Развитие ребенка в условиях переходного общества фельдштейн

И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн

ОТРОЧЕСТВО КАК ЭТАП ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА1

Когда ребенок становится подростком,  подросток — юношей, юноша взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юно­шей, а 20-летнего — подростком. Но применительно к 14—18-летним употребляются оба эти термина. Слу­чайно? Ошибка? Ни то, ни другое. Грани перехода от детства к зрелости условны. И не потому, что кто-то чего-то недодумал. Неопределенность возрастных групп объясняется объективными факторами. Она значи­тельно старше научно-теоретической революции, аксе­лерации и других ультрасовременных процессов, из ко­торых ее обычно выводят.

Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14—15 лет, а юноша — как «молодой», «малый», парень от 15 до 20 лет и более. Но это деление весьма условно. Лев Толстой в своей три­логии считает хронологической гранью между отроче­ством и юностью 15-летие, а герою «Подростка» Ф.М.Достоевского уже перевалило за 20.

Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического разви­тия, сколько общественное положение, социальный ста­тус лица. В наше время подростковый (отроческий) период — это возраст от 11 до 15—16 лет.

Периодизация жизненного пути всегда включает указание на то, какие задачи должен решить человек, достигший определенного возраста, чтобы своевремен­но перейти в следующую фазу жизни.

Во многих древних обществах переход от детства к взрослости оформлялся особыми ритуалами, благода­ря которым подросток не просто приобретал новый со­циальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя, причем символическое наступление социальной зрелости зачастую не совпадало по срокам с половым созреванием. Некоторые ритуалы такого ро­да существуют и сегодня — торжественное вручение паспорта, аттестата зрелости, посвящение в рабочие или в студенты и т.п.

Как писал Л.С.Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Натуральный ряд составляют процессы биологического созревания орга­низма, включая половое созревание, социальный ряд — процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны.

Во-первых, различны темпы физического и психиче­ского развития. Один мальчик в 14—15 лет выглядит уже почти взрослым, другой только-только еще начинает расставаться с детством. Вспомните фильм «Зав­тра — третье апреля». Все играющие в нем ребята — сверстники-шестиклассники, но одному можно дать все 16, а другому — не больше 10.

Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зре­лости, уровне самостоятельности детей, причем разли­чия эти не исключение, а правило.

Во-вторых, существуют большие внутренние диспро­порции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.

Еще больше вариаций в психике: старший подро­сток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других — еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрос­лости.

В-третьих, социальное возмужание по времени не­тождественно физическому. Физическое созревание подростка происходит сегодня значительно быстрее и  заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С со­циальным же созреванием дело обстоит гораздо слож­нее. Сроки обучения за последние годы заметно удли­нились. Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начи­нается и ее трудовая деятельность. Напротив, средний возраст  вступления в брак уменьшился; молодые люди раньше обзаводятся собственной семьей, хотя некото­рые из них еще какое-то время сохраняют материаль­ную зависимость от родителей. Отсюда и неопределен­ность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.

Пытаясь сформулировать общий критерий социаль­ной зрелости, некоторые социологи считают им начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий действительно очень важен. Но начало трудовой жизни, достижение экономической самостоятельности и при­обретение стабильной профессии часто хронологически не совпадают друг с другом. Если взять за основу этот критерий, то получится, что раньше всего созревает сельская  молодежь,  потом  рабочая,  а  позже    всего — учащаяся молодежь, студенчество.

У работающей молодежи действительно раньше формируется чувство личной ответственности, она раньше узнает цену труда. Студенчество дольше со­храняет относительно независимый социальный статус.

Не все так просто для работающей молодежи. Мно­гие из тех, кто рано начинает работать, еще не завер­шили ни общего, ни профессионального образования и не считают свою профессию постоянной. Среди этой части  молодежи  велика «текучесть», часты нарушения трудовой дисциплины и т.д. <…>

Социальное созревание определяется несколькими критериями. Это завершение образования, приобрете­ние стабильной профессии, начало трудовой деятельно­сти, экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребен­ка. Но здесь, как и в сроках физического созревания, существуют большие различия и между разными группами молодежи, и в развитии отдельной личности. Юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудо­вой деятельности, оставаясь в то же время на подро­стковом уровне в своих отношениях с девушками или культурных запросах и наоборот. Соответственно и воспитательный подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным.

Вступление в жизнь — не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические, социальные и пси­хологические аспекты которого имеют свой собственный временной ритм,    неодинаковый у  разных людей  и  в разных конкретных условиях.

Подростковый, отроческий, возраст от 11 до 15—16 лет — переходный прежде всего в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отли­чается от детского. Все подростки — школьники — и находятся на иждивении родителей или государства.

Читайте также:  Карта развития ребенка в поликлинике

Их основная деятельность — учеба.

Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его — чувство взрослости. Оно выражает­ся в том, что уровень притязаний подростка предвос­хищает будущее его положение, которого он фактиче­ски еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родите­лями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него….

Длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, на­сколько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку и взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого — инициативы и самостоя­тельности. Ребенкавсячески ограждают от вопросов пола; в жизни взрослых отношения полов играют важ­ную роль.

Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится», затрудняет подростку усвоение взрос­лых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов.

Здесь важно подчеркнуть одно обстоятельство. Ав­торы, и это понятно, говорят о подростке, характеризуя наиболее общие, типичные черты его физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует. Боль­ше того, разговоры о подростке без учета того, маль­чик он или девочка, беспредметны. Общие закономер­ности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от ок­ружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.

Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим. Но насколько резкими и всеобъемлющими оказываются перемены в личности? Разные психические качества изменяются по-разному: одни — быстро, другие остаются относи­тельно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие — нет. У одних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других — спокойно и плавно….

Школьное детство представляет собой длительный этап жизни развивающегося человека. Семилетний ре­бенок за десятилетие достигает моральной, обществен­ной и физической зрелости, проходя ряд своеобразных возрастных периодов — младший школьный, подрост­ковый, старший школьный (юношеский).

Важную фазу в общем  процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, ко­гда на основе качественно новых, характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются осно­вы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных пред­ставлений и социальных установок…

Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между младшими и старшими подростками, …понимая, что нет ка­кого-то «среднеподросткового» возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество — это типичная эпоха детства, с другой — перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в ус­ложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка. <…> Не­равномерность физического развития, когда преимуще­ственно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стес­няется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая по­рой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочи­той грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фи­гуры, позы или походки вызывают часто бурную реак­цию, ибо подростка угнетает мысль, что он смешон инелеп в глазах окружающих.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период при­обретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать пре­пятствия и трудности. В отличие от младшего школь­ника, подросток способен не только к отдельным воле­вым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в од­ном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы посту­пить наоборот.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть преднамеренное внимание.

Избирательным, целенаправленным, анализирую­щим становится и восприятие. Значительно увеличи­вается объем памяти, причем не только за счет лучше­го запоминания материала, но и его логического ос­мысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регу­лируемых и управляемых процессов.

Существенные сдвиги происходят в интеллектуаль­ной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10—15 лет является нарастающая с каждым го­дом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоя­тельного, творческого мышления.

Читайте также:  Массаж языка ребенку для развития речи в домашних условиях

Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоцио­нальные переживания приобретают большую устойчи­вость. Под влиянием окружающей среды … происходит формирование мировоззрения подростков, их нравствен­ных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к действительности. При значительной склонности к романтическому у подростков более реалистичным и критичным становится вообра­жение. Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осо­знании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих, людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

Возможность осознать, оценить свои личные каче­ства, удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в систе­ме взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия. Показательны в этом плане данные опроса большой группы восьмиклассников. На вопрос, уважают ли они взрослых, подростки ответили: «Да, но только тех, кто считается с нами». Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста — грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм.

Однако непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязатель­ных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учиты­ваются его психологические особенности, как следствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятель­ности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воз­действиям. Он не принимает требований взрослых, по­тому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл.

Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, инте­ресами. К сожалению, в школьной и семейной практи­ке часть педагогов и родителей до сих пор в своих рассуждениях и действиях придерживаются «удобной» формулы: подросток — ребенок, и поэтому он должен беспрекословно слушаться учителя, родителей уже по­тому, что они взрослые.

Многие взрослые заявляют подросткам 12 и даже 15 лет: «Тебе рано возражать, слушай и делай так, как тебе говорят. Вырастешь, тогда и будешь спорить».

Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собст­венной инициативы, ставит того в зависимое положе­ние, исключает возможность сотрудничества с ним. На­пример, в некоторых семьях самостоятельность подро­стков — понятие весьма относительное. Матери и отцы, сознавая необходимость изменения отношений с расту­щими детьми, стараются шире вовлекать их в семей­ные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные поручения. Но при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго ре­гламентируется взрослыми. Отсутствует принцип до­бровольности, дети не привлекаются к обсуждению со­вершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ребят. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особен­ностей детей разных возрастов, плохо используют их возможности, в том числе активность, энергию подро­стков, их стремление к самостоятельности. Предоста­вить детям самостоятельность, свободу в выборе дейст­вия мешает мысль «как бы чего не вышло». Родители создают всевозможные ограничения, надзор. Между тем позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам — это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подрост­ков, при которой они живут разными интересами, одни командуют — другие выполняют команды. <…> В жизни подростка много времени отводится учебе, ибо подросток — всегда учащийся. Однако он стремит­ся занять определенное место в обществе, что требует его участия в многоплановой общественно полезной деятельности. Не учитывая этого, мы не поймем, поче­му у школьника со вступлением в подростковый воз­раст часто резко меняется отношение к учебе, обостря­ются отношения с окружающими.

Родителям, не знающим возрастную психологию, представляется, что в условиях жизни и деятельности ребенка, ставшего подростком, ничего существенно не изменилось. Потому-то успехи или неудачи в учебе остаются по-прежнему критериями оценки детей взро­слыми.

Но,  занимая  большое    место  в  жизни  подростков, учеба не может полностью удовлетворить их личные притязания, растущее самосознание, жажду активной общественно значимой деятельности. Наряду с нею вмире интересов подростка очень важное место зани­мают спорт, техническое и художественное творчества и многое другое.


1 В мире подростка / под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение? 1980. – С. 1628.

Источник

ГЛУБИННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕТСТВА

И АКТУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

                                                                                                      Давид ФЕЛЬДШТЕЙН.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка раннего возраста кратко

 В  принципиально изменившейся сегодня ситуации изменился сам человек.

Информация, буквально заполонившая мир человека, воздействуя на сознание людей, изменяя их потребности, возможности, обусловливая и обеспечивая практически новую природу общения человека, формирует фактически новый способ жизни человека.

Весьма тревожно, что в этом пространстве четко наблюдается отстранение взрослого мира от мира детства. По сути, сегодня объективно дети вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Уже с дошкольного, младшего школьного возраста он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом, пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей прежде всего из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей.

Это происходит в обстановке резко изменившейся системы отношений не только взрослых и детей, но и самих взрослых, включая отношения между родителями, понимание ими ценностей, а главное — в обстановке потери ответственности родителей за детей, приводящей к психическому напряжению последних.

В числе многих факторов, которые определяют глубинные изменения растущих людей, сегодня выступают, во-первых, маркетизация, этика рынка, которые усиливают ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории; во-вторых, маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка. Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили только взрослым, использование антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят, а в ряде случаев — повышенная агрессивность под действием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих тревожную зависимость.

Отмечается низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем надо признать, что значительное число современных родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы пере -носят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности.

При этом ребенок не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим!

Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.

Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения.

Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка.

Тревогу вызывают факты, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная буквально с младенческого возраста. Так, по данным американских психологов, к началу школьного возраста время просмотра телевизора достигает 10–12 тыс. часов, а по данным Института социологии РАН, более 60 % родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника все свободное время проходит у телевизора. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая дает сбои в восприятии, блокируя собственную деятельность ребенка. Экранная зависимость приводит к  неспособности ребенка концентрировать -ся на каком-либо занятии, к отсутствию интересов,  гиперактивности, повышенной рассеянности.  Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-либо занять себя. Им уже не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10–15 %. Именно нервно-психические заболевания являются причиной 70 % инвалидности с детства.

Имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5 %, задержка психического развития — у 19,8 %, а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5 %.

В то же время постоянно увеличивается категория одаренных детей, среди них — и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей, — лидеры, и дети — «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, — художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

Нынешнее поколение растущих людей значительно опережает в своем развитии все предшествующие, обладая многими новыми возможностями. Речь идет не о необычной когорте детей-мессий или о так называемых детях-индиго, у которых наблюдаются уникальные феномены и таланты.

 В мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. По мере того как электронные медиа размывают границу между ними, любопытство сменяется цинизмом или самонадеяннойзаносчивостью.  Дети начинают  ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую вроде бы из «ниоткуда». Возникает проблема изучения не только содержания программ, особенностей их присвоения детьми, но и воздействия скоростей, ритмов телевидения на психическое, психофизиологическое развитие ребенка.

Иначе говоря, мы наблюдаем реальные изменения детства.

Источник