Развитие ребенка в век информационных технологий

Развитие ребенка в век информационных технологий thumbnail

Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Вся информация преобразована в двоичный код 0-1, что и дало миру название «цифровой». Многие считают, что цифровая революция изменила общество гораздо больше, чем техническая. Мы как раз находимся в ее эпицентре.

Цифровые устройства оказались также и в руках наших детей, дав им возможность иметь доступ к любой информации, пробовать множество сетевых развлечений и круглосуточно общаться друг с другом.

По мнению большинства людей, это прогресс. Тем не менее у родителей возникают сложности с воспитанием детей, проводящих перед мониторами все больше времени. Но проблема заключается в том, что, с точки зрения теории привязанности, это не то, что нужно нашим детям. Более того, использование цифровых устройств может препятствовать укреплению и углублению привязанности, а также психологическому взрослению. А чтобы реализовать личностный потенциал, нашим детям необходимо:

* стать самостоятельными людьми со своими собственными идеями, намерениями, смыслами, стремлениями, предпочтениями и ценностями;

курс Подростки

* напитаться привязанностью и отделиться от своих взрослых;

* адаптироваться к несовершенствам и потерям, чтобы быть способными жить в реальном мире.

Влияние прямого доступа к информации на детей

Человеку не нужно слишком много информации, поэтому механизм внимания работает так: 98% поступающей информации отбрасывается в пользу осознания оставшихся 2%. Механизм внимания всегда отфильтровывает лишнее, когда дело доходит до обработки информации при избыточной стимуляции. Когда дети смотрят в экран, активизируется дополнительная защита от информации, так как экран подобен пожарному шлангу, из которого хлещет информационный поток. Активизируя защитные механизмы, этот поток фактически мешает процессу развития мозга.

Раньше считалось, что мозг похож на процессор, обрабатывающий информацию. Сейчас известно, что мозг работает не так. Мозг решает задачи: связи в мозгу возникают для решения задач, а развиваются они через игру. Давая детям экраны, взрослые препятствуют возникновению игровой деятельности. Игра необходима для развития мозговых связей, которые позднее используются в обучении. Мозг не развивается благодаря знанию алфавита, изучению цифр или через получение информации, потому что может обработать лишь столько, сколько ему нужно для развития. Мозг развивается не через получение информации, а через ее преобразование.

Одно из исследований продемонстрировало обратную зависимость между временем, проводимым у экрана, и развитием речи у дошкольников. Существует много разных исследований о неблагоприятном влиянии экранов на развитие мозга. 

Интенсив 1

Прямой доступ к информации разрушает зависимость детей от взрослых

Важно понять, что заботиться о детях – значит поставить их в зависимое от взрослых положение, а главные области, в которых легче всего установить иерархические отношения, – это еда, компания и информация. Современные дети берут еду из холодильника, общаются друг с другом, а для поиска ответов на вопросы используют «Гугл»,  свободный доступ к информации в котором душит зарождающуюся индивидуальность и нежные ростки идей, любопытства и размышлений.

Одно из печальнейших исследований университета Южной Калифорнии показало, что время, проведенное ребенком вместе с семьей, за последние десять лет уменьшилось на треть в 30 странах.

Ребенку нужно не больше информации, а больше контакта, близости и приглашение существовать в нашей жизни. Дети должны напитаться этим, и лишь тогда они станут самостоятельными существами. А сейчас у детей беспрецедентными темпами возникает скука, от скуки они ищут больше информации и больше социальной стимуляции, что, в свою очередь, не помогает с ней справиться. Слово «скука» (bore) в английском языке имеет еще одно значение: «дыра». Это ощущение дыры, которую нужно чем-то заполнить. Некогда человек пытался заполнить ее своим появившимся «я», интересом, любопытством, вопросами о своем мире, а сейчас мы пытаемся заполнить эту дыру информацией и стимуляцией. Однако беда в том, что информация этому не способствует. Она должна быть последней составляющей в уравнении.

Развитие ребенка в век информационных технологий

Видеоигры и проблемы воспитания детей

Видеоигры не способствуют связи поколений и не ведут к первичной адаптации к потерям и поражениям. Современные игры — это игры на интерес. В них нет проигрыша, а значит, и нет места адаптации, потому что всегда есть новый уровень или новая попытка. Видеоигры не дают возможности совершенствовать умения и мастерство, лишают детей возможности взаимодействовать, перебивают всякий аппетит к сближению и тесному общению. Настоящую тревогу вызывает то, что у человека появляется болезненная тяга к победе, связанная с активацией нейронов, отвечающих за привязанность, что делает человека крайне зависимым от игры.

Чем опасно общество, внутри которого социальное общение построено на цифровых технологиях? Нарушается связь между поколениями, а поиск близкого контакта происходит без заботы и любви, без ритуалов завладевания, которые помогают активизировать инстинкты привязанности. Следовательно, общение в социальных сетях поверхностно и направлено на то, чтобы участники не получили травму от общения. Между людьми может не быть никакой эмоциональной близости, в социальных сетях в принципе нет места глубоким эмоциональным переживаниям и психологической близости. Вся энергия распыляется. Взамен остается бешеная активность, направленная исключительно на поиск поверхностного контакта, и конечно же, это мешает истинной привязанности.

курс Дисциплина

В условиях соцсетей отношения между людьми не могут развиваться как следует, так как они не располагают к желанию налаживать связь и идти на близкий контакт. У Шерри Тёркл, ведущего ученого в области цифровых технологий, есть прекрасная книга «Одинокие вместе», в которой говорится о сути такого общения: «Сегодня мы чувствуем себя беззащитными в общении с другими людьми, в то же время в стремлении к этой близости мы обращаемся к компьютерным технологиям, чтобы вступить в отношения и – чтобы полностью от них защититься».

курс Института Ньюфелда Цифровой мир

В результате перед нами ненормальная, поверхностная, болезненная привязанность к соцсетям, от которой необходимо защитить детей, ведь это состояние подрывает все сложные и вместе с тем тонкие процессы отношений в семье, уводя детей от родителей, задача которых заниматься их воспитанием и удовлетворять потребность в привязанности. Для ребенка только взрослый может быть источником ответов на все вопросы, и только взрослый способен удовлетворять истинные потребности ребенка. Но привязанность к цифровому общению подрывает способность ребенка удовлетвориться тем, что ему предлагает взрослый. Кроме того, социальное цифровое общение пронизывает всю школьную культуру и ментальность.

Читайте также:  Какое развитие бывает у ребенка

Сегодняшние способы построения привязанности заставляют выбирать в партнеры по общению не взрослых, а сверстников. Те, кто разбирается в новых технологиях, будут искать общения в основном с равными. Чем легче строится общение, тем быстрее формируется привязанность. С бабушками и дедушками уже не выстраиваются прочные отношения, впрочем, с родителями тоже. Компьютерные приборы нового поколения в руках детей делают их ближе друг к другу и не включают детей в систему иерархии взрослых.

Социальные сети и цифровые технологии убивают саму природу общения, так как предпочтение отдается поверхностному контакту, а не глубокой эмоциональной и психологической близости.

Зрелость и готовность детей к жизни в цифровом мире

Говоря о воспитании детей в век цифровых технологий, необходимо учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию.

Ребенку также необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям. Это происходит только после того, как ребенок осознал тщетность ухода от реальности и научился решать проблемы в реальной жизни, принял самого себя и утвердился в том, что он хочет быть собой, а не кем-то другим, научился переживать потери и поражения и не испытывает болезненной тяги только побеждать.

Ребенку необходимо созреть и быть готовым к общению с ровесниками посредством цифровых технологий. Это происходит тогда, когда сформированы отношения с родителями, сформирована способность оставаться собой при общении с ровесниками, когда отпадает желание быть признанным ровесниками и быть принятым в их компанию и когда налажены отношения со взрослыми, которые несут ответственность за ребенка.

Роль родителей в мире цифровых технологий

Жан Жак Руссо еще в 1763 году говорил, что основная роль родителей быть своеобразным буфером между детьми и обществом. Эта мысль актуальна и сегодня. Родители в мире цифровых технологий – это буфер для детей до тех пор, пока они сами не научатся правильно обращаться с информацией и цифровыми устройствами. Родителям необходимо подготовить детей к выходу в большой мир, способствуя формированию естественной привязанности по мере взросления ребенка.

Новейшие исследования показали, что цифровая зависимость гораздо сильнее алкогольной и табачной. У детей с помощью родителей должно сформироваться понимание того, что такое цифровые технологии и зачем они нужны. Мы не должны испортить аппетит нашим детям перед обедом, допустив их преждевременное знакомство с цифровыми устройствами и социальными сетями.

Примечательно и то, что более 80% родителей не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Согласно исследованиям университета Южной Калифорнии, большинство родителей действительно считают, что общение с ровесниками необходимо их детям и что общение и развлечения в соцсетях помогают детям избежать скуки и одиночества. Многие думают, что у детей должен быть свободный доступ в интернет так же, как и у родителей.

Социальные сети и близкие отношения

социальные сети, близкие отношения, сердце

Родителям необходимо создавать ритуалы и правила, чтобы защищать здоровую привязанность и чтобы защитить детей от преждевременных внешних влияний. Например, не использовать гаджеты во время ужина, потому что это время, когда мы приглашаем друг друга существовать в настоящем моменте.

Родители могут создавать ритуалы, в которых могло бы происходить единение с семьей. Это действительно питает и наполняет детей, давая им возможность быть в состоянии «переварить» то, что приходит из цифрового мира. А также соблазн свободно использовать цифровые технологии должен быть вне зоны доступа для детей до определенного момента.

Привязанность – это то, что создает культуру. Она сохраняет связи, сохраняет пути передачи культуры, и, позволяя детям привязываться к родителям, она создает для нас контекст, в котором мы можем их растить. Когда родители, дяди, тети, бабушки и дедушки, любимые учителя значимы для детей и являются для них ориентиром, то им незачем будет жить в соцсети.

Родителям очень важно знать признаки поведения ребенка, у которого проблемы, и осознавать границы своей естественной власти. Многие дети зависимы от цифровых технологий и не могут контролировать время, проведенное перед экранами. В таком случае родителям необходимо вмешаться. Однако, в первую очередь нужно восстанавливать и укреплять отношения с детьми. Это момент, когда пора возвращать ребенка себе, снова завоевывать его сердце и углублять отношения. Ведь для освобождения от зависимости детям нужны не только отношения с родителями, но и чувство удовлетворенности от этих отношений и от приглашения в жизнь родителей.

Потенциал цифровых технологий можно использовать для поддержания и углубления отношений: читать книжки детям, будучи в отъезде, делать что-то вместе или проводить вместе время, оставаясь на связи.

Научившись кодировать информацию в единички и нули, человек открыл эру информации. Но так как человеку всегда было необходимо общение, что является основной потребностью, цифровые устройства очень быстро стали устройствами для общения. Родителям же необходимо защитить детей, понимая возможности технологии и зная о возможной зависимости человека от технологии. Это возможно, если мы будем понимать, что детям на самом деле необходимы контакт и эмоциональная близость со взрослыми, которые заботятся о них.

Конспект лекции Гордона Ньюфелда «Воспитание детей в цифровом мире»

Перевод Ольги Лебедевой-Скачковой  vsevsedoma, Екатерины Олейниковой  cat-oley,  nrzb,  deofol 

Редакция Елены Фурдак

Фото: pixabay.com

подписка на дайджест

Источник

Развитие ребенка младшего дошкольного возраста в век информационных технологий

Эрнст Анастасия Валериевна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 117 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников»

Читайте также:  Характеристика на ребенка с особенностями развития

XXI век – время информационных технологий. Никогда еще история не знала такого выброса объема информации за такой короткий исторический срок. Большие изменения во всех областях науки и техники на основе новейших технологий за короткий срок повлияли на образ жизни, мышление человека. Это сказалось и на нашем будущем поколении – на детях, которые были и будут рождены в этом новом веке. Дети рожденные после 2000г. отличаются от детей прошлого столетия. Это признанный факт [2; с.52].

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка, поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства [4;с.71].

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает  внимание  ребенка;
  4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. ребенок сам регулирует  темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  1. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  2. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  3. компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Области применения ИКТ для развития дошкольников

Использование компьютера для обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие

а ) Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о «засиживании» за компьютером не актуален [11; с.3].

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Список литературы:

  1. Горвиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н., Чайнова Л.Д. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  2. Горвиц Ю.,  Поздняк Л.  Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 с. 92-95.
  3. Зубрилин А.А. “Игровой компонент в обучении информатики”. Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 – 16.
  4. Каралашвили Е. “Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет”. Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 – 41.
  5. Макасер И.Л.  “Игра как элемент обучения”. Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 – 73.
  6. Моторин В. “Воспитательные возможности компьютерных игр”. Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 – 57.
  7. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44 «Белоснежка»

Публичная лекция по теме:

«Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий»

Выполнила:

Бастрыкина А.Ю. воспитатель,

первая квалификационная категория

Тамбов, 2019

Сегодня активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один – современным детям – современное образование. Современных детей можно назвать цифровыми детьми или детьми будущего – это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, mp3плейеров, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых устройств.

Итак, коллеги тема моего выступления сегодня «Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий».

Предлагаю рассмотреть основные аспекты данной проблематики:

  1. Цифровые технологии – основа образования 21 века.

  2. Цифровые технологии для дошкольника «за» и «против».

  3. Игра – основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста.

  4. Цифровые устройства как инструмент образования дошколят (из практики работы).

  5. Цифровая компетентность – одно из условий успешного обучения ребенка в школе.

1.Цифровые технологии – основа образования 21 века

Сегодня, повышая качество дошкольного образования, мы используем в образовательном процессе целый спектр педагогических технологий, тем самым обеспечивая успешную подготовку ребенка к школе. Какие же технологии удобны в применении и вызывают наибольший интерес у современных детей? Конечно, это цифровые технологии.

Читайте также:  Установите последовательность развития этапов речи у ребенка

Главным трендом российского образования является цифровизация – это было подчеркнуто в рамках обсуждений вопросов образования на IX Гайдаровском форуме.

Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но также предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования.

2. Цифровые технологии для дошкольника «за» и «против».

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам поразмышлять о положительных и отрицательных сторонах использования цифровых технологий. Какие аргументы «против» использования компьютера вы можете привести? Какие «за»? Работа с залом на мольберте.

Противники информационно – коммуникативных технологий в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.

К сожалению, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Итак, плюсов применения цифровых технологий безусловно больше. По моему мнению, компьютерные технологии расширяют возможности в преподнесении развивающего и дидактического материала. Очень важно отметить, что занятия с применением цифровых технологий усиливают познавательный интерес дошкольников и активизируют детское внимание. Цифровые технологии можно включить во все виды детской деятельности.

Как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Об этом прописано в ФЗ «Об образовании в РФ» № 273.

ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий.

3. Игра – основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста.

Основным видом цифровой активности для дошкольников является игра, изучению которой исследователи уделяют пристальное внимание. Игра – основное условие использования цифровых технологий в дошкольном учреждении. Появление компьютерной игры в жизни ребенка может оказать положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовить его к жизни в информационном веке.

По моему мнению положительное влияние компьютерных игр на развитие детей становится возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь.

4. Цифровые устройства как инструмент образования дошколят (из практики работы).

Итак, какие же существуют цифровые устройства применимые для дошкольного образования? Это всем нам хорошо известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски.

А сейчас мне хочется напомнить вам о некоторых, специально созданных для обучения дошкольников цифровых устройствах. К ним относятся:

Интерактивные скалодромы – обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи. Это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры.

Интерактивные песочницы — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.

Интерактивные детские Мультстудии – это новая интерактивная система для изобретения мультимедийных историй.

Интерактивные тумбы – это напольный проектор на колесиках, который проецирует изображения и игры прямо на пол.

Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями – это современное оборудование для детей. С его помощью педагог может проводить интересные, познавательные занятия, показывать наглядный материал. Больше не нужно думать, как привлечь и удержать внимание дошкольника.

Интерактивные комплексы. Они включают в себя:интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов, реквизит для проведения тематических занятий.

Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, нами должны быть установлены и соблюдены следующие условия применения интерактивных средств.

Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает интерес участников игры друг к другу.

Второе – обращение к «детским» видам деятельности.

Третье условие – самостоятельность ребенка.

Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей.

Пятое условие – поддержка детского творчества.

В своей практике я как воспитатель использую детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран». «Волшебный экран» – это сенсорный игровой терминал с красочными интерактивными играми для детей от 2-х лет, который надолго привлекает внимание ребенка. В данном терминале предусмотрено 12 разделов ( игры по речевому развитию (подели на слоги, закончи предложение), а так же по развитию мелкой моторики (дорожки) и т.д.). В терминале предусмотрена фронтальная камера, которая дает возможность выполнять различные упражнения.

  1. Цифровая компетентность – одно из условий успешного обучения ребенка в школе

“Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность сейчас становится необходима каждому человеку.

Сегодня говоря о важных компетенциях подготовки ребенка к школе важно отметить, цифровую компетентность как одно из условий успешного обучения в школе.

Цифровая компетентность – способность и готовность эффективно, критично и безопасно использовать информационно-коммуникативные ресурсы для решения различных жизненных задач.

Грамотность – базовые знания, умения и навыки, необходимые для
дальнейшего образования.

Таким образом, информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для повышения качества образовательного процесса. Для педагога цифровые технологии – это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.

Источник