Развитие ребенка времена года зима

Развитие ребенка времена года зима thumbnail

Время года – Зима

 

Время года – Зима

 

(картинки из серии Умные книжки “Что нас окружает”)

 

Время года – Зима

 

Время года – Зима

  

Текст о Зиме: 
Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
День за днем — снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон. (Зимой влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.) А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.

Вопросы: Куда прячется белка в сильные морозы? Что делает зимой медведь? Какой праздник отмечают зимой? Как готовятся к встрече Нового года? Назвать зимние игры и забавы. Чем питаются зимой заяц, белка? На кого охотится лиса?

Стихи о Зиме:
 ***
Зима (А.С. Пушкин)

Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.

***
Снегопад (Глушев Г.)

Маленькие ёлки
И большие ели
Что-то приумолкли,
Что-то присмирели.
Снег с утра до ночи,
Всё засыпать хочет:
И в лесу все тише,
И снега все выше.
Елочки-подружки
Говорят друг дружке:
-Слишком много снега-
Тяжело макушке.

***
Новогодние деньки

Новогодние деньки!
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной
От смолистой ели.

***
На лыжах

Солнце ходит выше
С каждым днем.
Мы наденем лыжи —
В лес пойдем.
Словно терем белый,
Замер бор.
Мы на лыжах смело
Мчимся с гор.

***
Вы узнаёте зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?

Подбери слово о Зиме:
 Снежный (что?) — …
Снежная (что?) — …
Белый (что?) — …
Холодная (что?) — …
Морозный (что?) — …
Ледяная (что?) — …
Трескучий (что?) — …
 Сильный (что?) — …

Подбери признак о Зиме: 
Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.
Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.
Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

Составь рассказ про Новый год: 
Что ты знаешь об этом празднике. Дети наряжают (ёлку). Дед мороз принёс детям (подарки). Ёлка украшена разноцветными (ёлочными игрушками).

Загадки о Зиме:
 ***
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.(Снежинка)

***
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

***
Белая скатерть все поле укрыла (Снег)

***
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.(Снег)

***
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки)
***
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

***
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

***

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы)

***
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)

***
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

Источник

Мадина Тава
Конспект занятия по ознакомлению с временами года «Зима»

Цель: Закрепить у детей представления о зиме. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.

Образовательные задачи:закреплять знания о зиме: название зимних месяцев, зимних игр, пословиц о зиме. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Расширять кругозор с помощью литературных произведений.

Развивающие: продолжать развивать внимание посредством игровой деятельности. Уметь устанавливать связи между явлениями природы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным произведениям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про зимние месяцы, разучивание народных подвижных игр, чтение русских народных сказок, знакомство с устным народным творчеством, культурой и традициями русского народа.

В: Зима – это самое волшебное время года. Поэты и писатели написали о зиме множество прекрасных произведений, где хотели показать волшебные превращения зимы в тихую красавицу, шаловливую озорницу, вьюжную проказницу, чудную чародейку. Послушайте стихи о волшебнице – зиме.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

В: Это стихотворение написал наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (показываю портрет поэта). Ребята, но о зиме не только сочиняют стихи, но и пишут музыку. Так, композитор Петр Ильич Чайковский, чей музей находится в нашем городе, потому что жил и работал здесь (показываю фотографию, сочинил произведение, которое называется «Времена года». Послушайте отрывок из этого произведения. (Дети слушают музыку). Ребята, правда, чудесное произведение! Хочется помолчать, подумать, помечтать после прослушивания такой музыки. Ребята! Какие картинки зимней природы вы себе представляли, когда слушали стихотворение и музыку? Можно ли, прослушав их, составить рассказ о зиме? (ответы детей; дети составляют небольшие рассказы).

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

– Небо серое, солнце светит мало. Если светит – то не греет.

– Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

– Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Читайте также:  Основные этапы развития органа слуха у ребенка

В: Как называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль.)

– А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Физкультминутка «Зимой». (координация слов с движением)

Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

«Снежок – загадка»отгадывание загадок:

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили!

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(Коньки)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Под гору — лечу,

В гору — тащу.

(Санки)

В: Молодцы, ребята! А сейчас давайте с вами поиграем.

Игра «Угадай явления природы»».

Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением природных явлений, характерных для разных времен года и большой лист белой бумаги.

В: Ребята, сейчас я включу вам аудиозапись,а вы должны определить: звуки каких природных явлений вы услышали (воспитатель включает звуки вьюги, метели и т. д.).

– Что вы услышали? Звук чего?

Д: Вьюги.

– А это что за звук?

Д: Метель.

В: Правильно, ребята! А в какое время года можно услышать эти звуки?

Д: Зимой.

В:Вы все сегодня большие молодцы.

Источник

Наталья Болотова
Конспект НОД по познавательному развитию «Времена года. Зима»

Тема. «Времена года. Зима».

Цель: совершенствовать знания детей о времени года – зима и связанных с ней природных явлениях и изменений жизни людей.

Задачи:

Образовательные:

– совершенствовать представления о природе родного края;

– использовать для описания зимы образные слова, прилагательные;

– активизировать употребление однокоренных слов.

Развивающие:

развивать умение заканчивать предложения, используя противопоставления;

развивать внимание, логическое мышление, память, расширять словарный запас.

Воспитательные:

– воспитывать интерес к объектам и явлениям природы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, поэзии по теме «Зима», разучивание пословиц поговорок о зиме, рассказывание по картине, продуктивная деятельность по теме «Зима».

Оборудование:

Картины «Зимние пейзажи Урала», иллюстрации по темам «Животный и растительный мир родного края».

Словарная работа: поземка, пороша, вьюга, снегопад, заснеженный, пейзаж.

Ход НОД:

Подготовительный этап. Сюрпризный момент.

Воспитатель входит в группу со сказочным персонажем – Почемучкой. Все здороваются.

Звучит запись «Вьюги».

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята наш гость ничего подобного раньше не слышал, покажем и расскажем, Почемучке, в какое время года приходят к нам морозы, вьюги, метели?

(Ответы детей.)

Основной этап.

Воспитатель: Мы с вами совершим путешествие в самое загадочное время года – зиму. Давайте вспомним, что бывает зимой, какие зимние явления вы знаете?

(Ответы детей: вьюги, метели, снегопады, гололедица, снежные бури, пороша, поземка).

Воспитатель: Ребята, расскажите Почемучке об этих явлениях природы, чем они отличаются друг от друга?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Я для вас приготовила две тарелки, в одной – снег, а в другой – лед. Чем они отличаются?

(Ответы детей: снег – белый, холодный, искрящийся, плотный, рыхлый; лед – прозрачный, ломкий, скользкий, бесцветный).

Воспитатель: Молодцы, а вы знаете, наш гость очень любит играть в слова и хочет поиграть с вами в игру «Подбери слово», согласны?

(Ответы детей)

Почемучка: Давайте попробуем подобрать слова, которые образованы от слова снег и зима, а за правильный ответ я буду давать снежинки, посмотрим, кто больше снежинок соберет.

(Ответы детей: снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, белоснежный, подснежник, зимний, зимушка, зимовать, перезимовать).

Физкультминутка:

Мы ногами топ, топ, топ,

А руками хлоп, хлоп, хлоп,

Головою круть, круть, круть,

Постучали в грудь, в грудь, в грудь,

Мы конфетку ам, ам, ам

И погладим по – бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики.

А на улице мороз,

Заморозит деткам нос,

Заморозит ушки,

Щечки, словно плюшки.

Воспитатель: Почемучка приготовил для вас загадки,давайте их отгадаем:

Из овечьей шерсти тонкой,

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

Что за нелепый человек,

Пробрался к нам в двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла, боится солнца и тепла?

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Белый дед, белее нет

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

Никто не поднимает

Весна придет, он сам уйдет.

Кручу, урчу,

Знать никого не хочу.

На окне, как на картине

Все в узорах светло синих

Что за мастер тонких дел,

Ночь без дела не сидел?

Воспитатель: У меня для вас тоже есть интересная игра «Закончи предложение», Почемучка, присоединяйся к нам.

Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад).

Зимой бывает снег, а летом (дождь).

Зимой снег падает, а весной (тает).

Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).

Зимой лес спит, а весной (просыпается).

Зимой бывает холодно, а летом (жарко).

Зимой деревья белые, а осенью (желтые).

Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).

Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что по поведению птиц, некоторым явлениям природы можно предсказать какая будет погода зимой?

Народные приметы о погоде зимой

– длинные сухие еловые веточки к метели сгибаются, к спокойной погоде распрямляются;

– шумит дубравушка – к непогодушке;

– лес шумит зимой – к снегу, к оттепели;

– воробьи дружно прячутся в хворост – на мороз или перед метелью;

– воробьи дружно расчирикались – к оттепели;

– ворона кричит на полдень (в сторону юга) – к теплу, на север – к холоду;

– ворона купается – к ненастью;

– ворона кричит: летом – к дождю, зимой – к метели;

– ворона под крыло клюв прячет – к холоду;

– ворона всегда садится клювом к ветру;

– вороны и галки зимой вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели; садятся на вершины

деревьев – к морозу, на нижние ветки – к ветру;

– зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.

Заключительный этап. Подведение итогов НОД.

Воспитатель: Зима – замечательное время года. Вы любите зиму? Посмотрите на эти картины, на них изображены зимние пейзажи родного Урала. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

(Ответы детей.)

Дети прощаются со сказочным героем и приглашают его в гости на праздник зимы.

Источник

          ЧТО НУЖНО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ЗИМЕ.  
   Вот и ушла осень – щедрая хозяюшка. Наступила красавица зима. Что она нам принесет? Ну, конечно радость и веселье. Ведь именно зимой празднуют всеми любимый праздник.

    Но сначала давайте поговорим, о том, как познакомить детей с зимой. Для взрослых это так привычно – времена года сменяют друг друга. Но, для малыша каждый год – это множество открытий!

    Зимушка-зима… Это самое холодное время года. Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.  Какие изменения происходят в неживой природе зимой?
    С наступлением зимы становится все холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.
   В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы. Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.
   Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Читайте также:  Роль формирования речи в психическом развитии ребенка

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

  Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.
  В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки. В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

     Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом.
    Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
   Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.                                                       Растения зимой

    В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать. За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка. Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.                Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться. Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.
     Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.
    Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы. Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.
    Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
    Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком. Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

                                                          Птицы зимой
 
       Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.

      Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.
     Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
     Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах. Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.
    Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый год,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей –
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

                                                            Звери зимой     Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
   Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
   К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
   Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников. Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
   Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
   Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
   Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.                                          Домашние животные зимой
      Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна. Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.                                                  Зима в городе
     Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов. Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
     Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи.                                             Труд людей зимой

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста в конструировании

      Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.
       На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
       В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.
      В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.
    Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
    В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно –
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

                             Загадайте детям «зимние» загадки

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила. (Зима)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет –

Мы встречаем Новый Год. (Декабрь.)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано – … (Январь.)

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он – … (Февраль.)

Пухом землю замело,

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки. (Снег)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз)

Белая морковка,

зимой растет. (Сосулька)

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт. (Лёд)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (Лыжи)

Снег катали и месили,

Человека мы слепили,

Вместо глаз — два уголька,

Там, где нос, — морковка,

А в руках — метелка,

Кто он, наш Егорка? (Снеговик)

                  Объясните детям пословицы и поговорки о зиме

Снегирь прилетит — о зиме известит.

Зимой морозы, а летом грозы.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Зима — не лето, в шубу одета.

Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.

Год кончается, а зима начинается.

Два друга — мороз да вьюга.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Зима без снега — лето без хлеба.

Снег глубок — год хорош.

Осень богата хлебом, а зима снегом.

Зимний денек — воробьиный скок.

На Новый год день прибавился на заячий скок.

Готовь зимой телегу, а летом сани.

Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.

Как зима не злится, а весне покорится.

Зима лето пугает, да все равно тает.

                            Использованная литература:

1.https://www.baby.ru/blogs/post/342194732-102783426/

2. https://mag98ds.caduk.ru/p109aa1.html  Волостнова Н.С.

Источник