Развитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквой

Развитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквой thumbnail

Боева Надежда Анатольевна
Методика, позволяющая быстро и интересно познакомить детей до 3-х лет с алфавитом! Видео

Пояснительная записка

Автор: Лобова Надежда Анатольевна, воспитатель

Образовательное учреждение: Детский клуб “Умняшки” г. Севастополь

Предмет: развитие речи

Тема: “Знакомство с алфавитом

Цель: “Познакомить детей с алфавитом при помощи ассоциации. “

Задачи:

Образовательная: Познакомить последовательно детей с алфавитом.

Развивающая: Развитие речи, памяти, мышления, внимания, развитие мелкой моторики рук, творчества.

Продолжительность: 20 мин.

Группа: знакомство, 2 занятия в неделю по одной букве.

Тип занятия: развитие речи с помощью творчества (Аппликация, лепка, рисование)

Форма обучения: группа состоящая из 4-8 чел.

Методы: практические, наглядные, словесные

Оборудование: Наличие пк (показывать песенку алфавит, книги с алфавитом, мелкие игрушки,предметы, цветная бумага, клей, краски акварель, гуашь, пластилин, дощечки, ножик для лепки, ножницы, ват. палочки, кисти широкие, тонкие, восковые мелки, доска и магниты алфавит.

Данная программа разработана для дошкольников в возрасте до 3-х лет, организованных в группу с постоянным составом.Объем программы: 660 минут за полгода.

Обычно в трехлетнем возрасте ребенок начинает интересоваться буквами. Это лучшее время для начала обучения алфавиту.

Если ребенок начинает изучать буквы в шесть лет, это тоже нормально. Не торопите его, не заставляйте учиться насильно. Вместо интереса можно вызвать обратную реакцию – нежелание обучаться. Первые знания ребенок должен получать только в игровой форме.

Стоит ли обучать малышей азбуке до 3-х лет?

Это зависит от способностей и заинтересованности ребенка. Кто-то в три года уже читает наизусть стихотворение «Бородино» М. Лермонтова, а кто-то играет в машинки и знать ничего не хочет.

Традиционное обучение начинается со знакомства с буквами. Чтобы их выучить, надо потратить немало времени. Нельзя заставить ребенка зубрить буквы. Он просто не будет этого делать. Учить ребенка можно только в игровой форме и непродолжительное время, ежедневно повторяя изученный материал.

Все буквари построены на ассоциации буквы и предмет (одушевленный, неодушевленный, начинающегося с этой буквы. Для запоминания букв, малышу показывают буквари, магниты, пишут слово на песке и асфальте, когда ребенка что-то заинтересовало: жук, цветок, игрушка.

Разучивание букв и звуков, их обозначающих, долгий процесс. Не надо торопить ребенка. Надо сделать процесс обучения ненавязчивым и интересным.

Предлагаю вашему вниманию Алфавит-ассоциация. Который дети сами делают развивая мелкую моторику рук и уже в процессе запоминают ранее написанную букву на листе. Вам лишь нужно показать песенку про букву на пк. Спеть ее детям. Затем сделать ассоциацию на определенную букву. В процессе рассказывать стихотворения из любой азбуки. В завершении выложить магнитную букву на доску и проговорить.

Ассоциаций очень много, можно и другие или те которые предложены. Главное что бы они были понятны в 3-х летнем возрасте.

А-Арбуз

Б-Барабан

В-Ваза

Г-Гармошка

Д-Дом

Е-Енот

Ё-Ёж

Ж-Жираф

З-Змея

И-Ива

Й-Йоркширский терьер

К-Кактус

Л-Лошадь

М-Мишка

Н-Ноты

О-Овечка

П-Паровоз

Р-Радуга

С-Собака

Т-Трактор

У-Утка

Ф-Флаг

Х-Хомяк

Ц-Цыпленок

Ч-Чашка, чайник

Ш-Шарик

Щ-Щенок

Ъ-Ъ ПодЪезд

Ы-Ы МЫшка, сЫр

Ь-Ь ЛебедЬ

Э-Экскаватор

Ю-Юла

Я-Яблоко

Естественно, что, все сами, они не сделают. Аппликацию нужно вырезать, им остается наклеить. Рисунок уже нарисованный они только раскрашивают. А лепку, нужно, нарисовать предмет, а затем дети уже заполняют его техникой размазывания. Если у ребенка что та не получается нужно помочь, в дальнейшем он справиться уже практически сам.

На проверенном опыте могу сказать, что это наиболее простой и интересный способ знакомства детей, с алфавитом.

Методика, позволяющая быстро и интересно познакомить детей до 3-х лет с алфавитом! ВидеоРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквойРазвитие ребенка знакомство с большой и маленькой буквой

Источник

Тема: Вводное занятие.

Цели: Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Развитие умения вслушиваться в слово; развитию активной мыслительной деятельности.

  2. Упражнять в дифференциации на слух слов и звуков; учить сравнивать, обобщать.

  3. Показать как звуки обозначаются цветными символами; дать определение места в звукобуквенных речках (в Сине-зеленой или Красной реке).

  4. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.

  5. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

Дидактический материал (оборудование): колокольчик, раскраски с рисунками, карандаши простые и цветные, резинки, сказочные герои Слыш и Буковка, колокольчик,плоскостные изображения двух корабликов, набор магнитных звукариков.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Цель: Пробуждение интереса к познанию новых звуков.

Составляем правила поведения на занятии:

Ничего не трогать без разрешения воспитателя.

Не вставать без разрешения.

Не мешать другим.

Не выкрикивать, а поднимать руку.

Если хочешь что-то спросить – подними руку.

  1. Знакомство со звуком.

– В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом.

А потом зазвенел другой колокольчик — на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

  1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: Познакомить со звуками: поется или не поется звук (гласные и согласные);

Игра «Где звенит колокольчик?»

Цель: развитие слухового внимания.

Звонит колокольчик, а дети с закрытыми глазами определяют, где звенит колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади от него.

– Скажите, как звенит колокольчик?

– Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, затем вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать. Его соседи каждый день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на барабане — «бум-бум-бум». А вот другой сосед заиграл на дудочке: «ти – ли- ли». Вдруг послышались прекрасные звуки металлофона: «ля-ля-ля». Слыш запоминал звучание каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда правильно угадывал, какой инструмент звучит.

Все, что мы с вами слышим, назвали звуками.

  1. Знакомство со Звукариками.

Читайте также:  Факторы и условия развития психики ребенка

Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.

Все звуки поселились в сказочной стране «Звукоград». В этой стране есть две реки, волнами которых служат наши звуки. Мы их с вами будем называть Звукариками и познакомимся в какой реке они живут.

-Давайте споем звуки «А», «О», «У», как они произносятся? (Без преграды).

Например: звук [А] — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом («дирижирую» и вместе с детьми пропеваю звук выше – ниже).

– Эти звуки называются гласные. И живут они реке, по которой плавает Красный корабль, он плывет без парусов (ведь при произношении гласных звуков мы не встречаем преграды). Волны в ней особенные: красные.

Звук [М] — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть (воспитатель с детьми произносит звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше-ниже, т.е. нельзя петь).

Это согласные звуки.

Давайте положим руку на шею и многократно произнесем звук [М]: «Что вы чувствуете?».

Когда все убедятся, что «горлышко дрожит», объясняю, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.

Есть согласные, которые произносятся без голоса: глухо, их называют глухими.

Дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.

Но есть согласные звуки, которые произносятся очень мягко. Например, «ль», «мь»? (Показ)

А есть согласные звуки строгие, такие как «м», «н». Их назвали твердыми (показываю).

Мы с вами будем определять, какого цвета будет волна.

Игра «Какие звуки ты слышишь?»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети прослушивают звуки и угадывают, что или кто их издает.

– Представьте, что вы сидит на полянке и слушает разные звуки.

Произносятся звуки: «с-с-с», «ш-ш-ш» и т.д. Дети отвечают, что так звучит или кто так говорит на полянке.

  1. Физкультминутка.

Цель: снятие усталости и напряжения;

Посадили дети березку.

Посадили дети березку.

Стала она расти.

Вдруг налетел ветер и закачал березку.

Пошел дождь и град.

Затем снова засветило солнце.

Березка распрямилась и стала расти дальше.

Выполняется стоя. На слова посадили дети березку приседают: под слова стала она расти медленно встают.

Под слова налетел вдруг ветер и закачал березку качаются из стороны в сторону; под следующие слова дети распрямляются, делают глубокий вдох и выдох. Садятся на свои места.

  1. Знакомство с буквами.

– Недалеко от Слыша в сказочном городе жила Буковка. У нее были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать и писать, поэтому всегда носила с собой волшебный карандаш. Этот карандаш рисовал тем цветом, который был нужен его хозяйке.

Больше всего на свете Буковке нравилось читать и писать буквы. Правда, это у нее не очень хорошо получалось, ведь она только начала учиться читать и писать.

Игра «Заштрихуй дорожку».

Цель: развитие зрительного восприятия рядов.

Сначала Буковка рисовала простые картинки своим карандашом: «дорожки». Вот и мы с вами поможем ей: нарисуем дорожку.

hello_html_2f746011.png

  1. Сравнение звука и буквы.

Встреча Слыша и Буковки.

– Одним прекраснымутром Слыш сидел на маленькой скамеечке в парке и ел душистое ванильное мороженое. Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет: «а-а-а». Слыш огляделся и увидел на лужайке девочку с большими глазами. Она что-то искала в траве и всхлипывала.

Слыш подошел к незнакомке и спросил:

— Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?

— Нет, — ответила она. — Я ловила на лужайке бабочку и потеряла свой волшебный карандаш. А без него я не могу рисовать красивые картинки и писать буквы.

— Не плачь, — пожалел девочку Слыш. — Я помогу найти твой карандаш. А ты пока попробуй ванильное мороженое.

Слыш угостил незнакомку вкусным мороженым, и она перестала плакать. Тогда Слыш принялся искать волшебный карандаш. Недалеко от большого дерева он заметил упавший листочек, приподнял его и увидел красивый прутик. Он поднял его и спросил:

— Это случайно не твой карандаш?

— Да, да, это он! — обрадовалась девочка. — Спасибо, что ты помог мне, давай дружить. Меня зовут Буковка. А тебя?

— А меня Слыш.

И они пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.

Игра «Звук, буква»

Цель: научить детей отличать звук от буквы.

– Давайте проверим, как вы знаете звуки. Что такое звук? (Это то, что говорим)

– Назовите звуки (дети по очереди называют)

– Давайте проверим, как вы знаете буквы. Что такое буква? (Это то, что пишем)

– Покажите буквы (дети по очереди показывают)

– А теперь поиграем: я говорю и ли показываю, а говорите: это звук или буква.

Источник

Оксана Шолкова
Знакомство с буквами и звуком

Тема: Знакомство с буквами и звуками

Цель: Сформировать понятие «буква», «звук»

Задачи:

1. Познакомить с написанием букв алфавита, понятием гласные и согласные звуки

2. Научить определять место звука в слове, подбирать слова, картинки с заданным звуком, называть слова с похожим звуком

3. Отработать навык слушания и проговаривания стихотворных отрывков, загадок с заданным звуком

4. Воспитывать доброжелательность, потребность работать сообща

Категория участников: дети 5-7 лет

Материал и оборудование: алфавит,атрибуты водителя: руль, таблички; картинки, цветные карандаши

Содержание деятельности:

1 Введение. Целеполагание

Что пригодится вам для успешной учебы в школе? Что надо знать, уметь?

– Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять, и прочитать.

– Ребята, вы хотите научиться читать? В этом поможет нам страна «Буквомания». Хотите попасть туда, где живут буквы? Все готовы к путешествию? Нас ожидает автобус.

Распределяются роли: кондуктор, контролер и шофер. Кондуктор раздает билеты с изображением букв: «А», «В», «Т», «О», «Б», «У», «С». Каждому пассажиру нужно найти свой стульчик (с такой же буквой). Контролер проверяет, правильно ли заняты места. Шофер занимает свое место. В путешествии нам поможет карта маршрута. Посмотрите, что это (алфавит?

Читайте также:  Развитие ребенка с дня зачатия

2 Здоровьесберегающие минутки – ритмическая гимнастика

Шумят машины тут тук тук

И под весёлый этот звук…

Отправляемся в путь. Шофер держит руль, пассажиры издают звук мотора «рррррр…», гудка «бип, бип»…. Выполняют наклон направо, налево, вперёд, назад.

3 Продуктивная деятельность

Чтобы узнать первую остановку нашего маршрута, назовите первый звук в слове «Автобус». То, что мы произносим и слышим, называется «звуком». В русском языке 42 звука. Первый звук «а» обозначается красным квадратиком.

Для обозначения звуков используют буквы. Найдите букву в алфавите, которая обозначает данный звук. То, что мы пишем и видим, будет называться «буквой».

Давайте назовём все последующие звуки в слове автобус и обозначим их цветным квадратиком красным или синим и найдем букву.

Назовём ещё раз все звуки обозначенные красным квадратиком, теперь синим. Как вы думаете, почему мы звуки отнесли к разным группам?

Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки тянутся и поются. Они состоят только из голоса. В русском языке 6 гласных звуков «и,ы,у,э,а,о». А вот букв в алфавите 10 (а,о,э,и,у,ы,е,ё,я,ю). Почему так, мы узнаем чуть позже.

При произнесении согласных нам мешает язычок, зубки и губы. Они не поются. Состоят только из голоса и шума или только из шума. В русском языке 36 согласных звуков.

Сколько звуков в слове автобус, сколько букв?

Посмотрите на нашу карту страны «Буквомании». Кто может назвать буквы. Посчитайте сколько их? В алфавите 33 буквы. Буквы ъ и ь знак звука не обозначают.

4 Динамическая пауза

«Глазкам нужно отдохнуть»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть»

(Глубокий вдох, глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут»

(Глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все»

5 Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

Остановки в стране «Буквомании»:

Загадки про буквы алфавита

• В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква… («О»)

• Это кто там по тропинке

Домик свой везет на спинке (улитка? «У» и т. п.

Упражнение «Где живёт звук

Дети находят транспорт на картинках, в названии которых слышат звук «А» в начале слова, в середине, и в конце. Определяют количество звуков «А» в словах (машина, грузовик, самолёт, трамвай, поезд, такси и т. п.) Какие картинки лишние? Почему? (нет звука «а» в слове). Каким общим словом можно объединить картинки? (транспорт) В этом слове есть звук «А»? На каком месте он стоит? Каким квадратиком обозначается?

Упражнение «Подбери домик для звука»

Дети выкладывают звуковую схему слова «буква». Сколько гласных, согласных звуков, букв?

6 Рефлексия – остановка «Детский сад»

В какой стране мы сегодня побывали? (Буквомания) Какая карта нам помогла? (Алфавит) Сколько в ней букв? (33).

Давайте мы отблагодарим жителей страны. Сделаем для них их фотографии, обведем по точкам цветными карандашами буквы, и нарисуем к ним картинки. Это вы сделаете в свободное время.

Источник

Верховцева Марина
Мини-проект «Знакомство детей с образом буквы»

Мини-проект «Знакомство детей с образом буквы»

Актуальность:

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что среди дошкольников с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих нарушение письменной речи (90- 95 %, что указывает на невозможность успешного обучения ребёнка в школе. А как известно, легче предупредить нарушения, чем их устранять. В старшей группе для детей с ОНР обучение грамоте начинается со знакомства со звуком и образом буквы. И от того, как регулярно, последовательно и в какой доступной и интересной форме дети будут знакомиться с буквами, зависит успех в чтении и письме.

Цель: создание условий для усвоения и закрепления детьми зрительно-пространственного образа буквы.

Задачи:

познакомить детей со звуками;

– формировать графический образ буквы;

– соотносить звук и его символ;

формировать зрительно-пространственный гнозис;

развивать фонематический слух;

развивать зрительное восприятие и внимание;

учить дифференциации смешиваемых по оптическим сходствам букв ;

воспитывать навыки сотрудничества в коллективе.

Предполагаемый результат:

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением.

Дифференциация смешиваемых букв.

Перенос полученных знаний на другие виды  деятельности.

Сроки реализации проекта:

Первый период обучения (сентябрь – декабрь).

Участники:

Дети старшей логопедической группы детского сада, родители воспитанников, воспитатели и специалисты, учитель-логопед.

Основные направления работы

1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию.

2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

3. Развитие тактильных ощущений профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)

4. Развитие фонематического слуха.

5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

Взаимодействие с членами образовательного процесса:

1.Консультирование родителей на тему:Как помочь ребенку запомнить буквы

2. Мастер-классы для родителей по индивидуальным приемам запоминания образа букв.

3. Совместное изготовление картинок- образов букв родителями и их детьми

4. Индивидуальное консультирование воспитателей по использованию данных методов и приемов запоминания образа букв в индивидуальной работе с детьми, в игровой и свободной деятельности

5. Взаимодействие с педагогом-психологом и учителем-дефектологом с целью развития зрительного восприятия и внимания

6. Ознакомление и закрепление графического образа букв в НОД, индивидуальной работе, режимных моментах, на прогулке.

Используемые методы и приемы:

1. Вырывание букв из бумаги.

2. Выкладывание букв из фасоли (гороха) на карточках, намазанных пластилином.

3. Выкладывание букв из пуговиц, камней, монет.

4. Выкладывание букв из шнура и ниток.

5. Письмо мокрым пальцем по доске.

6. Преобразование одной буквы в другую, (Из «А «в «Н» из «Н» в «П») и путём добавления разнообразных элементов.

7. Лепка букв из пластилина.

8. Печатание букв на песке, манке, крупе, снегу.

9. Складывание букв из частей.

10. Обводка букв по пунктирным линиям.

11. Ощупывание пластмассовых букв – игра «Чудесный мешочек».

Выполнение перечисленных упражнений способствует развитию мышц мелкой моторики

Читайте также:  Скачать приложение для развития ребенка

руки, что очень важно при подготовке руки к письму.

С целью предупреждения нарушений зрительных образов буквиспользуются следующие упражнения:

1. Узнай сходные по начертанию буквы (только из числа известных ребёнку печатных букв).

2. Напечатай, выложи их из различного материала.

3. Узнай буквы, написанные пунктиром.

4. Узнай недописанные буквы. Обведи их.

5. Узнай буквы, наложенные друг на друга.

6. Узнай заштрихованные буквы.

7. Узнай стилизованные буквы

8. Допечатай вторую половину.

9. Допиши половинки букв и прочитай слова

10. Найди правильную букву (обведи ее)

11. Пишем пальцем на спине, на руке, в воздухе

12. Узнавание букв, написанных разным шрифтом

Многие из этих методов и приемов будут применяться на протяжении всего обучения грамоте в детском саду, будут усложняться по мере взросления детей и возрастания их потребностей,совершенствоваться при обучении чтению и письму.

Примерные задания:

1. Если хочешь много знать, многого добиться,

Обязательно читать надо научиться.

Азбука, азбука каждому нужна,

Нам поможет книжки прочитать она.

«Азбука в картинках-ассоциациях»

2. Звук А Найди и раскрась букву А

-А! – со мною вместе пойте,

-А! – пошире рот откройте!

-А! – спом мы высоко,

-А! – протянем низко.

-А. – как будто далеко,

-А. – мы слышим – близко.

-А, – шепнм,

-А! – крикнем звонко.

-А, – тихонько,

-А! – так громко!

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

Звук П Найди и раскрась букву П

– П! – мы губы сложим вместе,

-П – мы выдохнем порезче!

-П! П! П! –пыхтим мы глухо:

Нету голоса у звука!

Каша на плите пыхтит,

Из-под крышки пар летит.

3. Обведение буквы по трафарету или по контуру.

4. Выкладывание, конструирование, лепка буквы, написание на песке.

5. Прием пантомимы- дети с помощью рук и ног изображают букву

6. На что похожа буква?

7. Печатание, дописывание или написание буквы печатным шрифтом самостоятельно в тетрадь.

Консультация для родителей

«Как помочь ребенку запомнить буквы»

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их? На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах,произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.

Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее, после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот, т-рактор и т. п.).

Игры, способствующие запоминанию букв :

1. Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь.Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется.Например: «шкаф»«ш», «стол»«с», «тумба»«т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата.Например: «Алла»«А», мама, «Коля»«К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.

Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»– на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву»

Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву»

Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно»

Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни»

Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.

8. Игра «Алфавитный дартс»

Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

9. Игра «Магнитная азбука»

Прикрепить ее можно, например,на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало, «Какая буква лишняя, «С какой буквы начинается слово…

10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.

В результате целенаправленной работы у детей:

развивается и повышается интерес к буквам, чтению и письму;

улучшаются внимание, восприятие;

совершенствуются пространственно-временные ориентировки;

развивается мелкая моторика и конструктивный праксис;

осуществляется подготовка к обучению грамоте.

Список литературы:

1. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.

2. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. М., 2000.

3. Крупенчук О. И. Учим буквы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.

4.Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л. С. Волковой. –М: Просвещение, 1989.

5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: Дельта, 1998

Источник