Развитие ребенка время года лето
Время года – Лето.
Лето
Лето
(картинки из серии Умные книжки “Что нас окружает”)
Рассказ про Лето:
Летние месяцы — июнь, июль, август — самая благодатная, самая щедрая пора в году. Дни долгие, солнечные, теплые.Густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая.
Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими.
Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики, васильки. В лесу поспевает сладкая малина, черника, брусника, ежевика.
Появляются первые грибы: волнушки, рыжики, грузди, белые (боровики). в садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах — морковь, свекла, лук, в полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов.
Порхают над лугом бабочки, стрекозы, пчелы и шмели.Звери и птицы заботятся о подрастающих малышах, учат их тому, что умеют сами.
Летом у людей немало дел: прополоть, окучить и полить гряды в огороде, скосить сено в лугах.
Лето — чудесная пора для ребятишек! Можно вдоволь накупаться в речке, позагорать на теплом песочке, поудить рыбу, поиграть в веселые игры, собирать грибы и ягоды.
Вопросы про Лето:
Какие растения цветут летом? Какие летом заботы у лесных птиц и зверей? Каких насекомых можно увидеть в лесу и на лугу летом? Какие ягоды и грибы появляются в лесу летом? Чем люди занимаются летом?
Стихи про Лето:
***
Летом
Вот и лето. Жарко, сухо,
От жары нет мочи.
Зорька схлдится с зарёю,
Нет совсем и ночи.
Поднялось и заиграло
Солнце над полями,
Порассыпалось своими
Жгучими лучами.
По лучам с травы высокой
Росу собирает.
И от солнечного зноя
Поле высыхает.
(Иван Суриков)
***
Лето
Сколько запахов у лета!
Сладкий — липового цвета,
Горький — листьев тополиных,
Нежный, еле уловимый
Запах зреющей малины.
***
Я рисую букет
Вот и настало лето,
Теплынь и благодать!
Цветов и трав букеты
Я буду рисовать.
Пойду с альбомом к речке,
В зеленые луга,
Где иван-чая свечки,
Где копны и стога.
Как сладко пахнет медом
И скошенной травой!
Замечу мимоходом
Цветочек луговой.
И стебель серебристый,
Украшенный цветком,
Я зарисую быстро
В свой маленький альбом.
А на лесной опушке
Ромашки расцвели,
Кукует здесь кукушка,
Гудят, жужжат шмели.
Ползут в траве букашки,
Скользит по веткам свет,
Три белые ромашки
Украсят мой букет.
Чудесное приволье
В лесу и у реки,
Во ржи, в широком поле
Синеют васильки.
Их нарисую тоже,
А рядом — колоски,
Чтобы припомнить позже
Июльские деньки,
Пропахшие цветами,
И зноем, и травой,
И подарю я маме
Рисунок летний свой.
***
Жаркая пора
Лето – жаркая пора,
Светит солнышко с утра,
Даже если дождь пойдёт –
Вокруг сияет всё, поёт.
Летом – синяя река
И плывут в ней облака,
Рубином ягоды горят,
Пора каникул для ребят.
***
Лето
Лето – это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето – яркие цветы
Необычной красоты,
Лето – тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт.
***
Здравствуй, ЛЕТО!
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом.
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!
Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке
Сколько хочешь буду спать!
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, что лето
Было целый год со мной!
(Татьяна Бокова)
***
Вот и лето
Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.
(М. Ивенсен)
Задания про Лето:
Задание 1
Подбери признак:
Лето (какое?) — … Солнце летом (какое?) — … Море (какое?) — … Лес (какой?) — … Речка (какая?) — … Небо (какое?)-…
Задание 2
Подбери предметы к признакам.
Зелёная…(трава, лягушка, ботва, кофта).
Зелёный…,зелёные…,спелая…,спелые…,спелое…,тёплая…,тёплые…,тёплое…
Задание 3
Ответь на вопросы:
Как называется время года после весны? Перед зимой?
Какое время года между зимой и летом?
Какое время года называют белым? Жёлтым? Зелёным? Почему?
Загадки про Лето:
***
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?(Летом)
***
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
***
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — … (Лето)
***
Зеленеют луга,
В небе – радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться …(Лето)
***
Хочешь в воду ты ныряй,
Хочешь на песке играй.
Сколько замков здесь создашь!
Что за место это? …(Пляж)
***
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.(Колокольчик)
***
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
солнца белые лучи.(Ромашка)
Источник
Тема периода: «Лето»
Тема занятия: «Времена года. Лето.»
Цели и задачи:
– расширять словарный запас по теме «Лето »
– закрепить знания детей о последовательности времен года, названии летних месяцев, характерных признаках лета как времени года
– упражнять в образовании форм родительного падежа имен существительных множественного числа
– продолжить работу по составлению предложений, верному согласованию слов в предложении
– упражнять в образовании антонимов по лексической теме «Лето»
– развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.
– воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма
Словарь: июнь, июль, август, долгожданный, жаркий
Оборудование и материалы: сюжетные картинки «Времена года. Лето», разрезные картинки «Лето», предметные картинки с изображением трех яблонь.
Интеграция о/о: «С.-К. Р.», «Х.-Э. Р.», «П. Р.»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и скажите, о каком времени года мы будем говорить сегодня.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …
Дети: Лето.
Воспитатель: Верно. Сегодня наше занятие будет посвящено лету.
II. Основная часть.
1. Воспитатель: Послушайте стихотворение о лете
Лето Я. Ким
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Воспитатель: О каких признаках лета говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Что общего и чем отличаются друг от друга?»
Весна и лето.
Июль и август.
Воспитатель: Дети, какие летние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. (Ответы детей)
2. Пальчиковая гимнастика
Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем летом мы играть:
Будем плавать и качаться,
Будем прыгать и кататься,
Будем бегать, загорать
И грибочки собирать.
3. Дидактическая игра «Собери предложение»
Купаться, мы, в, любим, речке. (Мы любим купаться в речке.)
Лесу, летом, в, много, и, грибов, ягод. (Летом в лесу много грибов и ягод.)
Лета, после, осень, наступает. (После лета наступает осень.)
4. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Лето – зима.
Весна – осень
Тепло – холодно
Жарко – прохладно
Светлый день – тёмный день
Солнечная погода – пасмурная погода
5. Физкультминутка «Лето»
Лето… Лето… Лето. (Хлопки в ладоши.)
Какого оно цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
— Нежно-зеленого, как в траве кузнечик. (Прыжки на месте.)
Желтого, желтого, как песок у речек.
Голубое, синее, самое красивое.
Вот какое лето!
— Лето… Лето… Лето… (Хлопки в ладоши.)
Еще какого цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
— Яркого, жаркого, как лихая пляска! (Приседания.)
Звездного, звездного, как ночная сказка!
Светлое, зарничное, сладко-земляничное.
Вот какое лето!
— Лето… Лето… Лето… (Хлопки в ладоши.)
Еще какого цвета?
Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!
— Красного, красного, как на мачты флаги! (Махи руками над головой.)
Гордого, ясного, как слова присяги!
Дружное и братское, наше октябрятское.
Вот какое лето! (Хлопки в ладоши)
6. Дидактическая игра «Что не так?»
Лето – самое холодное время года.
Когда на улице жарко, мы тепло одеваемся.
Гулять надо только в дождливую погоду.
7. Дидактическая игра «Подумай!»
На трех яблонях – желтые, зеленые и красные яблоки. На самой высокой – не зеленые и не красные, на самой низкой – не желтые и не зеленые. Какого цвета яблоки на средней яблоне? Раскрась яблоки.
Дети на заранее розданных предметных картинках должны раскрасить яблоки зеленым цветом.
III. Подведение итогов занятия
Воспитатель: О каком времени года говорили на занятии?
Назовите летние месяцы.
Какое задание понравилось вам больше всего?
Какое задание вызвало затруднения?
Источник
Вальтер Екатерина
Конспект занятия «Время года лето»
Конспект- занятие. Время года лето!
Цели: расширить представление детей о лете, как времени года; уточнить знания о лесе (какую пользу приносит, что растет); воспитывать бережное отношение к растениям, насекомым, к лесу и его обитателям; развивать воображение детей и слуховой анализатор.
Материалы и оборудование; карточки-картинки с изображением леса, цветов, насекомых.
Ход занятия
I. – Ребята, послушайте загадку и подумайте, о каком времени года мы будем сегодня говорить?
Зеленеют луга,
В небе – радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться. (Лето)
II. – Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в лето! Но прежде чем отправится в путешествие, давайте отгадаем загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нем.
Ответы детей: лес
– Первая станция «Лес».
– В народе говорят: «В лесу жить – голодному не быть»
– Как вы думаете, почему так говорят? Что растет в лесу? (грибы и ягоды)
– Какие лесные ягоды вы знаете? (земляника, черника, ежевика)
-Какие грибы вы знаете? (мухамор, опята, подосиновик)
Игра «Назови ласково».
Вы все любите когда вас называют ласково и нежно, а давай те мы с вами попробуем назвать грибы и ягоды ласково,например: мухомор, а ласково будет звучать “МУХОМОРЧИК”. Я по очереди буду вас спрашивать, а вы будьте внимательными.
Белый гриб – беленький грибочек
Сыроежка — сыроежечка
Подберёзовик – подберезовичек
Поганка — поганочка
Подосиновик — подосиновичек
Малина- малинка
Клубника- клубничка
Ежевика- ежевичка
Земляника- земляничка
-Молодцы!
– Следующая станция «Луг».
– Как думаете, кого и что мы встретим на лугу?
– Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать, так мы назовем многих насекомых, которые живут на лугу (на каждую отгадку показывается картинка)
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
А сядет – молчит. (жук)
Интересный факт: как и у почти всех насекомых, у жука три основные части — голова, грудь и брюшко, облаченные в твердую оболочку. Также у жуков есть усики, которые помогают им ориентироваться в пространстве, и на них около десяти чувствительных зон. И конечно у жуков 6 ножек.
1. Не птица, а с крыльями,
2. Над цветком летает,
3. Медок собирает. (пчела)
Интересный факт: пчелы – самые трудолюбивые насекомые в мире. Пчела может легко летать на большие расстояния и при этом всегда находить дорогу домой.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает,
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а нектар собирает.
(бабочка)
Интересный факт: бабочка откладывает своё потомство в одном месте много лет подряд. Бабочки не когда не спят.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Серебристые глаза,
Кто же это … (стрекоза)
Интересный факт:стрекоза большая труженица. С раннего утра и до захода солнца порхает она, над водоемами добывая себе пропитание в виде мошек, комаров и мух. За целый день охоты стрекоза может поймать и съесть около 650 насекомых.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка (кузнечик)
Интересный факт: усы кузнечиков длиннее, чем их тело. Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание.
– Молодцы! Справились! А теперь отдохнем и поиграем в игру «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики
(движение по тексту)
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко!
Прыгай на носках легко.
– Как хорошо! А еще на лугу растут цветы. Давайте назовем их (одуванчик, мать – и – мачеха, незабудка, ромашка, василёк и т. д.) Молодцы!
Растение мать-и-мачеха так называется, из–за того, что его листья с одной стороны совершенно гладкие и на ощупь холодные, а с другой покрыты пушком и оттого кажутся мягкими и нежными. Вот и получается, что у этого растения листва с одной стороны – мачеха, а с другой – мать.
Незабудка у многих народов – является символом постоянства и верности. У англичан этот цветок называется «помни», у французов «будь верен», у немцем «не забывай».
Послушайте внимательно стихотворение об одуванчике.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Е Серова)
Какой наряд у одуванчика. Желтый сарафанчик. А как он будет выглядеть, когда подрастет?. Беленькое платьице?
А почему одуванчик еще называют»маленьким портретом солнца»?
По одуванчикам можно сверять часы. Они раскрываются в шесть часов утра, и закрываются в три часа дня, плюс-минус несколько минут.
Ромашка – символ праздника семьи, любви и верности. Белый цвет – как символ чистоты, желтое солнышко домашнего тепла, объединяющее лепестки в крепкую семью.
Вам наверняка доводилось видеть, как растут в поле рожь и пшеница. Среди бескрайнего золотисто-желтого поля обязательно встретятся пятнышки голубовато-синего цвета, похожие на кусочки неба. Это – цветы васильки.
Васильки радуют пчел, ведь василек – растение-медонос. Из нектара этого цветка получается вкусный васильковый мед, который имеет характерный светло-желтый цвет.
– Ребята, мы с вами на лугу, что можно делать на лугу, как вы думаете? (Собирать цветы, ловить бабочек, играть).
– Какие природные явления мы можем увидеть и услышать летом? (гром, молния, радуга)
– Станция «Огород».
Ребята отгадайте загадки про овощи, которые растут в огороде.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи. (Капуста)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Маленький,
Горький,
Луку брат. (Чеснок)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
Закопали в землю в мае.
Много дней не вынимали.
Стали в августе копать –
Не одну нашли, а пять (картофель)
В землю врос красный нос,
Сверху лишь – зеленый хвост. (Морковь).
Игра «Вершки, корешки». У одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Если я называю вершки, вы хлопаете в ладоши, а если корешки топаете.
Баклажаны. Вершки
Редька. Корешки
Морковь. Корешки
Капуста. Вершки
Картофель. Корешки
Клубника. Вершки
Чеснок. Корешки
Огурцы. Вершки
А вот у лука съедобные и вершки и корешки.
игра «Овощи и фрукты»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит водящий с большим мячом в руках. Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт,например:
Морковь. Овощ
Капуста. Овощ
Апельсин. Фрукт
Виноград. Фрукт
Ананас. Фрукт
Огурцы. Овощи
КартофельОвощ
Груша. Фрукт
Дорисуй половинки: Овощи и корнеплоды
А, кто знает, какой первый летний месяц?
Правильно, первый месяц лета – июнь.
– В июне уже тепло, густые сочные травы украшены цветами, зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли.
А, еще, в конце июня пока трава сочная и не начала желтеть, люди начинают сенокос.
Кто скажет, как называется второй месяц лета?
Июль – второй месяц лета. В народе его называют «сердцем лета». Яркие цветы украшают луга и поля, цветут ромашки, колокольчики, васильки. В июле поспевают ягоды черники, малины, ежевики. В лесу появляются первые грибы – рыжики, грузди, белые.
Зверям в июле – приволье.Много вкусных лакомств приготовил для них лес: сладкие ягоды, сочные травы, молодые нежные коренья, грибы. Медведь лакомится малиной. Лоси и олени щиплют сочную травку. А ещё июль самый грозовой месяц, но обычно гроза быстро проходит и вновь выглядывает солнышко.
Как называется последний месяц лета?
Правильно, молодцы! Август – последний летний месяц. Красное лето идет на убыль, дни становятся короче. В лесу много грибов, ягод, орехов. Поэтому и зовут август в народе «хлебосолом». В августе на полях наливаются спелостью колосья ржи, пшеницы. Начинается уборка урожая. В конце августа появляются на деревьях первые желтые листочки – приметы ранней осени. Лето заканчивается.
Итог занятия.
Ребята, наше путешествие в лето закончилось.
Вам было интересно? (ответы детей).
Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).
Источник
Изучение времени года, природных явлений, соответствующих тому или иному времени года, входит в программу подготовки ребёнка к школе.
На примере своего пособия хочу рассказать, как можно знакомить дошкольников с временами года.
Авторское фото
Рассматривая пособие, стоит сказать ребёнку, что существует четыре времени года – зима, весна, лето, осень. И каждое по-своему прекрасно. Нет ничего более постоянного, чем смена времён года.
Обязательно нужно спросить (или сказать, если не знает): какое сейчас время года? А какое будет после?
При этом расположить домики в определённой последовательности. Если ребёнок знает названия времён года, спросить:
Какое у тебя любимое время года? Почему нравится?
Времена года имеют свои особенности:
Зимний домик голубой – это холодный цвет, цвет зимы
Авторское фото
Рассказать: Зимой холодно. Дует ветер и часто идёт снег. На улице становится белым-бело. Люди надевают тёплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, коньках и лыжах, лепят из снега снеговиков.
А вот весенний домик – зелёная весна
Авторское фото
Рассказать: Весной на улице становится теплее. Солнце светит и греет. Вместо снега начинает идти дождь. На деревьях появляются почки, которые затем превращаются в маленькие зелёные листочки. Дети пускают в ручейках кораблики, готовят и вешают скворечники, сажают деревья.
Затем наступает «Лето красное». Это красный домик
Авторское фото
Рассказать: Летом тепло и солнечно. Летом жарко. Время от времени идут тёплые ливневые дожди. После дождя из-за облаков выглядывает солнышко и на небе зажигается радуга. На деревьях много листьев, растёт трава, цветы. В огороде поспевают овощи, ягоды. Много игр детей на улице.
И, наконец, золотая осень. Это ярко-жёлтый домик
Авторское фото
Рассказать: осенью становится холоднее. Дует осенний ветер, идут холодные дожди. На улице бывает много луж. Листья желтеют, краснеют и опадают. Люди одеваются в осеннюю одежду. Дети идут в школу.
Расширяйте знания детей о временах года
Рассказы о признаках того или иного времени года можно продолжить и расширить в зависимости от возраста детей. А также предложить детям рисовать пейзажи на каждое время года. Можно читать и заучивать стихи: «Времена года», например:
Придумала мать дочерям имена
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А лето пришло – всё под солнцем цветёт
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля. Автор А. Кузнецова
А для закрепления используйте игры:
Когда это бывает?
- Скажи, а в какое время года можно наблюдать хмурое небо, дожди, листопад?(Осенью)
- Снег, морозные узоры? (Зимой)
- Таяние снега, капель, ледоход? (Весной)
- Грозу, радугу, тёплый ветерок? (Летом)
Бывает – не бывает(Бросаете мяч ребёнку и задаёте вопросы, ребёнок отвечает: бывает – не бывает)
- Снег зимой?
- Мороз летом?
- Ледоход осенью?
- Капель летом?
- Листопад весной?
- Метель осенью?
- Дождь летом?
- Гроза весной?
- Роса зимой?
В старшем дошкольном возрасте нужно познакомить с названиями месяцев. Сначала объяснить, что каждое время года делится на три месяца. При этом обращайте внимание на правильное произношение месяцев. Не следует заучивать все месяцы сразу. Начните с зимних, затем весенних, летних и осенних месяцев. И, только после этого учите называть все 12 месяцев.
Если информация была полезной, ставьте лайки, пишите о своих впечатлениях и опыте, подписывайтесь на канал!
▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸▸
Мой проект для развития дошкольников “Умная Сова” :
YouTube Вконтакте
Источник