Развитие ребенка в условиях депривации

Фото: https://pixabay.com/ru/

Рождение малыша — ответственный шаг в жизни каждого человека и для семьи. Но почему-то в некоторых семьях мамы отказываются от детей еще в роддоме. Что происходит с ребенком, и как развиваются дети, если мамы нет рядом — тема данной статьи.

После рождения ребенка, мама и малыш — еще одно целое. В процессе ухода за малышом, мама на подсознательном уровне улавливает сигналы, которые подает ребенок, и интуитивно на них отвечает. Происходит правильное реагирование мамы на малыша, и малыша на маму.

Уход мамой за малышом обеспечивает крохе нормальное развитие эмоционального фона и психики ребенка.

Для первого года жизни малыша необходим эмоциональный контакт с мамой и формирование привязанности ребенка к маме.

Привязанность формируется только тогда, когда за ребенком ухаживает один человек.

Без привязанности человек не сможет быть счастливым, не сможет никого любить, даже себя.

Именно поэтому в первый год мама должна быть с ребенком.

Первые 5 месяцев — привязанность формируется, ребенок пока не привязан к маме, он может с удовольствием пойти на руки и к другим членам семьи. После 5 месяцев — привязанность сформирована. Поэтому, нежелательно оставлять ребенка без мамы надолго, если маме нужно ухать — правильнее брать кроху с собой.

Длительное отсутствие мамы называется материнской депривацией.

Депривация — психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворения в достаточной мере некоторых основных психических потребностей в течение длительного времени.

Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характерный безэмоциональностью психических реакций.

При длительном отсутствии матери у ребенка развивается депривационный синдром.

Депривационный синдром: тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства.

Учение выяснили, если семья и ребенок живут в условиях с нарушением гигиены, но мать берет малыша на руки, обнимает, разговаривает, играет с ним, соматических расстройств у ребенка не возникает.

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи с рождения

От некоторых детей матери отказываются сразу после рождения — оставляют в роддоме. К сожалению, без нормального ухода в первый год жизни ребенка, без материнской любви, дети не имеют возможности правильного развития.

У таких детей наблюдается, не просто отставание в психическом развитии, а качественно иной характер развития.

У детей, не имеющих материнского ухода в первый год жизни, наблюдается бедный эмоциональный фон, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Такие дети, практически не способны к сопереживанию. При беседе не могут высказывать своих оценок, испытывают трудности в общении со взрослыми. Присутствует повышенная агрессивность, вследствие чего, неспособность продуктивно решать конфликты.

Формируются “защитные образования”:

  • вместо творческого мышления — классификационное;
  • вместо произвольности поведения — ориентация на внешний контроль;
  • вместо умения самому справляться с ситуацией — аффективное реагирование, обидчивость, перекладывание ответственности на другого.

В условиях материнской депривации нормальное развитие личности затруднено. Нарушается эмоциональный фон, восприятие окружающего мира. В случае длительной депривации, как правило, у детей появляется девиантное поведение.

Рекомендуем к прочтению:

Материнская депривация: как развивается ребенок в первый год без мамы с няней (Часть 2)

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

Введение

Одной из важных проблем психологии является исследование социально-психологической депривации, т.е. психического состояния, возникшего в результате жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения его важнейших потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Психологические аспекты депривационных расстройств в настоящее время мало исследованы, масштабы изменений, связанных с ними, не прогнозируются. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Всё это определило актуальность данной работы и выбор темы исследования: «Психическое развитие ребенка в условиях социально-психологической депривации».

Целью работы является изучение психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

Изучить понятие депривация в психолого-педагогических исследованиях;

Раскрыть особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации.

Изучением проблемы социально-психологической депривации занимались такие известные педагоги и психологи как: Ландгмейер Й., Матейчик З., Марцинковская Т.Д., Залысина И.А., Смирнов Е.О. и др. Как, показывают результаты исследований Марцинковской Т.Д.и других авторов, уменьшение коммуникаций детей с окружающими – приводит к социально-психологической депривации.

Читайте также:  Нарушения в соматическом и психическом развитии ребенка

1. Понятие депривация в психолого-педагогических исследованиях

В связи с тем, что проблема психической депривации находится в стадии разработки, в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических жизненно важных потребностей.

Зачастую авторы сужают термин соответственно тому, какую психическую потребность они принимают в качестве самой важной и самой «недостаточной».

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – психологическую, эмоциональную, социальную, двигательную, сенсорную, информационную и др.

Психическая депривация характеризуется особым психическим состоянием, возникающим в депривационной ситуации. Данное психическое состояние проявляется в поведении, отличающемся характерными признаками, что и позволяет распознать депривацию. Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности.

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой-либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут [4, с. 158].

Единого депривационного синдрома, по мнению многих исследователей, не существует, так как последствия психической депривации могут охватывать всю шкалу психических отклонений, начиная от легких особенностей психического реагирования и до очень грубых нарушений развития интеллекта и всего психического склада личности.

Таким образом, психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени [4, с. 162].

Считается, что для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена прежде всего потребность в любви и признании. Одни считают ее базовой, врожденной, другие говорят о ней как о приобретении в процессе жизни. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Другим видом депривации является сенсорная, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. С этим видом депривации также приходится сталкиваться в домах ребенка, детских домах и т.д.

Депривация может иметь место не только в учреждениях интернатного типа, но и в семье, где может отсутствовать мать или она недостаточно эмоционально относится к ребенку (так называемая холодная мать), и в таких случаях употребляется понятие «материнская депривация». При отсутствии отца или его отчужденности от ребенка возникает патериальная депривация [2, с. 97].

Выделяют также социальную депривацию. Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структурам [5, с. 89].

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Читайте также:  Развитие ребенок а от 1года до 3 лет

Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А.Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое, например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей), значимость чувства «МЫ», завистливость и чрезмерная критичность [7, с. 56].

Таким образом, психологи выделяют разные виды депривации и все виды депривации несут пагубные последствия и, в конечном итоге, выливаются в социодепривацию. Неуверенность, тревожность, депрессия, страх, задержка интеллектуального развития – наиболее характерные черты депривационного синдрома.

2. Особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации

Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации. Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Развитие ребенка, в естественных природных условиях является значимым фактором его физического и психического благополучия.

Известно, что ребенку необходимо общение. Однако само наличие живого общения ребенка со взрослыми еще не достаточно для его гармоничного психического развития, для полноценного созревания его личности. Большое значение имеют количество и качество общения Последствия недостаточного общения ребенка со взрослым нарушает и изменяет ход нормального психического созревания ребенка [1, с. 114].

В условиях социально-психологической депривации, дети имеют целый ряд личностных особенностей, в частности, они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Эмоционально нестабильное положение ребенка, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений [7, с. 121].

По данным М.И. Лисиной, дети первого года жизни, в ситуации социально-психологической депривации, вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления, предличностные образования или внутренние структуры, которые ложатся в основу формирования личности, деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они печальны и пассивны; у детей дошкольного возраста специфические условия социально-психологической депривации приводят к вынужденной поверхностности чувств, эмоциональной недостаточности [2, с. 167]

В исследованиях И.А. Залысиной, показано, что у детей дошкольного возраста имеются нарушения в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании; для них характерна сниженная эмоциональность, активность в общении, скупость выражения своих переживаний [3, с. 134].

По данным исследования Рыжиковой, эмоциональные реакции дошкольников и младших школьников в условиях социально-психологической депривации отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающихся в агрессии. Условия социально-психологической депривации (ограниченность эмоционально-идентификационных отношений с ребенком) выступают как неблагоприятные для развития сопереживания, не способствующие реализации потребности ребенка в признании взрослыми и сверстниками. Дети, испытывающие депривацию, приходя в школу неспособны находить выход из конфликтных ситуаций, у них преобладают экстрапунитивные реакции по типу самозащитных: враждебность, агрессивность по отношению к окружающим [9, с. 96].

Для детей, находящихся в ситуации депривации, характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. У воспитанников закрытых детских учреждений отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. В жизни этих детей имеет место не личное, а функционально-ролевое общение, выбор партнера по общению осуществляется на предметно-содержательной основе [8, с. 84].

Ограниченный круг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме.

Читайте также:  Солнечный ребенок студия раннего развития тольятти

Дефицит общения ребенка со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого [2, с. 174].

На фоне напряженности потребности в общении со взрослым и одновременно повышенной зависимости от него обращает на себя внимание агрессивность в отношении ко взрослому. Исследования Т.Д. Марцинковской показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, не успешны в разрешении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не могут осознать свою вину, неспособны к продуктивному, конструктивному выходу из конфликта.

В основе недоразвития «интимно-личностной» сферы общения лежит отсутствие эмпатии, т.е. сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком. В тоже время исследования Т.Д. Марцинковской позволяют говорить о том, что у депривированных детей содействие, как умение оказывать помощь другому, представлено значительно шире, чем сопереживание. Этот феномен позволяет затронуть один из важнейших вопросов развития личности – проблему отчуждения, «обособления». Ситуация депривации способствует развитию феномена отчуждения, и именно это продуцирует отсутствие любви, тепла в отношении ко второму, третьему поколению в семье (как некая последовательная цепь поколений, прервать которую бывает достаточно сложно) [5, с. 192].

Как показывают исследования, проводимые Мухиной, в условиях социально-психологической депривации формируется феномен «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей, в условиях социально-психологической депривации делят мир на «свои» и «чужие», «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы дети чаще всего также обособлены: они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего, из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка [7, с. 129].

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает, что дети находящиеся в ситуации социально-психологической депривации отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающихся в агрессии. Они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими.

В результате мы можем сделать следующие выводы:

1. Депривация – термин, который означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Психологи выделяют разные виды депривации – психологическую, эмоциональную, социальную, двигательную, сенсорную, информационную и др. и все виды депривации несут пагубные последствия и, в конечном итоге, выливаются в социодепривацию. Неуверенность, тревожность, депрессия, страх, задержка интеллектуального развития – наиболее характерные черты депривационного синдрома.

Социально-психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени. Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации.

2. Дети находящиеся в ситуации социально-психологической депривации отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающихся в агрессии. Они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию.

Дети, находящиеся в ситуации депривации, приходя в школу не успешны в разрешении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не могут осознать свою вину, неспособны к продуктивному, конструктивному выходу из конфликта. Последствия недостаточного общения ребенка со взрослым нарушает и изменяет ход нормального психического созревания ребенка. Ограниченный круг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме.

Источник