Развитие ребенка в ваших руках

Развитие внимание ребенка в ваших руках.

При подготовке к школьному обучению одним из важных факторов является развитие внимания у детей. В какие же игры играть, чтобы развивалось внимание

Внимание – это механизм, позволяющий нам сосредоточится на одном или нескольких объектах из множества, существующего вокруг нас. Этот механизм позволяет нам заниматься выбранным делом, игнорируя те внешние раздражители, которые к нашему делу не относятся. Развивается внимание постепенно и в индивидуальном темпе.

Дети дошкольного возраста могут быть внимательными, только если их не охватывает скука. Не интересный, не захватывающий, не вызывающий положительные эмоции предмет или деятельность вызывает скуку и желание переключить это самое внимание на что-то более интересное.

Произвольность внимания

Это способность сосредоточить внимание там, где “нужно”, а не там, где “хочется”. Для этого прекрасно подходят такие игры, как:

“Муха”. Поместите бумажную муху на поле 3х3, 4х4 или больше, в зависимости от возраста ребенка. Расскажите о том, куда отправилась муха: на одну клетку вверх, на две вправо, через одну вниз… Пусть ребенок следит вслед за вашим рассказом глазами по полю, а затем переместит муху на ту клетку, где она оказалась в результате своего путешествия.

“Летает-не летает”. Игр с мячом подобного рода множество. Если вы кинули ребенку мяч и назвали что-то, что летает (что съедобно, что живое, что сделано человеком, что работает от розетки и т.п.), то ребенок ловит мяч, а если это не летает (несъедобно и т.п.) – ребенок мяч упускает. Прекрасная возможность потренировать и ловкость, и слуховое внимание, и мышление. С малышами, которые еще не ловят мяч на расстоянии, начинайте перекатывать его из ладошек в ладошки.

“Черное и белое не называть, да и нет не говорить” и подобные речевые игры. Задавайте ребенку вопросы, на которые сложно ответить без использования запрещенных слов. “Какого цвета мороженое?” – “Светлого!”. Такие игры подходят для детей с 4-5 лет, так как до этого возраста многие дети еще не в состоянии удерживать в памяти правила игры, им может быть не понятно и обидно, почему нельзя говорить “да” – разве это плохо?

“Селекция”. Приготовьте вырезанные из бумаги разных цветов силуэты домиков, или грибочков, или шляп и т.п. Расскажите, что волшебник заколдовал все красные домики, и теперь их никто не может назвать. Разложите домики в ряд, так чтобы среди других цветов красные домики попадались в разных комбинациях, и предложите показывать на каждый домик, называя его цвет, кроме красных – раз они заколдованы, то их надо пропускать. Попросите ребенка проверить вас и сами пару раз ошибитесь. Игра для детей от 3 лет. Создавайте с малышом любые комбинации – из чередующихся баночек с крупой, из носков разного размера, из геометрических форм, из деталей конструктора…

Объем внимания

Это способность удерживать в поле внимания сразу несколько объектов. Эти упражнения и игры помогут увеличивать объем внимания:

“Что я слышу”. Послушайте с ребёнком звуки окружающего мира, предложите рассказать все, что он слышит: лай собаки, шум машин, пение птиц, звук лопаты или метлы дворника, разговор людей… Звуки можно слушать и на улице, и дома.

“Сортировка”. Известное упражнение Марии Монтессори на сортировку различных предметов по цвету, размеру, материалу и т.п. способствует развитию объема внимания.

“Две одинаковые картинки”. Стараясь найти два одинаковых изображения среди нескольких разных, ребенок будет удерживать внимание сразу на нескольких деталях, упражнения “Два одинаковых предмета” и “Все одинаковые предметы”, они наверняка понравятся ребятам 3-5 лет!

“Сложи узор”. Соберите узор из счетных палочек или палочек для канапе, а рядом предложите ребенку собрать такой же. Узоры можно собирать из геометрических форм, мозаики, кубиков, макарон, шнурков, пуговиц и многого другого – подключайте фантазию!

“Найди тень”. В этом упражнении ребенку нужно найти подходящую тень к предмету, найдя совпадение всех очертаний этого предмета.

“Лабиринт”. Рисуйте сами или находите в книгах лабиринты подходящей по возрасту сложности. Пусть ребенок показывает карандашом или пальцем путь героя от входа к выходу.

“Пазлы”. Простейшие пазлы из 4-9 кусочков можно делать и самим, разрезая на части любые картинки. Ребятам от 3 лет подойдут и покупные пазлы из большего количества частей. Пазлы осваиваются быстро и увлекают практически всех детей.

Распределение внимания

Это свойство, отвечающее за способность выполнять несколько дел одновременно. К примеру, писать и качать ногой, разговаривать и отбивать ритм… Чтобы ваш дошкольник умел слушать инструкцию и выполнять ее, а так же, чтобы качество выполнения им заданий было высоким, выполняйте следующие упражнения:

* занимайтесь творчеством в сопровождении музыки. Слушайте характерные классические музыкальные произведения и рисуйте, лепите, творите из подручных материалов то, что происходит в музыке.

* упражняйте сочетание речи и движения. Рассказывайте с ребенком хором разученное стихотворение, размахивая руками, прыгая на одной ножке, хлопая в ладоши и т.п. Прекрасно для этих целей подойдет логоритмика – упражнения, в котором стихи сочетаются с движениями по сюжету этих стихотворений.

* приучайте ребенка проговаривать свои действия. Играйте в пальчиковый и кукольный театр, комментируйте вместе с малышом сюжетно-ролевые игры.

* играйте в разнообразные игры-путалки. Простое упражнение “сели-встали”, когда вы говорите одно, а делаете другое, развивают концентрацию и распределение внимания. Договоритесь с ребенком, что он должен делать либо то, что вы говорите (не смотря на ваши действия), либо повторять за вами движения, не обращая внимания на слова. Несколько раз дайте команду “сели-встали” и сопровождайте ее действием, а затем скажите “встали”, а сами останьтесь сидеть на корточках. Если вы договорились повторять движения, то ребенок должен повторить вашу позу, не взирая на слова.

А еще развитию внимания здорово способствуют разнообразные логические упражнения, в которых необходимо находить закономерности. Выполняйте их вместе с ребенком, подсказывайте решения и следите за успехами!                                                        

 1. Где что?

Цель: Установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развить внимание, а также расширить познавательную активность и кругозор.

Ход игры.

   Следует договориться с детьми, что они будут хлопать в ладоши, когда услышат слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

 Со временем можно усложнить задание, предложив детям вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

2. “Запретное слово”

Цель: развить находчивость, внимание и сосредоточенность.

Ход игры.

   Ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово –нет. Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, ” Ты спишь в ванной? “, ” Снег белый?”, “Ты умеешь летать? ” и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы – отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

3. ” Шерлок Холмс “

Цель: развить наблюдательность.

   Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает “сыщику ” угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.

4.” Обезьянки”.

Цель: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

Ход игры:

  Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

 Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

5. Топ-хлоп.

Цель: развить внимание, память.

Ход игры.

   Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и неправильные.

 Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное – топают.

 Примеры: “Летом всегда идет снег”. Картошку едят сырую”. “Ворона – перелетная птица”. Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

6. “Запрещённые движения”.

Цель: развить внимание, умение сосредоточиться.

Ход игры

  Взрослый показывает детям движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а дети повторяет все кроме одного. Кто ошибся тот проиграл.

7. «На стол! Под стол! Стучать!»

Цель: развить слуховое внимание ребенка.

Ход игры.

  Дети должны выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается их запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а дети повторяют за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, дети за ним повторяет. «Стучать!» и начинают стучать по столу, дети за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, дети за ним повторяют и так далее. Когда дети привыкнут повторять движения за взрослым, взрослый начинает их путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Дети должны делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

8. “Фотоаппараты”

Цель:  развить внимание и память.

Ход игры

  1-ый вариант: детям на несколько секунд показывается карточка с любым изображением, а они должны как можно подробнее описать его.

  2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

9. «Найди отличия».

Цель:

развить внимание.

Оборудование:

две почти одинаковые картинки.

Ход игры.

   Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

10. «Ухо-нос».

Цель: развить слуховое внимание.

Ход игры.

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

11.«Карлики и великаны».

Цель:

развить слуховое внимание детей.

Ход игры.

Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

Источник

Развитие речи  ребенка в Ваших руках! (периоды развития ребенка от 0 до 5 лет)

        Мне бы хотелось начать свою статью  со слов Льва Толстого: «До пяти лет  – вся жизнь, после пяти- один шаг.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно с его ростом, развитием.

        Овладение речью это сложный многосторонний психический процесс; ее проявление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых свежих впечатлений не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие. С самого раннего возраста приучая ребенка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию речи.

        Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет.

        Уже с трех месяцев у ребенка начинается период гуления, переходящего в лепет. Это период активной подготовки речедвигательного анализатора к произношению звуков. Прежде всего ребенок начинает различать интонации речи, а затем слова, обозначающие предметы и действия. Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании  и в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. В это время необходимо формировать пассивный словарь ребенка(те слова, которые не произносит, но соотносит с предметами). Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью

        К концу второго года жизни  для речи ребенка характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов, употребление названий лишь тех предметов и игрушек с которыми ребенок постоянно действует, отсутствие правильных грамматических связей между словами, нечеткое произношение отдельных слов, отсутствие многих звуков.

        К трем годам произносительная сторона речи у ребенка еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении отдельных звуков, многосложных слов со стечением нескольких согласных. дети этого возраста не всегда умеют пользоваться своим голосовым аппаратом. На третьем году жизни у ребенка происходит интенсивное накопление ребенком словаря В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.

        На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение звукопроизношения, речь становится более отчетливой. Появляются зачатки монологической речи. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов и речи сверсников. Речь в основном носит еще ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, но вполне чиста и правильна со стороны звукопроизношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослого передать содержание хорошо знакомой сказки, наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении исходит от ребенка.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства детей заканчивается процесс овладения звуками. Монологическая речь еще не совершенно и носит ситуативный характер. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов,  указывать на наличие знакомого звука в словах .

         Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле («По щучьему велению»), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: «и лес и дол видений полны…». Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции. Героями ведь были не только три мушкетера.

        Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Сотрудниками Института физиологии детей АПН РФ доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?
– Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;
– Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;
– Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
– При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
– Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
– Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет “рассказывать руками” целые истории.
– В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма. Существуют хорошие книжки по пальчиковым играм на любой возраст от 1 года до 7 лет. 
Для детей старшего возраста (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Шнуровки для 5-6-летних выпускает Радуга. Это недорогие картонные фигурки клоуна, матрешки, домика. И их прошнуровывание уже близко к вышивке. От ребенка требуется продевать шнурки стежками разной степени сложности: с попаданием два раза в одну дырку, крестиком, узором. Лепка и оригами также полезны для детской руки.

        Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

-К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному

-в  возрасте от  4 до 5 лет еще допускается нарушение шипящих групп звуков, хотя к пяти годам ребенок уже должен овладеть произношением этой группы  звуков. самые сложные – это  сонорные звуки., однако если нарушены звуки более раннего генеза, то родителям просто необходима помощь логопеда

-К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
 К моменту поступления в школу ребенок  должен овладеть правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносить, иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, свободно пользоваться монологической речью. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу овладевать программным материалом.

Чистая развитая речь является одним из ведущих компонентов готовности к школьному обучению. Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма  А это все в свою очередь может повлечь за собой череду психологических проблем: ребенок может просто закрыться в себе и просто не участвовать в обсуждении той или иной темы потому что его словарный запас, его знания настолько невелики, что ему просто нечего добавить. Или осознавая свой дефект – неправильное звукопроизношение – ребенок просто не будет отвечать А так как  школе  обучение идет в двух направлениях:

1. Словесном

2. Словесно-логическом., то просто сидя за партой, ребенок никогда не научится рассуждать, говорить,  он просто не будет себя чувствовать успешным, а отсюда как следствие проблемы с поведением, неуспеваемость, прогулы.

Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

        Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание -стоит отнестись со всей серьезностью. Если вы столкнулись с подобными проблемами приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

         В ваших силах сделать старт ребенка более успешным, не травмирующим спокойным. И очень хочется, чтобы школьные годы в памяти вашего ребенка отложились не кошмарным сном, а приятными воспоминаниями. И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки, за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку (вспомните, сколько всего вы сами разбили и сломали). Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

Список используемой литературы.

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г.Арушанова; Центр «Дошк. Детство» им. А.В.Запорожца. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов  М. АСТ. Астрель.

3.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПБ: Детство Пресс – 2007 г.

4.Пережигина, Н.В. Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004.

7. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Источник