Развитие ребенка все насекомые на одной картинке

Развитие ребенка все насекомые на одной картинке thumbnail

Процесс знакомства с окружающим миром и развитие речи ребенка очень тесно связаны между собой. То, что малыш видит вокруг, побуждает его:

  • запоминать новые слова;
  • тренироваться в использовании непривычных грамматических конструкций;
  • учиться рассуждать и выражать словами свои впечатления.

Именно поэтому педагоги и родители так активно применяют различный наглядный материал, используя картинки на занятиях в детском саду и дома. Самые популярные – с изображениями природы и ее обитателей. Например, насекомыми. Этот богатый мир маленьких обитателей очень интересен малышам! Карточки с рисунками разных представителей этого вида можно использовать с детьми разного возраста, в ходе развивающих занятий и игр. Конечно, соблюдая определенные правила.

Как работать с картинками

Есть несколько «подсказок», знание которых позволит взрослым проводить занятия с использованием картинок максимально эффективно, вот они:

  1. Показывайте детям как предметные, так и сюжетные картинки с насекомыми. Эти два вида наглядного материала должны чередоваться на занятиях, они отлично дополняют друг друга.
  2. Все предметные карточки для занятий и игр по развитию речи должны быть: одного размера, плотными, с цветными рисунками на светлом фоне. Отлично подходит готовый набор наглядного материала для детского сада, но его можно заменить и другими иллюстрациями, подобранными самостоятельно.
  3. Сюжетные изображения должны быть яркими, с легко узнаваемыми объектами и персонажами. Большие картины стоит заранее наклеить на картон, так их удобнее будет использовать на занятиях.
  4. Полезно подбирать иллюстрации с «проблемными» сюжетами, например картинки “Насекомые и дети” или “Лесные вредители и помощники”. Такие сюжеты стимулируют воображение, являются отличными «подсказками». Тема обязательно должна соответствовать возрасту детей, быть им знакомой, понятной.
  5. Подбирайте предметные карточки с изображениями в реалистичном стиле. Чем более взрослым детям они предназначены, тем более натуралистичными и детальными должно быть рисунки. Для малышей можно использовать более условные, «мультяшные» картинки с бабочками, божьими коровками, гусеницами. Такие насекомые на картинке более привлекательны для детей 3-4 лет. Для воспитанников подготовительной группы, 6 или 7 лет, полезным будут и фотографии обитателей микромира.
  6. Постепенно увеличивайте количество карточек, используемых на одном занятии. Новые вводите по одной, давайте детям внимательно рассмотреть каждую, запомнить название того, кто на ней изображен.
  7. Хорошо, если картинки насекомых для детей показывают хорошо известных им обитателей природы и тех, кого малыши никогда не видели. Первую группу они знают уже отлично, могут многое рассказать о привычках и особенностях поведения ее представителей. Информацию о других, еще пока неизвестных, обитателях тропических лесов или пустынь, можно брать из книг.
  8. Старайтесь сделать каждое занятие максимально интересным. Не заставляйте ребенка заниматься, если он устал или плохо себя чувствует. Хвалите его не только за успехи, но и за старание, внимание, сообразительность.

Читайте также: Картинки животных для детей

Задания

Для занятий на тему «Насекомые» предложите детям следующие задания по картинкам:

  • Расскажи, кто перед тобой. Попросите описать то насекомое, которое изображено на картинке. Важно отметить внешний вид: тело, крылья, лапки; окраску; зону обитания; пользу или опасность для человека.
  • Сравни двух похожих бабочек, жуков, стрекоз. Перечисли все их общие признаки и отличия.
  • Посчитай до 5 (одна бабочка — две бабочки- три и т. д.) Каждый раз можно брать название другого представителя семейства (комар, жук, гусеница и т. п.)
  • Назови ласково: комар – комарик, жук — жучок, пчела — пчелка.
  • Расскажи о насекомых, которые приносят пользу. Зачем они нужны? Как они помогают человеку?
  • Подумай, почему укусы насекомых неприятны человеку? Как защитить себя от опасных представителей этого семейства?
  • Какие звуки издают насекомые? Изобрази такой звук:

Жук — жужжит (жжжжж)
Шмель — гудит (уууууу)
Комарик — пищит (иииииии)

  • Что умеют насекомые, что они делают:

Бабочка – порхает, кружится, садится на цветок, пьет нектар.
Муравей — бежит, торопится, строит муравейник, прячется от грозы.
Жук –
Гусеница –
Комар –
Стрекоза –

  • Назови насекомых, которые:

– умеют летать;
– строят себе дом;
– жужжат;
– яркой окраски;
– больно кусают.

  • Придумать предложение с тремя данными словами и подобрать соответствующую картинку:

– шмель большой летать;
– бабочка нежный крылышки;
– стрекоза большой глаза;
– комар тонкий пищит;
– жук падать лист;
– муравей бежать тропинка.

  • Задать по картинке как можно больше вопросов про одно насекомое или разных, изображенных на сюжетной картинке.
  • Составить короткий рассказ про двух-трех разных насекомых, изображенных на картинке (карточки нужно выбрать наугад). С детьми 5 лет и старше можно использовать сразу все иллюстрации, а с малышами лучше доставать одну за другой.
  • Придумать смешные короткие стихи про тех, кто кружится над лугом или живет среди травинок на полянке или лесной опушке. Упражнения на поиск рифмы отлично тренируют фонематический слух ребенка и его воображение.

Читайте также: Пальчиковая гимнастика на тему “Насекомые” для детей

Игры

С изображениями насекомых можно организовать множество полезных речевых игр, например:

  • Собери части

Нужно сложить картинку, разрезанную на несколько частей и описать того, кто на ней окажется. Для малышей рисунок можно делить на 3-4 части, потом постепенно количество кусочков нужно увеличивать. Победитель определяется по скорости выполнения задания. Можно записывать результат одного ребенка или устроить соревнование между несколькими. Сделать разрезными легко любую картинку самостоятельно.

  • Кто же на кого похож

Взять одну карточку с любым насекомым (из целого набора, разложенного на столе) и подобрать к ней изображение другого, похожего. Затем нужно сравнить рисунки на обеих картинках и перечислить все схожие признаки. Если все они названы правильно, то игрок получает пару себе. Побеждает тот, кто соберет больше всего пар.

  • Прогулка

Нужно на скорость, по сигналу взрослого, собрать изображения всех насекомых (как можно больше), которые могут встретиться:

на лугу;
в лесу;
в огороде;
в джунглях.

Затем выбрать одну картинку и рассказать о том, кто на ней нарисован. Набор изображений можно использовать один и тот же. Дети должны рассказать о том, что насекомые делают в том или ином месте. Например: На лугу бабочка будет кружиться над ромашками, в лесу она сядет на большой боровик, в огороде устроится погреться среди капустных грядок, в джунглях — притворится экзотическим цветком на лиане. Побеждает тот, кто сможет рассказать разные истории про всех, кого собрал.

  • Занимательные истории

Разные картинки для детей с насекомыми можно использовать для составления рассказов. Предложите ребенку (или детям) достать по одной карточке и придумать историю про того, кто на ней изображен. Это может быть целый рассказ или небольшой кусочек общего сюжета. Побеждает тот, кто выскажется последним.

  • Сравни и расскажи

Нужно выбрать одну картинку с насекомым и найти его сходство с чем-то из окружающих предметов. Например:

Шмель — дирижабль, клубок ниток, помпон на шапке.
Стрекоза — самолет, заколка, вешалка, якорь.

  • Нарисуй и расскажи

Для этой игры понадобится бумага и цветные карандаши. Нужно «превратить» в насекомое одну из простых геометрических фигур (заранее нарисованных на отдельных листках бумаги). Ребенок может рисовать отдельные детали и раскрашивать их, используя готовый контур в качестве основы.

Еще один вариант – проводить эту игру, подготовив раскраски для детей и разделив их на отельные листы. Интересно устроить соревнование на скорость или провести в конце конкурс рисунков, выбирая победителя.

  • Отыщи пару

Нужно подобрать изображение насекомого и его жилища, каждого обитателя положить в свой домик: улей, муравейник, листок, цветок. Рассказать, где именно проживают пчелы, жуки, бабочки и как они построили (или нашли) свое жилище.

Игры и занятия с картинками нравятся детям, поэтому они с удовольствием выполняют задания, быстрее осваивая полезные навыки. Удобно, что набор карточек с иллюстрациями можно купить готовым или сделать самостоятельно. Например, вырезать из журнала или распечатать из интернета. Такой наглядный материал не требует больших затрат, но при этом:

  • многофункционален;
  • удобен для хранения и транспортировки (всегда можно взять с собой на дачу или в гости);
  • может быть использован для детей разного возраста.

Насекомые плакат

Раскраски

Раскраски по теме позволяют детям хорошо закрепить пройденный материал. Используйте раскраски на занятиях и в качестве домашних заданий.

Как видите, задания по теме “Насекомые” могут быть разнообразными и интересными. Если вы еще не использовали эту тему для логопедической работы с детьми, то стоит непременно восполнить этот пробел!

Автор статьи

логопед-дефектолог

Источник

Сегодня я первый раз попробовала сделать тематический день. Тема у нас была “Насекомые”.

1. Сначала мы рассматривали насекомых в книжке “Я играю и учусь” и в журнале ШСГ “Мой первый словарик” и расскладывали карточки с насекомыми.

2. Пчела и комар (с 2-3 лет)

Точно так же можно изобразить и комара, только при этом следует не «жужжать», а длительно произносить звук: «З-з-з…» Изображая комара, прочитайте малышу рифмовку: Надо мной комар летит, Прямо в ухо мне пищит. Случай не упустит – Сядет и укусит. Сделайте вид, что комарик хочет «укусить» ребенка. Для этого дотроньтесь указательным пальцем до малыша и продолжайте «звенеть». Пусть ребенок тоже изобразит комара и попробует «укусить» вас. В следующий раз спросите, кого вы изображаете, пчелу или комара. Для этого покажите пальчиковую игру и длительно произносите звук Ж или З. Пусть ребенок определит, какое это насекомое

Комарика изображать Илья не захотел, ему больше понравилось про пчелу, ну а вращал он, конечно, не пальцем, а всей рукой.

3. Ловим комариков

Ребенок стоит прямо с опущенными вниз руками. Теперь расскажите, что к вам подлетели комарики, будем их ловить. Хлопаем в ладоши поочередно впереди себя и над головой — по 3—4 раза.

4. Клеили наклейки. Сначала я дала Илье приклеить солнышко, потом цветочки на травку, а потом насекомых. По ходу рассказывала, что цветочки растут в траве, а насекомые летают в небе.

5. Игра с прищепками.Поймай жучка

Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно».

Я много читала про пользу прищепок, но раньше как то руки не доходили и мы с ними не играли. Летом я показывала Илье на улице как цеплять прищепку на веревку. А сегодня сынок так заинтересовался, цеплял их везде.

6. Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Дуть на бабочки сынок не захотел, а просто дергал их и оторвал.

7. Сказка на фланелеграфе. “На полянке рос грибок”

Доска до сих пор так и не готова, поэтому я обмотала фланелью диванную подушку. Сказку слушать Илья не захотел и мы просто цепляли картинки и я показывала и называла насекомых.

8. Из нашей шкатулки сокровищ я выбрала насекомых и мы их рассматривали, раскладывали бабочек к бабочкам, божьих коровок к божьим коровкам.

9. Из нашей игры “Где чей домик?” я выбрала насекомых.

10. Складывали бабочек из половинок.

11. Зарядка “Бабочка”

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Илюшка не захотел показывать. Тогда мы просто стали с ним бегать и махать руками, как бабочка крыльями. Иногда я говорила “Бабочки сели на цветок” и мы приседали, а потом снова бегали.

А еще мы прыгали на диванным подушках. Я решила, что как кузнечики.

12. Большой-маленький. Я распечатала некоторых насекомых двух размеров. Только не успела раскрасить. Положила перед Илей два картонных листа А4 и А5. Сказала, что большие насекомые живут в большом домике, а маленькие в маленьком. Выдавала сыну по одной паре. Он разложил три пары, а потом ему надоело.

13. Делали аппликацию “Жучки” из альбома по творчеству

Почти весь пластилин лепила я, так как сыну быстро надоело, а вот крупу он самостоятельно вдавливал.

Источник

Лэпбук «Насекомые».

Автор дидактического пособия: воспитатель Павлова Ольга Александровна.

Цель пособия: расширить представления детей о насекомых, об их месте обитания, о питании.

Задачи: Упражнять в умении устанавливать причинно – следственные связи между образом жизни и средой обитания. Воспитывать умение составлять рассказ по картинке. Упражнять в узнавании и назывании насекомых. Упражнять в умении собирать разрезные картинки в целое. Развивать компоненты устной речи. Развивать диалогическую речь (формировать умение отвечать на вопросы, используя элементы объяснения). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и насекомым. Воспитывать самостоятельность и инициативу.

Общее описание: лэпбук изготовлен из картона, обклеенного обоями и пройденного для прочности широким скотчем. Он состоит из четырех разворотов, на лицевой части название лэпбука и картинки насекомых, на развороте слева – задания по развитию речи плюс дидактические игры, справа – дидактические игры, на оборотной стороне информация о цели и задачах данного лэпбука и его содержание.

Методические рекомендации: Лэпбук предназначен для работы с детьми 3-7 лет, однако отдельные игры могут быть использованы и в более раннем возрасте. Взрослому следует ознакомить ребенка с правилами игр, поиграть с ним в них. В ходе дидактических игр взрослый должен стимулировать речевую активность ребенка, поощрять правильные ответы. Усвоив правила, дети затем могут играть самостоятельно. Так как пособие содержит большое количество игр, во избежание утомляемости рекомендуется использовать их дозировано.

Возможные сложности при использовании материала: Лэпбук содержит задания разной сложности, что необходимо учитывать при работе с детьми.

Содержание лэпбука «Насекомые».

Пальчиковые игры.

Цель: развитие мелкой и общей моторики. Материал: картонный кармашек, в котором на карточках написаны пальчиковые игры. Форма деятельности: совместно с воспитателем.

Список пальчиковых игр: Паучок, С кем дружит цветок, Пчела, Боья коровка, Улей, Светлячок – червячок, Сороконожка, Жук, Оса, Комарик, Пчела и жук, Стрекоза, Муравей, Насекомые, Труженница пчела

hello_html_7bc6bdcc.jpg hello_html_3b5e86b1.jpg

Загадки, Скороговорки, Пословицы, Поговорки, Стихи про насекомых

Цель: Формировать умение отгадывать загадки. Развитие чистого звукопроизношения и грамотной речи. Формировать интерес к заучиванию стихов, развивать связную речь.

Материал: Записная книжка, в которой собраны загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и стихи про насекомых.

hello_html_7e25859b.jpg hello_html_257c182f.jpg

Игра «Разрезные картинки».

Цель: Формировать представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, формировать умение складывать картинку из разрезных частей.

Материал: картонные кармашки, с изображением насекомых в которых находятся наборы этих же картинок, но в разрезанном виде.

Форма деятельности: совместно с воспитателем, самостоятельная игра детей.

Ход игры.

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением насекомого. Ребятам участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целая картинка. По окончании выполнения задания детям предлагаются для соотнесения картинки.

hello_html_30d9396f.jpg

Развитие речи «Посмотри на картинку, опиши – кто это»

Цель: Формировать умение точно, лаконично и образно составлять описательный рассказ о насекомых.

Материал: Картинка с изображением разных насекомых.

Форма деятельности: совместная с педагогом, индивидуальная, совместная со сверстниками.

Варианты игры:

  1. Педагог показывает карточку с насекомым, ребёнок называет насекомое, описывает отвечая на вопросы воспитателя..

  2. Ребёнок самостоятельно берёт карточку и составляет рассказ о насекомом.

Несколько детей друг другу показывают карточки и составляют описание насекомого.

hello_html_m1869dc9d.jpg

Игра «Самый – самый внимательный»

Цель: Развивать внимание, логику, умение находить то, что на первый взгляд не заметно, замечать лишнее на картинке.

Материал: Картинка с изображением разных насекомых на которых различные задания.

Форма деятельности: совместная с педагогом, индивидуальная, совместная со сверстниками.

hello_html_m121a3105.jpg

Аппликации «Насекомые»

Материал: Картинка с изображением как можно делать аппликации разных насекомых.

hello_html_505240fd.jpg

Материал «Такие разные насекомые»

hello_html_m2bee8052.jpg hello_html_m1abaa3e7.jpg hello_html_m6587deec.jpg

hello_html_m120abd59.jpg hello_html_31cca7af.jpg

hello_html_cff0830.jpg

Источник

Людмила Михайловна Потапова
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые»

Уважаемые коллеги!

Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей.

1. Игра «О чем сегодня будем говорить?»

Цель: развитие процесса мышления, обобщения, правильного произношения.

(Выставляется картинка луга.)

Посмотри на летний луг,

Приглядись внимательно,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

Очень занимательна.

И зеленая картинка

Сразу оживает:

Сел кузнечик на травинку,

Бабочка порхает,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

Назови одним словом тех, кто изображен на картинке. (Это насекомые.) Перечисли известных тебе насекомых. Знаешь ли ты, где они живут? (Стрекоза живет рядом с водоёмами. Бабочки живут на лугах. Таракан живет в доме рядом с человеком и т. д.)

Логопед: Но что- то я не вижу насекомых. Они появятся, когда вы их отгадаете.

2. Загадки о насекомых.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит-стрекочет.

(Стрекоза)

Не зверь, не птица,

Нос как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит.

(Комар)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

(Муравьи)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

(Оса)

Целый день он спать не прочь.

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать …

(Сверчок)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу

Если в воздухе кружусь,

То уж вдоволь нажужжусь.

(Жук)

Какая коровка, скажите, пока

Еще никому не дала молока?

(Божья коровка)

-О ком были загадки?

3. Игра «Угадай кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью выставленного картинного материала.

Порхает (кто) – …. (Бабочка)

Прыгает (кто) – … (Кузнечик)

Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.

4. Игра «Один – много»

Цель: образование существительных в форме множественного числа.

Бабочка, а много … (Бабочек)

Кузнечик, а много … (Кузнечиков)

Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.

Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.

5.Игра: «Что делает, что делают?»

Цель: образование формы множественного числа глаголов.

Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)

Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)

Оса жалит, а осы … (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)

Комар звенит, а комары… (Звенят.)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)

Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)

Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)

Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)

Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)

6. Игра «Подбери признак»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Бабочка (какая)– красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие)– полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).

7. Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Комар – комарик, стрекоза – стрекозка,пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко.

и т. д.

8. Игра «На полянке»

Цель: расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над) .

Выставляется большая картинка с изображением колокольчика и паутинки и шесть предметных картинок (жук, муравей, паучок, бабочка, стрекоза, гусеница). Для того чтобы дети использовали разные предлоги, рекомендуется приклеить «липучки» над колокольчиком, в чашечке, колокольчика, на стебель колокольчика, под листок, на паутинку.

Логопед просит детей сказать, где находятся насекомые.

– Жук на колокольчике.

-Бабочка над колокольчиком.

-Паучок под листочком.

– Муравей бежит по травинке.

-Стрекоза в чашечке колокольчика.

-Гусеница на стебле колокольчика.

А теперь поиграем в игры:

9. «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто появился?»

Цель: развитие зрительного внимания.

(С использованием этой же наглядности).

10. Игра «На лугу»

Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Логопед сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:

Бабочки в небе …. (летают,

Крыльями… (машут,

Нас забавляют.

Я по небу не … (летаю,

На скакалке я … (скачу)

В классики… (играю)

Если только захочу,

Как кузнечик… (поскачу)

В траве сидит… (кузнечик)

Зеленый огуречик

Только ветер зашумел

Наш кузнечик … (улетел)

Прыгает и … (скачет)

Никогда не … (плачет)

11. Игра «Бывает – не бывает»

Цель: понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

12.Игра: «Кто как передвигается?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Жук ползает, а стрекоза…

Оса летает, а гусеница …

Паук ползает, а пчела …

Кузнечик прыгает, а комар …

Таракан ползает, а стрекоза …

Бабочка порхает, а муха …

13. Игра «Насекомые-великаны»

Цель: употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.

Это не жук, а жучище.

Это не муравей, а муравьище.

Это не комар, а комарище.

Это не шмель, а шмелище.

Это не таракан, а тараканище.

14. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

15. Физминутка Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза – очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

16. Игра «Сколько насекомых на цветке»

Цель: согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5).Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья.»

17. Игра «Мой рассказ о насекомом»

Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.

Инструкция: «Посмотри внимательно на схему»Ответь на вопросы:

1. Кто это?

2. Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

3. Какие части тела у него есть?

4. Где живет?

5. Как называется его дом?

6. Как развивается?

7. Какую роль играет в окружающем мире?

На примере насекомого: пчела.

18. Игра «Кто улетел с полянки?»

Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.

Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки. (С лесной полянки улетела пчела и т. д.)

Источник