Развитие ребенка зависит от наследственности
Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.
Дети: генетическая предрасположенность
Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка.
Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее. Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.
Развитие ребенка: влияние наследственности
Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.
Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.
Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.
Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.
Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка. Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях.
Психическое развитие ребенка и наследственность
Наследственность для психического развития ребенка играет роль предпосылок, но никак не определяющего фактора. Психическое развитие ребенка — процесс сложный, в котором задействованы не только внутренние процессы, но и внешние: воспитание, среда обитания, внутрисемейные устои, обучение и социальная обстановка.
При этом существует мнение, что раннее развитие ребенка дошкольного возраста показывает как раз те результаты, которые заложены генетически. Проявляется это, как правило, до пятилетнего возраста. Позже к реализации генетически обусловленных задатков подключаются другие дополнительные механизмы неприродного происхождения. Вывод: психическое развитие ребенка — это, прежде всего, фактор, который формирует личностные характеристики, и который во многом зависит от внешних условий.
Более того, наследственность влияет на тип темперамента, который напрямую зависит от состояния нервной системы: возбужденной или, наоборот, заторможенной. В результате сложилось несколько типов темперамента — холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.
Генетически обусловлен и механизм восприятия окружающего мира — есть дети, которые воспринимают его посредством зрительных образов, есть те, кто предпочитает вербальный способ общения.
Выявление генов, отвечающих за дальнейшее психическое развитие ребенка, так же как и рождение такой науки как психогенетика — явление недавнее, давшее первые результаты в 80-90-х годах прошлого столетия. Исследования, которые проводятся в этом русле, идут в нескольких направлениях — учитываются биохимические процессы, происходящие в мозге ребенка, изучаются молекулярно-генетические основы их поведения, сопоставляются группы психического развития детей, состоящие из однояйцевых близнецов и кровных родственников, также ведется поиск генов, связанных с психическими заболеваниями и отклонениями.
Источник
Споры о том, насколько сильное влияние оказывает наследственность на развитие, характер и возможное будущее ребёнка ведутся уже не одно столетие. Кто-то утверждает, что «во всём виноваты гены», а другие полагают, что есть гораздо более значимые факторы. Насколько велика роль наследственности в формировании личности?
Что мы «выигрываем» в генетической лотерее
Безусловно, наследственность – это очень серьёзный фактор в жизни каждого человека. Приходя в этот мир, мы получаем «в подарок» от своих мам и пап, бабушек и дедушек (и возможно, ещё от каких-то предков) цвет кожи и глаз, некоторые черты лица, конституцию тела, группу крови (она далеко не всегда напрямую передаётся по наследству), предрасположенность к определённым заболеваниям и т.д. Естественно, в качестве «бонуса» от появления на свет в человеческом обличье мы также приобретаем все эволюционные достоинства нашего вида (способность к прямохождению, развитию мышления и речи и т.д.)
Прежде всего, в генетической лотерее мы «выигрываем» какие-то внешние признаки, физиологические данные и исходный, стартовый запас здоровья. Скажем, если оба родителя высокие (или, если хотя бы один из них имеет весьма приличный рост), то их дети тоже вряд ли будут маленькими, и наоборот. Тип мышечных волокон («быстрые» или «медленные» мышцы) и склонность к взрывной, скоростно-силовой или продолжительной стайерской физической деятельности нам тоже достаётся из генетической программы одного из родителей.
По наследству также передаётся определённый тип нервной системы, который формирует у ребёнка склонность к проявлению тех или иных психологических качеств (уравновешенности, вспыльчивости, раздражительности и т.д.), но, естественно, не оказывает ключевого воздействия на становление его характера. С помощью генетического «послания» малыш также может приобрести благоприятную «почву» для развития каких-то интеллектуальных и музыкальных способностей, имеющихся у родителей (но это лишь генетические задатки, а не сами способности).
Хорошая наследственность – это только стартовый запас и потенциальные возможности
Естественно, всё это оказывает большое влияние на развитие и будущее ребёнка. Если он родится красивым и здоровым, его судьба, вероятнее всего, будет складываться несколько по иному сценарию, чем в противоположном варианте. С другой стороны, хорошие гены – это только стартовый запас и потенциальные возможности, которые даются нам в начале жизни. Если эти возможности не развивать, то растерять их можно очень легко и быстро.
Например, можно иметь хорошее генетическое здоровье, от которого в результате пагубных привычек, неправильного питания и отсутствия должного уровня физической активности к 30 годам не останется и следа. И наоборот, можно получить «в подарок» от родителей какие-то наследственные заболевания, от которых впоследствии вполне реально избавиться с помощью повышенной дозы здорового образа жизни.
В каких сферах «генетика» особенно важна
Наибольшее значение генетическое наследство имеет, конечно же, в сфере спорта и в других областях, связанных с проявлением каких-либо физиологических свойств, поскольку тип мышечных волокон и склонность к спринтерской или стайерской работе передаются нам напрямую от одного из родителей (как и рост, который во многих видах спорта имеет немалое значение).
Поэтому, если ваш ребёнок страстно хочет заниматься спортом, имеет смысл уже в раннем детстве с помощью специальных генетических тестов определить у него наличие скоростно-силового или стайерского потенциала.
Конечно, одного только таланта мало. Если не развивать должным образом физиологические «бонусы», полученные от родителей, то никакие гены не помогут добиться успеха ни в одной спортивной дисциплине. С другой стороны, если усиленно тренироваться в том виде спорта, к которому у ребёнка нет генетической предрасположенности, то можно просто зря потерять время.
Наилучший результат в спорте даёт сочетание хорошей «генетики» и сумасшедших тренировок до десятого пота (конечно, эти «сумасшедшие» тренировки должны быть правильно организованы). При отсутствии одного из этих факторов все усилия по достижению спортивных вершин могут оказаться напрасными (хотя, конечно, крепкое здоровье от занятий спортом ваш ребёнок в любом случае приобретёт).
Передаются ли по наследству талант и гениальность?
Талант и гениальность с помощью генетической лотереи, к сожалению, или к счастью, не передаются, как бы кому этого не хотелось. Хотя, «успех» вполне можно получить по наследству, но уже не по генетическому, а по социально-семейному. Это происходит, например, когда знаменитый и талантливый родитель пристраивает своё подросшее дитя на какую-то престижную должность, или способствует его телевизионной «прописке», что в нашей стране равносильно достижению звёздного статуса (особенно часто такой «успех» передаётся по наследству в отечественном шоу-бизнесе).
Но стать яркой, самостоятельной творческой единицей, благодаря «генетике» невозможно. Ещё ни один реальный гений, и ни один Нобелевский лауреат никак не поспособствовал размножению своего уникального дара на этой планете. Природа на детях гениев отдыхает далеко не всегда (хотя, и очень часто), но если отпрыски «звёзд» и добиваются самостоятельно какого-то успеха, то совсем не в той сфере, что их знаменитая родня.
Существуют, конечно, династии цирковых артистов, актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, но, как правило, в таких семейных творческих кланах детям по наследству достаются не талант и способности, а навыки и известное имя. По-настоящему что-то талантливое и гениальное, чаще всего, появляется в семьях, где никто из родителей не имеет никакого отношения к тому, в чём ребёнок проявляет свою уникальность и эксклюзивность.
Наверное, это происходит потому, что для полноценной реализации и становления, настоящему таланту нужно преодолеть многочисленные трудности, пройти через огонь, воду и медные трубы. Если же он родится в богатой и знаменитой семье, где всё схвачено и за всё заплачено, то вряд ли у него будет стимул работать до десятого пота над развитием своих природных данных (в этом случае ему достанутся только чужие «медные трубы»).
Поэтому не нужно удивляться тому, что дети из бедных семей нередко добиваются гораздо большего жизненного успеха, чем те, кто изначально родился «в шоколаде» («шоколадные» дети, чаще всего, довольствуются достижениями своих родителей).
Не пытайтесь искусственно вырастить гения
Все попытки каким-либо образом искусственно вырастить гениальную личность на фабрике талантов закончились полным провалом. Даже если оба родителя будут Нобелевскими лауреатами (можно вообразить себе такой теоретический вариант), то вряд ли их ребёнок повторит успех своих именитых предков, и будет обладать какими-либо уникальными способностями.
Поэтому даже не стоит пытаться каким-либо образом запрограммировать талантливость ребёнка ещё до его рождения. Всё равно из этого ничего не получится. Настоящий талант может развиться только в естественных условиях в результате колоссальной работы по самосовершенствованию с учётом имеющихся природных данных.
Это не означает, что ребёнка с детства нужно нагружать посещением всевозможных секций и кружков, испытывать на нём новейшие методики воспитания и пытаться с его помощью реализовать свои амбиции, и то, что у вас самих когда-то не получилось. Он сам должен выбрать свой жизненный путь. Следуйте за его природным даром, а не навязывайте ему свои желания, пытаясь с малых лет воспитать из него гения.
Не нужно всё списывать на «плохие» гены
Есть немало родителей, которые постоянно списывают все свои неудачи в воспитании детей на «плохие» гены (матери, как правило, винят во всём «дурные» гены отца, а те – наоборот). Вряд ли такие отговорки говорят о чём-то, кроме лени родителей и их неспособности понять своего ребёнка.
Дети не рождаются ни злыми, ни добрыми, ни хорошими, ни плохими. Такими их делают воспитание, условия жизни и личная биография. Вместо того, чтобы оправдывать свои родительские неудачи «плохими» генами, лучше вовремя помогите понять своим детям, в чём заключается их жизненное призвание, и максимально способствуйте развитию того, для чего они появились на этот свет.
Это не обязательно должны быть какие-то хорошо знакомые вам сферы. Не нужно удивляться тому, что ваш сын неожиданно начал проявлять неординарные вокальные или инструментальные способности, в то время как в вашей родне никогда не было музыкантов (возможно, у кого-то из ваших родственников и были музыкальные способности, но поскольку они не развивались должным образом, то никак и не проявились).
Ориентироваться в воспитании детей нужно не на «гены», а на то, что получается у них лучше всего, и могло бы стать их жизненным призванием. А «гены» пусть отвечают за внешние данные, красоту и анатомические параметры. По крайней мере, в этом случае сразу видно, что досталось ребёнку от матери, а что – от отца (или ещё от кого-то другого).
Источник
Как только малыш появляется на свет, каждая мамочка внимательно всматривается в крохотные черты и пытается понять, на кого же он похож?
Малыш рос, менялся, а ваш интерес только возрастал, и вы начали находить в лице малыша свои черты (“ой, у него носик, как у меня”), черты мужа (“а глазки, как у папочки”) или других родственников, это вас, конечно же, умиляло и радовало.
А теперь вам очень интересно, каким будет ваш ребенок, когда вырастет, что еще, кроме внешних черт, он унаследует от родителей и других родственников? Мы отлично понимаем ваше любопытство! Поэтому предлагаем вам узнать, как наследственность влияет на физиологическое развитие ребенка, какие именно особенности физиологии малыш может унаследовать от родственников?
Читай также: Уроки самостоятельности: учим ребенка одеваться
Главное – гены
Каждый ребенок, который появляется на свет, имеет комплекс генов – единиц наследственности, которые ему достались от родителей, а также от более далеких предков.
Именно этот набор генов и будет определять в дальнейшем особенности физиологического развития ребенка. Конечно, развитие ребенка зависит не только от генов, огромную роль также играет та среда, в которой малыш растет: условия его жизни, рацион питания, уровень двигательной активности.
Андрей Зиновченко, врач-генетик:«Гены – это единицы наследственности, которые находятся на хромосомах (хромосомы – особые структуры, которые хранятся в ядре клеток и переносят генетическую информацию – ред.) в определенном порядке. Гены, которые влияют на проявление того или иного признака, расположены на одинаковых участках хромосом, они называются аллелями. Есть преобладающие и рецессивные аллели. Например, в отношении цвета глаз, доминантным будет карий цвет, а рецессивным – голубой. Доминантный признак – это тот признак, который проявляется, и мы это видим. Рецессивный признак – это тот признак, который находится в организме в скрытом состоянии, он может проявиться только тогда, когда ген этого признака будет и на хромосоме отца и на идентичной хромосоме мамы».
Если наследуемый признак доминантный, тогда его можно заметить у одного или обоих родителей, а также у бабушек и дедушек. Если же признак рецессивный – тогда его можно заметить у 25% людей одного поколения.
Читай также: Наследственная аллергия: правда или миф?
Физиология развития ребенка: что именно может унаследовать малыш?
Как правило, все дети наследуют от своих родителей и более дальних родственников определенный набор физиологических характеристик, к основным из них можно отнести:
Ребенок не может унаследовать умения родителей, их интересы, таланты. Считается, что талант всецело зависит от того общества, в котором растет ребенок, а также от условий воспитания и обучения
- строение скелета;
- строение внутренних и внешних органов: форма носа, глаз, кистей и т.д.;
- особенности функционирования внутренних систем организма: скорость метаболизма, например;
- длину и массу тела – считается, что генов, которые определяют скорость и предел роста человека, около 100;
- емкость легких;
- цвет глаз;
- темперамент;
- наследственные болезни;
- задатки способностей;
- мышечную силу кистей и рук;
- развитие мускулатуры;
- мышечный тонус;
- развитие подкожного жирового слоя.
При этом малыш не может унаследовать умения родителей, их интересы, таланты. Науке пока не удалось выявить гены, отвечающие за одаренность, поэтому считается, что талант всецело зависит от того общества, в котором растет ребенок, а также от условий воспитания и обучения тому или иному умению, стараний и упорства самого малыша.
Наследственные болезни
Очень важно понимать еще на этапе планирования беременности, что ребенок может унаследовать от родителей и более дальних родственников не только внешние признаки и особенности развития организма, а также и разные болезни.
Читай также: Методика раннего развития Зайцева: основы, плюсы и минусы
Наиболее распространенные наследственные заболевания:
Болезнь Кэнэвэн – характеризуется поражением нервных клеток мозга, вследствие чего ребенок медленно развивается, у него возникают проблемы с глотанием, голова становится слишком большой, мышцы теряют тонус, у ребенка случаются судороги.
Болезнь Тея-Сакса, амавротическая детская ранняя идиотия – заболевание нервной системы вследствие которого, ребенок теряет зрение, слух, способность глотать, у него возникают судороги, мышцы атрофируются, наступает паралич.
Гемофилия – болезнь, связанная с нарушением свертываемость крови, вследствие этой болезни могут внезапно возникать кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы.
Дальтонизм, цветовая слепота – болезнь, характеризующаяся неспособность различать один или несколько цветов.
Лейкодистрофия Пелицеуса-Мерцбахера – заболевание нервной системы, характеризующееся разрушением белого вещества головного мозга, характеризуется судорогами, задержкой развития, мышечной слабостью.
Муковисцидоз – болезнь, характеризующаяся серьезными нарушениями функций органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.
Нейрофиброматоз – заболевание, характеризующееся возникновением опухолей у больного.
Расщепление позвоночника – это порок, который характеризуется неполным закрытием нервной трубки в частично сформированном спинном мозге.
Перонеальная мышечная атрофия, Болезнь Шарко-Мари – заболевание, основным признаком которого является атрофия мышц нижних конечностей.
Синдром Дауна – генетическое расстройство, имеющее ряд характерных черт.
Мама-форумчанка Алина рассказывает: «Я когда забеременела, то больше всего боялась, что ребенок родится с какой-нибудь генетической болезнью, сильнее всего меня страшил синдром Дауна. С первых недель беременности я спрашивала у врача, как можно проверить, нет ли этого синдрома у эмбриона. Оказалось, что можно сделать специальный анализ крови, который все покажет, но его делают не раньше 12 недели, как мне сказали. Как же я себя изводила до этого срока! Но когда анализ показал, что все в порядке, у меня просто гора с плеч упала».
Читайте также: Генетические заболевания: когда родители должны быть бдительными. Часть 1.
Читайте также: Генетические заболевания. Установка диагноза. Часть 2.
Синдром Жубера – болезнь, при которой отсутствует или плохо развит участок мозжечка, отвечающий за координацию движений.
Синдром Клайнфельтера – болезнь, характеризующаяся аномально высоким ростом, длинными ногами, сниженным интеллектом, проблемами с вербальными и познавательными способностями.
Синдром Прадера-Вилли – болезнь, характеризующаяся маленьким ростом, задержкой физического и психического развития.
Синдром Тёрнера – заболевание, сопровождающееся аномалиями физического развития, низкорослостью и половым инфантилизмом.
Синдром Энгельмана – аномалия, для которой характерны задержка развития, нарушения сна, припадки, хаотические движения рук, частый смех.
Фенилкетонурия – болезнь, связанная с нарушением метаболизма фенилаланина, она характеризуется накоплением фенилаланина и его токсических продуктов в организме, приводит к поражению нервной системы.
Если вы знаете, что кто-то из ваших родственников имел какое-нибудь генетическое заболевание, вам больше 35 лет, у вас были неблагоприятные исходы беременностей, вы состоите с мужем в кровном родстве, обязательно при планировании или ведении беременности сообщите об этом врачу, он назначит дополнительные исследования на определение генетических болезней и направит вас к врачу-генетику на медико-генетическое консультирование.
Помните, генетика определяет физиологическое развитие ребенка не на 100%, многое зависит также от условий жизни малыша, его двигательной активности, питания, а также стараний и упорства ребенка!
Растите здоровыми и успешными!
Читай также: Раннее развитие детей: после трех уже поздно
Источник