Развитие ребенка в зависимости то порядка рождения в семье
Уже достаточно давно установлено, что порядок рождения оказывает значительное влияние на формирование черт характера ребенка и его дальнейшую судьбу. И помимо таких характеристик детей, как старший и младший, психология предлагает дополнительные характеристики – единственный ребенок и средний.
Тем не менее, хотя нас интересует психология отношений в семье с двумя детьми, отбрасывать характеристики единственного и среднего ребенка не стоит. Ведь если двое детей рождаются с разницей более чем в шесть лет, то оба малыша считаются единственными детьми и соответствуют их психотипу. Тогда как рождение еще одного малыша переведет второго – младшего ребенка на положение среднего и в зависимости от этого также скорректирует его психотип. Многие психологи и психотерапевты ищут корни наших поступков и проблем в детстве, и порядок рождения ребенка в семье – достаточно информативный фактор для понимания характера взрослого человека.
Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье
Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, – взаимосвязаны. И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это – два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария. В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции. Давайте попробуем разобраться в том, что говорят известные ученые про эту проблему.
Зигмунд Фрейд о роли семьи в формировании личности
Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.
Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств
Создателем же этой теории заслуженно считается Альфред Адлер – порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему. Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.
Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.
Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.
Леман Кевин – христианский взгляд на проблему
Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин – порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь. Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений.
Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше. А вот коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.
Теория порядка рождения Уолтера Тоумена
Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.
Еще одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей. Примечательно, что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).
Особенности личности старшего и младшего ребенка в семье
Но самое главное, что интересует родителей, это то, как связаны порядок рождения и личность конкретно их ребенка. Каким образом изменит личность старшего ребенка появление братика или сестрички, на какие черты характера вы подтолкнете второго малыша, решив вопрос о его появлении на свет. Как скажется разница между вашими детьми в психологическом формировании личностных черт. Давайте пройдемся по тем психотипам, которые диктует порядок рождения в семье каждого ребенка.
Единственный ребенок
Изначально ваш малыш был первым – и единственным. И, может быть, он еще таким и остается даже при наличии братика или сестрички. Ведь не стоит забывать о том, что дети, разница в рождении которых составляет более шести-семи лет, имеют превалирующие характеристики единственного ребенка и дополнительно те качества, которые присущи их настоящему порядку рождения. Чаще всего это связано с тем, что в жизни старшего школьника родители уже не играют главенствующей роли, круг интересов давно вышел за пределы семьи, а основные черты характера и личности закладываются как раз до шести лет.
Единственный ребенок в семье, как уже неоднократно замечено психологами, помещается семьей и ближайшим окружением на своеобразный пьедестал. Ожидания родителей и родственников целиком возложены на его плечи, тем не менее, огрехи ему легко прощаются. Отсутствие конкуренции и необходимости бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения. Именно понимание взрослых становится одной из основных задач единственного ребенка в семье. К слову, решать задачи и находить пути оптимального их решения так же в его характере.
Единственные дети в семье остро ощущают свою уникальность, и их требования к жизни весьма высоки. Но и работать над собой эти дети любят и умеют, так как стараются оправдать как надежды своих родителей, так и собственные амбиции. Тем более, что возможностей для интеллектуального развития у них больше, чем у остальных, ведь никто не пожалеет ни денег, ни времени, ни сил на дополнительное образование единственного ребенка.
Однако есть и подводные камни, с которыми могут сталкиваться родители единственного ребенка. Помимо эгоцентричности и эгоизма, может развиваться излишняя привязанность к родителям и возникновение состояние, которое называется «выученная беспомощность» – что чревато во взрослом возрасте инфантильностью вашего чада и нежеланием жить своим умом. Ведь, находясь под непрестанной опекой близких, ребенок не имеет самостоятельности и у него не так много возможностей научиться строить отношения с окружающими.
Из этого порочного круга есть два выхода – либо ребенок, вырастая, остается по-детски беспомощным, либо прикладывает все свои силы, становясь состоятельным и компетентным взрослым человеком.
Черты характера единственного ребенка:
- Обостренное чувство справедливости, четкое разделение добра от зла.
- Обладают высокой мотивацией на достижение цели.
- Высокий уровень эмпатии, способности понимать окружающих людей.
- Обладают сильным чувством собственного достоинства и исключительным самоуважением.
- Довольно проблематично сходятся с новыми людьми, сложно завязывают близкие отношения.
- Имеют тягу к одинокому образу жизни.
- Они склонны к эгоистичности и эгоцентризму.
- Низкая потребность в аффилиации.
- Обладают потребностью идти навстречу другим людям, чтобы заслужить одобрение.
- Очень ценят собственную независимость.
- Не пугаются неудач, спокойно преодолевая трудности на пути к цели.
Старший ребенок
Как уже писалось, первенец, который первые шесть-семь лет был один в семье, сохранит психологические установки единственного ребенка. Тем не менее, в любом случае при появлении второго малыша психология старшего ребенка претерпевает изменения в той или иной степени.
Чаще всего первенец проходит три стадии:
- Единственный, любимый и незаменимый, ребенок находится в фокусе внимания родителей и всей семьи, занимая привилегированное положение.
- Появление второго ребенка кардинально изменяет сложившуюся ситуацию, вызывая шок и недоумение у первенца. Если разница между детьми составляет менее пяти-шести лет, то воздействие стресса многократно усугубляется. Тем не менее, все ощущения ребенка сводятся к мысли о том, что его место в сердце и мыслях родителей занял кто-то другой, а он сам потерял свою безграничную власть над мамой и папой. Помимо возраста, ситуация усугубляется при появлении второго ребенка того же пола, что и первенец. Психологи называют этот момент «свержение с трона».
- После стресса, который пережил старший ребенок, личность и характер малыша претерпевают значительные изменения. Ребенок ищет и находит выход из положения, пытаясь превзойти второго ребенка, показывая родителям, что он не только старше, но и умнее. Реакция родителей, которые при дефиците времени только радуются успехам и самостоятельности старшего отпрыска, закрепляет такую модель поведения, как правильную.
Приверженцы теории А. Адлера склонны отмечать в старших детях некую нарочитую правильность, они послушны и действуют сообразно правилам, установленным в семье. Совестливость и ответственность у старшего ребенка хорошо развиты. Из-за этого нередки случаи, когда первенцы, вырастая, становятся очень тревожными людьми.
Старшие дети консервативны, чтут традиции и не прощают ошибок. Однако оценка других людей, в противоречии к этому, очень значима для них.
Чаще всего, первые дети лучше учатся, их тесты IQ почти всегда выше среднего, чему виной не только высокий интеллект, но и амбиции, стремление быть первыми, сильная мотивация на достижение успеха. Статистика утверждает, что среди знаменитостей более 65% являются старшими или единственными детьми в семье, ведь конкуренция проявляет лидерские качества.
Черты характера старшего ребенка:
- Старшие дети легко и охотно соблюдают правила.
- Стремятся к успеху и имеют высокую мотивацию, но при препятствиях способны бросить начатое.
- В их характере присутствуют добросовестность и ответственность.
- Старшие дети, чаще всего, серьезнее младших.
- Их отличает завидное упрямство.
- Они консервативны и склонны к соблюдению традиций.
- Нетерпимы.
- Зависимы от чужого мнения.
- Старшим детям свойственен высокий уровень интеллекта.
- Первенцы осторожны и склонны к сотрудничеству.
Младший ребенок
Личность младшего ребенка складывается уже совершенно в других условиях. Он никогда не был один в семье – с самого рождения у него уже была семья из мамы, папы и старшего ребенка. Его характер и личность противоположны характеру первенца – второй ребенок, чаще всего, оптимистичен и независим, и любит сваливать ответственность на других.
Тем не менее, младший ребенок – отличный манипулятор и провокатор. Он не имеет столько жизненного опыта и знаний, как старший, в силу разницы в возрасте, поэтому для самоутверждения предпочитает спортивную деятельность или искусство. Тем более, ориентация у них идет на себя, любимых, тогда как ожидания других людей и их мнение мало волнуют младшеньких детей.
По мнению автора книги «Семья глазами ребенка», написанной Г.Т. Хоментаускасом, у младшего ребенка в семье, где двое детей, есть три основные стратегии поведения:
- Конкуренция. «Я буду более любим и ценен для родителей, если смогу превзойти старшего брата или сестру. Для этого хороши абсолютно все средства».
- Бунт, направленный против ограничений родителей. «Я хочу быть таким, какой я есть. Принимайте меня таким».
- Нахождение в тени старшего ребенка. «Смотрите, я совсем никчемный. Оставьте меня в покое!».
Младшие дети не сталкивались с появлением «конкурента» из роддома, и часто находятся в положении любимчиков у всей семьи. Зачастую, список обязанностей младших детей невелик, им потакают, балуют, и относятся весьма снисходительно, что влечет к формированию личности зависимо-импульсивного типа.
Возможно, именно из-за этого они менее тревожны и эмоционально устойчивее старших детей. А также они общительны, беспечны, но, в тоже время, практичны. Из них получаются отличные коммерсанты.
Черты характера младшего ребенка:
- Младшие дети оптимистичны и жизнерадостны.
- Отличаются независимым характером.
- Беспечны и склонны избегать ответственности.
- Младшие дети склонны к иждивенческой жизненной позиции.
- Они весьма импульсивны и склонны к аффективным реакциям.
- В тоже время могут быть драчливы и враждебны.
- Общительны и дружелюбны, легко заводят близкие отношения.
- Практичны.
- Склонны манипулировать людьми. Провокаторы.
- Опасаются поражений и неудач.
- У них выражено желание конкурировать.
Средний ребенок
Никто не застрахован от третьего ребенка, и даже если двое детей – предел ваших мечтаний, стоит немного прояснить ситуацию, как чувствует себя ребенок, ставший средним, и как такое положение скажется на формировании его личности.
Второй ребенок, пусть и не оказывался безраздельным хозяином любви и внимания родителей, тем не менее, вытесняется появившимся младенцем. И как мы знаем, чем больше неизвестных фактором – тем больше вариаций, именно поэтому средние дети наименее изучены, так как влияет и возраст между всеми детьми, и их количество, и их градация по половому признаку.
Тем не менее, именно у средних детей в семье наибольшие сложности с самоопределением, они являются и младшими – и уже старшими, сочетая в себе черты обоих психотипов. Не имея авторитета более умелого и сильного старшего ребенка, а так же, не обладая беззащитностью и зависимостью младшего ребенка, средние дети теряют способность идентифицировать себя и чувствуют себя потерянными.
В зрелом возрасте средние дети склонны к безынициативности и зависимости мышления от других. Именно у них в семье самая низкая мотивация к достижению успеха, а вот ощущения несправедливости жизни может преследовать таких детей и во взрослом возрасте.
Средние дети отчаянно нуждаются в родительском внимании, и если для этого необходимо совершить что-то немыслимое, или просто иметь раздражающие привычки – они это сделают. Тем не менее, если разница в возрасте у детей большая, то все эти проявления во многом сойдут на нет, ведь средний ребенок уже побывал малышом, и теперь вынужденная взрослость не так его тяготит, тем более, что в его жизни уже есть старший ребенок, и друзья, и сторонние увлечения.
Коррекция минусов, закрепление плюсов
Знать личностные особенности, которые обуславливает порядок рождения, это лишь некоторая верхушка айсберга под названием «семья». Описанные закономерности формирования характера детей в зависимости от очередности их рождения – не фатальны, легко подаются коррекции, особенно теми родителями, кто вник в суть противоречий, так влияющих на судьбы ваших малышей. Пусть знание основных тенденций развития поможет вам произвести правильное распределение ролей в семье, а главное – любите. Именно любовь способна преодолеть все сложности и отогреть сердца ваших детей уверенностью в себе и мире.
Источник
Впервые о том, что очередность рождения детей в семье влияет на их характер и судьбу, заговорил в начале XX века ученик Фрейда, выдающийся австрийский психолог, психиатр Альфред Адлер. В дальнейшем этот вопрос изучался разными учеными, и сейчас мы можем говорить о некоторых любопытных выводах, подтвержденных современными исследованиями.
Например, в исследовании Университета штата Огайо в США говорится, что первые дети в семье чаще интересуются интеллектуальными, академическими областями знаний, тогда как более поздние дети больше склонны к артистической карьере или физическому труду. Но давайте рассмотрим по порядку. Упор будем делать на то, как очередность рождения влияет на будущее детей — кем они в итоге вырастают.
Единственный ребенок в семье
Главная и определяющая особенность такого положения ребенка в семье в том, что ему не приходится бороться с младшими братьями и сестрами за внимание родителей — он постоянно находится в статусе «единственного любимчика». И в зависимости от степени опеки и уровня ожиданий родителей мы чаще всего будем видеть здесь два сценария взросления.
1. Маменькин сынок. Единственный ребенок в семье может вырасти зависимым и беспомощным, если родители чрезмерно его опекают.
2. Рано взрослеющий. Такой ребенок рано начинает стремиться к высоким достижениям, чтобы оправдать ожидания родителей. Он будет прилагать много усилий, чтобы стать самостоятельным и компетентным взрослым.
Общее для единственных детей в том, что они с детства чувствуют свою уникальность. И часто стремятся быть в центре внимания и в других коллективах, членами которых становятся. Однако они не делают ничего, чтобы оправдать такое поведение, потому что просто привыкли к нему с детства.
Первый ребенок в семье
До рождения второго ребенка старший растет в центре внимания своих родителей как единственный. Все меняется с появлением брата или сестры. Адлер писал, что для старших детей эта ситуация похожа на «лишение монарха трона». Эта стрессовая ситуация сильно влияет на их развитие. Чтобы вернуть внимание и одобрение родителей, такие дети могут стремиться сделать хорошую карьеру, добиться успеха в жизни. В исследовании Университета штата Огайо говорится, что старшие дети чаще, чем средние и младшие, становятся политическими лидерами. Кроме того, им часто приходится продолжать семейный бизнес или реализовывать мечты родителей, которые те не смогли достигнуть. Как правило, первенцы вырастают более консервативными и ответственными, чем другие дети в семье.
Средний ребенок в семье
Основополагающим для среднего ребенка является то, что ему приходится постоянно доказывать, что он лучше старшего брата или сестры. Старший задаёт ему ускоренный темп развития — нужно все время конкурировать, показывая лучшие результаты. В итоге такой ребенок, как правило, вырастает честолюбивым и амбициозным. В академических дисциплинах ему трудно угнаться за старшим, и чаще всего он выбирает спорт или искусство — те области, где старший не силен, а значит, средний может быть первым. Кроме того, находясь посередине, такие дети с рождения учатся ладить не только со старшими, но и с младшими братьями или сестрами, приобретая тем самым хорошие навыки переговорщика. В будущем это помогает им производить хорошее впечатление на людей — ведь они умеют быть тактичными и дружелюбными с окружающими.
Младший ребенок в семье
Главная особенность взросления младших детей в том, что они растут в окружении внимания и заботы как со стороны родителей, так и старших детей. Минусом этой ситуации является то, что часто таких детей не воспринимают всерьез — для семьи они «малыши», даже когда повзрослеют. Именно поэтому они чаще других детей выбирают опасные профессии или увлекаются экстремальными видами спорта. Это как некий протест-заявление «Я взрослый!»
Перед младшим ребенком зачастую стоит выбор: либо продолжать притворяться ребенком, либо обойти старших, как Иванушка-дурачок в русских сказках. Во втором случае эти дети могут быть самыми удачливыми из всех. Свободы выбора занятий у них больше, чем у старших: родители к ним не так требовательны. Младшие дети чаще, чем их братья и сестры, вырастают творческими личностями, непохожими на других членов семьи («И в кого он такой?»)
2 рабочие схемы воспитания от детского психолога Екатерины Мурашовой
В завершение я бы хотела дать небольшой отрывок из лекции известного детского психолога Екатерины Мурашовой, которую она прочитала для сотрудников компании, где я работаю.
Екатерина Вадимовна, скажите, пожалуйста, если в семье много детей, насколько важно, чтобы для них были созданы равные условия?
«Только если вы сами решили, что дети у вас равны. Если дети очень разные, есть с особенностями развития (с аутизмом, например), то пытаться изображать равные права не стоит. Нужно проговорить, кто на каком месте находится и у кого какие права, чтобы дети это четко понимали».
«Есть две вполне рабочие схемы. Первая — дети равны. Это когда: тебе шоколадку, тебе, тебе и тебе. Тебе подзатыльник, тебе, тебе и тебе. Мы всех любим одинаково, если папа одного посадил за руль, посадит и второго, и третьего, и самого маленького, который еще до педалей не достает. Старшему купили портфельчик, потому что он идет в школу, а среднему и младшему, чтобы им было не обидно. Но! Если дети играли и разбили вазу, наказали всех. Справедливо? Нет, но таковы правила: никого не интересует, кто первый начал. Блага и подзатыльники — поровну. Это не всегда разумно, если у детей очень большая разница в возрасте, но в принципе нормальная работающая схема».
«Вторая схема — иерархия: старший ребенок, грубо говоря, «наследный принц», у которого право майората. Как это было в средние века: замок, земли и титул получает старший сын, остальные отправляются в отдаленные провинции. В этой ситуации наследника воспитывают принципиально иначе, чем младших отпрысков. Его учат общаться с арендаторами, вести хозяйство, а младшие в основном занимаются лисьей охотой. Те на охоту, а этот с корзинкой — навещать заболевших арендаторов вместе с матерью. Зато на представление ко двору кого везут? Старшего, потому что он будущий лорд. Если применить этот принцип к рядовой семье, то в ней спрос всегда со старшего: «Малыш разбил вазу? А ты куда смотрел?» Но при этом старшему больше и дается: все младшие знают, что этот член семьи выше по статусу, чем они. Тоже вполне себе рабочая модель».
«Плох только один вариант: если эти две модели семьи смешиваются. То есть, когда нам удобно, — всем по яблоку, а когда неудобно: «Ты же старший, уступи ему!». В этот момент происходит невротизация детей».
Добавлю от себя, что детям крайне важна стабильная среда: когда родители ведут себя предсказуемо и последовательно, а семейные правила и установки не меняются в зависимости от их настроения.
Мой канал о книгах, но в этой статье я несколько отступлю от правила и порекомендую вам не книгу, а лекцию Екатерины Мурашовой «Правильных родителей не бывает». В ней вы найдете важную дополнительную информацию по теме, которую мы сегодня затронули.
Виктория Шилкина, клинический психолог, научный журналист, автор канала и сайта Books-for-you.ru
Источник