Развитие ребенка в три года и семь месяцев
Физическое развитие
Первые годы жизни малыша не прошли даром. Ребенок сумел получить все базовые навыки, которые ему необходимы в дальнейшей жизни. Развитие трехлетнего ребенка основано на уже полученных знаниях и продолжает совершенствоваться дальше.
В 3,5 года вес мальчиков составляет приблизительно 14,2-16,4 кг, рост – 95-102,5 см. Средний вес девочек составляет примерно 14-16,2 кг, рост – 95,5-102 см. Окружность головы – приблизительно 48-52 см. У малыша усложняются движения рук и ног, продолжает развиваться координация движений. Ребенок учится выполнять более одного действия одновременно.
Трехлетние детки проявляют активность: много ходят, бегают, лазают, прыгают, поднимаются по лесенкам, ездят на трехколесном велосипеде, съезжают с горок. Их движения недостаточно координированы, потому что двигательный опыт пока невелик. Ориентировка в пространстве и совместные со сверстниками действия затруднительны для них. Дети не владеют рядом необходимых двигательных навыков, поэтому зачастую их движения однообразны. Для обогащения движений большое значение имеет создание благоприятных условий, использование игрушек побуждающих их к разнообразным двигательным действиям.
Дети 3,5 лет умеют разбирать игрушки. Играя в кубики, складывают довольно сложные конструкции. Могут быстро ездить на трехколесном велосипеде, огибая препятствия. Подниматься и спускаться по лестнице, не держась за перила. Некоторые детки уже могут правильно держать карандаш в руке (тремя пальцами).
Режим ребенка в 3,5 года остается прежним. Старайтесь укладывать малыша около 9 часов вечера. Хорошо проводить купание перед сном. Необходимо спать ночью не менее 10 часов и один раз днем. Многие дети не любят спать днем, что происходит из-за их чрезмерной активности и впечатлительности в этом возрасте. Старайтесь все же настоять на своем, и уложить малыша на отдых, систематическое недосыпание плохо скажется на его развитии.
Психологическое развитие
Ребенок уже научился планировать свои действия. Например, он может сказать родителям, что собирается играть с машинкой или рисовать. Для него уже ясно, что делать можно, а что нельзя. Ребенок хочет чувствовать себя взрослым и образованным, что проявляется в играх и в некоторых бытовых ситуациях. Старается обслуживать себя самостоятельно.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ребенку уже несложно связно рассказать о себе, о том, что произошло с ним за день, ответить на вопросы по сюжетной картинке. Необходимо совершенствовать грамматику речи и расширять словарный запас с помощью игровых ситуаций. Детям нравится играть в словесные игры, сочинять бессмысленные слова и рифмовать. В 3,5 года ребенок продолжает расширять свой кругозор, что лучше всего происходит с помощью чтения книжек. Необходимо, чтобы малыш активно участвовал в чтении, обсуждал услышанное, повторял стихи, проговаривал сказки. Память в этот период развития непроизвольная. Лучше всего запоминается все то, что просто и эмоционально. Это могут быть яркие события, образы, действия.
Пора знакомить ребенка с различными звуками, слушать с ним музыкальные произведения. Познакомьте малыша с жестами, мимикой, инсценируйте с ним простые сценки. Для малыша нет ничего интересней, чем «изображать в лицах» героев сказок, которые ему читали. Именно в этом возрасте дети наиболее естественны на сцене. Для них важно участие в утренниках, пение, танцы и чтение стихов перед зрителями.
Дошкольник
Голова ребенка в 3 года, шелушится
У меня уже есть две дочери, старшей скоро уже четыре годика будет, а меньшей годик. Но у нас проблема возникла недавно, хоть и не знаю, насколько она серьезна, когда в меньшей появилась чешуя, то заметила что и в старшей тоже, хоть у нее когда она была маленькая такое было и быстро прошло. Теперь не знаю к какому врачу идти, ведь мне кажется это не вполне хорошо, возможно у кого-то такое было, то посоветуйте, что делать.
чт, 2014-06-12 15:42
Дом и уют
Неудачи за неудачами
У каждого год данный принес свои сюрпризы, вот и у меня их немало. Самое главное, что только отрицательные: с работой простои, развод с мужем, два раза ребенка сильно избили. Перед этим покупала ноутбук за серьезную цену, полетел жесткий диск. Справили, теперь проблемы с разъемом. На старом ноуте сломались петли, и там теперь проблемы с жестким. Попала на скорую с проблемами по женской части, нет ни денег, чтобы лечиться, ни даже сил. Может кто-то знает, когда отпустит-то? Просто сил нет, да и сына очень жалко – милиция все время заминает дело, чтобы не дошло до чего-то более серьезного.
вс, 2014-06-08 17:21
Ребенок от года до трех лет
Позволять ли чужим людям делать замечания ребенку?
В последнее время все чаще стала замечать, что многие родители, прийдя на детскую площадку позволяют себе делать замечания именно моему ребенку. Мамочки видят, что мой малыш адекватно реагирует и начинают командовать: “Мальчик, пропусти девочку на горку”, “Мальчик, ты же старше – уступи ей, она маленькая”, “Дай игрушку, а то ляля уже плачет” и т. д.
Я не позволяю себе делать замечания детям, когда рядом есть их родители. Могу только что-то сказать или прикрикнуть, если вижу реальную угрозу жизни.
ср, 2014-05-28 15:26
Источник
Календарь беременности
Календарь развития ребенка
- Любовь и семья
- Беременность
- Дети
- Семейный очаг
- Красота и здоровье
- Досуг и хобби
Главная / Календарь развития ребенка / От 3 до 7 лет / Развитие ребенка в 3 года 6 месяцев
- До 1 года
- От 1 до 3 лет
- От 3 до 7 лет
- От 7 лет и старше
4 года
3
3,6
4
4,6
5
6
7 3 года
От двух до семи лет дети растут очень быстро, поэтому разница между трехлетним малышом и ребенком в три с половиной года заметна невооруженным взглядом. Это выражается в видимых физиологических изменениях и психологическом росте маленького человека.
Новые физические возможности, которые становятся подвластны ребенку трех с половиной лет, направлены на достижение определенных целей по познанию нового, а не на инстинктивном восприятии мира. Следует по-прежнему уделять малышу много внимания, ведь именно в этом возрасте дети, как никогда, тянутся к родителям, требуя их близости и заботы. С малышом интересно играть и заниматься, он открыт для всего нового и радуется успехам. Теперь с ним точно не может быть скучно, такие моменты необходимо ценить.
Физиология ребенка в 3 года и 6 месяцев
С этого возраста ребенок открывает в себе интересное умение двигать несколькими частями тела одновременно. Это происходит, конечно, благодаря физической и психологической развитости малыша. Теперь ребенок с удовольствием будет танцевать под музыку или заниматься физическими упражнениями. Начинается самое благодатное время для физического развития и знакомства ребенка со спортом. Многие профессиональные спортсмены начинали свой путь к большим достижениям с возраста трех с половиной лет. Малыш с удовольствием учится, осваивает новые возможности своего тела. Необходимо помнить еще и о том, что тело человека наиболее гибкое, но крепкое именно в этом возрасте. Поэтому дети гораздо легче садятся на шпагат, бегают на коньках или играют в футбол. Процесс тренировок приносит им радость и психологический комфорт, а видимые результаты своих стараний – удовлетворение и энтузиазм. Даже, если родители не собираются растить профессионального спортсмена, привычка вести здоровый образ жизни и заботиться о своем теле должна прививаться с детства. Немного спортивных занятий пойдет любому ребенку только на пользу. Ведь помимо явной физической пользы и психологического удовольствия, они приучают к строгости и дисциплине.
Нормы развития ребенка по данным ВОЗ
Мальчики
| Девочки
|
Психология ребенка в три с половиной года
Три года и шесть месяцев оптимальный возраст для ввода ребенка в детский коллектив. Малышу предстоит жить в обществе, поэтому задачей родителей становится помочь ребенку интегрироваться в него, научиться ладить с другими людьми, отстаивать свое мнение или, наоборот, уступать. Гораздо проще этот момент пройдет сейчас, чем в школьные годы, когда к проблемам с общением добавятся новые. Так что, сейчас самое время активно заняться социализацией ребенка. Если он еще не посещает детский сад или группу раннего развития, стоит подумать о том, чтобы записать малыша на занятия. Во-первых, это способствует мягкому освоению коммуникативных навыков. Так как в большинстве своем такие маленькие дети добрые и беззлобные, что поможет установлению доверия между ребенком и окружающими его людьми. Во-вторых, посещение кружков разнообразит будни малыша. Конечно, он любит маму и папу, но их компания за три с половиной года, ребенку явно поднадоела. И, наконец, социализация и общение со сверстниками являются важными факторами для развития гармоничной личности.
Навыки и умения ребенка с три с половиной года
Физическое развития достигло определенной точки, когда ребенок учится осознанно управлять своим телодвижениями с оглядкой на пространство и окружающие его предметы. С этого возраста детям очень нравится играть на детских площадках, оборудованных разнообразными спортивными комплексами. Не нужно ограничивать свободу малыша. Стоит только помнить о правилах безопасности на таких площадках, т.к. ребенок все еще может увлечься и забыться. Легкомысленное поведение может повлечь за собой серьезную травму.
Начиная с трех лет и шести месяцев, для ребенка имеет большое значение оценка его действий взрослыми людьми. Конечно, уже давно пора привлекать малыша к домашнему труду и не бояться давать ему несложные поручения. Однако нужно быть готовым к тому, что у ребенка может что-то не получится. За такие промахи, когда малыш очень хотел что-то сделать, но не сумел, нужно обязательно похвалить маленького помощника. Искренне порадоваться желанию ребенка сделать приятное для мамы или папы, ведь именно это имеет значение. А вовсе не то, что новая мамина юбка безнадежно испорчена свекольным салатом, который случайно опрокинул сын, когда нес его на стол. Важно беречь чувства своего ребенка и поощрять его желание быть полезным.
Советы родителям
Наступил момент, когда нужно определить ребенка в младшую группу какой-нибудь секции или кружка. Среди множества занятий, которые сегодня предлагаются для посещения, бывает сложно выбрать. Иногда ребенок трех с половиной лет может сам сказать родителям, что ему интересней: рисование или карате. Но чаще приходится попробовать несколько вариантов перед тем, как определиться окончательно. Занятия в детском коллективе важны для ребенка с точки зрения психологического здоровья. Малыш научится общаться со сверстниками, привыкнет слушаться учителя. Поймет, что такое график и дисциплина. Особенно, это важно для детей, которые не посещают детский сад. К тому же, любые занятия, творческие или спортивные, пойдут на пользу как мальчикам, так и девочкам.
Полезные статьи о детях
Все статьи
Источник
От автора: Включает примерные показатели развития детей от 3 –х. до 5–ти лет. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в дошкольном возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.
История развития ребенка в период от 3-х лет до 5—
5,5-летнего возраста.
Ведущие показатели развития ребенка в этот период:
1.Длительность, тяжесть и особенности протекания «кризиса трех лет».
2.Адаптация в детском учреждении: умение общаться со сверстниками, возможность адаптации в детском коллективе, приспособление к требованиям социального окружения, наличие- специфических реакций на посещение детского учреждения.
3.Особенности игры как ведущей деятельности этого возраста.
4.В связи со свойственной этому возрасту дифференциацией моторных функций должно быть выяснено также наличие фактора леворукости или амбидекстрии (отсутствие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников.
Страхи младшего дошкольного возраста.
1.В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли(47%) и неожиданных звуков (43%). 2.Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года — темноты (33%); замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%).
2. В 4 года — одиночества(31%) и транспорта (22%).
3. У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года — одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года — крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).
4.В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.
5. Мальчики в 3 года чаще всего боятся Бабы Яги (34%), Кощея (28%) и Бармалея (34%).
6.Девочки, соответственно, чаще боятся тех же персонажей в 4 года — в 50, 42 и 47%.
7. В 4 года у 33% мальчиков и 39% девочек выражен страх Волка. Все эти сказочные образы в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей — с отцом.
8.Типичная для данного возраста триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.
Физическое развитие детей 3-5 лет.
Три года.
1.Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде.
2. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках).
3.В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки.
4.У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки ).
Четыре года.
1. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке.
2.Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки.
3.В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.
Пять лет.
1.Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются.
2.В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.
Таблица речевого развития:
1 год – 1,5 года
б, т, к, ч
1,5 года -2 года
ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х
2 года – 2 года 6 месяцев
сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н
2 года 7 мес. – 3 года 5 мес.
фь, вь, с, з, хь, л
3,5 года – 3 года 8 мес.
ч, щ
4 года – 4 года 6 мес.
ш, ж,
4года 6 мес – 5 лет
рь, р
Развитие детской речи от 2 до 6 лет.
2года 6 месяцев.
Происходит быстрое увеличение словарного запаса.
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.
Повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;
Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)
3 года.
Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.
Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли
Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
Называет цвета, форму предметов
Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”. Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
3-4 года.
Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.
Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»
Использует выражения типа: «я думаю, что….», «я надеюсь, что….»
Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.
Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
4-5 лет.
Обладает словарным запасом около 3000 слов
Знает свой адрес,
Пользуется предложениями из 5-6 слов.
Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
Умеет пересказать.
Правильно произносит практически все звуки.
Определяет право-лево у себя, но не у других.
Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый – мягкий)
Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
Считает до 10.
Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, ки т.п. Понимает условное предложение со словом если.Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.
6 лет.
Обладает словарем около 4000 слов
Все звуки произносит правильно.
Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
Пользуется сложными предложениями.
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении
Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
Познавательная деятельность: 3,5-4,5 года.
1.Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей.
2.Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.).
3.Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета.
4.Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник.
5.Владеет понятиями “один-много”.
6.Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?).
7.Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки
8.Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко).
9. Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут).
10.Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу.
11.Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.
Изобразительная деятельность:
1.В рисовании используют следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.
2.Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии.
3. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы.
4.В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы.
Игра:
1.Любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать).
2.Осознает свои действия – может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).
Общение:
1.Со сверстниками играет “рядом”, иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее.
2.В семье проявляет желание многое сделать самому.
Навыки: умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.
Показатели внимания:
1)Умеет находить сходства и отличия в предметах.
2) Умеет находить сходства и отличия по картинкам, рисункам.
3) Собирает конструктор по образцу
4) Собирает картинку из 3-х или 4-х частей в одну.
5) Повторяет действия за взрослыми: руки вверх – руки в стороны – ногу поднять – ногу опустить.
6) Ребёнок делает хлопок в ладоши, когда взрослый называет определённое слово из списка слов. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши при слове «мяч», когда вы произносите слова: чашка, тетрадь, мороженое, стена, телефон, пирамидка, море, лимон, мяч, ложка, снежинка.
7) Держит в поле зрения 4-5 предметов.
8) Не отвлекается 5-7 минут при выполнении заданий.
9) Еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении, отвлекаясь от других предметов.
Показатели развития внимания:
К трем годам дети должны:
1.Выполнять задание, не отвлекаясь около 3-4 минут;
2.Удерживать в поле зрения не менее 3-4 предметов;
3.Находить 2-3 отличия между предметами;
4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры;
6.Уметь находить предметы, отличающиеся от других.
К четырем годам дети должны:
1.Выполнять задание, не отвлекаясь около8-10 минут;
2.Удерживать в поле зрения не менее 4-5предметов;
3.Находить 3-4 отличия между предметами;
4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры.
К пяти годам дети должны:
1.Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;
2.Удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
3.Находить 5-6 отличий между предметами;
4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
5. уметь находить одинаковые предметы.
Показатели развития памяти:
К трем годам дети должны:
1.Уметь запоминать не менее 3-4-х предложенных предметов или названных слов;
повторять дословно предложения, состоящие из 2-3-х слов;
2.Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки (по вопросам);
запоминать расположение игрушек (2-3-4), называть по памяти, что где находилось.
К четырем годам дети должны:
1.Уметь запоминать не менее 4-5 предложенных предметов или названных слов;
2. Уметь рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;
3.Повторять дословно предложения, состоящие из 3-4-х слов;
4.Рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;
рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
5.Запоминать расположение игрушек (3-4), называть по памяти, что где находилось.
К пяти годам дети должны:
1.Уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов;
2.Уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки;
3.Пересказывать содержание небольшого произведения или сказки;
4.Помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни;
5.Запоминать и повторять небольшие фразы;
6.Уметь сравнивать два изображения по памяти.
Показатели развития мышления:
К трем годам дети должны:
1.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, корзинка и грибы, чашка и блюдце, ведерко и лопатка и т.п.);
2.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
3.Находить среди четырех предметов тот, который не похож на остальные (например, три разных ведерка и матрешка, три разных яблочка и цветочек и т.п.);
4.Знать, кто из животных где живет, что любит есть;
5.Ззнать, какие вещи нужны летом, а какие – зимой;
6.Составлять пирамидку с учетом величины колец;
7.Адекватно действовать с 3-4-х местной матрешкой (разбирать и собирать ее);
8.Составлять разрезные картинки из 2-3-х частей.
К четырем годам дети должны:
1.Объединять предметы в группы по определенным признакам, называть их обобщающим словом (животные, игрушки, фрукты, обувь мебель, посуда);
2.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, шапка и шарф, иголка и нитки, чашка с блюдцем и т.п.);
3.Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам: «Найди, что лишнее» (например, заяц, белка, ежик и грибок; яблоко, груша, виноград и карандаш и т.п.);
4.Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;
5.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;
6.Находить недостающие детали у предметов (например, часы без стрелок, чайник без ручки, цветок без лепестков, и т.п.);
7.Находить несоответствия изображений на картинке окружающей действительности (например, цыпленок с заячьими ушами, яблоко на еловой ветке и т.п.);
8.Составлять пирамидку из 5-6 колец с учетом их величины;
9.Адекватно действовать с 5-местной матрешкой;
10.Составлять разрезные картинки из 3-4-х частей.
К пяти годам дети должны:
1.Выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ («Разложи картинки по порядку, чтобы получился рассказ»);
2.Классифицировать предметы по определенным признакам (цвету, форме, величине, количеству);
3.Выделять предмет в группе, не подходящий к общим признакам;
4.Самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;
5.Сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;
6.Знать и называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка;
7.Составлять с учетом величины пирамидку из 8 колец;
8.Адекватно действовать с 6-местной матрешкой;
9.Составлять разрезные картинки из 4-5 частей.
Признаки отставания в развитии когнитивной сферы 3,5 – 4,5 года.
1.не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)
2.не подбирает по образцу 3-4 цвета; путается в подборе 4 цветов;
3.не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);
4.не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;
5.не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого.
6.не может построить «башенку» из кубиков;
7.не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях;
8.не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку;
9.не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);
9.не складывает разрезную картинку из двух половинок.
Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы.
1.не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);
2.не понимает «хорошо» и «плохо»;
3.не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), 4.не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;
5.легко отвлекается от любого занятия;
6.не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).
Показатели нормального развития в возрасте детей с 4,5 – до 5,5 лет.
Познавательная деятельность:
1.Знает свой адрес, день рождения, где или кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе). 2.Может ответить на вопросы типа “На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье?
3.Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений.
4.Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб).
5.Может пересчитать предметы в пределах 5 и сравнить их количества (больше, меньше, поровну).
6.Может копировать простые геометрические фигуры.
7.Начинает ориентироваться в пространстве – понимает “вверху”, “внизу”, “рядом”, “между”, “напротив”, “под”, “над” “около”.
8.Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет).
9.Собирает кубики, мозаику.
10.Отвечает на вопросы типа “Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?”.
11.Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:
Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы.
Изобразительная деятельность.
1.Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершенную картину.
2.Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать. Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные. Знает названия 6-8 цветов.
3.При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены.
4.Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки).
Игра: сюжеты игр становятся разнообразными. Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики – конфеты, песок-сахар, камушки-деньги). Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).
Общение: может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником. Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).
Навыки: справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль). Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.
Источник