Развитие ребенка во время прогулок

Развитие ребенка во время прогулок thumbnail

Тамара Николаевна Лазарчук
Развитие и воспитание детей в условиях прогулки

Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, а воспитателям для использования этих условий для обучения. Только на прогулке в полной мере удовлетворяются потребности детей в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу своих возрастных особенностей дети не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития, поэтому мы должны педагогически правильно руководить их деятельностью.

На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что – то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним – двумя или группой детей на интересную для них тему, организовать экспериментальную деятельность, понаблюдать с подгруппой детей за каким – либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулки

Вы заметили, что дети вот таким образом играют на прогулке, превратите их баловство в экспериментальную деятельность по изучению свойств снега в морозный день.

Развитие ребенка во время прогулокРазвитие ребенка во время прогулок

Вот такие моменты делают обучение на прогулке ненавязчивым, а сами прогулки не превращаются в занятие на свежем воздухе. Сделать прогулки более насыщенными и интересными позволяют такие структурные компоненты:

разнообразные наблюдения,

дидактические задания, беседы

трудовые действия самих детей,

подвижные игры и игровые упражнения,

Каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств детей. Если после наблюдений или беседы вы заинтересовали хоть одного ребенка, можете считать ваш труд был не напрасен.

Результаты беседы о труде дворника.

Развитие ребенка во время прогулок

Дети на прогулке попадают в знакомую среду, но меняющуюся в зависимости от различных обстоятельств. Это следует использовать для развития и обучения ребят. Вот знакомые кусты, но они покрыты снегом, а не инеем. Вот вам живой объект для обучения детей. Ведь кому как не нам педагогам знать, что лучший и основной метод обучения – это наблюдение. На прогулке необходимо проводить:

наблюдения за живой и неживой природой

сезонные наблюдения

наблюдения за трудом взрослых (целевые прогулки)

наблюдения за жизнью улицы (целевые прогулки)

наблюдения за животными

наблюдения за явлениями природы

Наблюдения на прогулке должны быть не растянутыми по времени, яркими, интересными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во – первых, сами объекты наблюдения, во – вторых, образная речь педагога.

Развитие ребенка во время прогулок

Чтобы подержать интерес к ежедневным наблюдениям необходимо каждый раз предлагать детям новый объект, а целевые прогулки за пределы участка способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Развитие ребенка во время прогулок

Структурные компоненты прогулки должны проходить на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей. Игра должна занимать основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе.

Важным компонентом каждой прогулки является организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. Задача педагога – предлагать игровые упражнения на выполнения основных движений: ходьбу и бег;подскоки и прыжки; лазание; упражнения с мячами, обручами, скакалками; катание на самокатах, велосипедах.

Развитие ребенка во время прогулокРазвитие ребенка во время прогулок

В зимнее время необходимо широко использовать постройки из снега, катание на санках.

Развитие ребенка во время прогулокРазвитие ребенка во время прогулок

Педагог должен быть не только организатором игры, а его активным участником. Процесс воспитания детей непрерывен и мы воспитываем детей своим внешним видом, поведением, своей эмоциональной выразительной речью, мимикой, жестами об этом необходимо помнить всегда.

Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в целесообразных действиях по самообслуживанию. Таким образом, включение детей в выполнение первых трудовых поручений мы учим детей уважать и ценить труд других людей. Уборка инвентаря для прогулок – труд дворника, тщательно вытирать ноги или отряхивать одежду от песка и снега – труд младшего воспитателя. А главное – при выполнении трудовых действий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое до конца. Формируется положительные взаимоотношения со сверстниками и желание помогать друг другу.

Источник

Обучение и развитие ребенка во время прогулки

Рейтинг
5

Прогулки могут улучшить настроение, развить интеллект ребенка и укрепить связь между ним и родителями

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Прогулка с ребенком способна улучшить настроение каждому. Свежий воздух, физическая активность и смена обстановки – лучшие средства от скуки, беспокойства и грусти. Прогулка – это также отличная возможность для родителей научить ребенка чему-то новому. Ученые говорят о том, что ежедневное общение с родителями положительно сказывается на обучении и развитии ребенка, влияет на его благополучие в будущем.

Чтобы обучить ребенка чему-то новому во время прогулки, укрепить с ним эмоциональную связь и сделать его счастливым, придерживайтесь таких правил:

1. Задавайте вопросы

Во время прогулки задавайте ребенку вопросы, например: «Как ты думаешь, сейчас проехал грузовой поезд или пассажирский?», «Как ты думаешь, почему этот магазин закрыта по понедельникам?», «Как ты думаешь, почему этот дом достраивают?». Это поможет малышу и в речевом, и в интеллектуальном развитии, улучшит навыки решения задач, а вам поможет лучше понять ход мыслей своего ребенка.

2. Планируйте приятные сюрпризы

Приятные сюрпризы привнесут в вашу прогулку положительные эмоции. Запланируйте неожиданные остановки во время прогулки: купите печенье в кондитерской, покатайтесь на карусели в парке, пустите мыльные пузыри или устройте пикник на скамейке.

Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка как процесс становления саморазвития образования

3. Обращайте внимание на ощущения

Во время прогулок помогите малышу замечать детали и ощущения: «Я слышу, как поют птицы», «Едет поезд», «Чувствую на себе дуновение ветра». Когда дети чувствуют неприятные запахи, они кричат «Фу-у!» и, смеясь, закрывают нос. Проходя мимо цветочной клумбы, они останавливаются, чтобы понюхать цветы. Дети любят прикасаться к каплям росы и трогать гладкие камни. Они учатся определять размер отдаленных предметов: «Когда самолет летит близко, он большой, а когда далеко – маленький».

4. Учите ребенка считать

Прогулки – хороший повод научить ребенка считать. «Давай сегодня найдем 6 гаражей» – «Я вижу два гаража». «А теперь найдем четыре трубы» – «Я вижу две». «Найдем пять флагов», «Посчитаем, сколько самолетов пролетит», «Мы видели два цветка, потом еще три. Сколько всего?». Задавая вопросы, учите малыша прогнозировать: «Как ты думаешь, сколько снегоуборочных машин мы сегодня увидим?».

5. Веселитесь

Младшим детям позволяйте больше гулять ножками, не стоит постоянно возить их в прогулочной коляске. Старшим детям разрешите ходить, сохраняя равновесие, по невысокому бордюру, играть с младшими и дурачиться. Во время прогулок детям нравится обнимать деревья, собирать шишки, плести веночки, играть в различные игры.

6. Обсуждайте увиденное на улице

Когда вы гуляете по набережной, объясните ребенку, почему после дождя уровень воды в реке выше. Гуляя около пруда, расскажите о том, как утки добывают себе пищу и что пища придает им силы, чтобы плавать и ходить. Поговорите с ребенком об изменениях в природе: о том, что осенью опадают листья, дует ветер, идет дождь. Зимой выпадает снег, становится холодно, и с крыш свисают сосульки. Расскажите, почему днем предметы отбрасывают тень, и как она меняется с движением солнца. Бросайте в воду разные предметы и при этом обратите внимание ребенка на то, что листок и щепка плывут по воде, а камень тонет.

7. Научите ребенка ориентироваться в городе

Во время прогулок научите ребенка ориентироваться в городском пространстве. Расскажите, что вывеска «Парикмахерская» означает место, где можно постричься; что на зеленый свет светофора можно переходить улицу, а на красный – нельзя. Гуляя возле фонтанов, расскажите, что летом они работают, а зимой – нет. Рассматривайте витрины магазинов и обратите внимание ребенка, что перед Новым годом продают елочные украшения, а перед первым сентября – школьные принадлежности. Зайдите на почту, в продуктовый магазин, в кафе, в библиотеку или книжный магазин. Летом во время прогулки покажите ребенку старинный автомобиль, а зимой – ледяные скульптуры. Обсуждая увиденное, вы поможете ему освоиться в городском пространстве и будете способствовать развитию его фантазии.

8. Развивайте словарный запас

Во время прогулок обучайте ребенка новым словам: «Смотри, вон там идет строительство. Видишь строителей на крыше? Интересно, что они строят?», «Вот лестница», «Смотри, экскаватор насыпает землю в кузов самосвала». Когда вы перечисляете предметы, которые встречаются вам на пути, ребенок их запоминает и развивает свой словарный запас. В будущем он сам будет спрашивать у вас названия предметов, которые увидит.

9. Тренируйте память

Если вы гуляете по одному и тому же маршруту, ребенок запоминает детали и в следующий раз ожидает увидеть то же самое. Если на пути вам встречается статуя лошади, ребенок может остановиться и погладить её. Малыш может узнать в чьем-то дворе трактор, который он видел раньше, заметить загадочные узоры на лужайке, скамейку у дома и т. д. Скажите ребенку: «Ты заметил, что здесь что-то изменилось?». Дети любят наблюдать за строительством домов, замечая, что изменилось за последнее время: «Построили крышу», «Уже почти закончили». Перед Новым годом ребенок может попросить прогуляться по определенному маршруту, чтобы посмотреть, нарядили ли уже городскую елку.

10. Общайтесь с природой

Двухлетний ребенок может сказать: «Мама, я слышу, как стучит дятел». Дети любят наблюдать за белками или птицами. Гуляя в лесу, дети останавливаются посмотреть, как прыгает кузнечик или пробегает ящерица. Иногда позволяйте ребенку побегать по лужам. Гуляйте во время дождя с зонтиком (маленькие дети их очень любят) – пойте песни и ощущайте капли дождя на лицах. Зимой катайтесь на льду и по очереди возите друг друга на санках.

Прогулки вместе с детьми позволяют расслабиться, подышать свежим воздухом и с удовольствием провести время.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
15.05.2017

Источник

Любая мама понимает, что ее малышу очень полезно гулять. Крохе нужно бывать на свежем воздухе, чтобы расти здоровым. Гуляя на улице, малыш расширяет свое представление об окружающем его мире, набирается впечатлений. Впитывая образы, предлагаемые улицей: разглядывая дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнавая новые звуки и запахи – ребенок получает естественный импульс к тому, чтобы обозначить все это богатство словами.

Сопоставляя, сравнивая увиденное и услышанное, он совершает первые наблюдения и открытия, учится мыслить и делать выводы. Осваивает первые слова-звукоподражания: “ава” – это собачка, потому что она так лает, “ж-ж-ж” – шумит мотор машины и т.д. Этот милый сердцу любого родителя лепет и есть начало речи – первые попытки обозначить предмет звуком. Причем звуки, услышанные на улице, оставляют в памяти малыша куда более сильное впечатление, чем домашние. Желание поделиться им и заставляет его попробовать воспроизвести услышанное.

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка в игре

Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления кроха накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам парка, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития. Крепкий и подвижный малыш увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие (без которого, кстати сказать, невозможно ни личностное развитие, ни восприятие искусства, ни творчество).

Чем еще привлекательны прогулки для развития речи – так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

Как это делается? Как бы вы ни проводили время с крохой на улице, куда бы ни завела вас прогулка – старайтесь обо всем рассказывать малышу. Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к малышу, была ему понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь “рассказать лишнего” – говорить о том, чего малыш еще не понимает – пусть он учится слушать, впитывает интонации родной речи, обогащает речевую память.

О каком возрасте идет речь? От 5-6 месяцев (т.е. от времени, когда малыш из лежаче-спящего положения в коляске перейдет к сидяче-смотрящему) до школьного возраста, потому что развивающие возможности беседы на улице безграничны. Усложняются темы и структура высказываний, из вашего монолога беседа плавно переходит в диалог, а вот уж вы лишь слушатель… и ваше любимое чадо удивляет вас все более и более меткими замечаниями, потрясающей наблюдательностью, а главное – богатством своего словарного запаса, красотой и правильностью связной речи.

Итак, как же развивать речь ребенка во время прогулки?

На детской площадке. Песочек в песочнице желтенький, светленький, беленький или, увы, грязный. Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым; приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с малышом, обращайте внимание на то, что сухой песочек сыплется, а из влажного лучше куличики получаются, потому что он “склеивается” водичкой. Играя в песочнице, насыпая песок совочком в ведерко или в формочку, нагружая игрушечный самосвал, прокладывая дорогу в песочном бездорожье, малыш время от времени должен слышать то, как мама называет эти предметы, объясняет ему, что она сама делает, когда помогает в создании куличиков. Слыша в маминой речи слова: песок – песочек – песочница – песочный, – ребенок постепенно знакомится со словообразовательными секретами языка, учится различать “добрые” и “злые”, “большие” и “маленькие” слова (песоЧЕК и песок, ведро и ведЕРКо, например).

Еще песочек может быть с камушками, которые тоже имеют цвет, размер: они бывают большие – булыжники и каменюги; поменьше – щебенка, галька. Вообще камушки – любимые детские игрушки (после палочек, конечно) – просто, настоящие сокровища. Они такие прекрасные, потому что и разноцветные: от беленьких и сереньких до красненьких и черненьких. Еще попадаются прозрачные, с вкраплениями (точечками, пятнышками, поясками) и отверстиями (дырочками, ямками, щелками). И милые мамы, это совершенно не страшно, если ваше чадо сочтет осколок кирпича чем-то вроде самородка – извлекайте из этого пользу: разглядывайте и обсуждайте!

Использование разнообразных по звучанию слов симулирует развитие фонематического слуха – способности различать звуки речи. Употребление мамой слов с различными оценочными суффиксами (например, камУШКи и каменЮГи) расширяет возможности эмоционального развития крохи, знакомит его с разнообразием предметов и их названий, а для самой мамы может стать забавной игрой.

У малыша постарше, конечно, забавы в песочнице несколько иные: построить дорогу для машинки, оформить садик, “посадив” в него цветочки, росшие на соседнем газоне… Старайтесь говорить с малышом о том, что он делает, обсуждайте сюжет его игры, спрашивайте или подсказывайте о материалах, используемых им работе. Однако важно и не переборщить – предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.

Наблюдая на улице за машинами, также самое время расширять словарь своего крохи. Машины можно считать, можно изучать их цвет, обсуждать их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории, героями которых будут сами машины или те, кто в них едет. Самыми любимыми машинами маленьких детей, как правило, становятся трамваи, тракторы и прочая землекопательная и снегоуборочная техника: шумит, тарахтит, едет медленно и есть что разглядывать (ковши, стрелы и т.д.) Именно эти машины (шумные) становятся одним из первых названных малышом предметов: “ДЖ-Ж-Ж”. Так, для одного малыша (1 год и 4 месяца) даже прогулка стала называться: “Такал”, – что означало на его языке “трактор”. И не отнекивайтесь, милые мамы, от обсуждения со своими сыновьями тех или иных просто потрясающих марок машин: поинтересуйтесь, что именно делает “эту тачку” такой “классной”, или попросите описать ту или иную машину, спросите своего юного автолюбителя о том, чем эта марка отличается от той.

Читайте также:  Программа развития музыкально одаренного ребенка

Разглядывая вместе с малышом деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, осины), мама неторопливо рассказывает ему о том, чем они отличаются: “Смотри, какой большой листИК у клена, какой красивый: вот этот бочок у него красный, а этот желтый. А вот другой листоЧЕК, поменьше – он совсем желтЕНЬКий, а вырос он на этом дереве – березе”.

Мамин рассказ должен быть спокойным: малышу нужно услышать все интонации связной речи, все особенности построения фразы. А потому мама должна стараться строить несложные, но правильные предложения. Произносить слова так, чтобы малышу было легче (понятнее, “слышнее”) постигать звуки родной речи, особенности ее звучания. Ученые, занимающиеся вопросами лингвистики детской речи, а также речи взрослых, обращенной к детям, заметили, что именно мамы чаще повторяют те или иные слова, общаясь с крохой. Тем самым они как бы подсознательно стараются привлечь внимание ребенка к тому, как звучит слово, формируют его звуковой образ в памяти ребенка.

Довольно широкие возможности для обогащения малышкового словаря дает знакомство с птичками. Берем с собой на прогулку корм для птиц (пшено, булочку или печенье – его ребенок тоже может “поклевать”) и предлагаем крохе новую игру – кормить птичек. Такая игра может стать постоянным занятием на прогулке, особенно зимой, когда птицам дополнительная подкормка явно не помешает.

Сначала ваш кроха познакомится с различными видами птиц, прилетающих на ваше угощенье, – это голуби, воробьи, синицы и т.д. И первые наблюдения будут за тем, чем отличаются птички. Итак, птицы попадаются веселые – воробьи, например, и задумчивые – вороны, конечно. В голубиной стае вы всегда найдете самого хитрого и самого ленивого. А наблюдая за воробьями, заметите, что они очень сообразительные и шустрые (в отличие от неповоротливых голубей), но в то же время пугливые: вспархивают при малейшем движении, но далеко не улетают и сразу возвращаются, если понимают, что опасности нет. Так, день за днем вы будете развивать внимание ребенка, приучая его видеть и удивляться тому, что происходит вокруг, радоваться встрече с новыми и новыми впечатлениями. Каждая прогулка сможет стать новой сказкой о знакомом голубе, воробьишке или вороне. Весной очень интересно наблюдать за тем, как вороны строят гнезда, а летом занятные сценки можно подсмотреть во время первого вылета птенцов. И пусть многое малышу пока непонятно: рассказывайте ему обо всем, что видите, удивляйтесь сами, наблюдайте сами и готовьтесь (может, и книжки специальные стоит почитать) – скоро ваш юннат станет задавать вопросы.

Теперь пришло время вспомнить о тех мохнатых и пушистых четвероногих наших друзьях, которые, несомненно, повстречаются вам во дворе. Нет ничего приятнее, чем встретить забавного лохматого пса в то время, когда ваше чадо наотрез отказывается спокойно сидеть в коляске и ехать домой обедать. А если этому истинному другу и его хозяину с вами по пути! Скольких мам спасала от нервного срыва дворовая киска, которая позволяла отвлечь малыша от скандала по поводу… а неважно, по какому поводу. Наши ласковые и строптивые, милые и обаятельные, серьезные и свирепые, независимые и преданные песики, собачки, зверюги, коты, котяры, киски и котятки. Ими можно просто любоваться, разглядывая их окраску (полоски и пятнышки, белоснежность или черномордность), стать (смешную походку и обворожительную грацию прыжка), выраженье морды (умное или ироничное, презрительное или доверчивое), можно удивляться и умиляться их повадками, можно вести с ними разговор – ведь они все понимают. Ребенок постарше может с удовольствием обсуждать с вами различия собачьих пород, вместе вы можете придумывать историю песика или киски, разыгрывать шуточные “диалоги” с полюбившимся четвероногим.

Какие еще впечатления на прогулке смогут послужить вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, подскажет ваша наблюдательность и фантазия. Важно только помнить, что:

– яркое впечатление, положительная эмоция – одно из самых действенных средств побуждения малыша к речи. Иными словами, под их воздействием у ребенка возникает сильное желание поделиться увиденным, и он пытается сообщить об этом маме;

– впечатления на прогулке – естественная ситуация для общения, которое так необходимо малышу для полноценного развития. В процессе общения с мамой формируется представление о мироздании, воспитывается характер, развивается способность к эмоциональному восприятию мира;

– речь дает возможность не только понимать ближних, что, кстати, немаловажно для крохи, но и узнавать новое, сочинять новое – выполнять сложнейшие мыслительные действия, связанные с познанием окружающего мира. Развивать речь можно, читая книжки и разглядывая в них картинки, играя с ним, называя малышу все то, что его окружает, и, пожалуй, самым действенным средством развития речи ребенка является прогулка! Поэтому все – в сад! Гулять.

07.11.2006

Асонова Екатерина филолог, кандидат педагогических наук, мама троих детей

Источник