Развитие ребенка в течении года
https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/
Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.
Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: “Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился”. Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое “щебетание” матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?
Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам – и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки “г-ыы”, “гу”, усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 – 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги “ма”, “ба” и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 – 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.
От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: “Где петушок?”, “Где киска?” и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например “зайка”, с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: “делать ладушки”, “до свидания”, садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой. В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 – повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.
От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: “Папа”. Или говорит: “Дай”. К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.
Источник
1 месяц
Родителям следует начинать воспитание своего ребенка с первых дней жизни. Малыш приучают к режиму дня. Если ребенок ночью плачет, нужно проверить, не мокрая она и, если нужно, заново запеленать, дать ей воды. Нужно постараться выдержать режим 2-3 ночи. Ребенок привыкнет к ночного перерыва в еде. Брать на руки ребенка нужно для переодевания, кормления, когда он спокоен, а так же для эмоционального общения с ним. Разговаривайте с малышом ласково, пытаясь вызвать улыбку или зрительное внимание.
2 месяц
Ребенок находится в состоянии бодрствования уже около 1-1,5 часа в день. В это время выберите 5-7, а затем 10-15 минут чтобы позаниматься с ней: можно передвигать в поле его зрения яркие шарики, вкладывать ему в ручки и вынимать пластмассовые колечки, погриматы то справа, то слева от нее погремушкой. Все игрушки ребенка надо прокипятить после покупки. При этом рекомендуются игрушки, мелодично звучащие, цветные и легко моются.
В этом возрасте очень важно показать вашего ребенка ортопеду, который определит, нет ли у нее врожденных заболеваний костей и суставов (врожденного вывиха бедра, дисплазии тазобедренных суставов и др..), Так как при поздней диагностике лечить их очень сложно. Чем раньше поставлен диагноз, тем более благоприятным является прогноз этих заболеваний.
3 месяц
Важно формировать соответствующие положительные эмоциональные реакции у ребенка, разговаривая с ней, напевая ей песни Ребенок успокаивается, когда слышит спокойную, негромкую музы ку. До трех месяцев развитие эмоционального реагирования имеет большое значение, потому что это способствует проявлению двигательной и голосовой активности. Когда малыш радуется, оно выпрямляет руки в локтевых суставах, разжимает пальчики и движет ими. Это является своеобразной физическим упражнением. В этом возрасте у ребенка развиваются соответствующие голосовые реакции: гудение, зовет, что является важным для развития речи. Игрушки малышу подвешивайте на кронштейне на расстоянии его вытянутой руки. При движениях рук оно случайно наталкивается на игрушки, вызывает радостную реакцию.
Когда ребенку исполнится три месяца (желательно в календарный день), вам необходимо явиться в детскую поликлинику, где ей выполнят профилактические прививки (против дифтерии, коклюша и столбняка, а также полиомиелита).
Помните! Прививка наиболее эффективны при своевременном их проведении.
4 месяц
Организация во время бодрствования на IV месяца жизни имеет большое значение для развития движений ребенка, становления речи и расширение диапазона эмоциональных реакций.
Старайтесь, чтобы период бодрствования ребенок проводил на пеленальном столике (плотной поверхности). Излагая ребенка на живот, можно поместить перед ней игрушки на расстоянии вытянутой руки, это вызывает сосредоточение ее внимания и желание прикоснуться к ним. Попытка дотянуться до игрушек является важным фактором развития ползания.
В этот период рекомендуются следующие игрушки: погремушки-подвески, погремушки с ручками, кольца, резиновые игрушки, встаньки разной величины и цвета. Игрушки должны быть такими, которые легко моются (резиновыми, пластмассовыми). После игры игрушки промойте горячей водой с мылом и прополощите. Игрушки храните в отдельной шкафчике или ящике.
С малышом нужно длительно и ласково разговаривать, петь ему. У некоторых детей успокоения вызывает спокойная негромкая музыка.
Иногда ребенок, плачет, может успокоиться, если она услышит свой голос, записанный на магнитофон.
5 месяц
Большое значение в развитии ребенка имеет правильный подбор игрушек: кольца, погремушки звучат, с ручками, игрушки разного цвета и формы. Игрушки размещайте на расстоянии вытянутой руки малыша, чтобы оно могло дотянуться до них.
С введением первого прикорма ребенка нужно приучать есть густую пищу с ложки.
В общении с малышом родители должны быть внимательным, нежными к нему, много с ним разговаривать, слова произносить правильно, не искажая их. Некоторые дети в это время любят слушать музыку. Мелодии должны быть легкими (с детских песен или колыбельные). Во время бодрствования ребенка нужно учить переворачиваться и ползать. На руки ее лучше брать во время кормления и проведение комплекса массажа и гимнастики.
Помните! В 4,5 месяца вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему ребенку 2-го профилактической прививки.
6 месяц
В 6-месячном возрасте с ребенком необходимо чаще разговаривать (во время кормления, одевания, раздевания), а укладывая спать, петь колыбельные песни. Постоянно называйте ребенка на его имя, при этом оставляйте на различные расстояния. Во время бодрствования иногда оставляйте малыша одного, в окружении игрушек.
До 6 месяцев не все дети начинают сидеть, что является вполне допустимым и поэтому не следует облагать ребенка подушками, поскольку при этом малыш находится в пассивном положении без движения, отрицательно отмечается в своем развитии.
Не забудьте! До 6 месяцев вам необходимо явиться является детскую поликлинику для проведения вашему ребенку 3-го профилактической прививки.
7 месяц
В задачи воспитания 7-месячного ребенка входит развитие у него понимания речи. Чаще разговаривайте с малышом, называйте ему свои действия, не искажая слов. В этом возрасте ребенок должен уметь ползать, садиться и учиться сидеть, вставать и стоять. Малышу необходимо выделить место для игры (самые лучше, если это манеж или отгороженная часть пола т ковре). Ребенок может пользоваться новыми игрушками с пулями, мячами, мисками и ведерками с вложенными в них игрушками, кольцами. Не нужно давать ей мелкие игрушки, ломаные и с острыми краями.
Приучайте ребенка кушать с ложки и пить из чашки, засыпать без укачивания и соски.
8 месяц
Необходимо развивать двигательные способности ребенка. Продолжайте учить ее вставать, садиться, переступать с удержанием за барьер или руку взрослого. Постарайтесь расширить словесное общение с ребенком, называя новые предметы и события. При общении с ней настаивайте, чтобы среди многих игрушек ребенок выбрал названную вами. Ассортимент игрушек ребенка расширяется. Рекомендуем добавить в набор ее игрушек кукол, игрушки, изображающие животных: собачек, кошек, медведей и др.. Начинайте приучать ребенка до высадки на горшок.
Помните! Движение в раннем возрасте – профилактика гиподинамии в будущем. Чем больше двигается ребенок, тем лучшим является ее аппетит и настроение.
9 месяц
Особое внимание следует обратить на развитие речи и формирование целенаправленных движений. При словесном общении старайтесь добиться от ребенка повторения за вами отдельных составов с различными звуками. У нее в это время очень выражены подражательные реакции, родители могут использовать для обучения новым, более сложным для ребенка действиям. Например, толкание мяча, извлечения игрушек из ящика, нажатие на клавишу пианино и др.. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному передвижению от предмета к предмету, кратковременно лишая ее опоры. Игрушки должны побуждать ребенка к движению, вызвать у него положительные эмоции. Лучше пользоваться игрушками звучат. В набор игрушек можно включить мяч, машинку, коляску, разнообразные куклы и игрушечных зверей. Игрушки периодически нужно менять.
Помните! Ваш ребенок долго не научится ходить, если вы не обеспечите ей для этого необходимых условий. ей нужно выделить отгороженный часть пола на ковре или целую комнату.
10 месяц
Игровая нужно специально оборудовать: поставьте там низенькую скамеечку или диван, на который она с легкостью смогла бы залезать и слезать с него. Игрушки должны быть пластмассовыми, резиновыми средних размеров (мелких игрушек не давайте). Ребенок может играть с мячом, шарами, куклами, погремушками и другими игрушками, звучат. Поскольку игра ребенка стала более осмысленной, рекомендуем давать ей игрушки, изображающие животных и птиц. Называйте ей новые слова, не искажая их и просите ребенка их повторить. Развитие речи ребенка очень обогащает игру. При кормления приучайте ребенка к опрятности. Перед едой обязательно вымойте ей руки, а во время кормления вытирайте ребенку губы и подбородок.
Есть малыш имеет столом, пить из чашки, держась за нее двумя руками (при поддержке взрослого).
Сажать ребенка на горшок нужно сразу после каждого сна и через 15-20 минут после еды.
11 месяц
Ребенок понимает, что его кормят, укладывают спать и т.д. Все эти действия она использует в играх. Для этого приобретите малышу новые игрушки: куклы, детская посуда, игрушечные кроватки. Учите ребенка качать куклу, укрывать ее одеялом, кормить, складывать кубики. Старайтесь воспитывать у вашего малыша чувство доброты.
В этом возрасте ребенок совершает попытки есть и пить самостоятельно, в этом вам нужно терпя ей помогать. Пи, время еды ее нужно называть по имени, называть ей все продукты и выполняемые действия. Например, «открой рот», «возьми хлеб», «будем есть суп» и др..
Категорически запрещается обучать ребенка ходить по к посредством «штанишек», ходунки и вижжив.
12 месяц
Игра занимает особое место в жизни годовалого ребенка так как в этот период она начинает познавать мир. Для этого предлагаем следующие игрушки: мячи, кубики, игрушки животные, заводные машинки, картинки, картонные книги
Ребенком необходимо заниматься ежедневно. Нужно стремиться развивать его словарный запас, для чего называйте побольше предметов и их назначения, а также имена детей и взрослых. Язык взрослых должна быть краткой, четкой, выразительной, но не громким.
Необходимо учить ребенка совершенствовать хода. Для этого нужно подзывать ее к себе все с большей и большей расстояния. Уделяя внимание ребенку, в то же время необходимо дать возможность ей играть и самостоятельно всех. Продолжайте отрабатывать в нее гигиенические навыки, как и раньше, соблюдайте режим дня.
Заканчивается первый год жизни вашего ребенка. Он был ответственным для родителей и сложным для ребенка. Это был год волнений, забот и радости. У малыша в этом году все было впервые: первая улыбка, первые слова, шаги, мысли. Во второй год жизни она придет с тем, что вы заложили ей на первом: здоровым физически, психически устойчивой, с положительными эмоциями, общительным, обученной простым гигиеническим навыкам. Желаем вашему ребенку здоровье, а вам – успехов в его воспитании.
Все родители заинтересованы в том, чтобы вырастить здоровым ребенка, однако не всегда уделяют этому достаточное внимание.
Родители во многих случаях не пользуются советами медицинских работников и редко сами проявляют активность в желании более полно ознакомиться с советами и рекомендациями специалистов по проблемам, связанным со здоровьем своего ребенка.
Обращает на себя внимание тот факт, что только от 22 до 33% родителей (по результатам демографических исследований) посещают детскую поликлинику с здоровым ребенком. Другие родители обращаются за советом медицинских работников только в случае заболевания ребенка и то далеко не всегда. Очень распространенным является самолечение, иногда наносит вред здоровью ребенка.
И, наконец, обращаемся к родителям с просьбой внимательнее относиться к здоровью своих детей. Не принимайте непродуманных решений без совета медицинских работников. Проявляйте большую активность в получении необходимой медицинской информации по укреплению здоровья вашего ребенка..
Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство. Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья Развитие ребенка в течение 1 года ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.
Источник