Развитие ребенка в трудах фребеля

Алина Царькова
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования

Слайд 2.

Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался.

Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным. Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.

С 1799 года он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет. Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство. Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы, часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1808 году Фрёбель переселился в Ивердон и поступил учителем в школу известного швейцарского педагога Песталоцци.

Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в Гёттингенский университет, а затем в Берлинский.

Когда началась война 1813 года, он вступил волонтером в действующую армию.

13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение для мальчиков, организованное по его системе.

В 1818 году Фрёбель женился. Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние.

Постепенно школа Фрёбеля начала процветать. В 1821 – 1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля: «О воспитании человека», напечатанного в 1826 году. В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей.

В 1836 – 1837 гг. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане изложена педагогическая система воспитания.

В 1838 – 1839 гг. Фрёбель путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.

В 1838 -1840 гг. он издаёт «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей».

В 1839 г. Издаётся его известная книга «Материнские и ласкательные песни».

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом».

Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Почему это именно «сад»? Ф. Фрёбель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребёнка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе», работающих в нём педагогов назвал «садовницами».

Воспитательниц и нянь для детских садов специально обучали.

Фрёбель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей. Ведущее место в своей системе он отдавал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Фридрих Фрёбель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека. Игра является прообразом всей человеческой жизни».

В 1844 г. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч». Песни и игры использовались в практике детского сада.

В 1849 – 1850 гг. Фридрих Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля. Его педагогические идеи вошли в единую систему образования от детского сада до университета.

22 сентября 1851г. по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты, Фрёбельпринял этот удар стойчески и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром».

21 июня 1852 г. Фридрих Фрёбель скончался в г. Мариентале.

Его надгробие выполнено в виде трёх фигур – куба, цилиндра и шара. Это его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.

Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в 19в. появились в Швейцарии, Англии, США, России. В 1860 г. в Германии детские сады вновь были открыты.

Слайд 3.

На основании педагогической системы Фрёбеля разработаны многие современные дошкольные пособия: кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, Монтессори материалы и др.

Заслугой Фрёбеля явилось введенное им разнообразиевидов детской деятельности: подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически, до сих пор используются в детских садах.

Слайд 4

Фрёбель изобрёл систему раннего развития, основанную на т. н. «дарах», которые впоследствии получили его имя.

Первым даром, (рекомендовано с 2 месяцев) по его мнению, является мяч.

Фребель замечал, что шар наиболее удобен ребенку, и шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности и т. д.

Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти,окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый (всего 7 мячей). К каждому мячу прикреплена ниточка.

Раскачивая шарик в разные стороны, приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», ребенок знакомится с пространственными представлениями.

Слайд 5.

Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. (Возраст с 2 лет). Диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика одного размера.Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Занятие по Фрёбелю со вторым даром

1) Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.

2) Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.

Выявление,фактов: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Слайд 6.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). (Возраст: от 4 лет). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»);

Слайд 7

Фрёбельпредлагает три основных типа занятий:

1)Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни. (Стол, стул, ворота).

Дети могли их сделать по образцу, по картинке.

Слайд 8

2)Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.

При занятиях с жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: – Готовые фигуры не разрушаются; – Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Такой конструктор позволяет научить ребёнка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятия длины, ширины.

3)Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

Слайд 9.

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. (Возраст с 4 лет). Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.

Слайд 10.

Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. (Возраст: с 5 лет). Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.

Слайд 11.

Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. (Возраст: с 6 лет). Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.

При строительстве соблюдаем те же правила: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух.

Слайд 12.

Дар седьмой: цветные фигуры. (С 5 лет)

Цель: демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию; развивает воображение.Применение: используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.

Слайд 13.

Дар восьмой: палочки.Цель: демонстрирует линию и вводит понятие длины.Применение: используется для введения идеи периметра.Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Слайд 14.

Дар девятый: кольца и полукольца.

Цель:представляет идею кривой Применение: используется для введения идеи края цилиндра.Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Слайд 15.

Дар десятый: мозаика.

Цель: демонстрирует, что линия состоит из точек.

Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетания цветов и составление цветных узоров.

Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности.

Слайд 16.

Почему Фрёбель – педагогика популярна и сегодня в мире

Педагогическая система Фридриха Фрёбеля основана на математике, эстетике и взаимодействии с природой. Именно поэтому та среда, которую он разработал, не подвержена влиянию времени;

В последнее время систему детского образования, основанную на принципах Фрёбель – педагогики всё чаще называют «устойчивой системой образования воспитания детей раннего возраста»;

Сложные задания и игры, которые впервые предложил Фрёбель являются примером наиболее эффективного метода саморазвития и самовоспитания детей от рождения до школы;

Влияние игры на качество образования в детских садах доказали долгосрочные международные исследования.

Слайд 17 Спасибо за внимание!

Источник

ольга павличенко
Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля

Развитие речи у детей дошкольного возраста

средствами пособия Ф. Фребеля

Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим и полезным. «Новое — это хорошо забытое старое!» — гласит старая известная поговорка, и это не случайно. Мы предлагаем вашему вниманию наборы «Дары Фребеля». Разработчиком данного набора является Фридрих Вильгельм Август Фребель — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Вы спросите. почему наш выбор пал именно на набор “Дары Фребеля “? Задачи которые стоят перед учителем – логопедом в процессе его работы очень разнообразны. Коррекционно-развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речиимеет несколько направлений:

развитие речи и владение техникой речи

развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словестно – логического (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

коррекция отдельных сторон психической деятельности (формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, величина, форма, развитие зрительного восприятия и узнавания, фонетико – фонематических представлений, формирование звукового анализа)

совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, развитие артикуляционной моторики) ИГРА С МЯЧИКАМИ

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Все данные направления работы и задачи которые поставлены перед логопедом мы решаем с помощью игрового набора “Дары Фребеля“. Формировать речь Фребель предлагал с помощью развития мелкой моторики, как показывает практика, ребенок, который выполняет много упражнений с небольшими предметами, и говорить начинает значительно раньше других детей.

Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому мы обогащаем не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Используем как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе.

Используя игровой набор “Дары Фребеля” на своих коррекционно – развивающихзанятиях я решаю следующие задачи:

• упражняю в названии прилагательных, обозначающие сенсорные эталоны (большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, длинный-короткий)

• учу конструировать по образцу и замыслу.

• учу детей составлять предложения и небольшие рассказы.

Тем самым решаю задачу по развитию связной речи у детей. Использую системно-комплексный подход в развитии связной речи, использую анимации произведений для повышения эффективности развития и запоминания сюжета.

Одним из наиболее интересных и продуктивных занятий с детьми является составление и выкладывание сюжета сказки при помощи “Даров Фрёбеля”

Мною продуманы и реализуются на практике этапы работы по развитию связной речи дошкольников, а так же развитие речевого творчества, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц через воображение детей.

На 1 этапе.

Актуальны приемы, такие как чтение художественных произведений. Мы знакомим детейс разными сторонами действительности: культурными нормами, миром взаимоотношений, миром собственных переживаний, явлениями живой и неживой природы. Эта работа, в основном, проводится в свободное от занятий время, часть произведений может быть рекомендована для чтения дома.

На 2 этапе.

Учу детей схематизации сказок. На данном этапе мы предлагаем детям с помощью метода мнемотехники, плоскостного моделирования, опорных схем, пиктограмм пересказать сказку. (используем пособие Дары Фребеля)

На 3 этапе.

Знакомим детей с методами, использование которых помогает создавать

текст какого-либо типа.

Например,для решения задач 3 этапа я использую:

Прием придумывания окончания сказки.

Цель: научить придумывать различные варианты окончания сказки.

В ходе него я рассказываю детям начало какой либо сказочной истории до того момента, пока не появятся все герои и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание.

Следующий прием – это прим исправления сказки.

Цель: учить детей понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке. Учить

самостоятельно переделывать текст сказки.

Ход: Дети исправляют каждое предложение в выбранной знакомой сказке,

затем один ребенок повторяет ее новый вариант.

Как показывает практика – дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им

хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать,снова испытывать волнение в том же порядке: удивление, страх, вознаграждение. Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново.

4 этап завершающий

Реализация фантастического содержания должна идти и в продуктивной

деятельности ребенка (рисование, лепка, запись сюжета сказки с помощью диктофона). После сочинения сказочной истории, дети иллюстрируют ее, изображая созданные образы на картинка, дополняя их новыми деталями.

и здесь нам на помощь приходит замечательный набор «Дары Фребеля»

Используя данные методы и приемы ребенок должен достичь определенного уровня развития, который определяет наличие таких качественных характеристик, как умение мыслить нешаблонно, высказывать необычные идеи, не бояться противоречий, проявлять индивидуальность в суждениях.

Таким образом, главным результатом реализации проекта за 2017-2018 уч. год будет выпускники детского сада, обладали средним и высоким уровнем речевого развития.

В этом году мы продолжаем работу в данном направлении. по итогам мониторинга за 1 полугодие видна динамика в связной речи, умение видеть и устанавливать логические связи.

Источник

Ранее развитие и обучение ребенка.

Методика воспитания Фридриха Фребеля

Рассмотрим основные принципы и постулаты воспитания и развития детей по Фридриху Фребелю.

Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением.

Ф. Фребель

Основной принцип Ф. Фребеля –  Жизнь для детей

Несмотря на то что школе воспитания Фридриха Фребеля уже более 250 лет, ее помнят и почитают во всем мире. Именно этот выдающийся немецкий педагог создал общественную систему обучения дошкольников под названием детский сад (Kindergarten). Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиход.

Фребель одним из первых воспитателей своего времени понял, что именно в играх дети наиболее полно реализуются. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек, которые малыши получали в подарок, например кубики или мячи. Кроме играли или слушали истории, которые рассказывали воспитатели.

Педагог начал пропагандировать складывание из бумаги для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он советовал им постоянно заниматься так называемым оригами с тем, чтобы сначала «ощущать» основы геометрии пальцами, а уже затем понимать. Фребель также известен как автор головоломки, состоящей из классических наборов блоков, которые должны складываться в кубическую коробку. Этот деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединять части в целое — и все это исключительно в игровой форме.

Биография Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель родился в семье пастора в Обер- вейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт. Еще малышом он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Любопытно, что начальное образование Фридрих получил в деревенской школе для девочек.

С 1799 года юный Фридрих слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, а в 1805 году отправился в Иверден, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении знаменитого швейцарского педагога Иоганна Песталоцци.

В ноябре 1816 года Фребель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по собственной системе. В эту школу первоначально поступили пять его племянников, затем — брат его друга. В следующем году вдова брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фребеля.

В 1818 году Фребель женился. Увлекшись идеями мужа, супруга вскоре пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фребеля Христиан: продав свое торговое дело, он переселился в Кейльгау и стал директором училища. Спустя несколько лет в нем уже учились более 60 воспитанников. К этому периоду относится и создание главного литературного труда Фребеля — «О воспитании человека», опубликованного в 1826 году.

Свою деятельность Фребель продолжил в Швейцарии. Успех был очевиден, и кантональное управление Берна поручило педагогу устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь же у Фребеля возникла мысль о создании воспитательных заведений для малолетних детей.

В 1840 году Фребель переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Там же издавалась воскресная газета под девизом «Будем жить для наших детей!». Перу педагога принадлежат ставшие популярными «Материнские ласкательные песни»: музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки сделал художник Унгер.

В 1844 году под редакцией Фребеля вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге». В 1851 году педагог выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе- воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». (Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика детского сада».)

В 1852 году съезд учителей в Готе восторженно приветствовал известного воспитателя, отдавая дань уважения новаторским идеям и их практическому осуществлению.

Фридрих Фребель умер 17 июля того же года в Ма- риентале, где работал над учреждением школы для «детских садовниц» — так по-отечески он называл своих воспитанниц.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля пришлась на то время, когда в Западной Европе остро стояли проблемы призрения малолетних детей и подготовки их к труду. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «убежища», «школы плетения из соломы», «школы вязания кружев» и т. п. Чтобы обеспечить их содержание и, кроме того, получить прибыль, устроители, естественно, заставляли детей наравне со взрослыми работать на производстве.

Лишь некоторые «игровые школы» в какой-то мере отвечали педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоничном развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и разносторонний труд детей как систему нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Одним из инициаторов создания таких школ и был Фридрих Фребель.

Теория развития ребенка по Фребелю

Теория развития ребенка. В своих педагогических воззрениях Фребель исходил из теории всеобщности жизни и бытия: «во всем царит вечный закон». Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Законы воспитания формулировались Фребелем как «самораскрытие Божественного начала в человеке». Иначе говоря — в своем развитии ребенок творчески повторяет исторические этапы развития человеческого сознания. Основная педагогическая система — теория игры. По Фребелю, детская игра — «зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе.

Разумеется, Фребель, воспитанный в духе немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом. Он полагал, что педагогике Песталоцци недоставало философского обоснования, и пришел к выводу о необходимости построить свою систему на прочном философском фундаменте. Он писал: «Если из моей системы вынуть общее мировоззрение, то система упадет. Она стоит, пока цементируется моей философией».

По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребенке единого творческого Божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование роли воспитания и обучения в развитии ребенка, по- своему истолковал представление о саморазвитии как процессе выявления в ребенке природного начала.

Всестороннее развитие детей начинается с их физического развития, а уход за телом тесно связан с развитием психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов Фребель рекомендовал предоставить ребенку свободу движений, умеренное рациональное питание, удобную одежду. Важное значение придавалось любым видам деятельности: играм, ритмическим движениям, конструированию, несложным сельскохозяйственным работам на участке, прогулкам.

Игру Фребель считал «высшей ступенью детского развития». Он разработал ее теорию, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. В своей практике педагог вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе. Раскрывая ее сущность, Фребель доказывал, что игра для ребенка — инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего. Копируя жизнь семьи, уход матери за младенцем, ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно благодаря исключительно внутренним силам.

Фребель также считал игру одним из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Кроме того, игры способствуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Собственно воспитание, по мнению Фребеля, должно начинаться со «второго периода детства» (после года), когда можно уже руководить проявлениями воли ребенка и знакомить его с понятиями количества и разнообразия вещей.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения — достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.

Особенно подробно Фребель развивал мысль о важности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в природе, поэтому любой человек легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.

Особая роль в понимании жизни, ее развитии и организации отводится понятию «единства в многообразии». Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превратить его в возможно совершенное многообразие.

То, что мы хотим развить в ребенке, должно уже быть в его натуре. Для создания совершенного единства необходимо, чтобы все свойственные человеку многообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, оставаясь в гармоничном отношении друг к другу. Переходя постепенно от инстинкта к чувству и далее к сознанию и воле, ребенок должен получать на каждой ступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработать и что может послужить ему подготовкой к следующей ступени.

Важную роль в воспитании ребенка играет мать. Именно матерям Фребель адресовал свои «дары» — системный набор игр, составленный по возрастающей: от простых к более сложным. В этом же ряду стоят «Материнские песни», призванные в доступной форме привить малышу чувство гармонии и ритма.

Источник