Развитие ребенка в творческом коллективе

Развитие ребенка в творческом коллективе thumbnail

Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением. Здесь мы берем за основу аутентичный материал, его приуроченности к тому или иному действию (по календарю), и создаем новые проекты в контексте современного времени. Дети, в собственных глазах, изобретатели рассказчики…, но ведь они просто получили и передали нужный нам с вами материал, здесь работает – механизм передачи фольклорной традиции. При этом дети сначала работают подгруппами (это дыхательные упражнения, танцы, игры на мелкую моторику – кукольный театр), получают свой командный результат, и только потом мы выносим на общее обсуждении в присутствии других подгрупп.

Хотелось бы отметить, что обучение проходит без тетрадей и тем более без нот, без напечатанных книжных стихов (слов песен) – все «на слух» и «на память». Обучение устное, подключение слуховых и визуальных впечатлений обучающихся, путем эмоционального воспитания с обязательной попыткой повторить интуитивно, образно, от одного исполнителя к другому.

Творчество – это психологический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей.
На примере нашей деятельности, могу сказать, что современные дети далеки от народного творчества, это уже для них своего рода креатив.
На занятиях студии у детей есть свобода выбора. С помощью подборки аутентичных записей (чаще всего это видео – и аудио материал) дети выбирают тему проекта над которой они будут каждый работать. Конечно, мы делимся информацией имеющейся у каждого поработавшего ребенка. (кто что знает или узнал в процессе подготовки). Затем говорим о воплощении в жизнь, как проекта.

Творческое мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным. Р. Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета – значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах. По этому поводу Р. Арнхейм пишет, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. «Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям».

Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств и развивает в нас словесно-логическое, практическое, визуальное и образное мышление.

1.  Новые очерки по психологии искусства. – Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1988 г. Стр. 27.

2.  Опыт школ Области Войска Донского в передаче казачьих традиций (XIX – начало XX вв.)// Механизм передачи фольклорной традиции. – СПб, 2004. – 270.

3.  Устная форма обучения традиционному народному пению в детском фольклорном ансамбле.// Механизм передачи фольклорной традиции. – СПб, 2004. – 280.

4.  , , . Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях. – Санкт-Петербург: СПб АППО, 2005. – 9, 207.

5.  Цитаты и афоризмы о творчестве// Цитаты и афоризмы: [сайт]. – 20апр. – URL:

https://citaty. su/citaty-i-aforizmy-o-tvorchestve/

(дата обращения 12.02.2013)

ГБОУ Лицей № 000 им.
работа выполнена педагогом дополнительного образования
Черняевой Анастасией Алексеевной.

Источник

                                        Развитие творческого коллектива

                        как ключевая задача воспитательной работы в классе.

    Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

   Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают  традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Читайте также:  Психология развития ребенка от рождения до 3 лет скачать

   Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.

   Разрешение этой задачи составляет формирование личности ученика как субъекта морали. Одним из способов развития индивидуальной нравственности школьника является формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становится основанием для организации собственной жизни.

   Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Цель и задачи воспитательной работы

Цель :

  • создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка и формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля. 

  Задачи:

  • способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к  воспитанию;
  • построить отношение на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
  • создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
  • воспитать духовно-нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении через чтение  художественной литературы, семейные традиции, народные праздники и обычаи;
  • формировать здоровый образ жизни учащихся;
  • формирование  дружного классного коллектива.

Ведущие  направления деятельности,

способствующие реализации данной цели.

Основные направления деятельности для достижения данной цели я считаю следующие:

  • Координация жизнедеятельности  детского коллектива;
  • Содействовать организации учебно-познавательной деятельности  учащихся для повышения успешности каждого;
  • Обеспечить участие во внеклассной деятельности школьного коллектива;
  • Установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;
  • Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
  •    Вовлечение учащихся и их родителей в социальное проектирование.

Приоритетными  в моей  воспитательной системе  класса становятся  следующие  

                принципы:  

  • принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
  • принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную  и внеурочную деятельность;
  • принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
  • принцип успешности – оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.
  • деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
  • личностно – ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
  • принцип гуманизации  воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.
  • принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Общность – первое условие воспитания детей.

       Что даёт?

  • воспитывает мировоззрение;
  • способствует взрослению;
  • формирует отношение к культурным ценностям;
  •  формирует культуру досуга;
  •  способствует развитию способностей, новой культуры мышления;
  •  даёт возможность проявляться инициативам.

Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были  ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов. Ценности  наиболее значимые для меня, как классного руководителя:  добро,  семья, Родина, взаимоуважение.

Основополагающим для меня как классного руководителя в воспитательной системе является принцип семи «У»:   уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)  

  Свою работу классного руководителя я начинала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность – это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

   Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Индивидуально -групповой компонент

Смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.

Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три «С»;

сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

Ценностно – ориентационный компонент

Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность.

Функционально -деятельностный компонент

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие Функции: 

  • Образовательную (познавательную), направленную на формирование мировоззрения учащихся;
  • воспитательную, содействующую социализации учащихся. Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.
Читайте также:  Центр развития ребенка архангельске социальные

                                           Диагностический компонент

Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

  • Образованность учащихся;
  • Воспитанность учащихся;
  • Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
  • Сформированность классного коллектива.

Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.                                       

Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске ), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои пожелания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую эти пожелания и придаю им форму реального дела. Система воспитательной работы, разработанная с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

                                              Ожидаемые результаты:

  • Наличие положительной динамики состояния уровня воспитанности учащихся класса;
  • создание сплоченного классного коллектива;
  • проявление инициативы и  ответственности за порученное дело;
  • наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности  ребенка;
  • участие в конкурсах, концертах, утренниках,  спортивных соревнованиях;
  • посещение спортивных секций, кружков по интересам;
  • высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.

Развитие органов самоуправления,

организация коллективной деятельности

     Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению  самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает целенаправленное и поступательное освоение  учащимися азбуки организаторского навыка, формирование реально действующего самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием подготовки и проведения любого дела  – делать вместе с ребятами, а не за них.

   Формирования детского коллектива происходит в игре. Класс поделен на  3 команды, которые собирают «радугу» В каждой команде выбраны: командир, Знайка, спортивчик,  затейник.  В конце каждой недели подводятся итоги работы за неделю и четверть. Совет класса возглавляет  командир – староста.

     Воспитательная система класса строится на основе содружества и соуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе формирования отношений содружества классного руководителя и детей, содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

Высший орган классного самоуправления – собрание класса.

Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило,  руководят работой команд, создаваемых для организации в классе разнообразных видов деятельности. Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные  творческие группы).

Первый шаг   – обсуждение на собрании класса того, что будем делать, для кого, с кем вместе. Намечаем интересные и полезные дела. Этап коллективного планирования сменяется этапом организации коллективных творческих дел, на котором задача классного руководителя – помочь  в выполнении конкретных поручений. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта коллективных дел мало. Тут важно, чтобы ребята в группах увидели в лице классного руководителя доброжелательного союзника, чтобы могли помочь друг другу. Ведь в организационной работе рождается коллективное, общественно направленное творчество.

   В процессе подготовки коллективных творческих дел ярко проявляется и межличностная система взаимоотношений, симпатии и антипатии. Эти отношения отражают принятие или неприятие микрогруппой той или иной личности, степень того уважения и авторитета, которым она пользуется. Поэтому в создании содружества между детьми классного руководителя должен видеть свою задачу в том, чтобы при формировании групп учитывать сложившиеся привязанности, симпатии и антипатии, а также помочь утвердиться в коллективе каждому ребенку. Что касается этапа проведения то здесь самое главное совместное переживание, создающее напряжение и яркий эмоциональный выход. Одной из важных задач на этом этапе – подготовиться и подвести итоги.

Читайте также:  3 вида нормы развития ребенка

Заключительный этап очень важен в формировании отношений содружества, самоуправления в коллективных творческих делах.

Задача классного руководителя  – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между классного руководителя и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка классного руководителя является для детей личностно значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки. Опыт работы показывает, что такая методика коллективных творческих дел формирует отношения содружества, в которых гармонируют доброжелательность, требовательность, отзывчивость, ответственность

Источник

Татьяна Безменова
«Детское коллективное творчество». Консультация для педагогов

«Детское коллективное творчество». Консультация для педагогов

Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поговорить о детском коллективном творчестве, и ответить на два вопроса – что такое коллективное творчество и почему так важно уделять внимание этому виду деятельности детей?

Каждому педагогу хорошо известно, что одной из важных, можно сказать основных задач, является – формирование творческой личности. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве, ведь дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. От того насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым.

Будут ли развиваться творческие способности ребёнка в коллективном творчестве, и вообще, зачем оно нужно? Размышляя над этим вопросом, на ум пришло стихотворение Людмилы Чекмарёвой:

Я рисую дом с утра,

Капельку на ветках,

Поиграть ко мне пришла

Машенька – соседка.

У меня был грустный дождь,

Небо – синей краской.

Кошка мокрая сидит-

Грустненькие глазки.

Но сказала Маша мне:

– Дождик –это весело,

Рядом с тучкою она

Солнышко повесила.

А потом ещё мы с ней

Радугу добавили

И рисунок стал светлей,

Мы его подправили.

Захотелось поиграть

Мне с подругой Машей,

А рисунок тот теперь

Называем нашим!

А ведь действительно, особую радость, особое удовлетворение детям доставляет совместное творчество. Такая форма работы даёт каждому ребёнку возможность формировать умение и навыки работать вместе. Дети учатся договариваться, планировать, подсказывать друг другу, вместе переживают за конечный результат. Совместное коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают трудности в общении с другими детьми, быстрее преодолеть свою замкнутость, неуверенность, нерешительность, стеснительность, а порой помогает ребёнку избавиться от агрессивности и злобы. Может возникнуть вопрос, а как же самовыражение, индивидуальность? Может ли ребёнок проявить их в коллективном творчестве? Я думаю, что ребёнок способен проявлять эти качества и в совместной работе, при этом дети, у которых, так сказать, не совсем хорошо с фантазией, будут учиться у деток, у кого хорошо получается придумывать, фантазировать.

Педагогу очень важно научить детей работать вместе, привлекать к созданию коллективных работ, создавать необходимые для этого условия. Один из способов, который я люблю применять в своей работе – это создание единого пространства для совместного творчества. Например, сдвинув все столы вместе, застилаю их обоями, где дети могут работать как каждый над своим маленьким шедевром, так и создавать совместную работу. Мои детки ещё малы, поэтому чаще всего я принимаю активное участие в коллективной работе, но при этом стараюсь, чтобы моё участие было неактивным, не навязчивым, как бы со стороны. Предоставляю детям большую свободу выбора в деятельности, но всё -таки под контролем. Когда дети подрастут, они научатся справляться с поставленными задачами самостоятельно, но в младшем дошкольном возрасте педагог всегда должен быть рядом, чтобы вовремя подсказать, направить в правильное русло, при этом дать детям самостоятельно «додуматься» до нужного результата.

Развивая коллективное творчество нельзя забывать об учёте индивидуальных способностей, о реализации творческого потенциала каждого ребёнка, о комфортности пребывания в коллективе.

Именно на педагога, на мой взгляд, ложится вся «ответственность» за раскрытие каждого ребёнка, как творческой личности, ведь большую часть времени ребёнок проводит в детском саду. И именно пребывание ребёнка в коллективе, даёт ребёнку развиваться творчески!

Полагаю, доказательством послужат наши работы, созданные совместными усилиями. И это только малая часть того, что мы сделали коллективно!

Развитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективеРазвитие ребенка в творческом коллективе

Источник