определения предмета, простой карандаш, картинки и буквы Я, В для составления предложения “Я иду в школу”
Предварительная работа: Заучивание стихов, отгадывание загадок, знакомство с буквами и звуками, с иллюстрациями по теме, игры на развитие фонематического слуха.
Использование: ИКТ
Виды деятельности: игровая, речевая, познавательная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Ход занятия:
Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро! Доброе утро! Солнцу и птицам.
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро продлится до вечера.
Воспитатель- Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия. Вы многому научились в детском саду, скоро пойдете в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения. Давайте повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим.
1. Воспитатель- Напомните, что вы изучаете на занятиях по обучению грамоте?
Дети- Мы изучаем звуки и буквы
Воспитатель- Чем отличаются звуки от букв?
Дети- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
Дети-Буквы
Воспитатель- На доске на плакате написаны буквы, давайте их назовем.
Воспитатель- Какие две группы у нас получились?
Дети- Гласные и согласные.
Воспитатель- Как произносятся гласные звуки?
Дети- Поются, не встречают преграду при произношении, образуют слог.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не жалеют свистеть и ворчать.
Воспитатель- Как произносятся согласные звуки?
Дети- Не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слоги.
А согласные согласны шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь.
2. Игра на развитие мелкой моторики рук «Составь короткое слово»
Воспитатель- Я приготовила для вас необычные кружочки, что вы на них видите?
Дети- Буквы.
Воспитатель- Необходимо из имеющих букв составить как можно слов
С, О, Л, Н. – Сон, Слон, Он, Но, Нос.
Много с буквами хлопот уж, такой они народ,
Но когда с умом толково их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.
Воспитатель- СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они?
Дети- Короткие.
Воспитатель- Назовите еще короткие слова.
Дети- Кот, дом, сыр, лес, мир, кит.
Воспитатель- Какие еще бывают слова?
Дети- Длинные.
Воспитатель- Назовите длинные слова.
Дети- Велосипед, фотоаппарат, экскаватор, президент, библиотека
3.Чтение скороговорки: “Зимним утром от мороза на заре звенят березы”
Воспитатель- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке?
Дети- Звук “З”
Воспитатель- Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука “З”в слове: в начале, в середине или в конце слова. (Зима, корзинка, азбука, поезд, береза, заря, незабудки, мороз, ваза, золото, арбуз, кругозор, звезда)
4. Звукобуквенный анализ слова Зима.
Воспитатель-Ребята, какое сейчас время года? (показ картины)
Дети- Зима.
Ребята выкладывают из магнитных букв на доске слово- “Зима”.
Сколько букв в слове “Зима”? (4 буквы)
А сколько звуков в слове “Зима” (тоже 4)
Сколько согласных звуков в слове “Зима” (2 согласных звука)
Назовите их. (Звуки З, М)
Сколько гласных звука в слове “Зима” (2 гласных звука)
Какие это звуки? (И, А)
Сколько слогов в слове “Зима” (Два)
З- согласная, звонкая, мягкая.
И- гласная, безударная.
М- согласная, твердая, звонкая.
А- гласная, ударная.
Вспомним правило: “Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов”
5. Музыкальная физкультминутка «Найди пару»
Воспитатель- Посмотрите, сколько снежинок. Возьмите по одной снежинке.
А снежинки необычные, с картинками на обратной стороне. Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово. А сейчас мы потанцуем с снежинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас. Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с снежинками;пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, орех – огурец, чайник-часы, книга-карандаш, ананас-автобус, мяч-морковь, сова-слон) Какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
Работа с раздаточным материалом
Пальчиковая гимнастика:
В школу осенью пойду, там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, быстро правильно считать.
Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду!
6. Задание на внимание “Определи время года и соедини стрелками подходящие картинки”
7. Задание “Рассели животных”
Ребята, у вас на столах волшебные домики. Одно окошечко- один слог, два окошечка – два слога, три окошка- три слога. Вам нужно расселить животных по домикам, если в названии животных один слог, мы его поселим в домик с одним окошечком и т. д.
8. Задание “Определи и напиши название предмета”
Гимнастика для глаз:
В нашем садике, как в сказке (моргают глазками)
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)
А волшебные очки, очень озорные!
Через них,смотря вокруг, (круговые движения)
Узнаешь, что это жук!
А вот сороконожка, гуляет по дорожке!
Там бабочка порхает, (посмотреть налево)
Цветочек расцветает, (посмотреть направо)
Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)
Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)
9. Задание “Составь предложение из букв и картинок“
Воспитатель- Отгадайте загадку:
Оно может быть тихим,
Оно может быть громким,
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым,
Оно может обидеть,
Оно может рассмешить,
Его можно взять и написать
Дети- Слово.
Воспитатель- Верно. Что получается из слов, которые собираются вместе?
Дети-Предложения.
Воспитатель- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу и у нас получаются предложения. Сейчас составьте из букв и картинок предложение “Я иду в школу”
Какой знак ставится в конце предложения?
Дети- Точка.
Воспитатель- А сейчас немножко поиграем.
10. Игра с мячом «Подскажи словечко»
МА, Мы, Но, Ша, Ли, Му.
Дети- Машина, мама, малыш, масло, матрас, мыло, мышь, нора, нос, носки, шарик, шашки, лимон, липа, лиса, муха, мусор.
Рефлексия. Ребята, я рада за вас вы выполнили все задания, которые я вам приготовила. Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку.
Как хорошо быть грамотным на свете,
Все знать и много так читать
Ведь грамота- ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать
В знак благодарности за отличные знания я приобрела прописи, которые вам дарю.
Источник