Развитие ребенка в традиционных обществах

Развитие ребенка в традиционных обществах thumbnail
ВОСПИТАНИЕ детей в ТРАДИЦИОННЫХ обществахleon_rumata18 апреля, 2013

Оригинал взят у matveychev_oleg в В традиционных обществах лучше воспитывают детей?

Биолог-эволюционист Джаред Даймонд утверждает, что дети в традиционных обществах общительнее и любознательнее, а также обладают более развитым воображением. По его словам, причина тому — воспитание.

В различных странах мира в воспитании детей используются совершенно разные, а иногда даже противоположные подходы. Если в некоторых обществах шлепки — совершенно обычное дело, то в других они могут стать причиной развода. Тем не менее, различия не сводятся к одному лишь отношению к физическим мерам воспитания.

В своей последней книге «Мир вчерашнего дня: Чему мы можем научиться у традиционного общества?» (The World until yesterday: What can we learn from traditionnal societies?) преподаватель географии Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе и знаменитый биолог-эволюционист Джаред Даймонд (Jared Diamond) противопоставляет воспитание юных американцев воспитанию детей в традиционных обществах Новой Гвинеи.

Различий здесь целое море: в рассмотренных Джаредом Даймондом маленьких обществах ребенку не позволяют плакать, чтобы «научить его самоконтролю», в противоположность тому, что делается в современных обществах западных стран. Кроме того, ответственность за детей ложится на всю группу, а не только родителей, чего, как легко догадаться, почти никогда не случается на Западе. В таких маленьких традиционных обществах детей всегда держат за руку или на руках родители, другие взрослые или даже дети постарше, тогда как в США их обычно оставляют одних в колыбели. В отличие от описанных американским ученым обществ Новой Гвинеи на Западе матери меньше кормят детей грудью и не укладывают их спать рядом с собой. Наконец, дети в традиционных обществах обладают куда большей свободой выбора с самого раннего возраста.

Такой непохожий подход к воспитанию естественным образом формирует совершенно разных подростков и взрослых. Джаред Даймонд приводит наблюдения нескольких ученых, из которых следует, что дети в традиционных обществах плачут меньше своих западных «собратьев», что они общительнее, любознательнее, увереннее в себе и изобретательнее, а также обладают более развитым воображением. По сути, они вообще гениальны. Они не превращаются в маленьких чудовищ в подростковом возрасте и умеют делиться.

Получается, что небольшим традиционным обществам удалось найти идеальную модель воспитания? Подобное утверждение все же вызывает сомнения. Во-первых, утверждение о большей «независимости и общительности» людей в таких обществах опирается исключительно на наблюдения и впечатления. Другими словами, ничто так и не было научно доказано. Кроме того, в воспитании не бывает чего-то абсолютно черного или белого, здесь нужно найти золотую середину, уметь приспосабливаться. Поэтому различия в воспитании детей в западном мире и традиционных обществах, вполне вероятно, объясняются непохожими условиями жизни.

В таких странах как США, где детям с самого раннего возраста приходится иметь дело с духом борьбы и конкуренции, родителям лучше начать готовить их к этому с малых лет. К тому же, в результате перемены нравов (по крайней мере, на Западе) за последние несколько десятилетий все больше женщин выходит на работу. И им больше не приходится заниматься детьми целый день. Таким образом, культура в очередной раз позволяет отчасти объяснить различия в воспитании.

Вместо того, чтобы (оправданно или нет) заниматься критикой, лучше было бы попытаться осознать, что воспитание детей на самом деле гораздо гибче, чем нам кажется.

Atlantico обратился за комментариями к психологу и психоаналитику Монике де Кермадек (Monique de Kermadec).

Atlantico: В своей последней книге биолог-эволюционист Джаред Даймонд противопоставляет воспитание на Западе и в маленьких традиционных обществах. Он утверждает, что в традиционном обществе дети общительнее и любознательнее. Что вы об этом думаете?

Моник де Кермадек: В традиционных обществах дети гораздо больше контактируют со взрослыми, чем на Западе. Таким образом, они ощущают другое отношение к себе с самого раннего возраста. В таких малых обществах модель воспитания способствует развитию социального и эмоционального интеллекта.

Сравнивать две системы воспитания сложно, потому что мы живем в обществе, которое разделяет детей и родителей. Так, например, вам будет очень непросто привести ребенка на работу! Мне кажется, что главный вопрос звучит следующим образом: как научить жить в мире, в котором мы с вами живем? Дети должны быть готовы к миру, где у нас все меньше связей с другими, и нужно уметь выкручиваться самому. Воспитание детей на Западе оставляет их одних. Тем не менее, оно вовсе не обязательно учит их разбираться со всем в одиночку.

— Чему мы можем научиться у традиционных обществ в плане воспитания?

— Модель воспитания в традиционных обществах (дети растут в контакте со взрослыми, в группах смешанных возрастов и получают возможность учиться на собственном опыте) кажется мне хорошим предложением. Но как реализовать нечто подобное на практике в обществе, где родители видят детей очень редко? Предлагаемая традиционным обществом система — это идеал. Кроме того, она соответствует воспитательной модели, которая некогда существовала и в наших западных обществах: дети ходили в школы без жесткого раздела на возрастные группы, находились в постоянном контакте со взрослыми и обладали широкой свободой, которая позволяла им узнать куда больше самостоятельно. Пришедшие вместе с индустриальным обществом перемены оказали огромное влияние на условия воспитания.

Сегодня в воспитании детей мы полагаемся почти исключительно на слова, а не на непосредственный опыт. Тем не менее, если много говорить, но никак не подкреплять это практикой, думаю, что ребенок не будет готов к современному миру со всеми его опасностями. Ребенок может не обжечься, потому что взрослый рассказывает ему о том, что нельзя касаться огня. Но сегодня у нас просто предпочитают не пускать детей на кухню, и они могут получить ожоги, как только окажутся у огня.

— Чем можно объяснить такие различия в воспитании детей?

— Причиной изменения нашего подхода к воспитанию стали перемены в обществе. Всего лишь 30 или 40 лет назад дети могли спокойно играть без присмотра на улице. Сегодня же после школы они сразу же идут домой, а рядом с ними всегда находится взрослый. То есть, у них меньше возможностей для того, чтобы ощутить свободу и научиться чему-либо на собственном опыте. Наше общество сделало это практически невозможным: школа находится далеко, и чтобы попасть туда, нужен транспорт. Жизнь в условиях большого города не позволяет использовать модель традиционного общества. Причем это касается не только менталитета: материальные условия жизни привели к коренным изменениям в системе воспитания.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

— Существует ли идеальное воспитание? Если да, то как оно выглядит?

— Я бы сказала, что в идеальной системе воспитания всегда находится место для общения между взрослым и ребенком. При таком воспитании дети учатся не только на книгах и различных советах, но и получают возможность узнать что-то на практике. Кроме того, ребенок не должен жить в жестко огороженном мирке своих сверстников: он должен быть в состоянии воспользоваться опытом старших и передать собственный младшим.

— Все это так непохоже на модель воспитания в наших западных обществах…

— Это действительно так, но мы все же можем добиться того, чтобы наши дети общались с теми, кто старше и младше их самих. Только мы с вами можем расширить эти горизонты для наших детей. Сейчас мы живем в тесных семейных ячейках, и контакты с родственниками уже далеко не так часты как во времена, когда несколько поколений жили под одной крышей. Но с этим также можно справиться: нужно наладить общение ребенка с его дедушкой и бабушкой или другими людьми в возрасте, которые могут поделиться с ним своими воспоминаниями и опытом. Чем дольше мы живем в больших городах, тем больше мы вынуждены прикладывать осознанных усилий для того, чтобы вернуть некоторые качества старой системы воспитания детей.

“Atlantico”, Франция

Источник

Биолог-эволюционист Джаред Даймонд утверждает, что дети в традиционных обществах общительнее и любознательнее, а также обладают более развитым воображением. По его словам, причина тому — воспитание.

В различных странах мира в воспитании детей используются совершенно разные, а иногда даже противоположные подходы. Если в некоторых обществах шлепки — совершенно обычное дело, то в других они могут стать причиной развода. Тем не менее, различия не сводятся к одному лишь отношению к физическим мерам воспитания.

В своей последней книге «Мир вчерашнего дня: Чему мы можем научиться у традиционного общества?» (The World until yesterday: What can we learn from traditionnal societies?) преподаватель географии Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе и знаменитый биолог-эволюционист Джаред Даймонд (Jared Diamond) противопоставляет воспитание юных американцев воспитанию детей в традиционных обществах Новой Гвинеи.

Различий здесь целое море: в рассмотренных Джаредом Даймондом маленьких обществах ребенку не позволяют плакать, чтобы «научить его самоконтролю», в противоположность тому, что делается в современных обществах западных стран. Кроме того, ответственность за детей ложится на всю группу, а не только родителей, чего, как легко догадаться, почти никогда не случается на Западе. В таких маленьких традиционных обществах детей всегда держат за руку или на руках родители, другие взрослые или даже дети постарше, тогда как в США их обычно оставляют одних в колыбели. В отличие от описанных американским ученым обществ Новой Гвинеи на Западе матери меньше кормят детей грудью и не укладывают их спать рядом с собой. Наконец, дети в традиционных обществах обладают куда большей свободой выбора с самого раннего возраста.

Такой непохожий подход к воспитанию естественным образом формирует совершенно разных подростков и взрослых. Джаред Даймонд приводит наблюдения нескольких ученых, из которых следует, что дети в традиционных обществах плачут меньше своих западных «собратьев», что они общительнее, любознательнее, увереннее в себе и изобретательнее, а также обладают более развитым воображением. По сути, они вообще гениальны. Они не превращаются в маленьких чудовищ в подростковом возрасте и умеют делиться.

Получается, что небольшим традиционным обществам удалось найти идеальную модель воспитания? Подобное утверждение все же вызывает сомнения. Во-первых, утверждение о большей «независимости и общительности» людей в таких обществах опирается исключительно на наблюдения и впечатления. Другими словами, ничто так и не было научно доказано. Кроме того, в воспитании не бывает чего-то абсолютно черного или белого, здесь нужно найти золотую середину, уметь приспосабливаться. Поэтому различия в воспитании детей в западном мире и традиционных обществах, вполне вероятно, объясняются непохожими условиями жизни.

В таких странах как США, где детям с самого раннего возраста приходится иметь дело с духом борьбы и конкуренции, родителям лучше начать готовить их к этому с малых лет. К тому же, в результате перемены нравов (по крайней мере, на Западе) за последние несколько десятилетий все больше женщин выходит на работу. И им больше не приходится заниматься детьми целый день. Таким образом, культура в очередной раз позволяет отчасти объяснить различия в воспитании.

Вместо того, чтобы (оправданно или нет) заниматься критикой, лучше было бы попытаться осознать, что воспитание детей на самом деле гораздо гибче, чем нам кажется.

Atlantico обратился за комментариями к психологу и психоаналитику Монике де Кермадек (Monique de Kermadec).

Atlantico: В своей последней книге биолог-эволюционист Джаред Даймонд противопоставляет воспитание на Западе и в маленьких традиционных обществах. Он утверждает, что в традиционном обществе дети общительнее и любознательнее. Что вы об этом думаете?

Моник де Кермадек: В традиционных обществах дети гораздо больше контактируют со взрослыми, чем на Западе. Таким образом, они ощущают другое отношение к себе с самого раннего возраста. В таких малых обществах модель воспитания способствует развитию социального и эмоционального интеллекта.

Сравнивать две системы воспитания сложно, потому что мы живем в обществе, которое разделяет детей и родителей. Так, например, вам будет очень непросто привести ребенка на работу! Мне кажется, что главный вопрос звучит следующим образом: как научить жить в мире, в котором мы с вами живем? Дети должны быть готовы к миру, где у нас все меньше связей с другими, и нужно уметь выкручиваться самому. Воспитание детей на Западе оставляет их одних. Тем не менее, оно вовсе не обязательно учит их разбираться со всем в одиночку.

Читайте также:  Что такое общее развитие ребенка

— Чему мы можем научиться у традиционных обществ в плане воспитания?

— Модель воспитания в традиционных обществах (дети растут в контакте со взрослыми, в группах смешанных возрастов и получают возможность учиться на собственном опыте) кажется мне хорошим предложением. Но как реализовать нечто подобное на практике в обществе, где родители видят детей очень редко? Предлагаемая традиционным обществом система — это идеал. Кроме того, она соответствует воспитательной модели, которая некогда существовала и в наших западных обществах: дети ходили в школы без жесткого раздела на возрастные группы, находились в постоянном контакте со взрослыми и обладали широкой свободой, которая позволяла им узнать куда больше самостоятельно. Пришедшие вместе с индустриальным обществом перемены оказали огромное влияние на условия воспитания.

Сегодня в воспитании детей мы полагаемся почти исключительно на слова, а не на непосредственный опыт. Тем не менее, если много говорить, но никак не подкреплять это практикой, думаю, что ребенок не будет готов к современному миру со всеми его опасностями. Ребенок может не обжечься, потому что взрослый рассказывает ему о том, что нельзя касаться огня. Но сегодня у нас просто предпочитают не пускать детей на кухню, и они могут получить ожоги, как только окажутся у огня.

— Чем можно объяснить такие различия в воспитании детей?

— Причиной изменения нашего подхода к воспитанию стали перемены в обществе. Всего лишь 30 или 40 лет назад дети могли спокойно играть без присмотра на улице. Сегодня же после школы они сразу же идут домой, а рядом с ними всегда находится взрослый. То есть, у них меньше возможностей для того, чтобы ощутить свободу и научиться чему-либо на собственном опыте. Наше общество сделало это практически невозможным: школа находится далеко, и чтобы попасть туда, нужен транспорт. Жизнь в условиях большого города не позволяет использовать модель традиционного общества. Причем это касается не только менталитета: материальные условия жизни привели к коренным изменениям в системе воспитания.

— Существует ли идеальное воспитание? Если да, то как оно выглядит?

— Я бы сказала, что в идеальной системе воспитания всегда находится место для общения между взрослым и ребенком. При таком воспитании дети учатся не только на книгах и различных советах, но и получают возможность узнать что-то на практике. Кроме того, ребенок не должен жить в жестко огороженном мирке своих сверстников: он должен быть в состоянии воспользоваться опытом старших и передать собственный младшим.

— Все это так непохоже на модель воспитания в наших западных обществах…

— Это действительно так, но мы все же можем добиться того, чтобы наши дети общались с теми, кто старше и младше их самих. Только мы с вами можем расширить эти горизонты для наших детей. Сейчас мы живем в тесных семейных ячейках, и контакты с родственниками уже далеко не так часты как во времена, когда несколько поколений жили под одной крышей. Но с этим также можно справиться: нужно наладить общение ребенка с его дедушкой и бабушкой или другими людьми в возрасте, которые могут поделиться с ним своими воспоминаниями и опытом. Чем дольше мы живем в больших городах, тем больше мы вынуждены прикладывать осознанных усилий для того, чтобы вернуть некоторые качества старой системы воспитания детей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте нас ВКонтакте и будьте в курсе происходящих в мире событий.

Источник

В каждой стране существует своя система воспитания детей, основанная на национальных традициях. До сих пор нет единой точки зрения на то, что значит правильно и что значит неправильно воспитывать детей. Но в любом случае, познакомившись с взглядами на этот вопрос немцев, французов, американцев и японцев, можно будет что-то почерпнуть и для себя…
                                         Немецкое воспитание

Немцы подходят к появлению детей очень ответственно и не торопятся в этом вопросе. Первый ребенок у них появляется где-то после 30 лет и только при условии, что для этого создана вся необходимая материальная база. Предусмотрительные немцы ещё задолго до рождения малыша обустраивают детскую комнату, игровую площадку и подыскивают няню. Возможно, именно из-за такой педантичности Германия стоит на одном из самых последних мест в мире по рождаемости детей. До трех лет большинство детей находятся дома с нянями, реже – с мамами. В Германии не принято оставлять малышей бабушкам или соседкам. Если родителям надо куда-то пойти – они всегда берут ребенка с собой. Мама не будет жить только для ребенка. Детям сразу дается понять, что у каждого человека есть свои интересы и желания. После трех лет ребенка начинают выводить в свет, в «игровую группу», в которой он продолжает пребывать вместе с мамой или няней, и заодно учится общаться со сверстниками. Чуть позже ребенок начинает ходить на полдня в детский сад. Каждому  немецкому ребенку объясняют его права. Детей в Германии нельзя бить, обижать, кричать, наказывать. Здесь нет авторитарного и подавляющего воспитания, но есть правила и традиции. С малолетства детей приучают к порядку, пунктуальности и обязательности. Их приучают все делать самим: упал – вставай, разлил чашку – вытирай. В своей комнате дети могут делать все, что хотят, – это их территория, но в самой квартире нужно вести себя прилично, нельзя трогать мамины и папины вещи без разрешения. Прогулки, просмотр телевизора, гости – всё это по негласному внутрисемейному расписанию. В детском  саду дети много играют в  игры, которые учат их самостоятельно  мыслить и принимать решения.  На общих собраниях, посвященных  разным темам (уборка игрушек,  помощь взрослым, плохое поведение  и т.д.) дети свободно высказывают  свои мнения и принимают решения,  а в дальнейшем следят за  их выполнением.  
                                      Французское воспитание

Читайте также:  Развитие ребенка с поврежденным психическим развитием

Во Франции отпуск по уходу за ребенком длиться всего 10 недель. Поэтому многие француженки в скором времени после рождения ребенка вынуждены вновь выходить на службу, дабы не потерять свое рабочее место. А их трехмесячные дети отправляются в ясли, потом в детские сады, а с шести лет в начальную школу. Именно в коллективе, как считают французы, дети и постигают азы общения, намного быстрее развиваются, учатся играть, читать, считать, писать, рисовать, приучаются к порядку, дисциплине, самостоятельности. Школьники могут сами ходить в школу и магазины. Если в семье появляется второй или третий ребенок, то в большинстве случаев мама уже оставляет работу и сама занимается воспитанием и развитием своих детей: читает книжки, рассматривает картинки, играет в игры, водит на кружки и секции, которых во Франции довольно много. Если мама не работает, то её ребенка не возьмут в государственный детский сад. Во Франции неприемлемы телесные наказания детей, в крайнем случае, мама может прикрикнуть на ребенка. Дети растут в доброжелательной обстановке. В случае провинности их лишают какого-нибудь удовольствия, а чтобы поощрить, дают деньги. С самого раннего возраста малышам внушают правила: надо вести себя хорошо, надо слушаться взрослых, нельзя капризничать и драться. В дальнейшем такие внушения помогают им адекватно вести себя в коллективе. Бабушек и дедушек ребенок, как правило, видит только по праздникам или на каникулах. 
                                        Американское воспитание 

Решившись стать родителями, а происходит это после 30 лет, американские семьи заводят сразу двоих-троих детей подряд. Они считают, что растить детей-погодок намного легче: у них одинаковые интересы, а игры и общение проходят на одном уровне. Но если в семье пока один ребенок, то мама может выйти на работу, а ребенок будет находиться с няней.В Америке  запрещено оставлять ребенка  до 12 лет одного дома или на улице. Американские родители не хотят отказываться ради детей от своей личной жизни. Поэтому если им хочется куда-то пойти, они просто берут с собой своих детей, и это никому не мешает. В общественных местах всегда есть, где переодеть и покормить малыша. Из-за такого подвижного образа жизни, дети рано перестают спать днем, зато вечером ложатся пораньше. Спят, кстати, дети почти с самого рождения одни в своих комнатах, таким образом, приучаясь к самостоятельности. Семья для американцев – святое. К детям у них особое почтительное и равноправное отношение, правда, иногда граничащее с попустительским. У ребенка полная свобода личности и действий. Если малыш хочет шлепать по лужам, смотреть целый день телевизор или ходить зимой без шапки, то ему никто не запретит, так как это его опыт, и пусть сам учится на своих ошибках. Детей в семье уважают, но того же требуют и от ребенка по отношению к окружающим. Детей учат терпимости, дабы избегать конфликтных ситуаций. Но в тоже время дети должны уметь отстаивать свою точку зрения и стремиться к лидерству. На занятиях детей не нагружают знаниями, а учат их применять. Как правило, воспитанием детей занимаются мамы, а папы зарабатывают деньги. Но выходные принято проводить в кругу семьи. В последнее время папы стали более активными участниками воспитательного процесса. Нередки случаи, когда мама работает, а папа сидит дома с детьми. А у разведенных пар часто практикуются ситуации, когда половину недели ребенок живет с матерью, а вторую – с отцом. В Америке  бабушки и дедушки всегда живут  отдельно от своих внуков и  видятся с ними лишь изредка.

                                      Японское  воспитание

Многие наверно слышали, что в Японии с ребенком до 5 лет обращаются «как с королем»: его никогда не ругают, не наказывают и всё позволяют, единственное – могут предостеречь; с 5 до 15 лет обращаются «как с рабом»: в этом возрасте ребенок приходит в общество, где сталкивается с множеством запретов и правил; а после 15 лет «как с равным»: подросток уже сам знает, как надо поступать в той или иной ситуации и обязан подчиняется этим правилам. Безусловно, такой резкий перепад из счастливого детства в жизнь под давлением  не самым лучшим образом отражается на неокрепшей психике ребенка. В Японии очень важно общественное мнение. Самый действенный способ утихомирить слишком расшалившегося малыша – это сказать ему, что над ним все будут смеяться или с ним никто не будет дружить. Японцы знают, что если пойдешь против общества и общественного мнения, то станешь изгоем и не сможешь найти себе достойную работу. У японцев есть два основных правила «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой» и «кто на родителей косится, тот в камбалу превратится». Раньше молодые японки уже в 16 лет выходили замуж, рожали детей и занимались только домом. Женщина могла рассчитывать на положение в обществе, только став матерью, а мужчина, обретя наследника. Сейчас японская женщина предпочитает сначала делать карьеру, а затем выходить замуж за уже состоявшегося мужчину. В своё время в японских семьях было трое-четверо детей, теперь один-два. Но после рождения детей женщина все-таки в основном посвящает себя домашним обязанностям. Для японской женщины очень важен эмоциональный контакт со своими детьми. Мамы постоянно носят малышей на руках, спят с ними и кормят грудью. Отдать ребенка в сад мать может только после трех лет, иначе её сочтут слишком эгоистичной. В детском саду детей учат правильно вести себя в коллективе, избегать ссор и соперничества. Если ребенок не ходит в сад, то он посещает кружки. Отцы в основном занимаются своей работой, но выходные посвящают детям и жене. Современные японские мамы хотят идти в ногу со временем. Они посещают выставки, театры или возвращаются к работе. В результате их дети зачастую оказываются предоставленными самим себе и страдают от одиночества.

Источник