Развитие ребенка воспитывающегося вне семьи
Светлана Бодунова
Особенности развития личности детей, воспитывающихся вне семьи.
Особенности развития личности детей детских домов имеют свою особую специфику. Об этом свидетельствуют психологические обследования и наблюдения. Объективной причиной отклонений в развитии личности ребёнка является тот факт, что ребёнок, имеющий родителей, но оставшийся без их попечения, уже приобрёл негативный опыт взаимодействия с микросоциумом и с широким социальным окружением. Такие дети не только были лишены сочувственного общения в семье, но и испытывали на себе жестокое отношение близких, пренебрежение к их потребностям. Если ребёнок отказывается от желания взрослого обнять его, посадить на колени, взять на руки, то это говорит о том, что его мало ласкали. В некоторых случаях замечено, что если взрослый протянет руку, чтобы погладить ребёнка по голове, то встречаются дети, которые втягивают голову в плечи или закрываются рукой, как будто прячутся от удара – в этом проявляется их прежний негативный опыт, «первичная травма».
Или наоборот, дети, которые не получили эмоционального внимания со стороны биологических родителей, как бы «добирают» недостающее звено в своей цепочке и, попав в детский дом, начинают прижиматься ко всем взрослым. Для того, чтобы нормально существовать, ребёнку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития – 12.
Чаще всего это дети родителей, которые тоже были дезадаптированы в детском возрасте и не смогли достичь достаточного уровня социально- психологической адаптации во взрослой жизни. Они злоупотребляют алкоголем, находятся в местах лишения свободы.
Если у ребёнка положительных эмоций мало, волевая сфера не развивается, то это основная причина для формирования негативного поведения. Психотерапевты говорят, что смысл нашей жизни и цель всех наших действий заключается в погоне за положительными эмоциями. У детей из неблагополучных семей отмечаются отклонения в эмоциональной сфере.У них начинают возникать эмоциональные барьеры: страх, гнев, страдания, упрямство, ненормативная лексика. Страхи ребёнка связаны, в первую очередь, с резкой переменой социальной ситуации – боятся всего нового. Этим детям приходится несколько раз проходить период адаптации (из дома в больницу – дом ребёнка –детский дом – дом школу – приёмную семью – иногда детей возвращают в интернат и т. д.). Новую для ребёнка ситуацию всегда можно расценивать как стрессовое состояние. Какой бы ни была для ребёнка его жизнь в детском доме, она стала для него привычной. В повести «Чью душу желаете?» с психологической точностью описывается «поломка» эмоциональных механизмов у мальчика Платоши,когда он попадает из детского дома к своим теткам:
«… В детском доме, когда тетки взяли и стали смотреть на него, как две тыквы, Платоша закатил глаза и хотел обмочиться. Его даже затошнило от того, что его отрывают или хотят украсть и куда-нибудь завести. Он боялся, когда они обращались к нему, боялся своей головы, он воспринимал её огромной, боялся ласки и поглаживаний. У него болело за ушами. Когда напряжение доводило его до безумия, он кривил лицо, чтобы думали, что он вот-вот заплачет». Его эмоциональные реакции неадекватны, не соответствуют моменту.
Таким образом, нарушения в эмоциональной сфере проявляются в повышенной тревожности, напряжённости, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, ухода в себя, нарастании пассивности, депрессии и т. д.
Я не случайно обратилась в первую очередь к особенностям эмоциональной сферы детей. Если есть нарушения в этой области, то ребёнку будет очень трудно усваивать учебный материал. Если что-то сформировалось, то оно будет делиться, а зигота (напр., агрессия). Начинаются проблемы в поведении. Любым способом ребёнок начинает искать к себе внимания. Он будет добиваться даже телесного наказания, лишь бы вы его заметили – это если для него нет положительных стимулов быть во внимании (похвала, поощрение, поручение, одобрительная улыбка, объятия).
При изучении медицинских карт детей прослеживаются признаки неблагополучия биологической составляющей их здоровья. Практически все дети, поступающие на воспитание в детский дом, имеют диагнозы, указывающие на органическое поражение ЦНС – РЭП, асфиксия в родах, ММД. Наша психика очень тесно связана с физиологией. Во внутриутробном развитии сначала появляется эктодерма – студенистое вещество. Это самое важное. В этой пластине (она разворачивается, как альбомный лист) 1-ым начинает развиваться мозг, а ЦНС в конце, она формируется очень долго. И если мама подвергает ребёнка физической агрессии в утробе (алкоголь, наркотики, инфекции, биохимической агрессии (таблетки, медикаменты, то в эктодерме происходит сбой, что ведёт к нарушению внутриутробного развития плода.
На областных МППК у многих дошкольников детского дома выявляются ЗПР, ОНР. У детей диагностируется несформированность познавательных процессов, неустойчивое внимание, слабая память, выражено снижение вербально-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило,вопросы: «Кто вам больше нравится?», «Что вы любите?», «Какое у вас настроение?» вызывают смущение детей, и они не могут на них ответить.
Ещё одной из причин снижения интеллектуального развития воспитанников является педагогическая запущенность. Ребёнок родился здоровым, но мать стала злоупотреблять алкоголем, ребёнок предоставлен сам себе, детский сад не посещает, уроки прогуливает и т. д.
Учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма. Выявляются признаки задержки психомоторного развития. В ряде случаев отмечалось, что маленькие дети в возрасте до одного года даже отказываются переворачиваться и подолгу находятся в одной позе. С другой стороны, у ребёнка появляется огромное количество бесполезных и непродуктивных для развития двигательных форм,возникают так называемые тупиковые движения: ребёнок сосёт палец, губу, раскачивается, воспроизводит одно и тоже действие без видимого смысла. Иногда это интерпретируется, что ребёнок таким способом себя успокаивает (если его потребность не удовлетворена, то наш негатив уходит в подкорку, в подсознание, в чувства, он не смог вам противостоять и его тело ушло в защиту). А когда работает подкорка – головной мозг отключён, т. к. в подкорке возбуждение сильнее. А это значит, что если у ребёнка негативные чувства постоянно в возбуждении и тормозят работу коры, то снижаются умственные способности. (Пример, ребёнок читает стихотворение, знает его, но у него страх выступать перед аудиторией – он его не расскажет).
До 1, 6 г. ж. у ребёнка расставание, как потеря навсегда.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, а дети с ЗПР любят чаще не играть, а манипулировать своей игрушкой, роли не принимают, в 6-7 лет не могут принять правила игры (волевая сфера не развита). Предпочитают простые подвижные игры.
Обращается внимание ещё на одну важную проблему – феномен «мы» в условиях детского дома. Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От чужих они готовы извлекать свои выгоды (это больше в шк. среде).
Развиваются конкурентные отношения, негативные отношения детдомовских и домашних детей. Ребёнок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального опыта они не помнят, будущее для них неопределённо.
В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, утверждения себя среди таких же обездоленных.
У детей, живущих в условиях воспитания в интернате на полном гособеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам все должны», «дайте», отсутствует бережливость и ответственность.
Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребёнку нужен друг, специалист – тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.
Источник
Проблемы в развитии личности детей, лишенных родительского попечительства
Такие проблемы имеются на каждом возрастном этапе.
Дошкольники — это часто дети, которые попадают в детские дома из специальных учреждений медицинского типа. В таких учреждениях дети воспитываются до трех, иногда до четырех лет. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью. Они не только не включаются в общение со взрослыми, но часто поразительным образом проявляют себя в отличие от детей, нормально развивающихся. По естеству онтогенетического развития все дети — и у животных, и у человека — обычно чрезвычайно подвижны; эта потребность в физической активности заложена как бы внутри, и она побуждает к интенсивному движению. Исследователи наблюдали многих детей младенческого возраста. Маленький ребенок первые месяцы жизни развивается как бы за счет своей внутренней энергетики, за счет потенциала к развитию. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, ведет себя иначе. Так как сотрудники закрытых учреждений не имеют возможности достаточно общаться с детьми, то этот врожденный потенциал к развитию в возрасте 6 — 8 месяцев как бы исчезает, обрывается; ребенок становится пассивным. Кроме того, возникает огромное количество так называемых тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, губу, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла. У него появляется огромное количество бесполезных для развития двигательных форм, которые не являются продуктивными. И когда этих детей кладут на пеленальные столы (их кладут и в возрасте полутора и двух лет), они лежат как ватные куклы. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Это уже совершенно другой ребенок в отличие от ребенка, который воспитывается в семье [5, с. 56-57].
На следующем этапе своего возраста дети из медицинских учреждений переходят в дошкольные детские дома, затем — в школьные детские дома или интернаты. Дети с первых лет уже несут в себе патологию, которую определили условия развития. То, что было заложено в первые годы детства, остается в структуре личности. И это неизменно проявляется в ней не только в детстве, но и в последующие годы.
Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны — он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.
Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Особенного внимания требует обсуждение так называемого эмоционального голода. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию [8, с.33].
В детстве дети часто порываются к взрослым. Известно, как они готовы прижаться, повиснуть на любом человеке, который только пришел в учреждение. Однако у них нет опыта общения — они не могут развивать свои отношения. Порыв к общению обрывается, ребенок не имеет навыков общения: обратившись, прижавшись, ребенок убегает прочь по своей инициативе. На этом все может закончиться. Ребенок не умеет себя проявить. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения [15, с. 41].
Особая проблема — феномен «мы» в условиях детского дома. Здесь у людей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» — чувства, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей [21, с. 89].
Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, — тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще [24, с. 134-135].
У детей из детских домов слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности. Для ребенка из детского дома это слишком абстрактно. Он ориентируется на признание в своей среде чаще всего через свою физическую силу, через свою продуктивную для него агрессию, через порой асоциальные формы поведения (ложь, кражи, насилие).
Еще одно звено самосознания — звено психологического времени личности. Психологическое время личности — способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем — важнейшее позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее ее полноценное существование. Человек не может нормально существовать, развиваться, если у него нет личного прошлого, настоящего и будущего. Высокоразвитая личность в свое личное прошлое, настоящее и будущее включает и историческое прошлое своего народа, и будущее своего отечества. Человек как бы вбирает это в себя помимо своей индивидуальной судьбы и индивидуальной жизни.
Дети детских домов развиваются в этом отношении крайне убого. Индивидуального прошлого они очень часто не имеют, потому что прошлое обычно дает ребенку семья. Ему говорят: «Когда ты был маленьким, то ты делал то-то и то-то», «Ты был смелым, ты был сообразительным». И он как бы включает в свою индивидуальную память истории, которые ему предоставили любящие его люди. Позже, запоминая события собственной жизни, он как бы сам формирует свое прошлое [17, с. 178-179].
Последнее звено самосознания — социальное пространство личности. Это права и обязанности, то, что нас ориентирует в жизни. Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством, которое резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове «должен». Права и обязанности — нераздельны. Они связаны друг с другом. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Дети и в семьях, и в учреждениях интернатного типа часто понятия не имеют об этой связи прав и обязанностей. Права и обязанности в обществе соотносятся с законом. Однако каждое общество, каждая культура по-своему соотносит мораль прав и обязанностей.
Дети в детских домах и интернатах, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр. Здесь таятся очень глубокие проблемы для психологов и педагогов [17, с.180].
Стоит также рассмотреть вопрос о любви ребёнка к себе. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе — одна из важнейших, базовых потребностей человека. Правда, на психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, высокая степень самоуважения, позитивная «Я-концепция», высокая самооценка и т. д. Представители разных научных школ предпочитают разные термины, они проводят разные эксперименты, но смысл получаемых выводов один и тот же: люди с высокой самооценкой, с высоким уровнем самоуважения характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности (включая творческую), хорошей обучаемостью и даже, по мнению врачей – психосоматиков, меньше болеют.
Обращаясь к исследованиям из области детской психологии, мы находим многочисленные данные о том, что дети с позитивной самооценкой лучше успевают в школе и, более того, по самооценке ребенка в дошкольном детстве можно с высокой долей вероятности предсказать его успеваемость в начальной школе. Из психотерапевтической практики известно, что при работе с неуспевающими детьми недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях. Для достижения хороших результатов совершенно необходимо проводить специальные занятия по повышению уровня самоуважения, самооценки ребенка. Негативная самооценка — плоха без всяких оговорок. Психологи нередко отмечали, что воспитанники детских учреждений в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию», не уверены в себе. В полученных нами самоописаниях подростков обнаружилось следующее. Если учащиеся массовой школы, говоря о своих учебных достижениях, чаще всего отмечают, что они учатся ниже своих способностей, то у воспитанников интерната подобных высказываний совершенно не встречается. Они, как правило, пишут, что не могут выучить математику, не могут понять физику, ленивы или нестарательны.
Можно подумать, что негативная «Я-концепция», отрицательный «образ Я», низкий уровень самоуважения возникает у воспитанников детского дома в результате усвоения ими многочисленных отрицательных оценок окружающих взрослых — всякий воспитанник, действительно, слышит их предостаточно. Но если бы это действительно было так, то можно было бы сравнительно легко изменить ситуацию, перейдя на похвалу, поддержку, акцентирование успеха. Однако всё не так просто. Как показывают данные специальных исследований и психолого-педагогический опыт, при наличии устойчивой негативной «Я-концепции» у человека часто возникает так называемый «дискомфорт успеха, когда ему бывает неуютно и даже неприятно, что его хвалят [18, с. 196-198].
Источник