Развитие ребенка в учреждениях дополнительного образования
Согласно «Стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», они вместе с общеобразовательными школами должны составить в «регионе разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (1995 г.) определило его предназначение в развитии мотивации личности к познанию и творчеству. Дополнительное образование должно давать ребенку не только и не столько знание о явлениях мира, сколько знание, смысл той или иной реальности.
В соответствии с Типовым положением, деятельность учреждения должна строиться в рамках реализации следующих задач: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. Были определены следующие виды учреждений дополнительного образования детей: дворцы, дома и центры детского творчества; подростковые клубы и клубы юных моряков, авиаторов, автомобилистов и т. д.; станции юных туристов, натуралистов, техников; студии по различным видам искусства; школы по различным областям науки, искусства, спорта; парки, музеи, детские спортивно-оздоровительные лагеря.
Учреждения дополнительного образования несут основную нагрузку по реализации программ дополнительного образования. Таким образом, можно сказать, что тенденции развития дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования отражают общие тенденции развития этой сферы образования.
Сегодня можно увидеть следующие тенденции развития учреждений дополнительного образования детей:
- 1. Усложнение целей дополнительного образования — от целей воспитания к комплексным (интегральным) образовательным и социально-педагогическим целям. Педагоги чаще всего определяют не отдельные цели обучения, воспитания или развития, а интегрированные цели. Учебно-воспитательные цели формулируются в процессе интеграции целей обучения и воспитания детей в определенном виде творчества (например: эстетическое воспитание детей посредством обучения вязанию и др.); учебно-развивающие цели определяются как интеграция целей обучения и развития (например, развитие волевых качеств личности в процессе обучения детей приемам восточных единоборств и др.)- Образовательные цели формулируются как цели интеграции обучения, воспитания и развития. Интегративный потенциал целей может расширяться за счет социально-педагогических целей — оздоровления, социальной поддержки, реабилитации и др.
- 2. Развитие интегрированных образовательных и социально-педагогических программ, переход от простых форм организации образовательных объединений (кружок, секция) к комплексным, интегрированным формам (школа, студия, клуб и др.). За счет интеграции обеспечивается углубление, разнообразие содержания и форм организации, повышение качества дополнительного образования детей. Эта тенденция начала развиваться с простраивания межпредметных связей в период перехода внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей.
- 3. Переход к интегрированным педагогическим технологиям.
Организация образовательного процесса в УДОД приобретает личностно-ориентированный и предметно-практический характер. Есть возможность работы с малыми группами и индивидуальной работы с детьми. Особое место в деятельности УДОД стали занимать здоровьесберегающие технологии, технологии организации детского творчества, в том числе научно-исследовательской деятельности детей, новые информационные технологии и др. Кроме того, УДОД имеют богатый опыт технологий массово-досуговой деятельности по самым разным направлениям детской творческой деятельности — соревнования, фестивали, конкурсы, смотры, олимпиады, концерты, выставки и т. д., которые активно используются при организации занятий.
- 4. Переход от результатов обучения и воспитания к комплексным образовательным и социально-педагогическим результатам. Деятельность современного УДОД представляет собой согласованное упорядочение различных видов работы (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и др.), осуществляемой как индивидуально, так и в составе микрогрупп отделов, студий, клубов и других творческих коллективов, что позволяет получать комплексные результаты, например, творческое развитие личности ребенка в процессе художественно-эстетической деятельности или духовно-нравственное становление ребенка в процессе социального творчества и т. д.
- 5. Интегративные тенденции на уровне детского коллектива УДОД. Интеграция в рамках детского коллектива УДОД осуществляется на уровне образовательного объединения и на уровне всего учреждения. При образовательных объединениях могут создаваться временные коллективные объединения детей. К ним можно отнести, например, детские творческие группы по изготовлению общего изделия — продукта (например, игрушки, картины, технического изделия и др.), созданию единого произведения (вокальная, танцевальная группы и др.), подготовке культурно-досугового мероприятия и др.; разновозрастные группы (наставничество, шефство и др.); советы дела (по подготовке дел объединения или участию в общих делах УДОД); детские советы образовательных объединений (советы клубов, школ, студий и др.); детские производственные бригады. На уровне учреждения в целом организуется деятельность органов детского самоуправления, коллективной организации массовых дел (ярмарок, фестивалей, праздников, акций и т. д.).
- 6. Интегративные тенденции на уровне педагогического коллектива. Сегодня можно назвать следующие особенности педагогического коллектива УДОД: многообразие должностей, профилей, специальностей; наличие в коллективе творческих личностей, ярких индивидуальностей; педагогический коллектив УДОД выступает в качестве субъекта собственного развития и совершенствования; наличие традиций коллективной творческой, массовой деятельности, взаимодействие с окружающей средой и зависимость от нее. Кроме того, специфика труда педагогических работников УДОД характеризуется особенностями взаимодействия педагога и ребенка, основанного на добровольном сотрудничестве, совместной творческой работе, общности интересов; организацией разнообразной по формам и содержанию деятельности; узкопрофильностью деятельности, разобщенностью с коллегами (часто в учреждении по тому или другому профилю работает один специалист) и др. Характеристики, приведенные выше, дают основания говорить о том, что каждый педагог дополнительного образования представляет весьма узкую область знаний, поэтому они нужны друг другу, чтобы обеспечить воспитание и развитие личности ребенка, на которую воздействует множество личностей. Эта деятельность может осуществляться лишь на основе коллективных, согласованных действий педагогов. Таким образом, в педагогическом коллективе УДОД наблюдается развитие интегративных форм взаимодействия: малых педагогических советов, творческих групп, интегрированных программ и др. Интегративные тенденции на уровне педагогического коллектива позволяют выстраивать новые типы структур УДОД. В частности, наблюдается усложнение структур: в структуре появляются проектные или матричные элементы — сквозные программы, временные научно-исследовательские коллективы, советы, комиссии и другие временные или постоянные трудовые объединения сотрудников.
- 7. Тенденции внешней интеграции УДОД — расширение взаимодействия с организациями и учреждениями системы образования и других ведомств. УДОД сегодня широко взаимодействуют с разными образовательными учреждениями и учреждениями системы культуры, спорта, молодежной политики. Вместе с разными учреждениями и организациями они создают в социуме пространство взаимодействия, которое обладает большей насыщенностью, чем каждое отдельно взятое учреждение. Более того, в рамках этого пространства могут быть созданы условия для разных вариантов развития личности ребенка в зависимости от его способностей, возможностей и интересов, а также от возможностей входящих в него организаций. Использование потенциала УДОД может значительно расширить образовательный потенциал других учреждений, работающих с детьми.
- 8. Тенденции вариативности деятельности УДОД, то есть разработка вариантов деятельности для обеспечения выбора ребенка. В арсенале методов, средств, технологий дополнительного образования наблюдается набор вариантов для детей разного возраста, способностей, интересов. Это позволяет ребенку получить необходимый социальный опыт, знания, обеспечить развитие познавательной мотивации, способностей, помогает ему в осознании собственных возможностей, профессиональном самоопределении, приобщении его к общечеловеческим ценностям. При этом можно говорить о вариативности дополнительных образовательных программ (многообразие и разнообразие дополнительных образовательных программ, реализуемых в УДОД, и праве ребенка на выбор программы); вариативности освоения содержания внутри программы (выбор ребенком вариантов направленностей дополнительной образовательной программы, вида деятельности, педагога); вариативности педагогической деятельности (право педагога самому разрабатывать образовательную программу с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций и др.).
Источник
Гришаков Д. Ю.
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц».
Дополнительное образование как система развития
способностей детей.
Возрастные изменения в развитии личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. В условиях обучения и воспитания детей они оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.
Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
– естественное стремление школьников к познанию;
– положительное отношение к учебе;
-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; – проявление воли в процессе овладения знаниями.
Но не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка.
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся.
Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.
Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей, а также дальнейшей их социализации в обществе.
Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает в профессиональной ориентации.
Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.
Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:
– динамичность образовательного процесса как социального явления;
– стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
– активное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях;
– обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;
– самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.
Социальная функция УДО направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке
культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что
недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);
в) детского спроса – удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;
г) экономического спроса – возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и предпрофессиональная подготовка для детей;
д) правоохранительного спроса – профилактика девиантного и асоциаль-
ного поведения детей.
Психологическая функция УДО:
а) развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;
б) социализирующая – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;
в) компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе
г) релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентации
поведения в семье и в школе;
д) консультационная – для педагогов, родителей и детей.
Образовательная функция УДО:
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополни-
тельным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;
б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального
образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судомоделирование);
в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ре-
бенка.
Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу – процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка.
Для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования.
Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще “не нашли себя”, не проявили своих интересов и способностей.
Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются три основных фактора: познавательная, личностная, творческая активность. Имеющийся в литературе коллективный психологопедагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.
Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей, личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.
Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования.
Особое место занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.
Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.
Комплектование состава детского объединения: этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий – организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.
Первые занятия: каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, так как они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, поскольку складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям. В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
1) создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с учреждением, детским объединением, с образовательной программой, правилами работы;
3) получить необходимую информацию друг о друге, выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
4) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Здесь можно использовать целый ряд игр (“Снежный ком”, “Расскажи мне о себе”, “Мое самое любимое” и др.).
На данном этапе педагог определяет причины, побудившие каждого из детей записаться в данное творческое объединение.
Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
• разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы;
• описание содержания и результатов первого года занятий;
• объяснение основных этапов овладения мастерством;
• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;
• рассказ о традициях творческого объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
• выставка детских творческих работ;
• стенгазета или рукописный журнал;
• альбом-летопись детского объединения;
• фотографии, слайды и видеофильмы;
• награды детского объединения и его воспитанников;
• выставка книг и периодической печати;
• информационный стенд.
Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
• тесты или тестовые задания;
• викторины, конкурсы и соревнования;
• познавательные игры;
• выполнение практической работы или творческого задания.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
• внесения корректив в образовательную программу;
• разработки индивидуальных заданий;
• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
• обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;
• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;
• выбор детского актива;
• распределение разовых и постоянных поручений.
Результатом этого этапа занятия является:
– создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
– понимание детьми взаимной ответственности;
– включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
– начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.
Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование.
Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Дополнительные образовательные программы должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.
Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социальнокультурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного образовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
Источник