Развитие ребенка во внеурочной деятельности

Развитие ребенка во внеурочной деятельности thumbnail

Библиографическое описание:


Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 11.01.2021).



Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.

Антон Павлович Чехов

Школа для каждого ребёнка — это одно из важнейших учреждений в его жизни, ведь именно здесь он приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к самостоятельности. Успех ребенка в будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции во время школьной жизни, и как результат, полученного багажа знаний в данный период жизни. Но, к сожалению, не все дети могут открыться и реализовать свои способности самостоятельно, поэтому многое зависит от его близкого окружения, а именно от школы и семьи. Очень важно, чтобы члены данных социальных групп помогли ребенку социализироваться и поддержали его во всех интеллектуальных и творческих начинаниях.

Одна из главных задач школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям. Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности.

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами дополнительного образования.

Задачи внеурочной деятельности:

– воспитание целеустремленности и трудолюбия;

– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;

– формирование навыков позитивного и коммуникативного общения;

– развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.

– привлечение обучающихся к разнообразной деятельности;

Внеурочная деятельность направлена более на то, что интересно ребенку, чем на деятельность, обязательную для выполнения. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность, чем и привлекает большинство детей, ведь творчество дает человеку некую свободу, полет фантазий, возможность реализации своего потенциала. Она дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается тяжело, и не все, получается, по основным предметам; является, своего рода компенсацией пробелов в учебной деятельности ребенка.

Когда же следует проводить внеурочную деятельность?

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность должна быть организована во второй половине дня, с соблюдением определенного промежутка времени после уроков, с целью отдыха детей от учебной деятельности.

Основные направления внеурочной деятельности:

– Художественно-эстетическое,

– Научно-познавательное,

– Спортивно-оздоровительное,

– Военно-патриотическое,

– Проектная деятельность и общественно-полезная.

Формы организации внеурочной деятельности:

– Экскурсии,

– Круглые столы,

– Научные общества,

– Кружки и секции,

– Конференции и диспуты,

– Общественно-полезные практики,

– Соревнования и викторины,

– Олимпиады и конкурсы,

– Поисковые и научные исследования.

Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу так, чтобы привлечь обучающихся ко всем видам работы, используемым учителем. Ведь именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные доселе ему самому, таланты и способности. А открыв их, он начнет верить в себя и в свои силы, не бояться делать, то, чем никогда ранее не занимался, будет легко вступать в контакт со сверстниками.

Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности. Так же ребенок учиться давать оценку своим действиям, а значит, происходит процесс воспитания в нем ответственности за свои поступки, формирования человеческих качеств, осознания значимости в обществе таких нравственных категорий как: добро, красота, забота, взаимопомощь, доброта.

Очень важно именно в школе определить и развить интересы детей, необходимо помочь претворить в жизнь их планы и мечты. Важно не забывать, что главное правило внеурочной деятельности — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Тогда успех обеспечен и учителю, и ребенку!

Литература:

  1. Мазуренко С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. URL: https://region56.ucoz.ru/load/razvitie_uchebno_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_na_urokakh_muzafarova_s_b/5–1–0–182.
  2. Молоднякова А. В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)». URL: https://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost atelnost.
  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. // Методический конструктор: пособие для учителя–М.: Просвещение, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, учебная деятельность, школа.

Источник

7

«Внеурочная деятельность младших школьников как важнейший фактор полноценного развития ребёнка в начальной школе»

Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть образовательного процесса детей младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.

Цельвнеурочнойдеятельности: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта  в свободное от учебы время.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развить опыт творческой деятельности;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширить рамки общения с социумом;

  • воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Основныепринципыорганизациивнеурочнойдеятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся,

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;

  • учет познавательных потребностей учащихся и социального заказа родителей;

  • соблюдение преемственности и перспективности обучения.

 Программы внеурочной деятельности направлены на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. При организации ВД руководствуемся соответствующими нормативными документами. Среди них:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе, педагога-организатора, классного руководителя, педагога дополнительного образования.

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

При конструировании плана внеурочной деятельности учитывались предложения  педагогического коллектива школы, а также специфика и направленность образовательного учреждения. 

Модель внеурочной деятельности основана на оптимизациивсех внутренних ресурсов образовательного учреждения, она предполагает, что в её реализации принимают участие  педагогические работники: классные руководители, педагог-организатор, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, руководитель школьного музея.

Координирующуюрольвыполняет,  классный руководитель, который:

  • взаимодействует с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности коллектива;

  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

  • организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность приобщиться к занятиям по интересам, познать новый способ деятельности – безотметочный, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям, независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных  результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Содержание занятий направляется на реализацию различных форм таких, как экскурсии, кружки, секции, школьные научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, концерты, соревнования, проекты, общественно-полезные практики и т. д.

Занятия проводятся в соответствии с утвержденной программой, сеткой часов плана внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность даёт обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на  развитие личности школьника по направлениям: духовнонравственное, спортивнооздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное.

 ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕНАПРАВЛЕНИЕ

Одно из важнейших направлений — духовно-нравственное. В его основе лежитформирование ценностных ориентаций, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

В этом направлении педагогами школы ведется кропотливая работа и формы деятельности тоже разнообразные. Проведение экскурсий по родному краю, работа кружков краеведческого направления «Край, в котором ты живешь», «Азбука краеведа», организация классных часов правового, гражданско-патриотического содержания, «Уроки мужества», смотры строя и песни, встречи с ветеранами, конкурсы чтецов, мероприятия в рамках «Вахты памяти»: линейки, акции, вечера встреч с людьми необычных профессий. Чтобы увидеть эту работу, ее результаты, в общешкольной газете классные коллективы размещают интересную информацию.

СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЕНАПРАВЛЕНИЕ

Основныезадачи:

– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

– использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

– развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через: организацию Дней Здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», малых Олимпийских игр в рамках работы летнего оздоровительного лагеря, работу кружка и клуба «Шахматы», участие в фестивале «Дни Воинской Славы России», в «Лыжне России», в соревнованиях районного уровня, фестивале «Уральский характер», проведение классных часов и бесед, викторин, выступлений агитбригад по охране здоровья, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, встреч с медицинскими работниками, реализацию профилактических программ.  

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕНАПРАВЛЕНИЕ

Основнымизадачамиобщекультурного направления являются:

  • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

  • становление активной жизненной позиции;

  • воспитание основ эстетической культуры.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников.

Общекультурное направление включает широкий спектр видов деятельности. Работа кружков «Английский театр», «Пермь культурная», изостудии «Мастерская юных художников», организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ; занятия х/к «Городок», вокального ансамбля «Соловушки», игра на музыкальных инструментах, проведение тематических классных часов художественно-эстетического содержания, конкурсов творчества «Янтарные бусинки», «Музыкальная шкатулка», участие в концертной деятельности, различных конкурсах и фестивалях районного, городского, всероссийского уровней. Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕНАПРАВЛЕНИЕ

Основнымизадачамиобщеинтеллектуального направления становятся:

  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;

  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

  • овладение навыками универсальных учебных действий.

Общеинтеллектуальное направление сегодня в школе реализуется благодаря работе предметных кружков «Учение с увлечением», «Занимательная математика», «Волшебное слово», «Веселая грамматика», «Робототехника», «Интеллектуальные витаминки», организации участия в интеллектуальных играх в районе, предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях; участию в проектной деятельности. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

По итогам работы в данном направлении  проводятся  конкурсы, выставки, защита проектов.

И, наконец, очень актуальное социальное направление в начальной школе.

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Социальное направление развивается благодаря работе кружков «Психология», «Мир деятельности», «Речь и культура общения», «Учусь создавать проект», участию в социальных проектах и акциях (например «Тетрадка Дружбы», «Доброе сердце», «Благотворительный сезон», «Чистый город»). В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления также положена общественно – полезная деятельность: трудовая деятельность на пришкольном участке, участие в субботниках, благоустройстве пришкольной территории.

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: школа располагает музыкальной техникой,  мультимедийным оборудованием, библиотекой, читальным залом, стадионом, игровыми площадками. Имеется  видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Мир природы», игры на развитие памяти и логики,   имеется выход в Интернет, комплекты по робототехнике).

  С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы и педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных задач. С другой стороны, сегодня, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Реализация программ внеурочной деятельности должна быть чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов:

1-йуровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-йуровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-йуровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  ФГОС, так как  приводит к качественно новому результату. В новых условиях предоставляется возможность для того, чтобы  общее и дополнительное образование детей стали равноправными,  взаимодополняющими друг друга компонентами, способными создать единое образовательное пространство. В этих условиях перед школой ставятся качественно новые задачи:  необходимо создать основу для успешной адаптации школьников в обществе, раскрытии  их творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

В нашей школе в течение многих лет успешно функционирует система дополнительного образования. В рамках системы ДО мы взаимодействуем с рядом учреждений в районе и микрорайоне (центр детского творчества «Юность», муз. школа №15, ДЮСШОР, клуб «Радуга» и т.д.) 

Основу внеурочной деятельности обучающихся образует сложившийся опыт и традиции внеклассной воспитательной работы.

Среди позитивных результатов ВД мы рассматриваем:

  • Полный охват детей внеурочной деятельностью в начальных классах;

  • Предоставление услуг всех 5 направлений;

  • Вариативность предоставляемых услуг;

  • Вклад педагогов дополнительного образования;

  • Опыт сотрудничества с учреждениями ДО;

  • Успехи и достижения учащихся.

Отмечая положительные результаты, не могу не акцентировать внимание и на проблемах. Одним из условий организации внеурочной деятельности является то, что содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий учащихся и их родителей. Для нас это пока является проблемой в силу разных причин: мы работаем исходя из своих возможностей (кадровых, материально-технических), традиций, поэтому запросам родителей не всегда удается соответствовать в полной мере. Загруженность спортивного зала не позволяет организовать функционирование спортивных секций для учащихся младшего звена, между тем родителями это направление востребовано. В общем, одна из основных проблем – проблема дефицита свободных помещений. Возможно, с переходом в статус школы полного дня появится возможность значительно расширить взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования и максимально выполнять социальный заказ родителей.

Ожидаемые результаты

-развитие индивидуальности каждого ребёнка;

-приобретение школьником социальных знаний;

-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

-воспитание уважительного отношения к школе;

-достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта.

В заключение важно отметить:

Школапослеуроков должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор и раскрывается как личность. Это даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство развития.

Источник