Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности thumbnail

Самостоятельность – одно из важнейших качеств, которое стремится воспитать в своих детях каждый родитель. Именно от того насколько ребенок готов принимать самостоятельные решения, во многом зависит его успешность во взрослой жизни.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Что такое самостоятельность?

  • Умение проявлять инициативу там, где это необходимо
  • Выполнять повседневные задачи без напоминания со стороны
  • Правильное использование прошлого опыта в похожих ситуациях
  • Адекватность оценки своих возможностей и контроль над ситуацией


Когда начинать воспитание самостоятельности?

Формировать самостоятельность у детей лучше с первых дней жизни. Но, если вы сейчас поняли, что упустили этот момент, а вашему сыну или дочке уже больше десяти лет, не волнуйтесь, начинать такое важное дело никогда не поздно.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Поощряйте инициативу

Когда ваш малыш еще маленький не мешайте ему проявлять инициативу, ведь это первые шаги к дальнейшей самостоятельности. Если он хочет что-то сделать и это не угрожает его жизни и здоровью – разрешите ему.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Пусть сам попробует надеть ботиночки, убрать игрушки или даже помыть небьющуюся тарелку. Возможно, потом вам потребуется что-то переделать или доделать, но не забудьте похвалить ребенка – он же так старался!

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Эксперты советуют при обучении самостоятельности проявлять терпение и не ругаться на малыша, если он что-то делает не так, а мягко указать ему на ошибку и показать, как правильно.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Дождитесь просьбы о помощи

Если малыш чем-то уже долгое время занят, например, надеванием любимой  кофточки, а у него никак не получается, не спешите бежать на помощь. Если вы никуда не торопитесь – дайте ребенку время.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Дождитесь пока он сам попросит вас помочь ему. Когда будете помогать, объясняйте, как правильно, похвалите его, что он почти все сделал сам и в следующий раз обязательно все получится.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Дайте ребенку делать те вещи, которые он уже умеет

Держать ложку, собирать игрушки, застегивать пуговицы, если ребенок все это уже умеет пусть делает сам. Он же уже научился, не стоит своими действиями убеждать его в обратном.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Разрешите ребенку самому выбирать, что ему хочется

В любом деле, которое касается интересов ребенка важно учитывать его мнение. Начиная от малого, во что сегодня одеться на прогулку, заканчивая решением идти ли в тот или иной кружок или секцию, или это не интересно.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Если родители или другие родственники все время решают все за ребенка – это совсем не способствует его самостоятельности.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Закрепите за ребенком домашние обязанности

Пусть это будет что-то не слишком сложное, но ребенок должен выполнять это через какое-то время без напоминаний с вашей стороны. Пусть это будет уборка своих игрушек и одежды, уход за домашним любимцем или что-то еще.

Ребенок должен чувствовать, что у него теперь есть дела наравне со взрослыми и быть ответственным за них. С возрастом круг обязанностей расширяется, а их сложность увеличивается соответственно возросшим способностям.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Не заостряйте излишнего внимания на ошибках

Все мы учимся на ошибках. Если ребенок где-то сплоховал сначала похвалите его за то, что было сделано правильно, а затем укажите где он ошибся. Такой подход будет более продуктивен, чем постоянное указывание на недочеты. Подумайте вместе, как можно было бы избежать ошибки и какую пользу можно извлечь из сложившейся ситуации.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Позвольте ребенку самому находить себе занятие

Если взрослые заняты ребенок должен сам придумать, чем заняться. Игра в одиночестве – одна из форм самостоятельности ребенка. Есть множество вещей, которыми дошкольник может занять себя сам, от игры в машинки до рисования.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Уже в год малыш должен уметь на некоторое время занять себя сам и с возрастом продолжительность самостоятельных занятий должна только увеличиваться.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Поддерживайте ребенка в его начинаниях

Предложите помощь или просто поддержите словами о том, что у него все получится. Такое отношение со стороны родителей окрыляет и дает дополнительный стимул для завершения начатого.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Перестаньте чрезмерно контролировать ребенка

Гиперопека подавляет любую инициативу. Уже будучи взрослыми, дети, которые выросли у излишне опекающих родителей, страшатся принимать самостоятельные решения, что негативно сказывается на самооценке и, соответственно, на всех аспектах жизни, включая карьеру и личную жизнь.

Если вы заметили за собой признаки гиперопеку, проанализируйте ее причины. Возможно следует обратиться к специалисту психологу, чтобы он помог справиться с вашей тревожностью.

Читайте также:  Развитие и формирование личности начинается с момента рождения ребенка

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Подавайте пример

Будьте самостоятельны. Проявляйте инициативу, занимайтесь домашними делами с воодушевлением. Если родители не могут быть самостоятельны, не знают, чем себя занять, как они смогут научить ребенка?

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Помните, что дети в первую очередь смотрят на старших и берут пример с них. Так что подавайте правильный пример, и ваши дети будут самостоятельны и инициативны.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Воспитывая в ребенке любое качество главное помнить, что все получится не сразу. Поэтому запаситесь терпения и создайте условия, в которых у ребенка будет возможность принимать свои решения, учится на ошибках и нести ответственность за свои действия и у вас все получится. Помните, легче всего воспитать самостоятельность еще в раннем возрасте, чем добиваться ее позже.

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Фото самостоятельного ребенка

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как научить ребенка писать
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Источник

Здравствуйте, дорогие читатели. Когда ребенок начинает ходить, а затем и говорить, родители видят, как он с каждым днем старается больше узнать об окружающем мире и часто хочет сделать это сам. Конечно, родителям радостно смотреть, как растет их малыш.

Хочется во многом ему помочь, но при этом вырастить его самостоятельным. Как найти эту грань между опекой, родительской помощью и необходимой свободой? Как должно проходить развитие самостоятельности у детей, поговорим в этой статье.

Что такое самостоятельность?

Пред тем как говорить о воспитании самостоятельности и о том, с какого возраста лучше начать,  стоит определиться, что означает слово «самостоятельность». Ответ на этот вопрос зависит от того, сколько ребенку лет.

Самостоятельность — это когда человек сам, без чьей либо помощи способен управлять и распоряжаться собственной жизнью, умеет сам принять решение и сам отвечает за последствия.

Однако такое определение нельзя применить к маленькому ребенку  2-3-х лет или дошкольнику, хотя у детей этого возраста уже есть определенный навык самостоятельности.

В случае с маленькими детьми самостоятельностью считается то, что ребенок может  не на долго сам себя занять. Может делать какие-то простые и привычные действие или задания, не нуждаясь, при этом, в помощи родителей. 

Кроме того, дети дошкольного возраста учатся действовать в новых ситуациях, исходя из предыдущего опыта. Могут оценить результаты деятельности и учатся самоконтролю.

Чаще всего взрослые задумываются о самостоятельности детей, когда те идут в школу. Однако начать развивать самостоятельность стоит намного раньше.

Самостоятельность дети развивают поэтапно, и начинается это развитие довольно рано. Первые признаки самостоятельности появляются в возрасте 1-2 лет. Особенно ярко стремление стать самостоятельным проявляется в три года. Многие, наверное слышали о кризисе 3-х летнего возраста, в это время дети все чаще заявляют:«Я сам!», и стремятся все делать самостоятельно.

Уже ближе к 6-7 можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве, а не как об эпизодической характеристике поведения ребенка.

Дети, при правильном воспитании становятся полностью самостоятельными к окончанию подросткового периода, то есть к 16-17 годам.

Подростки понимают, что нужно отвечать за свои поступки. Как правило, осознают, что нельзя выходить за рамки законов и общественных норм.

Рассмотрим основные периоды развития самостоятельности.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

  • Помните, что не нужно делать за сына или дочь то, что они смогут выполнить сами. Если ребенок уже умеет убирать за собой игрушки или одеваться без вашей помощи, нужно позволить сделать это самостоятельно. Естественно, если это сделают взрослые, то все будет быстрее и лучше, но это помешает развитию самостоятельности.
  • Помогайте ребенку лишь в тех случаях, когда он сам попросит о помощи.
  • Если ребенок что-то делает и не просит вас помочь ему, не нужно вмешиваться, даже если вы знаете, как это сделать лучше или быстрее. Позвольте ребенку самому решить эту задачу, самостоятельно узнать какие-то вещи, сделать свои открытия. Конечно, это не относится к случаям, когда ребенку может угрожать опасность.
  • Поощряйте стремление быть самостоятельным. Дети в 3 года часто заявляют: «Я сам!». Не препятствуйте этому (конечно, в пределах разумного). Всячески стимулируйте попытки действовать самостоятельно. Часто, если ребенок хочет помочь, но делает это неумело, взрослые говорят так: «Не мешайся!», «Отойди», «Ты пока маленький, не сможешь справиться» и т.д. У ребенка должна быть возможность попробовать свои силы. Если сын или дочь хочет помыть пол или постирать свой платочек, пусть сделают это. Конечно, получится далеко не безупречно и вам придется потом все переделывать, но сейчас конечный результат не имеет значения.
  • Поддержите ребенка и похвалите то, как он это сделал — ведь дети нуждаются в вашей поддержке. Главное не ругать малыша за его ошибки, иначе вы отобьёте охоту делать это в будущем. Это, кстати, ответ на вопрос родителей: «Почему мой сын или дочь не помогают по дому?». Подумайте, что вы обычно делаете или делали, когда ребенок стремился вам помочь? Помогали или запрещали и критиковали за ошибки. Ведь в первое время для ребенка будет сложной та работа или те действия, с которыми взрослые могут легко справиться.
  • Когда ребенок пытается помочь или сделать что-то сам, он, возможно что-то разольет или рассыпет, а может быть испортит. Помните, что дети делают это не специально, а просто потому, что для них это тяжело или просто не хватает опыта и практики. Спокойно и деликатно объясните ошибки и подбодрите малыша.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • В этот период можно разрешать детям самим выбирать то, что можно сегодня надеть. Но стоит помогать с выбором. Объясните ребенку, например, что сейчас весна, еще прохладно и летние майки или шорты не стоит одевать, зато из весенних вещей ребенок может выбирать то, что ему нравится. Покупая вещи в магазине, учитывайте выбор ребенка.
  • До ребенка нужно донести мысль, что в для всех семье есть необходимые правила, которым он тоже должен следовать.  Для этого закрепляйте за ребенком постоянные поручения, соответствующие его развитию. Естественно, что возможности детей дошкольного возраста еще невелики, тем не менее они есть. Даже самые маленькие дети 2-3-х лет, а тем более дошкольники, могут убрать, скажем, свои игрушки. Ребенок 5 — 7 лет может поливать комнатные растения, помогать накрывать на стол или ухаживать за домашними питомцами и др.
  • Не ограждайте ребенка от всего на свете: позвольте ему, в разумных пределах, самому понять, что некоторые действия или бездействия могут иметь отрицательные последствия.
  • Ребенок в этот период должен постепенно учиться самостоятельно занимать себя какое-то время, не привлекая к этим занятиям маму или папу. Например, рисовать, собирать конструктор.
  • Гиперопека, ограничение активности ребенка и то, что родители не верят в его возможности — вот, пожалуй главные причины несамостоятельности ребенка в дальнейшем.

Помните об этом, доверяйте своему ребенку, помогайте ему делать новые открытия, пусть он знает, что вы верите в его способности.

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться информацией с друзьями, нажав кнопки соцсетей.

Я желаю Вам хорошего дня

Источник

Наступает время, когда каждый родитель приучает своего ребёнка самостоятельно есть, пить, одеваться, чистить зубы. Казалось бы, такие простые и обыденные вещи, которые каждый ребёнок рано или поздно научиться делать. Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка с ограниченным возможностями здоровья

Задача родителей- научить своего карапуза делать осознанный выбор. Приучить ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека. В этой статье мы поговорим о том, как научить ребенка самостоятельности, какие бывают стили воспитания, какие ошибки допускают родители.

Как сделать ребенка самостоятельным

Что такое самостоятельность

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Стили воспитания

50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность. Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания. Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.

Авторитарный стиль

Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе. Особое внимание они уделяют правилам и контролю. Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно. Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач. В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».

Читайте также:  Если ребенок отстает в физическом развитии

В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.

Потакающий стиль

Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальны и такие методики в воспитании устарели.

Чаще всего такие родители сами в детстве не получали достаточно заботы от своих родных. И таким образом они пытаются восполнить недостаток родительской ласки. К примеру, взрослые могут помнить, что их отец или мать были достаточно холодны к своему ребёнку, и они думают : «я буду воспитывать своего малыша иначе». Потакающие родители желают показать своему крохе, что они не только мама и папа, но и его друзья.

В данном стиле приоритетом является высокая отзывчивость. Требовательность здесь минимальна. Потакающий стиль воспитания не является правильным, поскольку родители, которые отказались от наказаний за проступки малыша, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который будет считать, что ему все должны, а его желания должны исполняться сию минуту.

Демократический стиль

Наиболее приемлемый тип воспитания — демократический. Здесь равномерно сочетаются требовательность и отзывчивость. Демократические родители умеют слышать своего малыша, принимают во внимание его мнение. В то же время они могут применить наказание за определённое поведение и поступки (например, когда ребёнок обижает другого, некорректно себя ведёт). Такие родители всегда могут объяснить малышу, что именно их огорчило, почему последовало наказание или запрет. Взаимоотношения всегда строятся на разговоре.

Демократичные родители отличаются от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. К примеру, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут малышу: «ты можешь посмотреть мультики, но сначала убери свои игрушки». Такие дети учатся правильно воспринимать границы и нести ответственность за свои поступки.

В действительности, стили воспитания родителей могут отличаться. Например, папа строгий, а мама довольно мягко относится к своему малышу. Родителям важно придти к одному определенному типу воспитания. Только в этом случае, карапуз начнёт осознавать, что можно делать, а что — нет. Не забывайте о том, что малыш должен знать, что его слышат и его мнение также важно.

Как воспитать ребенка самостоятельным

Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В прот