Развитие ребенка в условиях болезни

Первый год ребенка в детском саду это настоящее испытание для нервов родителей: кроме того, что ребенок бесконечно болеет, получает множество различных лекарств, это еще и постоянные больничные, плохой сон по ночам мам и пап, которые прислушиваются к каждому шороху ребенка (а вдруг он снова заболел?). Если в этих детях и родителях вы узнали себя, тогда это информация для вас.

Детей, подверженных частым респираторным инфекциям, принято называть часто болеющими (ЧБД).

ЧБД — это не нозологическая форма и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма, и не имеющих стойких органических нарушений в них.

По данным разных авторов, ЧБД составляют от 15% до 75% детской популяции.

По об-щепринятой классификации часто болеющие дети относятся ко II группе здоровья (дети с отягощенным биологическим анамнезом, функциональными и морфологическими особенностями, то есть с риском развития у них хронического заболевания).

У детей в возрасте старше 3 лет в качестве критерия для включения в группу ЧБД используют инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех случаев ОРЗ в течение года к возрасту ребенка:

ИИ = (сумма всех случаев ОРЗ в течение года)/(возраст ребенка в годах).

ИИ у редко болеющих детей составляет 0,2-0,3, а у детей из группы ЧБД — 1,1-3,5

Посчитайте данный индекс у Вашего ребенка, и если он относится к группе ЧБД, тогда эта информация для вас.

Проблемы связаны с частыми респираторными заболеваниями

1. Частые и, особенно тяжело протекающие ОРЗ, приводят к нарушению развития функ-ционирования различных органов и систем:

  • органов дыхания с формированием хро-нических воспалительных процессов в бронхолегочной системе;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • желудочно-кишечного тракта;
  • вегетативной нервной системы, способствуют срыву компенсаторно-адаптационных механизмов.

2. Многократно переносимые вирусные заболевания приводят к значительно выраженному снижению иммунологической резистентности, т.е. эти дети являются иммунологически скомпроментированными.

3. В связи с частой заболеваемостью изменяется режим двигательной активности, дети реже находятся на свежем воздухе, что способствует развитию фоновых заболеваний (рахит, дистрофия, анемия и др.) и отставанию в физическом и психомоторном развитии.

4. У ЧБД широко и чаще неоправданно используется большое количество медикаментов, т.е. имеет место полипрагмазия, при этом многие препараты (антибиотики, жаропонижающие и др.) сами обладают иммуносупрессивным действием и усиливают нарушения иммунологической резистентности, способствуют развитию аллергии.

5. У ЧБД нарушается социальная адаптация, обусловленная частой потерей контактов со сверстниками.

6. Высокая заболеваемость приводит к большим экономическим затратам родителей и государства, ограничивает детей и подростков в выборе профессии, влияет в будущем на репродуктивные возможности.

Что влияет на частоту респираторных инфекций у детей

На частоту инфекций, переносимых детьми, влияет комплекс факторов, основными из которых являются:

  • запаздывание развития иммунной системы («поздний старт» ее);
  • анатомо–физиологические особенности респираторного тракта у детей (мукоцилиар-ная и сурфактантная системы, особенности строения бронхов);
  • социальные условия жизни (питание, бытовые условия).

Возникновению частых респираторных заболеваний способствует повышенное число контактов с источниками инфекции, а также эндогенные и экзогенные факторы, повышающие восприимчивость к ним.

Среди экзогенных факторов наибольшую роль играют следующие:

  • низкий уровень санитарной культуры семьи и, как следствие этого, несоблюдение правил здорового образа жизни как наиболее действенного подхода к формированию здоровья.
  • дефекты ухода за детьми, пренебрежение закаливанием и занятиями физической культурой, нерациональное питание и отсутствие режима дня способствуют повышению восприимчивости детского организма и заболеваемости ОРЗ;
  • низкий уровень материального благополучия и неблагоприятные социально-бытовые условия;
  • начало посещения детьми дошкольных учреждений в раннем возрасте, в котором наблюдается повышенная восприимчивость детей к респираторным инфекциям;
  • расширение контактов в семье, транспорте и других местах скопления народа;
  • экологические нарушения способствуют повышению заболеваемости ОРВИ и увеличению числа часто болеющих детей, что связано с повышением степени бронхиальной гиперреактивности под влиянием аэрополютантов.
  • пассивное курение — частые ОРВИ в этой группе отмечаются до возраста 7-8 лет, редко дольше. У небольшой части детей развивается рецидивирующий обструктивный бронхит или бронхиальная астма;
  • ятрогенное воздействие при нерациональном использовании различных лекарственных средств (длительное и необоснованное применение антибиотиков, жаропонижающих и др.).

К эндогенным факторам риска возникновения частых респираторных инфекций у детей можно отнести:

  • неблагоприятные анте- и/или постнатальные факторы развития ребенка (недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипотрофия, анемия, рахит, раннее искусственное вскармливание), отражающиеся на функционировании иммунной системы и других защитных механизмах;
  • перинатальную гипоксию, ведущую к частым нарушениям адаптации к факторам внешней среды и расстройствам терморегуляции;
  • изменения функционального состояния вегетативной нервной системы, повышенная метеолабильность также могут влиять на восприимчивость организма к респираторным инфекциям;
  • аллергию и наследственную предрасположенность к неадекватной иммунной реактивности. Это способствует формированию более кратковременной иммунной защиты и, как следствие, большей респираторной заболеваемости у детей с аллергическими заболеваниями.
  • очаги хронической инфекции рото- и носоглотки сопровождаются снижением эффективности местного иммунитета и других факторов защиты, способствуя повышению восприимчивости к инфекционным возбудителям.

Необходимые обследования

Самое главное: нужно найти врача, которому можно доверить здоровье своего ребенка.

Лучше чтобы это был врач аллерголог-иммунолог с опытом обследования и лечения данной категории детей.

Итак:

  1. Консультация врача аллерголога-иммунолога

    с оценкой состояния здоровья ребенка, его росто-весовых показателей, питания, режима дня.

  2. Консультация Лор-врача (оценка состояния миндалин, аденоидов, придаточных пазух носа и барабанных перепонок).
  3. УЗИ придаточных пазух носа (это делает лор врач, самое главное, что это не больно и нестрашно).
  4. Лабораторное обследование (клин. ан.крови, обследование на вирусные, бактериальные, глистные и паразитарные инфекции, аллергологическое обследование, обследование ЖКТ (по показаниям)). Без этого никак не обойтись, т.к. невозможно вылечить что-то, когда непонятна причина болезни.
  5. Инструментальное обследование: ЭКГ, спирография, УЗИ различных органов (по показаниям).
  6. Консультация фтизиатра, гематолога-онколога, гастроэнтеролога, ревматолога и других узких специалистов (по показаниям).

И это далеко неполный перечень того, что необходимо сделать для выявления причины частых болезней. Вполне возможно потребуется еще что-то дополнительно, на разобраться в этом сможет только врач.

Я бы советовала обратиться вначале все-таки к аллергологу-иммунологу.

Программа реабилитации

И когда найдены причины частых и длительных болезней ребенка разрабатывается комплексная программа реабилитации. Для каждого ребенка она составляется индивидуально.

Эта программа состоит:

  1. Рациональный режим дня (увеличение продолжительности сна, отдыха, прогулки, физические упражнения).
  2. Рациональное питание.
  3. Оздоровительные мероприятия.
  4. Медикаментозная коррекция.
  5. Вакцинотерапия.

Программа питания

Организация рационального питания ЧБД требует соблюдения следующих принципов:

  • использовать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов;
  • обязательное включение в ежедневный рацион свежих или замороженных овощей, фруктов и ягод;
  • включение продуктов, обогащенных пектинами, для выведения из организма ксенобиотиков;
  • устранение дефицита витаминов;
  • использование продуктов, содержащих клетчатку, для обеспечения регулярного пас-сажа кала;
  • регулярное назначение кисломолочных продуктов для нормализации микроэкологии кишечника;
  • увеличение количества белка на 10%, главным образом, за счет белка животного происхождения;
  • использование продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами— растительные масла, рыба, орехи, семена тыквы или подсолнуха.

Дисбаланс жирорастворимыми витаминами характеризуется наличием недостаточности вит. Е. Латентный дефицит железа и йода имеет место практически у каждого второго ребенка.

В плане реабилитации большое внимание необходимо уделять естественной витаминизации организма путем использования продуктов, богатых витаминами и микроэлементами.

Витамин А — шиповник, морковь, петрушка, сельдерей, черемша, лук-порей, томаты, сладкий перец, чеснок, салат, черноплодная рябина, облепиха.

Витамин С — шиповник, облепиха, черная смородина, петрушка, черемша, сладкий перец, цитрусовые.

Витамины группы В — мясо, молочные продукты, дрожжи, хлеб, греча, чай, овощи, фрукты.

Витамин Е — подсолнечное масло, облепиха, бобовые, греча, кукуруза, зеленый горошек, чеснок, лук, черная смородина, брюссельская капуста, салат, морковь.

Йод — морская капуста, креветки, кальмары, яйца, овес, греча, бобовые, кедровые орехи, редис, черноплодная рябина.

Кобальт в щавеле, укропе, зеленом луке, рыбе, моркови, свекле, крапиве, клюкве, орехах, в бобовых.

Магний в зерновых.

Калий в изюме, кураге, черносливе, орехах, моркови.

Железо — мясные и рыбные продукты, яблоки, шиповник.

Медь содержится в оранжевых фруктах.

Режим дня

Оптимизация режима дня — важное условие успешного оздоровления детей.

В связи с тем, что часто болеющие дети имеют функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить у них занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению.

1. Ограничения требует просмотр телепередач, видеофильмов, посещение школьниками дискотек.

2. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т.е. ночной сон должен быть продолжи-тельностью около 10 часов и обязательным является дневной сон (1-2 часа) или в зависимости от возраста спокойный отдых.

3. Крайне важны длительные прогулки на свежем воздухе.

4. При наличии нарушений сна, других астеноневротических реакций показаны:

а) прогулки на свежем воздухе перед сном;

б) прием седативных трав (валерианы или пустырника);

в) в качестве фитотерапии можно использовать готовые лекарственные формы из трав:

  • саносан (смесь экстракта ши-шек хмеля и корней валерианы),
  • персена (капсулы, содержащи еэкстракты валерианы, перечной мяты и лимонной мяты),
  • алталекс (смесь эфирных масел из 12 лекарственных трав, в том числе лимонной мяты).

Эти препараты обладают успокаивающим действием, снимают раздражение и нормализуют сон ребенка.

5. Целесообразно ограничить поездки детей в транспорте (во время эпидемии ОРВИ).

Аллергия, я не простуда

Воспитатели часто не принимают кашляющих или чихающих детей, хотя такое состояние может быть обусловлено не простудой, а аллергией, и совершенно безопасно для остальных детей, поскольку никому, кроме самого ребенка, неудобств не причиняет.

Как же отличить простуду от аллергии?

На самом деле родителям, не имеющим медицинского образования, это сделать невозможно. Нужно помнить, что из 10 часто и длительно болеющих детей, 3 могут иметь аллергические заболевания.

Родители я обращаю ваше внимание!

Если Ваш ребенок пошел в детский сад и стал:

  • часто и длительно болеть;
  • храпит, хрюкает, сопит носом, дышит открытым ртом не только во время болезни, но и когда он здоров;
  • на фоне ОРВИ на 3-4 день болезни присоединяется сухой приступообразный кашель, который переходит в свистящее затрудненное дыхание, дистанционные хрипы;

И все эти симптомы рецидивируют (повторяются вновь и вновь).

Такого ребенка нужно обязательно показать врачу аллергологу-иммунологу для исключения аллергического заболевания. И для этого необязательно ждать несколько лет.

Чем раньше врач установит правильный диагноз, чем быстрее назначит базисную терапию вашему ребенку, тем меньше проблем со здоровьем у него будет в будущем.

И самое главное аллергия лечится.

Медикоментозная коррекция

Для лечения ЧБД нередко предлагают использовать так называемые адаптогены, биогенные стимуляторы, общеукрепляющие средства, которым приписывается способность повышать общую сопротивляемость организма, оказывать стимулирующее или общеукрепляющее действие и т. д., — понятия, не несущие конкретного содержания.

К таким средствам относят:

  • апилак;
  • прополис;
  • экстракты родиолы розовой;
  • левзеи;
  • элеутерококка;
  • заманихи;
  • лимонника китайского;
  • пантокрин;
  • тинростим и др.

Они имеют противопоказания, такие как повышенная возбудимость, эпилепсия, артериальная гипертония.

В качестве одного из основных компонентов патогенетического лечения и профилактики рецидивирующих респираторных инфекций используются методы, которые принято называть иммунокоррекцией.

Но при этом нельзя забывать, что иммунокоррекция должна проводиться на фоне обязательного соблюдения общих принципов оздоровления. Для ее успешного проведения при частых ОРЗ в первую очередь должно быть максимально уменьшено влияние эндогенных и экзогенных (неблагоприятные социально-бытовые и экологические условия, пассивное курение и др.) факторов.

Выбор оптимального препарата из большого числа иммунотропных средств, действующих на разные уровни повреждения в иммунной системе —фагоцитарный, клеточный, гуморальный, — сложная задача даже для иммунолога.

Опубликовано много работ о применении у детей из группы ЧБД различных иммунокорректоров, однако их результаты противоречивы и не всегда могут достоверно свидетельствовать об их эффективности.

Поскольку подавляющее большинство иммунокорректоров, обладают невысокой избирательностью воздействия, то их применение возможно только после выявления конкретных выраженных иммунологических сдвигов.

Назначение неспецифической иммуностимулирующей терапии (особенно родителями) без учета «точек приложения» препаратов и патогенетических основ заболевания может привести к еще большим нарушениям в иммунной системе.

Частые ОРВИ и ОРЗ не являются признаком иммунодефицита!

Оздоровительные мероприятия

Одной из причин, способствующих высокой респираторной заболеваемости, нередко является дисфункция и/или незрелость и детренированность системы терморегуляции с пониженной устойчивостью к изменяющимся климатическим и гелиогеографическим факторам.

В связи с этим большое значение приобретает закаливание, снижающее уровень заболеваемости.

Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Двухнедельные курсы массажа проводятся 2-4 раза в год.

У большинства часто болеющих детей из-за дисфункции вегетативной нервной системы наблюдается повышенная потливость. Им рекомендуется частая (2-3 раза в сутки) смена белья, особенно у детей раннего возраста.

Хороший результат дает систематическое проведение так называемой стопотерапии, представляющей собой массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сложенными в кулак (поглаживание, растирание и снова поглаживание подошв обнаженных стоп).

В оздоровлении часто болеющих детей имеет значение систематическое проведение специальных комплексов лечебной физкультуры, направленных на обеспечение хорошего дренажа бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры (особенно диафрагмы).

Вакцинация

Помимо обязательных прививок перед детсадом и школой необходимо провести дополнительную иммунизацию.

Носителями гемофильной палочки и пневмококка является 90% детей детсада и школы.

Эти инфекции — причина ОРЗ, отита, пневмонии и бронхита и в тяжёлой форме гнойного менингита.

Хиб-инфекция и пневмококк передаются не только при разговоре и чихании, но и через игрушки.

Восприимчивы к заболеванию именно дети до 5 лет.

Грипп — ОРВИ, передающееся воздушно-капельным путем.

Основные симптомы:

  • сильная головная;
  • мышечная боль;
  • боль в горле;
  • кашель;
  • озноб;
  • высокая температура.

Обычно грипп проходит за несколько дней, но иногда заболевание может продолжаться намного дольше и стать причиной осложнений. Вакцинацию детей проводят с 6 мес.

Ветрянка — это не всегда легкое заболевание. Течение ветрянки бывает разным. Иногда пузырьков немного, температура не поднимается, ребенок чувствует себя хорошо. В других случаях высыпаний очень много, постоянно появляются новые, температура повышается до 39-40 град. Ребенок становится вялым, плаксивым, ухудшается аппетит.

При пустулезной форме на коже возникают гнойнички, болезнь протекает дольше, тяжелее. На месте гнойничков остаются заметные рубцы.

Иногда появляются большие пузыри, заполненные мутной жидкостью. Когда они лопаются, то оставляют мокнущую поверхность — идеальные ворота для инфекции.

Ветрянка может вызвать:

  • ларингит с удушьем,
  • пневмонию,
  • энцефалит,
  • менингит.

Тяжелое течение обычно бывает у детей со сниженным иммунитетом, ослабленных.

Менингококковая инфекция вызывает менингит и сепсис, и представляет опасность для детей дошкольного возраста. Прививку от инфекции делают с 9 мес.

Гепатит A считается болезнью грязных рук. В детском саду дети очень тесно общаются друг с другом и могут легко заразиться желтухой.

Клещевой энцефалит опасен развитием параличей, вследствие чего можно остаться инвалидом на всю жизнь. Дети в детском саду выходят на прогулку в парки, где имеется риск укуса клещом. Прививку от клещевого энцефалита делают малышам с 1 года.

Программа реабилитации

И теперь самое главное: как справится с этой проблемой, когда ребенок болеет бесконечно.

Поликлиника «Профессионал» предлагает новую комплексную программу для реабилитации часто болеющих детей, рассчитанную на 3-6 месяцев.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая начинается с осмотра ребенка и консультации врача.

По результатам лабораторного обследования, экспертной оценки узких специалистов (инфекциониста, оториноларинголога, гематолога, гастроэнтеролога, невролога, психолога и др.) на основании глубокого анализа всей полученной информации подбирается индивидуальный план комплексной реабилитации, который соответствует уровню здоровья вашего ребенка.

Источник

Психологические особенности длительно болеющих детей и их родителей.

В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия длительно  болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик.

 Для семей с тяжелобольными детьми характерно: выраженная негативная аффективность (тревога и депрессия, страх, печаль, чувство вины) у детей, высокий уровень тревожности как на индивидуально-личностном, так и на системном семейном уровне, тенденция к формированию «патологизирующего» стиля воспитания — потворствующей «гиперпротекции», а также фобия утраты ребенка у родителей.

Длительно болеющим детям свойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения матери). Они могут подолгу быть заняты одной игрушкой, занятием, обходясь без общения с другими детьми, однако им необходимо присутствие рядом матери.

Плохое самочувствие, ограничение движений, тяжелое и длительное лечение приводят к развитию эмоционального беспокойства, нарушению сна, высокой тревожности, депрессивным и регрессивным реакциям. Все это отражает социальную ситуацию развития, складывающуюся в условиях болезни. Основными последствиями этой ситуации являются изменения в направленности личности, в системе самооценок, в установке на деятельность.

Параллельно с адекватной и даже несколько завышенной осознанной самооценкой у длительно болеющих детей сосуществует негативное эмоциональное самоотношение. В этом случае часто имеет место сравнение с матерью, проявляющееся в самоуничижении, приписывании себе отрицательных эмоций, таких, как горе (печаль), страх, гнев (злость) и чувство вины.

Развитие ребенка в условиях заболеваний влияет на формирование его личности. Понятию “Я” у таких детей соответствует отрицательный образ, они сопровождают его отрицательным по смыслу комментарием, за ним скрывается неприятие себя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. Для больного ребенка характерно амбивалентное (двойственное) отношение к болезни. Так, на сознательном уровне большинство детей понимают, что болезнь им мешает: нельзя ходить в гости, на улицу, нужно лечиться, принимать лекарства, но на неосознаваемом уровне болезнь для них более привлекательна, чем здоровье. Некоторые исследования показывают, что болезнь “выгодна”, потому что дает возможность ребенку приблизиться к матери, получить некоторую эмоциональную поддержку в виде заботы и внимания. Так, дети полагают, что во время болезни их будут больше жалеть, больше обращать на них внимания и заботы. Дети младшего школьного возраста, как правило, не понимают причин болезни, часто рассматривают свое заболевание как наказание за плохое поведение. В целом же, отношение ребенка к болезни зависит от его возраста, характерологических особенностей, личного опыта, восприятия заболевания и его тяжести, но во многом оно определяется представлением родителей и других членов семьи о болезни.

При оценивании себя, у больного ребенка преобладает позиция “малоценности”, ущербности, отношение к себе непосредственно – чувственное.

При этом выявлено общее неустойчивое эмоционально-ценностное отношение детей к себе.

У детей активизируется собственная познавательная активность, направленная на преодоление преград создаваемых болезнью в реализации жизненно важных потребностей, присутствует стремление к компенсации дефекта.

Основная направленность желаний болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страдания. В то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и на взаимодействие с другими людьми.

Статус болеющего ребенка мальчиком переживается более болезненно, чем девочкой, и это негативно отражается на его межличностных отношениях, оценке себя, собственных возможностей, что и провоцирует развитие высокой тревожности.

Особенности межличностного взаимодействия и деятельности соматически больных детей:

  • круг общения ребенка ограничен до минимума;
  • присутствует объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь;
  • преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязывающе-подавляющий стили родительского отношения к ребенку;
  • родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях, вводя различные запреты и ограничения;
  • ограничена игровая деятельности (ее возможности и проявления) и как следствие двигательная потребность ребенка;
  • психологическая структура семьи с больным ребенком имеет следующий вид: активная, доминантная мама с “привязанным” к ней ребенком и отгороженный от них отец.

В представлениях ребенка обнаружено устойчивое изменение ценностных позиций членов семьи. Так, если у здоровых детей, как правило, значимость членов семьи выстраивается в следующей позиции: ребенок-мать-отец, то у часто болеющих детей эта схема имеет следующий вид: отец-мать-ребенок, где отец “перемещается” в сферу фантазий и идеальных представлений, наделяется особыми положительными качествами и вызывает преимущественно положительные эмоции. При решении проблемных ситуаций часто болеющие дети преимущественно выбирают отца, да и болезнь иногда сближает отца и ребенка. Болезнь также может заострять изначальную дефицитность психологического участия отца в воспитании ребенка: трудности эмоционального контакта с женой и ребенком, неумение создать совместный досуг семьи, несформированность чувства ответственности за нее.

“Вытеснение” отца из психологической жизни ребенка может иметь несколько причин. Это, прежде всего традиционное культурно обусловленное перераспределение функциональных обязанностей в семье в ситуации болезни ребенка, когда социально заданная тотальная ответственность за все происходящее с больным ребенком приводит к экспансии этой ответственности на все жизненное пространство семьи и отец оттесняется от своих ролевых форм влияния на ребенка. В ситуации болезни отец – наблюдатель, а не деятель. Обычна позиция для сообщества мать-ребенок: “Уходи, не мешай, мы лечимся”.

Образовательный уровень родителей больных детей часто высокий. Это позволяет предположить наличие в семьях часто болеющих детей повышенных требований к организации быта и качеству окружающей среды, насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию духовного мира ребенка. Кроме этого, родители четко осознают свою ответственность за воспитание детей, за достойную организацию семейной и общественной жизни. Родители склонны к анализу своей воспитательной деятельности и повышению педагогической культуры. Проявляют повышенную заинтересованность социальным и физическим развитием детей.

Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом. Но при таких благоприятных для развития ребенка потенциальных возможностях их родителей, в семьях в целом присутствует неудовлетворенность семейной жизнью.

Анализ микросоциальной среды развития долго болеющих детей в сравнении со здоровыми сверстниками показывает, что больные дети являются “принятыми” в среде своих сверстников. При этом во взаимоотношениях со сверстниками долго болеющие дети неконфликтны, не проявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений.

Подготовила педагог-психолог Савичева Анастасия Павловна

Источник