Развитие ребенка в учреждениях дополнительного образования детей

Развитие ребенка в учреждениях дополнительного образования детей thumbnail

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях учреждения дополнительного образования детей (на примере МАУ ДО ДЮЦ)

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Проблема исследования интеллекта занимает особое место в психологической науке не только потому, что с нее началась психодиагностика, но и в связи с дерзким стремлением исследователей оценить возможности ума человека, как важнейшего органа познания как самого себя, так и явлений окружающей действительности, а диагностика интеллекта играет важную роль в повышении качества образования школьников, позволяет выявить отклонения в умственном развитии учащихся и, как следствие, правильно организовать педагогическую работу, специально направленную на развитие тех или иных способностей.

Таким образом, хотя интеллект является одним из наиболее изученных понятий, вокруг него ведутся многочисленные споры.

Педагог Я.А. Коменский рассматривал способности и их развитие с позиций дидактики [4]. Дуалист Р. Декарт подошел к пониманию механизма формирования способностей с точки зрения физиологии. С позиций сенсуализма, отрицая наличие логического начала в процессе познания, к проблеме способностей подходил Д. Локк. Он предложил систему формирования цельной, всесторонне и гармонически развитой личности молодого буржуа, отводя ведущую роль развитию его способностей. К. Гельвеций рассмотрел природу умственных способностей, определил влияние социальных факторов на их развитие [2].

Таким образом, оценивая с современных позиций вклад гуманистов Средних веков и эпохи Возрождения в разработку теории способностей, необходимо отметить следующее. Гуманисты положили начало формированию основных подходов к определению способностей: общепсихологического (Бэкон) и индивидуально-психологического (Гоббс). Они сформулировали объяснительные принципы формирования и развития способностей: психологический (Бэкон) и психофизиологический (Декарт); личностный (Петрарка, Мирандолла, Бруно, Коменский) и социальный (Локк, Гельвеций, Декарт). Гуманисты предложили структуру способностей, высказали предположение о связи способностей с другими психическими явлениями.

Х. Вольф утверждал, что личность состоит из ряда независимых душевных проявлений, каждое из которых основывается на соответствующей способности [1]. Субъективный идеалист Фихте подходил к теории способностей с позиции действия как основного показателя полезности человека, находящегося в состоянии духовной свободы [7].

Подводя итог научным изысканиям Нового времени, следует отметить, что его представители подвергли анализу происхождение и движущие силы развития способностей у человека.

Анализ психолого-педагогических и философских исследований творчества, технического творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности.

«Творчество» – популярный для нашей современной культуры термин. Он обозначает чуть ли не все, что общество считает желательным» (Д.М. Гвишиани). Однако многие определения имеют общие черты и, в частности, почти все подчеркивают, что «творческий акт состоит в выдвижении оригинальной и необычной идеи», что в основе всех видов творчества лежит в существенных чертах один и тот же психологический процесс [3].

Трактуя творчество как достижение нового знания, оригинального подхода к решению проблемы, в каждом случае используют определенную точку отсчета, т. е. соотносят с достигнутым уровнем и определяют, насколько новый продукт его превосходит [5].

Действительно, творчество чаще всего рассматривается как процесс и результат создания нечто нового, оригинального. Причем в процессе развития личности это может быть не только абсолютно новое (для общества), но относительно новое (для себя). Согласно данному подходу, основой творческого развития личности считаются ее общие способности, связываемые, прежде всего, с интеллектуальным творчеством, продуктивностью мышления.

В ходе исследования рассматривается творчество как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) факторы и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования [6].

Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. [6].

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

Развитие творческой личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Творчество – это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.

Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения дополнительного образования и воспитания.

Целью воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Учителям, родителям педагогам учреждений дополнительного образования необходимо помнить, что каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и, в процессе воспитания, развить ростки детской творческой одарённости.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» г. Салехард.

Общий объем выборки – 25 человек, обучающиеся в объединении «Мынику», художественно-эстетической направленности.

Исследования проходило в 3 этапа:

1 этап (сентябрь 2012 г.) – первоначальное тестирование.

2 этап (октябрь 2012 г. – март 2013 г) – разработка и апробация программы развития интеллектуальных и творческих способностей.

3 этап (апрель 2013 г.) – повторное тестирование.

В исследовании использовался тест «Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)», предложенный Р. Кеттеллом, направленный на определение уровня интеллектуального развития личности.

«Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)» Р. Кеттелла относится к разряду «свободных от влияний культуры» тестов. Опубликован Р. Кеттеллом в 1958 году. Его основная психодиагностическая ценность заключается в возможности оценивать преимущественно биологически детерминированный («врожденный») компонент интеллектуального потенциала, не зависящий от последующих влияний культурной среды (воспитания, образования, целенаправленного обучения).

На основе результатов диагностики «Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)» Р. Кеттелла с помощью таблицы возрастных норм (таблица 13,1 – 15,0 лет) составлены сводные таблицы результатов до реализации программы по развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Таким образом, получены следующие результаты по показателям уровня интеллектуального развития:

Уровень выше среднего – 5 человек (20%), средний уровень – 19 человек (76 %), уровень ниже среднего – 1 человек (4 %)

Для развития интеллектуальных и творческих способностей разработан и апробирован проект программы «Арктические спасатели».

Цель:

  • Увеличение числа выпускников объединения, выбирающих для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях специальности в сфере кино и анимации.

  • Повышение мотивации учащихся к изучению анимации.

  • Повышение активности учащихся в творческой деятельности.

  • Повышение качества художественно-эстетического образования на основе посещения мультипликационного фестиваля российского уровня

Задачи:

  • Углубление и расширение знаний учащихся об анимации современном детском мультипликационном кино.

  • Формирование у учащихся умений и навыков эстетического отношения к миру.

  • Создание условий, мотивирующих учащихся к изучению художественных дисциплин через пропаганду анимационного искусства и ознакомление с достижениями современной анимационной педагогики на базе научных детской киностудии «Поиск» (Новосибирск).

  • Создание условий для активной творческой деятельности учащихся через участие в фестивале детского мультипликационного кино.

При подведении итогов реализации данного проекта, анализ проводился с использованием следующих целевых индикаторов достижения положительного результата:

  • увеличение количества учащихся – участников, победителей и призёров различных российских и международных кинофестивалей детской анимации;

  • количество публикаций в средствах массовой информации об успехах учащихся в области художественно-эстетического образования;

  • повышение мотивации учащихся школ к изучению анимации.

  • повышение активности обучающихся в творческой деятельности.

  • повышение качества художественно-эстетического образования на основе интеграции в процессы сотрудничества с юными мультипликаторами из других регионов.

В рамках реализации проекта обучающимися созданы следующие мультфильмы:

«Пластилиновый Мытахо», https://rutube.ru/video/7c6d830b15c3e5bbd2585b32b84fe2f6/, «Анима_Ция», www.youtube.com/watch?v=DFt86vwt8Wk.

На третьем этапе исследования, проведено повторное тестирование по методике «Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)» Р. Кеттелла.

Таким образом, по результатам повторного тестирования получены следующие показатели:

Высокий уровень интеллектуального развития – 5 человек (20 %), уровень выше среднего – 17 человек (68 %), средний уровень – 3 человека (12 %).

По результатам исследования после проведения эксперимента имеют гораздо больший процент уровня «выше среднего», чем дети до проведения эксперимента – 68 % и 20 % соответственно. По показателю среднего уровня имеется следующий результат: после проведения эксперимента – 12 % детей, до эксперимента 2 – 76 % детей. Показательно, что после проведения эксперимента 20 % детей имеют высокий уровень интеллектуального развития, а до эксперимента 4 % детей имеют уровень интеллектуального развития «ниже среднего».

В ходе работы рассмотрена проблема развития интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях учреждения дополнительного образования детей (на примере МАОУ ДОД ДЮЦ).

Таким образом, анализ теоретических и эмпирических исследований дал возможность определить наиболее эффективные условия для формирования творческой личности:

1. Признание безусловной ценности ребенка.

В учреждении дополнительного образования детей создаются условия для развития, способствующие творчеству, если позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях, независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры безо всяких условий.

2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание.

3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения.

Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это создаёт условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества.

4. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенку со стороны взрослых. Выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению надситуативных целей.

Таким образом, среда учреждения дополнительного образования детей может обеспечить вышеназванные условия, которые станут стимулами развития творческого потенциала личности обучающегося.

В условиях учреждения дополнительного образования творческая деятельность не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит для ребенка бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности. Характерно, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого решения. В художественно-прикладном или техническом творчестве это означает создание новых произведений искусства, техники или оригинальную интерпретацию уже существующих образцов.

Полученные в ходе исследования результаты, по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях учреждения дополнительного образования детей могут быть использованы в работе педагогов дополнительного образования детей, педагогов-психологов в работе с детьми подросткового возраста.

Список литературы:

  1. Вольф Хр. Разумные мысли о силах человеческого разума. Спб., 2010. 

  2. Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 2008. 

  3. Диагностика общих и специальных способностей. – СПБ.: Питер, 2007.

  4. Коменский Я.А. Великая дидактика. – М., 2009.

  5. Фадеева, А.П. Развитие творческих способностей детей и подростков в образовательной среде учреждения дополнительного образования / А.П. Фадеева // Среднее профессиональное образование, 2010.

  6. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2011.

  7. Фихте И.Г. Наукоучение 1801 года. – М., 2010.

Источник

Гришаков Д. Ю.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц».

Дополнительное образование как система развития

способностей детей.

Возрастные изменения в развитии личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. В условиях обучения и воспитания детей они оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

– естественное стремление школьников к познанию;

– положительное отношение к учебе;

-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; – проявление воли в процессе овладения знаниями.

Но не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка.

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей, а также дальнейшей их социализации в обществе.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает в профессиональной ориентации.

Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.

Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:

– динамичность образовательного процесса как социального явления;

– стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

– активное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях;

– обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;

– самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

Социальная функция УДО направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке

культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что

недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса – удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;

г) экономического спроса – возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и предпрофессиональная подготовка для детей;

д) правоохранительного спроса – профилактика девиантного и асоциаль-

ного поведения детей.

Психологическая функция УДО:

а) развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) социализирующая – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;

в) компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе

г) релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентации

поведения в семье и в школе;

д) консультационная – для педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция УДО:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополни-

тельным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;

б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального

образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судомоделирование);

в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ре-

бенка.

Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу – процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка.

Для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования.

Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще “не нашли себя”, не проявили своих интересов и способностей.

Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются три основных фактора: познавательная, личностная, творческая активность. Имеющийся в литературе коллективный психологопедагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей, личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования.

Особое место занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.

Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование состава детского объединения: этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий – организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Первые занятия: каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, так как они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, поскольку складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям. В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с учреждением, детским объединением, с образовательной программой, правилами работы;

3) получить необходимую информацию друг о друге, выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

4) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Здесь можно использовать целый ряд игр (“Снежный ком”, “Расскажи мне о себе”, “Мое самое любимое” и др.).

На данном этапе педагог определяет причины, побудившие каждого из детей записаться в данное творческое объединение.

Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы;

• описание содержания и результатов первого года занятий;

• объяснение основных этапов овладения мастерством;

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;

• рассказ о традициях творческого объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

• выставка детских творческих работ;

• стенгазета или рукописный журнал;

• альбом-летопись детского объединения;

• фотографии, слайды и видеофильмы;

• награды детского объединения и его воспитанников;

• выставка книг и периодической печати;

• информационный стенд.

Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

• тесты или тестовые задания;

• викторины, конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

• внесения корректив в образовательную программу;

• разработки индивидуальных заданий;

• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

• обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;

• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

• выбор детского актива;

• распределение разовых и постоянных поручений.

Результатом этого этапа занятия является:

– создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

– понимание детьми взаимной ответственности;

– включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

– начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обос?