Развитие ребенка занятие число 5

Вера Васильева
Конспект занятия «Число и цифра 5»

Образовательные области: коммуникативная, двигательная, продуктивная, игровая.

Цель: Создать условия для знакомства с числом и цифрой 5.

Задачи:

Образовательные:

• сформировать у детей представления о числе 5;

• сформировать умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;

• сформировать умение находить место числа 5 в числовом ряду;

• научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами;

• формировать представление о пятиугольнике;

• закрепить знание цифр 1-4;

•уточнить пространственные отношения: слева, справа, посередине, сверху, снизу;

• закрепить количественный и порядковый счет;

• познакомить с геометрической фигурой – пятиугольником, звездой;

Развивающие:

• развивать математические речь, внимание, память;

• развивать умение работать самостоятельно;

Воспитательные:

• воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике;

• воспитывать умение слушать других.

Оборудование: наборы цифр от 1 до 5, счетные палочки, деревянные цифры в виде вагонов поезда, листы бумаги с расчерченными 9 квадратами, картинки звезды, пятиугольника.

Ход

I. Орг. момент

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать смекать!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний и постановка задачи

Дефектолог: «Дети, посмотрите, кокай необычный поезд к нам приехал. Что он нам привез? Правильно, цифры. Давайте назовем их от самой меньшей до самой большей – 1, 2,3,4. а теперь от самой большей до самой меньшей.

2. Игра «Молчанка». Педагог показывает различные количества предметов, а дети поднимают необходимую цифру.

3. Введение числа и цифры 5. Загадка.

Пред тобой пятерка братьев

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто (пальцы)

• Сколько пальцев на руке?

• Каждый пальчик подержи – цифру пальчику скажи – 1,2,3,4,5.

• У человека 5 пальцев. Как называется каждый палец на руке? Давайте сделаем пальчиковую гимнастику и назовем каждый пальчик

У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний,

Палец безымянный – с колечком ходит чванный,

Пятый мизинец – принес нам гостинец

5. – Сообщение темы и цели.

Дефектолог: Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь? Правильно, это число 5.

– Знакомство с цифрой 5.

Дефектолог: «Ребята, послушайте наш поезд загудел, он везет нам еще одну цифру. (Показывает цифру 5.) Ребята, а где располагается число 5 в числовом ряду. (После числа 4. Дефектолог помещает на доске цифру 5 за цифрой 4. А дети делают это на столах).

– Прямой счет от 1 до 5;

– Обратный счет от 5 до 1;

– Порядковый счет – дети выясняют, что число 5 стоит на 5 по счету месте.

– Выясняют, какое число больше, а какое меньше?

– Ориентировка на листе бумаги.

Дефектолог: Ребята, положите цифру 1 в правый верхний угол; цифру 2 в нижний левый, цифру 3 в правый нижний угол, цифру 4 в верхний левый угол, цифру 5 в середину листа.

– Правильность выполнения проверьте в образце на доске.

– Работа с палочками.

Дефектолог: «Положите перед собой три палочки, какую геометрическую фигуру можно из них выложить? (Правильно, треугольник)

– «Добавьте еще одну палочку: сколько стало палочек? (Правильно, 4) Какую фигуру можно из них выложить? (Правильно, четырехугольник или квадрат)»

– «Добавьте еще одну палочку. Сколько стало палочек? (правильно, 5) А какую геометрическую фигуру можно сложить из пяти палочек. Правильно, пятиугольник). При затруднении у детей, дефектолог показывает картинку пятиугольника и объясняет, что у этой фигуры пять углов, пять отрезков.

«А какие еще предметы имеют пять углов?Посмотрите: пять лепестков у цветка, пять щупальцев у морской звезды, пять лучей у звезды на красной площади»

III часть. Итог.

Дефектолог: «Дети, с каким числом и цифрой мы познакомились? Что понравилось вам на занятии? Что вам удалось?» Оценка деятельности детей педагогом.

– а в заключении, ребята, давайте отправим наш поезд за другими приключениями.

Источник

Ольга Фещенко
Конспект занятия на тему «Число 5. Счет до пяти»

конспект образовательной деятельности

познание (формирование элементарных математических представлений)

Тема: «Число 5. Счет до пяти»

составила воспитатель МБОУ СОШ№3

Г. Суража Брянская обл.

Фещенко Ольга Николаевна

Программное содержание

1. Познакомить с образованием числа 5, формировать умение считать до пяти (на основе наглядности, ползуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, отвечать на вопрос «Сколько?»

2. Формировать представление о равенстве групп предметов на основессчета; формировать умения уравнивать неравные группы двумя способами, добавляяск меньшей гуппе один предмет или убирая из большей группы один предмет.

3. Формировать умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательного анализаторов (наличие или отсутствие углов).

4. Развивать память, внимание, речь, логическое мышление.

5. Воспитывать интерес к математическим знаниям.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный наглядный материал: игрушки – котята 5 шт., кукла Катя, клубочки 5 шт.,картинка: кот Матроскин, конверт с карточками.

Раздаточный материал:двухсторонние карточки; плоскосные изображения блюдечек и рыбок (по 5шт. для каждого ребенка, карточки с изображением частей суток – утро, день, вечер, ночь, счетные палочки, геометрические фигуры (Круг, овал).

Дети заходят в группу

в. – Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздароваемся.

В. Ребята, посмотрите, к нам пришел еще один гость

Кто это? (кот Матроскин)

В. Что это у Матроскина? Конверт. Ребята, давайте посмотрим, что в конверте.

В. Кот Матроскин подготовил для вас, ребята, задания и я уверена, что вы с ними справитесь.

воспитатель достает из конверта карточку с цифрой один. Читаю

Вы послушайте, ребята

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали;

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, два, три, четыре, пять.

Хороши у нас котята –

Раз, два, три, четыре, пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать!

В. Ну,что, ребятки, посчитаете котят?

Проходите садитесь за столы.

В. А вот и котята прибежали.

(выставляю котят на стол)

В. Ребята, сколько всего котят? (четыре котенка)

Лиза, иди посчитай котят,

Полажи столько клубочков, сколько котят.

В. Сколько котят? (четыре котенка)

Сколько клубочков? (четыре клубочка)

В. Что можно сказать о колличестве котят и клубочков? (их поровну. Одинаково.

В. Правильно. Поровну, по четыре.

Проснулся еще один котенок и прибежал к четырем котятам.

Котят стало больше, чем клубочков? (больше)

Воспитатель считает котят. Спрашивает Сколько котят? (пять)

В. Давайте посчитаем вместе.

Как получилось пять котят?

(к четырем котятам прибежал еще один котенок)

В. Сколько клубочков? (четыре)

В. Пять котят и четыре клубочка – сравните, кого больше?

(пять котят больше, чем четыре клубочка)

В. Пять котят и четыре клубочка – сравните, кого больше)

(пять котят больше, чем четыре клубочка)

В. Четыре клубочка и пять котят – чего меньше?

(четыре клубочка меньше, чем пять котят)

В. Какое число больше: пять или четыре? (число пять больше)

В. Какое число меньше : четыре или пять? (четыре меньше)

В. Как сделать, чтобы котят и клубочков стало поровну по пять?

(нужно к четырем клубочкам, добавить еще один клубочек)

В. Как получилось пять клубочков?

(к четырем клубочкам добавили еще один клубочек)

Воспитатель востанавливает неравенство

В. Ребята, как еще можно сделать, чтобы котят и клубочков было поровну?

(можно одного катенка прогнать)

В. Молодцы с этим заданием вы справились. Котят посчитали.

(достаю карточку с цифрой два)

В. Кот Матроскин предлагает вам, ребята, покормить котят.

У каждого из вас лежат карточки.

В. На нижней полоске карточки расположите четыре блюдца, а на верхней столько же рыбок.

В. Блюдечек и рыбок поровну? (поровну)

В По сколько блюдечек и рыбок? (по четыре)

В. Как сделать так, чтобы блюдечек стало пять?

(к четырем блюдцам поставить еще одно блюдце)

дети выполняют задание

В. Как получилось пять блюдечек?

(к четырем блюдцам поставили еще одно блюдце)

В. Пять блюдечек и четыре рыбки – сравните, что больше?

(пять блюдечек больше, чем четыре рыбки)

В. Четыре рыбки и пять блюдечек – сравните, что меньше?

(четыре рыбки меньше, чем пять блюдечек)

В. Какаое число больше: пять или четыре?

(число пять больше)

В. Какое число меньше: четыре или пять?

(число четыре меньше)

В. Сделайте так, чтобы блюдечек и рыбок стало поровну по пять.

(дети выполняют)

В. По сколько теперь блюдечек и рыбок? (поровну по пять)

В. Как получилось пять рыбок?

(к четырем рыбкам добавили еще одну рыбку)

В. Правильно, молодцы рыбок покормили

Физминутка «Веселый счет»

В. Ребята, давайте немножко отдохнем, вспомним нашу веселую считалочку.

В. А сейчас следующее задание кота Матроскина.

Геометрические фигуры

В. Ребята, Матроскин спрашивает, какие геометрические фигуры вы знаете?

(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

В. Ребята, давайте покажем нашему гостю, что вы не только знаете геометрические фигуры, но еще умеете их составлять из счетных палочек.

В. Положите перед собой четыре палочки и составте из них квадрат, а из трех палочек составте треугольник.

В. Чем похожи эти фигуры? (уних есть углы и стороны)

В. Чем отличаются? (у квадрата четыре угла и четыре стороны, а у треугольника три угла и три стороны)

В. Возьмите в правую руку круг, а в левую овал.

Чем круг и овал отличаются от квадрата и треугольника?

У круга и овала нет углов.

В. Молодцы, умнички!

В. А теперь следующее задание.

Кот Матроскин приготовил для вас задачки:

Задачки

Слушайте внимательно:

На забор взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов? (два)

Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

В. Молодцы, ребятки и с этим заданием справились.

В. Ребята, с какой цифрой мы сегодня с вами познакомились?

Что еще вы делали?

Какой гость к нам сегодня приходил?

Ребята, вы сегодня молодцы. Спасибо.

В. Кот Матроскин очень доволен, что вы справились со всеми заданиями.

И хочет наградить вас почетными медалями «самый умный»

Дети, Матроскину очень понравилось в детском саду, что он решил погастить у нас немножко.

Источник

Закевич Наталья
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Цифра 5 и состав числа 5»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Цифра 5 и состав числа 5».

Программное содержание.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

2. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

Развивающие:

1. развиватьумение детей определять пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине

2. Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.

2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя

3. воспитывать самостоятельность, воспитывать интерес к математическим знаниям.

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая. Методические приемы.

1. художественное слово;

2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;

3. самостоятельная работа;

4. индивидуальные и хоровые ответы;

5. счет вслух;

6. работа с раздаточным материалом;

7. сюрпризный момент;

8. поощрение и похвала детей.

Предварительная работа:

Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

Демонстрационный материал: письмо, полоска бумаги, магнитная доска, 10 счетных палочек в пучке, 5 морковок, 5 свекол, картинки с изображением овощей.

Раздаточный материал: счетные палочки (по 15 шт. на каждого ребенка, резинки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги.

Мотивация: отгадывание загадки, сюрпризный момент (письмо от кота Матроскина)

Ход НОД

Организационный момент.

В. – Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу

В. – В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

Воспитатель загадывает загадку:

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Экономный очень кот

В Простоквашино живет

Любит он ходить в тельняшке

Ну, и кто герой мультяшек?

Ответ: Кот Матроскин

Да, это Матроскин.

Я получила от него письмо. Послушайте,что пишет нам Матроскин:

“Дорогие ребята!Как вы знаете я не совсем обычный кот: умею разговаривать, писать, читать, шить на машинке. Но вот математике меня никто не обучил. Дел в деревне накопилось много и везде требуются знания по математике. Прошу вас, дорогие ребята, помогите мне. Все, что нужно сделать, я вложил в письмо. Буду вам очень благодарен. Ваш Матроскин!”

Воспитатель (В): Итак, ребята, поможем Матроскину?

Дети: да, поможем.

Основная часть

В (достает лист с первым заданием): Первая просьба Матроскина “Как вы знаете у меня есть корова. За несколько дней у меня в холодильнике накопились банки молока от моей Мурки. Сосчитайте, сколько банок у меня уже есть”

В выставляет на доску 10 кругов. В говорит детям, что это банки с молоком, которые приготовил Матроскин.

В: ” У вас на столе имеются счетные палочки. Отсчитайте столько же счетных палочек, сколько «банок с молоком» вы видите”

Дети выполняют задание.

В: Перевяжите отсчитанные палочки резинкой. У вас получился пучок из десяти палочек. Сколько пучков у вас получилось? Сколько палочек в пучке? Один пучок называется десятком. Очень давно его называли ДЦАТЬ. Обозначьте один десяток цифрой и назовите число

В (отделяет 10 кругов горизонтальной линией. Сверху В кладет еще один круг): Пока мы с вами считали до 10, Матроскин надоил еще несколько банок молока. Давайте посчитаем сколько их. (Выкладывает еще один круг).

Сколько банок с молоком еще принес Матроскин?

Дети: Одну.

В:Покажите это палочками. Добавьте еще одну палочку к десятку. Сколько у нас десятков?

Дети: Один.

В:Сколько единиц над десятком?

Дети: Одна единица.

Воспитатель называет новое число: “Один-над-цать”

В.: Давайте обозначим новое число цифрами. Мы сказали, что у нас один десяток- значит слева кладем цифру, обозначающую один десяток – цифра один. Одну единицу мы тоже обозначим цифрой один и положим справа.

В. (выкладывает на доске еще один круг):Сколько еще принес Матроскин банок?

Дети: Еще одну.

В.: Покажите это палочками. Сколько у нас десятков?

Дети: Один десяток.

В.: Сколько стало единиц над десятком?

Дети: Две единицы.

В.: Какое число у нас получилось? Обозначьте его цифрами. ” (Две-на-дцать).

Таким образом дети считают до 15.

ФИЗМИНУТКА

«На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

(потягивания—руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.

(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

(приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

(потягивания — руки в стороны)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного.

(потягивания — руки вперёд)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

(дети садятся)

Воспитатель вытаскивает из конверта следующее задание от Матроскина.

В.: Послушайте, о чем еще просит нас Матроскин.

“Ребята, на моем огороде выросло много овощей. Я решил приготовить салат из моркови и свеклы. У меня есть несколько морковок и несколько свекл. Как я могу из них сделать салат, если, по рецепту моей бабушки, овощей в салате должно быть не более 5?”

Воспитатель выставляет на доску 5 морковок и 5 свекл.

В.: Ребята, Матроскин хочет сделать салат из моркови и свеклы. Как мы слышали овощей должно быть не более 5. Как мы можем “собрать” салат из предложенных овощей? (Состав числа 5).

Воспитатель вызывает к доске по одному ребенку и помогает ему выложить на доске все варианты состава числа 5.

Дети показывают состав числа цифрами.

В.:Еще одна просьба от Матроскина: “Ребята, как я уже сказал у меня на огороде вырос хороший урожай овощей. Теперь я должен правильно разложить все в моем погребе, чтобы ничего не пропало. Моя бабушка научила меня как это сделать. Давайте вместе с вами разложим овощи в моем погребе”

В.: Итак, бабушка Матроскина говорила, что в середине должна быть капуста. Слева от капусты – морковь. Справа от капусты – свекла. Над капустой – лук. Под капустой картофель. (Дети выкладывают на партах овощи по инструкции воспитателя).

В.: Давайте проверим верно ли вы выложили овощи. (Спрашивает любого ребенка как выложены овощи).

Рефлексия.

В.: В конверте осталось что-то еще.Давайте прочтем:(5)” Ребята, я очень благодарен вам за вашу помощь. Вместе с вами сегодня я научился считать до 15, знаю, что такое десяток и как он называется.

(А как он называется, ребята? ДЦАТЬ).

Теперь я смогу сделать овощной салат. (Из скольких овощей мы сегодня делали салат? Какое число мы составляли? Мы составляли число 5)

Ну и, конечно, вы оказали мне большую услугу, разложив правильно овощи в погребе. Спасибо вам”.

Источник

Конспект открытого занятия по математике «Число и цифра 5»

          Цель:

-Дать детям  представление о числе 5, его составе, о печатном и письменном обозначение числа 5;

Задачи:

-Закрепить взаимосвязь между частью и целым, закрепить навыки сложения;

-Способствовать формированию навыка устного счёта;

-Развивать мыслительные операции, внимание, память.

      Оборудование:

 учебники, цветные карандаши, магнитная доска, наглядный материал , счетные палочки ,цифры, раздаточный материал.

       Ход занятия:

1.Организационный момент.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

 Устный счет

– Посчитайте до 10, обратно.

– Посчитайте от 3до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5.

– Назовите соседей числа 2, 7, 4.  

– Какое число стоит между числами 3 и 5, 7 и 9, 1 и 3.

– Молодцы, все справились с заданием.

Порядковый счет

– Посмотрите на доску. Кого вы видите на полянке?

– Посчитайте, сколько их.

– Где находится  незнайка?

– Кто стоит между львенком и карлсоном

– Посчитайте по порядку слева направо.

– Каким по счету стоит кот?

– А теперь я проверю ваше внимание.

Игра «день–ночь» (дети закрывают глаза, на доске появляется, где фигуры стоят в другом порядке)

– Что изменилось?

– Молодцы!

Основная часть

– Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, столько палочек вы выложите. Сколько палочек вы выложили? (4)

– Что надо сделать, чтобы палочек стало 5? (добавить еще одну палочку)

– Как мы получили 5? (к 4 прибавили 1, получилось 5)

– Правильно, сегодня мы познакомимся с числом 5-это тема нашего урока.

Число 5 обозначается цифрой 5.

Цифра пять – с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.

На доске из фишек числовой ряд

 -Что вы видите на доске? (числа не по порядку)

– Расставьте их по порядку (ребенок выходит и передвигает, оказывается  одного числа не хватает)

– Какого числа не хватает? (5)

– Где располагается число 5 в ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)

Давайте из палочек выложим цифру 5.

– Ребята, чем примечательно это число? Чем отличается от других и где встречается? (лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке)

– Посчитайте до 5 и обратно.

– Кто из вас раньше видел цифру 5? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке…)

Показ образца написания цифры 5 на доске, сопровождающийся следующими пояснениями:

– Сегодня мы научимся писать цифру 5. Вот так она выглядит. (Педагог читает стихотворение и рисует на доске цифру 5.

Написать цифру пять,

что крючок нарисовать.

Но у цифры, у крючка,

Леска больно коротка.

– Начинаем писать немного правее середины верхней стороны клетки, ведем палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишем волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

– Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

– Пропишите цифру 5 в тетради.

Физминутка

А теперь мы отдохнем.

Физминутку проведем.

1– 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать

1-подняться, потянуться

2-согнуться, разогнуться

3-в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире и руками помахать

5-за парту тихо сесть.

Выполнение заданий в тетради (стр75-76)

 Физминутка для пальчиков (в тетради)

Закрепление состава числа.

– А сейчас будьте внимательными, решите “Веселые задачки в стихах”

Три яблока у Саши,

Две груши у Серёжи.

Сколько фруктов мы получим,

Если вместе сложим? (5) 4+1=5

Четыре краски есть у Сани,

Одна у маленького брата.

Все краски посчитайте сами,

Ну, постарайтесь-ка, ребята! (5) 4+1=5

Возле грядки две лопатки.

Возле кадки три лопатки.

Все лопатки сосчитать –

Сколько будет? Ровно… (пять) 2+3=5

11. Подведение итогов.

– Ребята, с каким числом мы сегодня познакомились? (5)

Стихи про цифру 5

Для меня пятерка лично,

Это твердое отлично!

Но возможно, что кому-то

Красота ее раздута. (Саша Герасимова)

Пять сестра родная двойки.

В дневнике одни пятерки.

Чтобы двойку написать-

Вверх ногами ставим пять! (Диана)

Все должны об этом знать,

Чувств у человека пять!

Это обоняние, вкус и осязание!

Не забудь о главных двух-

Это зрение и слух!  (Олег)

У ладошки пять детишек,

Пять веселых шалунишек.

Все подряд они хватают,

Только ночью отдыхают.  (Егор Шикунов)

Как зовут их угадайте,

Малышей пересчитайте.

Пальчики легко узнать-

На руке их ровно пять! (Настя Иванова)

У звезды есть пять детей

Пять сверкающих лучей.

По ночам они не спят

Всем светить они хотят! (Данил Доронкин)

В школе буду получать

Я по всем предметам пять.

Я с пятеркою всегда

Буду не разлей вода! (Саша Тюхтин)

– Это лучшая отметка в школе и я вам желаю получать только пятерки.(вручение пятерок)

Источник