Развитие ребенка в условиях двигательной депривации

Ключевые слова: депривация, двигательная депривация, физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация. В статье приводится теоретический анализ результатов исследований, направленных на изучение двигательной депривации, дано определение и рассматриваются основные причины её возникновения. Проанализированы проблемы организации двигательной активности детей с двигательной депривацией.

Контакт: umnykova@rambler.ru

Motor deprivation of preschool children as a social and pedagogical problem

Dr. Ponomarev G. N., Professor; Umnyakova N. L., postgraduate student

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Keywords: deprivation, motor deprivation, physical development of children with disabilities.

Abstract. The article provides a theoretical analysis of the results of research aimed at understanding the motive of deprivation, a definition and discusses the main reasons for its occurrence. The problems of organization of physical activity for children with physical deprivation.

Введение

Феномен депривации прошел в своем развитии несколько исторических периодов: от накопления опыта и сведений к стремлению глубокого анализа и систематизации, от изучения депривирующих влияний на развитие детей в различных неблагоприятных условиях жизни, проживающих в плохих социальных и экономических условиях, таких как детские дома, интернаты, приюты, колонии, до выявления механизмов влияния депривации на развивающуюся личность.

Л. А. Ядвиршис [9] определяет основные причины возникновения депривации у детей:

  1. Неблагополучие в семье (ненормальные, травмирующие позиции взрослых, эмоциональная глухота, излишняя деловитость и занятость родителей, равнодушие, завышенные или заниженные требования к ребенку).
  2. Нарушения физического и психического развития детей.
  3. Разлука с матерью, семьей, помещение в детский дом или интернат.
  4. Социальная и педагогическая запущенность детей, отсутствие психолого-педагогической помощи.

Автор отмечает, что причины, вызывающие депривацию прямо или косвенно, можно условно разделить на внешние и внутренние. Среди последних выделяют недостатки в психическом и физическом развитии детей.

В процессе изучения проблем депривации в детском возрасте анализ ряда работ показал, что исследования в основном касаются предупреждения психической и социальной депривации, в то время как проблема двигательной депривации в образовательном процессе еще не исследована.

В ракурсе рассматриваемого вопроса необходимо определить термин депривация. Л. Н. Бережнова [2] отмечает ключевые слова в понятии «депривация» -это лишение и ограничение, которые зависят не от самого человека, а от разных жизненных обстоятельств и факторов.

Под термином «двигательная депривация», мы в первую очередь понимаем ограничение или лишение двигательных функций у детей с ДЦП (детский церебральный паралич) различной этиологии, а также с врожденными недоразвитием и приобретенными ампутациями конечностей и рассматриваем как явление, а так же это состояние человека, которое обусловлено многими трудностями развития двигательных функций у детей, связанных с соматической ослабленностью и вторичными нарушениями, а также с любыми факторами, ограничивающими необходимую для их нормального психического развития двигательную активность. Двигательная депривация это, прежде всего, невозможность удовлетворения важных потребностей в естественной двигательной активности человека.

Актуальность проблемы коррекции двигательной депривации детей объясняется тем, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно растет. По данным С. Ф. Курдыбайло [4], в структуре детской инвалидности на первом месте находятся болезни нервной системы и органов чувств, на втором – психические расстройства и умственная отсталость, на третьем – врожденные аномалии развития. При анализе структуры нарушений, преобладает патология физического характера (72%). Среди детей с физическими недостатками превалируют лица с двигательными (38,1%) и висцеральными (39,5%) поражениями.

Многие исследователи указывают, что одной из важных проблем в адаптивной физической культуре всех возрастных и нозологических групп является организация рационального двигательного режима.

М. А. Рунова [6], Т. А. Семенова [7] отмечают, что двигательная активность детей составляет менее 40-50% от общего времени пребывания в детском саду и ограничивается из-за возможности получения детьми травм.

Методы и организация исследования

Задачей нашего исследования на первом этапе было определение наиболее важных факторов, влияющих на двигательную депривацию детей дошкольного возраста. Для организации и проведения исследования использовались анализ литературных источников и методы педагогического наблюдения.

В исследованиях И. А. Аршавского [1] показано, что у ребёнка первые годы жизни имеется врождённый мотив двигательной активности (кинезофилия), который обеспечивает естественную организацию его двигательной деятельности. Потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности так же достаточно высока, но не всегда реализуется должным образом. Поэтому проблема повышения двигательной активности стоит достаточно остро.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка по возрастам

Организация физического воспитания в детском саду предполагает три занятия физической культурой в неделю, одно из которых проводится во время прогулки. Время, отведённое для таких занятий, составляет 25-30 минут. При этом, как отмечает С. О. Филиппова [8], обязательные занятия по физической культуре, предусмотренные государственной программой в дошкольном учреждении, не могут восполнить дефицит двигательной активности ребенка.

С другой стороны, в режиме дня дошкольника предусмотрен целый ряд физкультурных мероприятий от утренней гимнастики и физкультминуток до ежеквартального дня здоровья.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида организуется и проводится лечебная физическая культура, поэтому, по мнению ряда исследователей, в таких садах доминирует так называемый лечебный подход, который реализуется средствами физической реабилитации. Проблемами этих детей занимаются преимущественно медицинские работники, которые используют традиционные медицинские технологии: фармакологическое и хирургическое лечение, физиотерапевтические процедуры и массаж.

Вышеуказанное позволяет определить первый фактор – это недооценка необходимости повышения двигательной активности дошкольника в режиме дня.

Экспериментальная часть

В нашем исследовании приняли участие 17 детей с двигательной депривацией, посещавших старшую группу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Двигательный активность детей дошкольного возраста, по мнению М. А. Руновой [6], оценивается по трем параметрам – объем (дистанция), продолжительность (время прохождения дистанции) и интенсивность (кол-во движений в минуту). Для определения оценки двигательной активности на занятиях физическими упражнениями мы провели сравнительный анализ с результатами исследований М. А. Руновой (таблица 1).

Так же мы провели сравнительный анализ показателей двигательной активности детей старшего дошкольного возраста за весь день пребывания в ДОУ (таблица 2).

Сравнительный анализ указывает что, показатели двигательной активности детей в режиме детского сада снижены на 20%, что подтверждает исследования М. А. Руновой [6].

Для определения степени применения физкультурного инвентаря разного вида на прогулке мы провели анкетирование 19 педагогов дошкольного учреждения. Выявлено, что лидирует мяч -средний балл – 4,8 (по пятибалльной системе оценки); второе место занимает скакалка – 4,1 балла; редко используют воспитатели обруч – 2,8 балла; практически не используются кегли – 2,6 балла и кубики – 2,0. Таким образом, можно сделать предположение, что мяч и скакалка больше используются воспитателями в самостоятельной, чем в организованной деятельности детей.

Таблица 1 – Сравнительный анализ показателей двигательной активности детей на физкультурном занятии

Параметры двигательной активности детей

Данные М. А. Руновой

Данные исследования, проведенного в условиях ДОУ

5 лет

6 лет

5 лет

6 лет

Объем ДА (количество дв.)
Продолжительность (мин.)
Интенсивность (дв./мин.)

1700-2100
23-25
73-84

2230-2600
26-29
85-90

1300-1400
22-24
59

1500-1600
25-27
60

Таблица 2 – Сравнительный анализ показателей двигательной активности детей за день пребывания в саду

Параметры двигательной активности детей

Данные М. А. Руновой

Данные исследования, проведенного в условиях ДОУ

5 лет

6 лет

5 лет

6 лет

Объем ДА (количество дв.)
Продолжительность (мин.)
Интенсивность (дв./мин.)

13000-14000
260-275
50-53

14500-15000
265-280
53-60

6160-7500
245-255
25-30

7900-8100
257-267
30-35

На вопрос, учитывают ли воспитатели индивидуальные уровни двигательной активности детей на прогулке, практически все ответили да – это 98% опрошенных и только 2% ответили, нет. Однако, отвечая на вопрос, как проявляются индивидуальные особенности двигательной активности детей, педагоги испытали затруднения. 7 педагогов не ответили на этот вопрос – это 21% опрошенных.

Вторым фактором, влияющим на двигательную депривацию, на наш взгляд является взаимодействие с родителями воспитанников. Практика показывает, что многие семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, стремятся к тому, чтобы дети посещали дошкольные учреждения компенсирующего вида, но поступать они планируют в общеобразовательную школу.

Б. Егоров, И. О. Гарипова [3] в своих исследованиях отмечают, что большинство форм сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания дошкольников носит чисто информативный и в большинстве своем формальный характер. И указывают на основные проблемы в сотрудничестве семьи и дошкольного образовательного учреждения в области физического воспитания:

  • амбиции родителей в погоне за престижным образовательным учреждением;
  • уход родителей от проблемы воспитания ребенка;
  • игнорирование индивидуальных особенностей и здоровья детей;
  • неудовлетворение потребности детей в движении;
  • слабый медицинский контроль над состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • отсутствие у родителей достаточных знаний, касающихся особенностей использования физических упражнений с целью реализации профилактики и коррекции имеющихся нарушений.
Читайте также:  Особенности речевого развития ребенка с дцп

Вместе с этим следует отметить и материнский фактор: стеснительность, желание скрыть от окружающих дефект своего ребенка, его физические недостатки и ограниченные возможности, отсутствие стремления уделять больше времени двигательной активности (подвижным играм на прогулке, спортивным мероприятиям и занятиям в секциях).

Конечно, часть родителей пытается разрешить жизненные проблемы собственными силами. Некоторые из них активно участвуют в создании и работе родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общество «Даун-синдром», ассоциация родителей детей с нарушением слуха, общество помощи аутичным детям «Добро» и др.). Однако, как отмечает Л. Пасечник [5], несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений, основная масса родителей не проявляет инициативы с целью оказания помощи свои детям.

Выводы

Теоретический анализ и практические исследования проблематики двигательной депривации дошкольников показали, что существует объективная потребность в разработке содержательной стороны педагогического обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результат анализа содержания физкультурных мероприятий в составе двигательного режима в дошкольных учреждениях компенсирующего вида демонстрирует определенные несовершенства:

  • недостаточное внесение в разные организованные формы физкультурно-оздоровительной работы циклических упражнений;
  • нерациональный подбор упражнений во время прогулок без учета сезонных проявлений года, а так же недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства;
  • бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;
  • отсутствие учета принципа соответствия физкультурного оборудования возрастным этапам развития моторики;
  • не учитываются индивидуальные проявления двигательной активности во время организованной и самостоятельной деятельности.

Решение проблем двигательной депривации необходимо рассматривать с позиции оздоровительной направленности, повышения и обогащения двигательной деятельности за счет правильно организованной физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи этому контингенту на всех возрастных этапах индивидуального развития является наиболее важным направлением современной специальной психологии, коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры.

Литература

  1. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука,— 1982. 270 с.
  2. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в среде жизнедеятельности человека как научное направление // Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации / под ред. Л. Н. Бережновой, В. И. Богословского. СПб.: Книжный Дом, 2007. С. 35-45.
  3. Егоров Б. Б., Гарипова И. О. Детский сад и семья (новые формы работы с родителями): методическое пособие / Под ред. Б. Б. Егорова. М.: Дрозд, 2009. – 118 с.
  4. Курдыбайло С. Ф., Герасимова Г. В., Павлова С. П. Лечебная физическая культура в реабилитации детей с дефектами конечностей: уч. пос. / под ред. С. Ф. Курдыбайло. – СПб.: издательский дом СПбМАПО, 2007. С. 6.
  5. Пасечник Л. Семья и проблемы воспитания// Дошкольное воспитание 2008№ 6.
  6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
  7. Семенова Т. А. Изучение состояния проблемы воспитания ловкости у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях // Инструктор физической культуры. 2009. № 1. – С. 4-12.
  8. Филиппова С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. -СПб, 2002. С. 221-223.
  9. Ядвиршис Л. А. Преодоление депривации детей в деятельности педагога. – Брянск: БИПКРО, 1997. – 54 с.

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

С последствиями двигательной депривации сталкиваются всякий раз, когда возникает резкое ограничение движения, например, в результате травм или болезней.Экспериментами психологов было доказано существование потребности во внешней стимуляции. В частности, Дж. Уотсон и К. Рэйми (1972) показали, что стимулирующая окружающая среда играет решающую роль в развитии маленьких детей. В своем исследовании они разделили младенцев на три группы и поместили их в колыбели с тремя различными видами украшений. Первой группе достались подвижные конструкции (мобили), движением которых дети могли управлять, второй группе-жестко закрепленные, неподвижные конструкции, а третьей — тоже мобили, но которые двигались только под действием потока воздуха, а младенцы ими управлять не могли. После опыта младенцам третьей группы дали возможность управлять движениями мобилей, однако они не предпринимали таких попыток ни сразу после опыта, ни по прошествии шести недель. Они уже усвоили, что их действия не давали результата. Реакция со стороны окружающей среды отсутствовала.

Читайте также:  Беременность женщины развитие ребенка внутриутробно

У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. Если они не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких двигательных, речевых и социальных достижений, как манипулирование игрушкой, указательно-просительные движения, улыбка, крик и вокализация (произнесение звуков, слогов, лепетание), многие из этих детей на собственном опыте убеждаются в том, что их попытки влиять на окружение ни к чему не приводят, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации.

Ситуации изоляции, сенсорного голода и двигательной активности, отсутствия контакта с внешним миром также вызывают у человека психические нарушения и другого рода проблемы. У него обнаруживаются расстройства в мыслительной, эмоциональной и поведенческой сферах. Для многих испытуемых участие в экспериментах в условиях двигательной и сенсорной депривации было настолько невыносимым и болезненным, что эти люди предпочли отказаться от дальнейшего участия в них даже за вознаграждение.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей.

Дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, сильно отстают в овладении такими основными умениями, как умение сидеть, стоять и ходить, если у них нет возможности тренироваться в этом. Почти при полном отсутствии стимулирования извне наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но и в развитии речи, социальных навыков и эмоциональной экспрессии. При исследовании через 15 и 20 лет обнаруживалось, что даже те дети, которые впоследствии были усыновлены, имели некоторое отставание, связанное с развитием, в достижении зрелости. Те, кому не посчастливилось покинуть приют, имели заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни.

Дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может прорываться взрывами ярости и агрессивности.

Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое может продолжаться целыми часами, наблюдали многие исследователи именно у маленьких детей из закрытых детских учреждений, условиями содержания лишенных возможности нормально двигаться.

Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны — необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка. Известный русский психолог и педагог И.А.Сикорский подчеркивал, что ребенку необходимо предоставлять свободу действий, поощряя его двигательную активность, чтобы давать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упражнять мышцы. Это позволит ребенку постоянно помнить о живущей в нем и таящейся силе, о внутренней крохотной, но необъятной мощи, о свежести и энергии всего организма и ощущать все это.

Ограничения детей в стремлении двигаться (бегать, лазать, ползать, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник