Развитие ребенка в вокальном кружке

Развитие ребенка в вокальном кружке thumbnail

Рабочая программа вокального кружка

«Колокольчики»

Для детей в возрасте 5 – 7 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы– 2 года                

                                                                                          Музыкальный руководитель:

                                                                                             Симакина В. Ю.

                                         г. Горячий Ключ

                                                   2015г.

Музыка начинается с пения…

Курт Закс (немецкий музыковед)

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

                                          Пояснительная записка

        Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Колокольчики» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», ФГОС (приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.14г. января, действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа разработана на основе  примерной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Детство» (авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева );                     «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа по вокальному пению предназначена для детей от 5-7 лет. Занятия в вокальном кружке «Колокольчики» проводятся с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми– занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 15  человек.

    Новизна программы вокального кружка «Колокольчики» заключается вследующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с  учетом возрастных и  индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии .

   Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

   Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  

    Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника;

развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

    Задачи:

1. Формирование интереса к вокальному искусству.

2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

4. Развитие умений различать звуки по высоте;

5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,

8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

    Возраст детей,  участвующих в реализации данной образовательной программы, 5 – 7 лет. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением.
 Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

– песни хором в унисон

– хоровыми группами (дуэт, трио и т. д)

– тембровыми подгруппами

– при включении в хор солистов

– пение под фонограмму.

– пение по нотам

   Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

   Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

• игровой характер занятий и упражнений,

• активная концертная деятельность детей,

• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,

• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

• фортепиано, звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон,  СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

   Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

• восприятие музыки;

• развитие музыкального слуха и голоса;

• песенное творчество;

• певческая установка;

• певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» – с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» – с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» – при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон) ;

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево – вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 МИНУТ. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка) .

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

• работа над вокальными и хоровыми навыками;

• проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

• споем песню с полузакрытым ртом;

• слоговое пение («ля», «бом» и др.) ;

• хорошо выговаривать согласные в конце слова;

• произношение слов шепотом в ритме песни;

• выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

• настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук) ;

• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

• использовать элементы дирижирования;

• пение без сопровождения;

• зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

• выразительный показ (рекомендуется аккапельно) ;

• образные упражнения;

• вопросы;

• оценка качества исполнение песни

Примерный учебный план

Содержание

Количество занятий

10

Восприятие музыки

10

Артикуляция, выразительная дикция

22

Освоение техники распределения дыхания

10

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования 10

Эмоционально-выразительное исполнение

20

Итого:

72

ПРИМЕРНОЕ  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  МАТЕРИАЛА ПО ПЕНИЮ НА ГОД:

Репертуар Количество занятий

Русские народные песни

(с музыкальным сопровождением) 11

Русские народные песни

(без музыкального сопровождения) 5

Детские эстрадные песни

(с фортепианным сопровождением) 8

Детские эстрадные песни

(под фонограмму) 5

Песни из мультфильмов

(с фортепианным сопровождением) 7

Песни из мультфильмов

(под фонограмму) 4

Упражнения и попевки 32

Всего: 72

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

   Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

    Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Диагностика  уровня   развития   певческих   умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

                      Оценка/б

н

с

в

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 –  не справляется с заданием

н – (низкий) – справляется с помощью педагога

с –  (средний) – справляется с частичной помощью педагога

в –  (высокий) – справляется самостоятельно

Перечень программно-методического обеспечения:

– Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

– Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.

– Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.

– Артикуляционная гимнастика.

– Программы, сценарии концертов.

– Сборники песен, попевок.

– Магнитофон,  CD-диски –  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

– Ноутбук – презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

2.  Мерзлякова С. И. Учим петь детей 5 – 6 лет.

3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн. : Беларусь, 2003. – 232 с.

4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1989. – 112 с.

5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : Лексис, 2005. – 48 с.

6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.

7.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:    Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

8.Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.

9.«Элементарное музицирование» Т. А. Тютюнниковой;

10. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

11. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

12.«Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой;

13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.

14. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.

15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М. : ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

17. Никашина Т. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. – М.

18. Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.

19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб. : Лань, 1999. – 64 с.

20. Учим петь – система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1988. – 143 с.

22. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально – развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.  

Источник

Детское творчество на занятиях кружка вокала

из опыта работы руководителя образцовой шоу-группы

«Поющие Звёзды» Нестеренко Н.М.

(Можно ли научить творчеству?)

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень. К сожалению, современная школа еще очень часто обучение сводит к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. На наш взгляд, главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, решением проблемных ситуаций. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого есть свои способности и таланты. Просто кого-то из них недоучили, недоразвили.

Кружковые занятия вокала располагают к возможностями для творчества, созидания, так как музыка является предметом сотворчества на уровне личности учителя и ученика, композитора, исполнителя, слушателя. Однако процесс общения с музыкой необходимо сделать глубоко прочувствованным. Поэтому школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовывать на уроках музыки способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими. Ученик – это слушатель и исполнитель и важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Составляющие творческого процесса: цельность восприятия; способность воспринимать художественный образ целиком; оригинальность мышления; способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств; гибкость, вариативность мышления; легкость выдавать идеи, мысли; работа подсознания, необходимая составляющая для любого творческого процесса; способность к оценочным действиям; воображение, фантазия; способность не только воспринимать, но и создавать образы. Задача творческого развития младших школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, систематически и целенаправленно развивать способности, а с другой – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Дети от природы наделены способностями. Взрослым, педагогам нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для развития музыкально-творческих способностей детей.

Формирование музыкально-творческих способностей

Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила и сюжетная подсказка.

Постепенное усложнение их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих способностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность. Если вначале музыкальную игру ведет учитель, то позже сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или «переводят» обычные игры в музыкальные (например, «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Эхо», «Узнай меня»).

Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие характеру музыки, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.

Для развития чувства лада предлагаются следующие творческие задания:

  • Сочинить музыкальные загадки типа «что я слышал в лесу?». Образцом выполнения таких заданий может служить пьеса Ройтерштейна М. «Кукушка и дятел», «Эхо».

  • Сочинить музыкальные иллюстрации к сказке, предложенной учителем. Например, по ходу содержания сказки «О музыкальной принцессе», которую рассказывает учитель, учащиеся сочиняют мелодию звона колоколов, извещающих о приближении ночи, колыбельную песенку, веселый танец польку. В условиях музыкальной игры «Сказка», «Музыкальная история» дети сочиняют музыкальные иллюстрации с помощью сюжетной подсказки. Этот прием способствует созданию на уроке атмосферы непринужденности, в которой наиболее полно раскрываются музыкально–творческие способности учащихся младших классов.

  • Импровизировать окончания музыкальных фраз. Подготовкой для импровизации мелодий может служить песня–игра Тиличеевой Е. «Наш дом», «Лифт».

Для развития ритмического чувства используются следующие музыкально-творческие задания:

  • Передать на ударных инструментах (ксилофон, металлофон и др.) ритмический мотив приветственного диалога учителя и детей: «Дети, здравствуйте!», «Здравствуйте!». Перед тем как начать урок, педагог здоровается с детьми. На первых занятиях приветствие и ответ на него сопровождаются выразительной игрой ритмического мотива на детских музыкальных инструментах. В дальнейшем это может быть ритмический диалог без произнесения слов. По мере музыкального развития школьников ритмический приветственный диалог преобразуется в вокальное приветствие.

  • Передать ритмический мотив загадки на ударных инструментах и сочинить к ней ответ. Загадка: «Кто в лесу стучит тук-тук?» Ответ: «Дятел, дятел». Первый раз ответ передается в форме ритмического мотива, второй -словесно, с ритмическим сопровождением.

  • Сочинить ритмическое инструментальное сопровождение к рассказу собственного сочинения, который ориентирует их на передачу изменения темпа. Например, «После дождя цапля шла к своей любимой поляне, широко перешагивая через лужи. Неожиданно она остановилась, так как увидела, что на пригорке разгуливает лиса взад–вперед, взад–вперед. Но лиса, заметив цаплю, быстро побежала в лес, так как знала, что подойди к ней цапля. Ей пришлось бы расплачиваться за вчерашнее коварство на болоте». При выполнении этого задания ребята закрепляют ощущение известных им ритмических единиц и развивают представление о темпе как средстве выразительности

Задание 1. Пьесы или песни с несколькими контрастными между собой музыкальными образами. Музыкальное произведение «Через мост» музыка А. Филиппенко.

Задание 2. Драматизировать музыкальное произведение развивающего содержания, драматизация которого требует от учащихся развития сюжета, установления определенных взаимоотношений между персонажами, распределение ролей и т.д.

Задание 3. Путешествие в сказку “Кот, петух и лиса” и “Теремок”. Учащиеся должны были найти в сказке все возможные моменты для творческих импровизаций. Это развивает у них творческое воображение, мышление, фантазию.

Загадочный мир звуков

Определяем свойства звука, развиваем динамический, звуковысотный, тембровый слух и чувство ритма.

Задание 1.

Рассмотри и назови, когда ты слышишь шумовые звуки, а когда музыкальные.

Сила звука и динамический слух

Сила любого звука составляет одно из важних его свойств. Динамические оттенки – это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая песня, мелодия звучит выразительно.

f-форте – громко

mf-меццо-форте – чуть тише, чем форте; умеренно громко

p-пиано – тихо mp меццо-пиано – чуть громче, чем пиано

sf-сфорцандо – внезапно громко

Вот как в форме игры можно научить детей легко запомнить музыкальные термины:

Жил кот Василий, ленивый был кот

Острые зубы и толстый живот.

Очень p (тихо) он ходил

f (громко) настойчиво кушать просил

mp (не очень тихо) на печке храпел,

вот и все, что он делать умел

Кот как – то раз видит сон вот такой –

Будто затеял с мышами он спор,

f (громко) крича он их всех исцарапал

своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши p (тихо) взмолились

– Ох, пожалей, пощади, сделай милость

mf (не очень тихо) вскликнул кот: “Брысь!”,

И в рассыпную они понеслись.

(А на самом деле в то время, когда наш

кот спал, происходило вот что).

Мыши p (тихо) вышли из норки

f (громко) Хрустя съели хлебные корки

mp (не очень тихо) cмеялись над котом

Они ему хвост завязали бантом

Василий проснулся, чихнул, к стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались

.До вечера f (громко) над ним потешались

Высота звука

Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой звук от музыкального.

Задание.

Предложить ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Играя движение мелодии вверх или вниз, попросить узнать, куда пошла мелодия песни. Затем задание усложнить: исполняя любую фразу, не доигрывать последний звук, попросить ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук.

Длительность звука и чувство ритма

Длительность – одно из важных свойств звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок.

Задание. Игра «Научи матрешек танцевать»

Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей маленькие. “Большая матрешка учит танцевать маленьких”, – говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Тембровая окраска и тембровый слух

Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук, и, конечно, звук музыкальный.

Задание. Игра «Определи инструмент»

Игровой материал: металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или др. струнно-щипковые инструменты, деревянные ложки.

Ход игры: Двое детей или взрослый и ребенок сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Учимся восприятию музыки

Учимся слушать и слышать музыку, развиваем музыкальную восприимчивость. Тренируем слуховое внимание

Задание.

Слушаем тишину (какие звуки различаются в комнате, откуда они доносятся, какие из них более громкие, какие едва слышны, какие звуки слышны на улице, кто подал голос, какие звуки понравились, а какие совсем неприятны).

Задание.

Под звуки погремушки дети легко, на носочках бегают по комнате. На резкий удар бубна каждый должен присесть.

Задание.

Пропеть знакомую песню вместе с детьми, но с определенным условием: каждый ребенок должен вовремя вступить и пропеть свою фразу (кто-то начинает, следующий подхватывает и поет свою фразу, последний завершает).

В гости к музыке

1) Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое;

2) Лучше выбирать для слушания небольшие произведения;

3) Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи;

4) Слушать вокальную музыку легче;

5) Инструментальная музыка не менее интересней;

6) Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений;

7) Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием;

8) Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

Задание.

Прослушать музыкальные произведения и поговорить о музыке:

«Полька», П.И. Чайковский (как меняется характер музыки, тихонько прохлопайте под музыку).

«Клоуны», Д.Б. Кабалевский (почему она так называется, нарисуйте картинку к этой пьесе).

«Сказочка», С.С. Прокофьев (сразу ли начинает рассказчик свой рассказ).

«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, «Марш солдатиков» Р.Шуман, марш из «Детской музыки» С.С. Прокофьев (чем отличаются).

Игры с музыкальным сопровождением

Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.

Песня-игра “Слово на ладошке”, (музыка Е.Попляновой, стихи Н. Пикулевой):

Я найду СЛОВА везде:

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в СЛОВО!

Варианты:

Учитель называет слово (ма-ши-на), а дети их прохлопывают, затем пропевают, либо одновременно.

Каждый ребенок называет свое слово и сам прохлопывает его ритм.

Каждый ребенок произносит свое слово, оно прохлопывается и пропевается остальными ребятами.

Творчество при восприятии музыки

Задание.

Предложить ребенку передать свои впечатления о музыке каким-либо рисунком.

Задание.

Предложить украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.

Песенное творчество

Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (мяукает котенок), то более низкие (мяукает кошка).

Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.

Петь свое имя на двух звуках, передавая разнообразные интонации.

Певческая перекличка.

Закончить мелодию.

Сочинить песню.

Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности

Задание.

Предложить исполнить под красивую мелодию танец прекрасного цветка –розы.

Задание.

Предложить детям:

 нахмуриться как (король; ребенок, у которого отняли игрушку);

 улыбнуться как (вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнце, младенец матери)

 сесть как (пчела на цветок, обиженная собака, поросенок на кактусе, наездник на лошади)

Задание.

Предложить с помощью платка изобразить: бабочку, лису, принцессу, бабушку, фокусника, больного с зубной болью.

Заключение:

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и уси?