Развитие ребенка зпр в игре

 Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР

1. Своеобразие игры детей с ЗПР

Становление игры детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Если у детей без отклонений в развитии к шести годам сформировано сюжетно-ролевая игра, то у детей с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста.

У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:

– Трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла.

– Узкая вариативность при поиске путей его реализации.

– Отсутствие потребности в совершенствовании своих действий.

– Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.

Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:

– Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным                           предметом закрепляется конкретный заместитель.

– При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.

Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.

Такие особенности игры у детей с ЗПР связаны с:

– Трудностью   формирования  представлений.

– Недостаточностью  регуляции  деятельности.

– Недостатком общения по линиям: «взрослый ребенок; ребенок взрослый».

– Трудностью осмысления мира человеческих отношений.

2.Формирование игры у детей с ЗПР в условиях коррекционного обучения

1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.

2-ой этап – формирование специфических игровых действий:

– Совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».

– По подражанию «корми как я».

– Самостоятельно.

– Обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).

3-ий этап: – обучение планированию игры.

Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.

4-ый этап: – формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.

Решение дидактических задач всегда требуют соблюдение правил, выдержки,          

Так же игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия:

1.Узнавание, здесь  дети с ЗПР  испытывают трудности;

2.Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).

У детей с ЗПР наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить. Благодаря дидактическим играм  можно так организовать деятельность  ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

3.Тактильно-двигательная функция:

У ребенка с ЗПР нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно-двигательной координации. Таким образом, игры на развитие тактильно-двигательной (координации)  восприятия должны помочь коррекция указанных дефектов.

Читайте также:  Внутриутробное развитие и рождение ребенка конспект урока

Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для детей с  ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходимо  доброжелательность взрослого благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиться положительного результата. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Дидактические игры могут служить как  для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

Выводы

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

В игровой ситуации  дети с ЗПР  обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения.

Часто у детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.

Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы  детей с ЗПР и работы с помощью взрослых. Дети с ЗПР способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития достаточно высокие.

У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

В отличие от нормально развивающихся дошкольников, у дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает  несформированность  игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого, и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

Читайте также:  Влияние врожденных расщелин неба на речевое развитие ребенка

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.

У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР носит эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности.  Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Источник

Задержка психического развития у маленьких детей – не приговор, а особенность развития психических процессов, связанная с внешними факторами. Благодаря правильно выстроенной коррекционной работе родителей и специалистов-дефектологов, к подростковому возрасту ребята полностью преодолевают свое отставание от сверстников.

Одной из ведущих методик, помогающих развить мышление и речь, является игра. Развивающие игры и упражнения, преподнесенные в игровой форме, для детей-дошкольников с ЗПР не трудны, интересны и позволяют проводить коррекционную работу, не вызывая отторжения у обучающегося.

Особенности

Исследования логопедов и дефектологов показали, что в старшем дошкольном возрасте дети с диагнозом ЗПР заметно отстают от сверстников в умении играть, разворачивать сюжетно-ролевое взаимодействие друг с другом и взрослыми. Это связывают с незрелостью в развитии основных психических функций.

Так, для таких деток, в отличие от сверстников, к 5-6 годам характерно:

  • не уметь выстраивать ролевые игры между сверстниками;
  • сложно выбирать и реализовывать свою роль;
  • желание выбирать занятия, в которых не требуется речь;
  • слабое воображение;
  • немотивированность к играм;
  • неумение ставить цели и искать способы их реализации;
  • неумение замещать предметы.

Исходя из вышеперечисленных особенностей и выстраивается коррекционная работа.

Дидактические и психологические игры для детей с ЗПР в ДОУ должны объединять в себе ряд выполняемых задач:

  • учить работать в паре и группе;
  • развивать речь, увеличивать словарный запас;
  • прививать знания о мире;
  • развивать знания о социальных ролях в обществе;
  • учить ставить цели и продумывать пути их достижения;
  • прививать желание доводить дело до конца;
  • развивать воображение.

На первоначальных этапах важно взаимодействие ребенок-взрослый, группа детей-взрослый.  В таком случае воспитатель (родитель, логопед) учит детей игровым действиям. Руководит, распределяет роли, помогает адаптироваться в игре и понять последовательность действий.

Как правило, взрослый выполняет роль ведущего в дидактических играх либо мастера-ведущего в коррекционных настольных играх для детей с ЗПР. Позже, когда уровень умения играть у воспитанников возрастает, взрослый смещается на место рядового игрока.

Периодически позволяя занимать место ведущего самым активно развивающимся деткам.

Навык самостоятельной игры без координатора, развивается, благодаря регулярной работе, к младшему школьному возрасту.

Развивающие игры

Результативными считаются упражнения, направленные на развитие двух и более сторон психики ребенка одновременно. Условно, игры разделяют на категории, объединяя по активно затрагиваемой стороне личности. Задания для детей дошкольного возраста, страдающих от ЗПР, должны быть разнообразными, легкими.

Эмоциональное взаимодействие со взрослыми и выполнение простых инструкций

Для этих целей важно создать доброжелательную атмосферу, близкий контакт. Речь взрослого должна быть спокойной и ласковой. Озвучивайте похвалу и старайтесь прикасаться к ребенку.

Читайте также:  Критерии развития ребенка в дошкольном детстве

Тактильный контакт не должен быть насильственным, это могут быть легкие поглаживания плеча или спины, прикосновения к рукам.

«Догонялки»

Занятие проводится в группе из 3-4 человек. Ведущие – взрослый человек и любимая игрушка (кукла или большая мягкая).

Разыгрывается приход игрушки в гости и знакомство с детьми через тактильный контакт. Кукла нежно гладит малышей по голове или здоровается за руку.

Затем взрослый предлагает поиграть в веселые догонялки, в процессе которых дети должны убегать и прятаться, а кукла – догонять и находить детей. При этом радость выражает словесно и тактильно, например, обнимая пойманного.

«Возьми, бросай, кати, дай»

Целью является установление контакта и научение выполнению голосовых команд.

На столе разложены разнообразные игрушки. Взрослый произносит слово-команду и показывает, как ее выполнить. Затем повторяет слово-команду, чтобы действие повторил воспитанник. Для игры используются разнообразные предметы: машинка, кукла, мячик, мягкие игрушки.

Зрительное внимание

Игры такого типа также развивают речь, мелкую моторику, расширяют знания о мире. В более продвинутых группах можно делать их групповыми и обучать умению работать в команде.

«Сортировка»

В одну миску высыпаются фасоль, пуговицы, камушки, горох. Любые, достаточно мелкие предметы. Задача ребенка – рассортировать их по кучкам.

«Найди одинаковое»

На рисунке со множеством изображений необходимо найти два одинаковых.

«Съедобное-несъедобное»

Известная игра с мячом, при которой ведущий называет слово, а играющие должны быстро сориентироваться, является ли предмет съедобным.

«Выполни по образцу»

Перерисовывание нескольких предметов в определенной последовательности, нанизывание бусин, расположение счетных палочек и т.д.

Результаты

Регулярное использование дидактических и настольных игр, развивающих игрушек для работы с детьми с ЗПР, дает устойчивую положительную динамику.

Тем самым позволяет развить нужные психические реакции, сократить отставание от сверстников.

Рассчитывать на результат следует после 4-10 месяцев занятий коррекционными играми.

Настойчивость взрослых оправдывает себя. У детей происходят такие сдвиги:

  • увеличивается объем памяти, как зрительной, так и слуховой;
  • улучшается концентрация внимания ребенка на различных задачах;
  • продлевается время сосредоточения на одном деле;
  • ребята легче и быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой;
  • дошкольники обретают навыки самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • улучшается владение речью, расширяется словарный запас;
  • прорабатывается моторика пальцев и рук, повышается качество зрительно-двигательной координации;
  • улучшается способность логически мыслить, приобретается навык обобщения и объединения предметов по определенному признаку.

Необходимо практиковать психологические, дидактические, коррекционные игры на занятиях с детьми не только во время их пребывания в ДОУ. Но и дома вместе с родителями, что позволяет эффективнее запоминать и разбирать учебный материал, осваивать новые области знаний, развивать речь и мышление, избегать проблем адаптации в обществе, готовить дошкольника к будущей школьной жизни.

При использовании игровых методик с раннего возраста, ко времени поступления в начальную школу у большинства детей выраженность ЗПР значительно снижается. В некоторых случаях диагноз снимается вовсе.

Список использованной литературы

  1. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина, И.Г. Бородина. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 216 с.
  2. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. — М.: Педагогика, 2007. — 304 с.
  3. Вольская О.В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития // Экология человека. — 2006. — № 1. -С. 21-23.
  4. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. 1997. № 6. С. 60-64.
  5. Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. С. 177.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник