Развитие ребенка в условиях дополнительного образования

Развитие ребенка в условиях дополнительного образования thumbnail

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.

Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в кружках, организуемых в дошкольном учреждении.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетической, познавательной, интеллектуально-развивающей, коммуникативно-речевой, экологической, физкультурно-оздоровительной, различной коррекционной направленности и др.

Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН, в соответствии с допустимым объемом недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. В учреждении накоплен определенный положительный опыт его организации. Дополнительные платные образовательные услуги по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, творческий подход к реализации воспитателями и специалистами.

Образовательный процесс на занятиях по дополнительному образованию, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребёнка; получать обучающимися социально значимый опыт деятельности и взаимодействия; обогащает их духовный мир; формирует эстетические отношения к окружающему миру, коммуникативные навыки; развивает природные данные детей.

Содержание и методика работы в кружках, оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, воспитывает социальную ответственность, коллективизм и патриотизм.

Спектр дополнительных услуг в нашем дошкольном учреждении разнообразен и ведется по нескольким направлениям:

– физкультурно-оздоровительное,

– познавательно-речевое,  

– художественно-эстетическое,

– социально-личностное;

– экологическое;

– здоровьесбережение.

Дополнительное образование

1.

Познавательный (экологический ) «Капелька»

2.

Социально-коммуникативный  «Азбука безопасности»

3.

Познавательно – речевой  «От слова к звуку»

4.

Художественно – эстетический «Наши руки не знают скуки»

5.

Художественно – эстетический «Чудесный завиток»

6.

Физическое развитие «Мой весёлый звонкий мяч»

7.

Познавательный  «Юные друзья природы»

8.

Познавательно – речевой   «Обучение грамоте»

9.

Познавательный «Экологическая тропинка»

Платные дополнительные образовательные услуги

В 2014-2015 учебном году, для детей, посещающих детский сад, с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, по заявлению их родителей (законных представителей), на договорной основе были организованы платные дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

ул. Спортивная, д. 32

1.

Кружок «Волшебный мир красок» (нетрадиционные техники рисования) (с детьми от 4 до 5 лет)

2.

Театральный кружок «Золотой ключик» (с детьми от 5 до 6 лет)

3.

Кружок «Занимательная математика» (с детьми от 5 до 6 лет)

4.

Кружок «Музыкальная мозаика» (с детьми от 5 до 6 лет)

5.

Кружок «Тестопластика» (с детьми от 5 до 6 лет)

6.

Кружок «АБВГДейка» (с детьми от 5 до 6 лет)

7.

Кружок «Речевичок» (с детьми от 4 до 5 лет)

8.

Кружок «Волшебные пальчики» (с детьми от 4 до 5 лет)

9.

Кружок «Волшебные пальчики» (пластилинография) (с детьми от 3 до 4 лет)

ул. Лермонтовская, д. 36

10.

Кружок «Занимательная математика» (с детьми 5 – 6 лет)

11.

Кружок «Волшебные пальчики» (с детьми 5 – 6 лет)

12.

Кружок «Речевичок» (с детьми от 3 до 4 лет)

Для создания необходимых максимально комфортных для развития личности и непрерывного обновления содержания дополнительного образования, достижения современного его качества предусматривается:

  • обеспечение комплексного подхода к программам дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия направлений, видов деятельности;
  •  отбор методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;
  • создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования, формирования таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний;

Учитывая приоритетное направление дошкольного учреждения, а именно социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, и положения Образовательной программы, педагогический коллектив поставил перед собой:

цель: раскрытие и развитие индивидуальных способностей дошкольников в различных видах детской деятельности, мотивация детей к познанию себя и своих возможностей, творчеству через кружковые занятия;

задачи:

  • развивать творческие способности и познавательную активность детей дошкольного возраста;
  • обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности;
  • создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители;
  • способствовать развитию конструктивного взаимодействия с семьей для обеспечения всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

Кружковая работа с дошкольниками построена на основе следующих принципов:

  • интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
  • целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);
  • постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий, решение проблемных ситуаций);
  • эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;
  • взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Направление кружковой работы определяется увлечённостью педагога каким-либо разделом образовательного процесса, спецификой детского коллектива, желанием родителей.

Основными формами обучения и развития детей на занятиях кружка являются:

  • занятия-инсценировки;
  • занятия-путешествия;
  • занятия-игры;
  • познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
  • соревновательные: соревнования, упражнения, игры-эстафеты;
  • контрольно-диагностические: беседы, викторины;
  • продуктивная деятельность;
  • исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты.

При введении кружковой работы в образовательный процесс учреждения была тщательно продумана учебная нагрузка на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для включения занятий кружков в существующий распорядок дня детского сада составлено единое по всему учреждению расписание.

Читайте также:  Методы исследования психомоторного развития ребенка раннего возраста

СанПиН предусмотрено, что занятия по дополнительному образованию (кружки, студии, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Программы кружковой работы в ДОУ составлены для детей старшего дошкольного возраста.

Курс занятий рассчитан от 6 до 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 половине дня, время проведения  в соответствии с возрастом. Количество детей в кружке –9-12 человек. Дети, посещающие кружки, имеют время для игр и прогулок. Такая организация кружковой работы в детском саду не приводит к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Похвала в присутствии других детей приносит каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях, раскрепощённость.  Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала.

Каждый из руководителей кружков проводит консультации, презентации, открытые занятия. В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки, вызывающие огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми. Родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка.

Литература

  1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007.
  2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Шинкарева Л.В. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации [Текст] / Л. В. Шинкарева, А. А. Воробьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011.

Источник

Гришаков Д. Ю.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц».

Дополнительное образование как система развития

способностей детей.

Возрастные изменения в развитии личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. В условиях обучения и воспитания детей они оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

– естественное стремление школьников к познанию;

– положительное отношение к учебе;

-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; – проявление воли в процессе овладения знаниями.

Но не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка.

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей, а также дальнейшей их социализации в обществе.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает в профессиональной ориентации.

Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.

Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:

– динамичность образовательного процесса как социального явления;

– стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

Читайте также:  Проблема культурного развития ребенка 1928

– активное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях;

– обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;

– самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

Социальная функция УДО направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке

культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что

недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса – удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;

г) экономического спроса – возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и предпрофессиональная подготовка для детей;

д) правоохранительного спроса – профилактика девиантного и асоциаль-

ного поведения детей.

Психологическая функция УДО:

а) развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) социализирующая – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;

в) компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе

г) релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентации

поведения в семье и в школе;

д) консультационная – для педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция УДО:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополни-

тельным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;

б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального

образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судомоделирование);

в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ре-

бенка.

Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу – процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка.

Для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования.

Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще “не нашли себя”, не проявили своих интересов и способностей.

Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются три основных фактора: познавательная, личностная, творческая активность. Имеющийся в литературе коллективный психологопедагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей, личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования.

Особое место занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.

Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование состава детского объединения: этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий – организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Первые занятия: каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, так как они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, поскольку складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям. В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с учреждением, детским объединением, с образовательной программой, правилами работы;

3) получить необходимую информацию друг о друге, выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

4) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Здесь можно использовать целый ряд игр (“Снежный ком”, “Расскажи мне о себе”, “Мое самое любимое” и др.).

Читайте также:  Характеристика возрастных этапов развития личности ребенка

На данном этапе педагог определяет причины, побудившие каждого из детей записаться в данное творческое объединение.

Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы;

• описание содержания и результатов первого года занятий;

• объяснение основных этапов овладения мастерством;

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;

• рассказ о традициях творческого объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

• выставка детских творческих работ;

• стенгазета или рукописный журнал;

• альбом-летопись детского объединения;

• фотографии, слайды и видеофильмы;

• награды детского объединения и его воспитанников;

• выставка книг и периодической печати;

• информационный стенд.

Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

• тесты или тестовые задания;

• викторины, конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

• внесения корректив в образовательную программу;

• разработки индивидуальных заданий;

• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

• обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;

• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

• выбор детского актива;

• распределение разовых и постоянных поручений.

Результатом этого этапа занятия является:

– создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

– понимание детьми взаимной ответственности;

– включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

– начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Дополнительные образовательные программы должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социальнокультурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного образовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

Источник