Развитие ребенка в условиях дома ребенка
Елена Заец
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.
В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:
• Здесь нет близких им людей;
• Круг получаемых впечатлений ограничен;
• Постоянное пребывание в коллективе;
• Недостаточное общение со взрослыми.
Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.
Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т. д.).
Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.
У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.
У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.
У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.
Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.
Для развития эмоций, нужно учить детей:
• Проявлять любознательность к происходящему вокруг.
• Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.
• Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.
• Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.
• Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.
• Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т. д.).
• Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).
• Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).
• Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах
• Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).
• С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.
• Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.
• Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.
•Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно, помогать (если надо помочь, сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).
•Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.
• Спокойно играть вместе с другими детьми.
• Выражать свою симпатию детям и взрослым.
Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т. е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).
Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.
Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.
Источник
Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.
В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:
· Здесь нет близких им людей;
· Круг получаемых впечатлений ограничен;
· Постоянное пребывание в коллективе;
· Недостаточное общение со взрослыми.
Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.
Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т.д.).
Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.
У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.
У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.
У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.
Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.
Для развития эмоций, нужно учить детей:
· Проявлять любознательность к происходящему вокруг.
· Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.
· Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.
· Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.
· Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.
· Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т.д.).
· Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).
· Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).
· Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах
· Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).
· С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.
· Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.
· Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.
· Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно), помогать (если надо помочь), сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).
· Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.
· Спокойно играть вместе с другими детьми.
· Выражать свою симпатию детям и взрослым.
Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т.е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).
Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.
Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.
Источник
Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего – то просто избавляясь.
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Познавательный интерес также является важной составляющей познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.
От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Познавательное развитие ребенка формирует потребность и способность активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Познавательная сфера личности включает:
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Память
- Мышление
- Воображение
Ощущение – это первая форма познания окружающей действительности. С ощущений начинается развитие человека.
Различают пять основных видов ощущений:
- Вкусовые
- Тактильные
- Обонятельные
- Зрительные
- Слуховые
Восприятие в раннем возрасте — это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
Внимание – это один из сложных познавательных процессов.
Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде слухового и зрительного сосредоточения. В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
Память – сложный психический процесс, который обеспечивает целостность и развитие личности.
Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни – становятся годами первых детских воспоминаний.
Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.
Виды мышления:
1. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами – игрушками.
2. Наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений.
3. Словесно-логическое – познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Воображение – психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности. Начинает развиваться только в дошкольном возрасте.
Для развития познавательной активности ребенка раннего возраста огромное значение имеет развитие восприятия знаковой функции мышления и осмысленная предметная деятельность. В этот период активны органы восприятия – зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, которые помогают познавать мир малышу. В этом возрасте ребенка надо познакомить с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый), формами (шар, куб, квадрат, треугольник), размерами (длинный – короткий, широкий – узкий, высоко – низко), а также развивать тактильные ощущения (мягкий – твердый, гладкий – шершавый). Развитию восприятия прекрасно способствуют двигательная активность и предметная деятельность ребенка.
Период раннего детства отличается наиболее интенсивным темпом развития физического, психического и социального развития ребенка. Это период активного освоения детьми окружающего мира, предметно-практической деятельности, овладения речью, развитию игровой деятельности. Именно в этот период формируются основы физического и интеллектуального развития ребенка.
Дом ребенка занимает особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Это учреждение здравоохранения призвано заменить семью, детям, оставшимся без попечения родителей, создать условия, в котором ребенок, лишенный родителей, развивался бы нормально, своевременно, всесторонне.
Оставшиеся без попечения родителей, основного источника опыта эмоциональных взаимоотношений между людьми, дети испытывают трудности в установлении элементарных связей с окружающим миром, формировании собственного активного поведения.
Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка лишены жизнерадостности, они вялы, апатичны, у них снижена познавательная активность, эмоциональные проявления и т.п.
Познавательное развитие этих детей отстает от показателей развития возрастной нормы. Сенсорное развитие этих детей формируется слабо: не все знают основные цвета и их оттенки; не могут классифицировать предметы по одному значимому признаку (например, отделить кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета); затрудняются выделить предметы по цвету, форме, величине; не способны длительно сосредоточивать внимание на одном объекте; не ориентируются в пространстве; не достаточно сформирована игровая деятельность. Из-за дефицита общения с взрослыми детям свойственен госпитализм. Такие дети недоверчивы, замкнуты, плаксивы, пассивны.
Известно, что дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, отстают в формировании и развитии речи. Активная речь у них возникает позже; в общении с взрослыми дети чаще используют жесты, мимику. В основе задержек вербального развития этих детей лежит дефицит общения с взрослым, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ним.
И поэтому, практическое сотрудничество ребенка с взрослым должно стать основной формой общения, а предметная деятельность – ведущей деятельностью. Если потребность в сотрудничестве у ребенка отсутствует, и он стремится к эмоциональному взаимодействию с взрослым, то необходимо больше внимания уделить организации эмоционально-деловых контактов с ребенком. Это важно не только для познавательного развития малыша, но и для налаживания взаимодействий с окружающими людьми.
Особая форма предметной деятельности – предметная или процессуальная игра. Воспитанники дома ребенка проявляют слабую склонность к игровой деятельности, больше времени проводят за простым манипулированием. Игра увлекает детей, если их отношение к обыгрываемым предметам эмоционально окрашено. Поэтому педагогам и воспитателям дома ребенка необходимо способствовать эмоциональной насыщенности игры, стимулировать интерес детей к действиям в воображаемой ситуации.
Так же важно учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы он чувствовал доброжелательность и поддержку.
Важна совместная деятельность взрослого и ребенка. Поддержка взрослого в выборе ребенка (игрушки, дидактического материала, желание выполнять или не выполнять предлагаемое и т.д.);
Речевое сопровождение всех действий в процессе совместной деятельности и в повседневной жизни является важным условием.
Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. А так как ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра, то и развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Поэтому, игры являются составной частью коррекционно-образовательного процесса.
Занятия с детьми дома ребенка строятся в игровой форме или с использованием игровых упражнений.
На занятиях используются методы: наглядный, словесный, игровой.
Методические приемы:
- Дидактические игры, игровые упражнения, театрализованная
деятельность. - Нетрадиционное рисование.
- Малые формы устного народного творчества (потешки, прибаутки,
колыбельные).
Занятия разнообразны, доступны детям по содержанию. У детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, внимание неустойчивое, дети отличаются повышенной подвижностью, нуждаются в частой смене деятельности. С этой целью в качестве отдыха используются подвижные упражнения и игры, которые используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности ребенка.
Литература:
- Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Москва.: Медицина, 1977.-304 с.
- Детская практическая психология: Учебник /Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. -М.:Гардарика, 2004.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новосёловой.- 4-е изд., перераб.- Москва.: Просвещение, 1985.- 144 с.
- Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- Москва., 1997.
- Лисина М.И. Особенности практически действенного общения с взрослыми у детей с задержкой психического развития // Дефектология 1975, №6.
- Лямина, Г.М., Воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва.: Просвещение, 1981.-224 с.
- Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка: Книга для работников дома ребёнка/ Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др.; Сост. Э.Л.Фрухт.-Москва.: Просвещение, 1989.-192 с.
Источник