Развитие ребенка в театральной деятельности
ольга абышова
Воспитание и развитие детей в театральной деятельности
Воспитание и развитие детей в театральной деятельности.
Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная ребенка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь людям. А это самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.
Важно с самых ранних лет поддерживать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театральной деятельности (такой многогранной и разнообразной).
В основе содержания педагогической работы с детьми можно определить несколько направлений.
Это развитие:
• Сенсорики – основы чувственного познания окружающего мира. Необходимо познакомить детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина предметов, особенности звуков, запахов, вкусов, тактильные свойства материалов и пр.).
•Базовых психических процессов: внимания, мышления, памяти.
• Эмоциональной сферы.
• Речи, голоса.
• Выразительности движений, мимики, пластики.
• Воображения, фантазии, творческих способностей.
Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмоций (способности чувствовать, понимать настроение другого человека).
Назовем основные образовательные задачи и их усложнение на примере работы с детьми 3 – 4 лет.
1. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменители (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
2. Освоение основных театральных действий: выход на представление, поклон и уход.
3. Развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных упражнениях, этюдах, сценках.
4. Подведение детей к пониманию театральной игры, как представление для зрителя.
Содержание занятий с использованием различных видов театра.
Основная работа по театральной деятельности проходит в подгрупповых (4 – 6 детей) занятий.
Основная задача таких занятий – вызвать интерес к занятиям, создавая теплую доброжелательную атмосферу взаимодействия педагога с детьми.
Рассмотрим примеры описания занятий и развивающих игр и упражнений с использованием различных видов театра:
• Театр игрушки (настольный театр).
Педагог заранее предлагает небольшое кукольное представление. На столе расставлены маленькие декорации и подготавливаются настольные куклы.
— упражнение на развитие памяти, внимания и речи «Веселые зверушки».
— упражнение на создание игрового образа «Шагают игрушки».
• Пальчиковый театр.
Игровые упражнения с пальчиковыми куклами укрепляют мышцы пальцев рук, развивают мелкую моторику рук, помогают в развитии координаций движений, способствуют эмоциональному подъему у детей. Но сначала необходимо подготовить пальчики к выступлению для этого следует выполнить пальчиковую гимнастику («оживить» пальчики).
1. Упражнение «Ай-яй-яй».
2. Упражнение «Иди сюда».
3. Упражнение «День рождения пальчика».
4. Упражнение «Здравствуй, кукла! Как дела?».
5. Игра «Соня – петушок».
• Освоение кукол – прыгунков.
1. Сценка «Зайка – трусишка»
2. Упражнение «Мячик – попрыгунчик».
3. Упражнение «Погуляй с моей игрушкой».
4. Импровизированное выступление «Веселый платочек».
5. Концерт кукол.
• Освоение варежковых кукол (Рыбок).
1. Знакомство с рыбкой.
2. Упражнение «Рыбки – подружки»
3. Упражнение «Поплыли»
4. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки».
• Освоение варежковых кукол-говорончиков.
1. Упражнение «Кто кого обидел первым?».
2. Упражнение «Вкусное пироженое».
3. Упражнение «Смешная рожица».
4. Упражнение «Кто Я?».
5. Упражнение «Маленькие сценки».
• Освоение штоковых кукол.
1. Представление «Петушок».
2. Упражнение «Скачите палочки».
3. Упражнение «Ножки»
4. Упражнение «А теперь ты».
5. Сценка «Мышки».
• Освоение платковых кукол.
1. Упражнение «Бабочка».
2. Упражнение «Алые цветочки».
3. «цветы и бабочки»
• Освоение перчаточных кукол.
1. Упражнение «За грибами».
2. Упражнение «Облачка и птичка»
3. Упражнение «Танец кукол».
• Освоение театра теней.
1. Упражнение «Живые картинки»
2. Упражнение «Прятки»
3. Упражнение «Великан»
• Освоение больших напольных кукол.
Это куклы, которым может управлять один ребенок или одновременно двое детей, способствуют развитию чувства партнерства и координации движений.
Упражнение «Куклы – цветы»
• Упражнение с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии.
1. Упражнение «Буратинки»
2. Упражнение «Карусельки»
3. Упражнение «Музыкальная капель»
4. Упражнение «Игры с бусами».
• Упражнение на развитие голоса и речи.
Упражнение на дыхание:
1. «Самовар»
2. «Чайник»
3. «Филин»
4. «Пчелка»
5. «Комар»
6. «Качаем мальчика»
7. «Скрипят деревья»
8. «Пьем чай»
Упражнение на силу голоса.
1. «Звонок»
2. «Муха»
Перспективный план работы.
Возраст детей 3 – 4 года (предполагается одно занятие в неделю).
Базовые задачи:
Развитие воображение и фантазии, а также внимания, памяти речи, выразительной мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках.
Задачи специальные (дополнительные):
1. Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.
2. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменителями (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
3. Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление, поклон и ход.
Содержание занятий в 1-ом квартале
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Настольный театр (театр игрушки)
1 этап.Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Под грибом» В. Сутеев, а также показы – импровизации.
2 этап. Игры – импровизации с куклами, манипулирование настольной куклой под музыкальное сопровождение.
3 этап. Упражнение «Игрушки озорники», «Кукла, кукла, походи!», игра-импровизация «Сказки на полу», игры с использованием настольной ширмы,сцены и различных кукол: настольного, пальчикового театра, прыгунков, верховых кукол.
4 этап. Привлечение детей к самостоятельному кукловождению – «Концерт кукол».
Пальчиковый театр.
1 этап.Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Утенок и цыпленок» по В. Сутеев. Обыгрывание небольших сказок вместе с педагогом. Побуждение детей произносить простейшие слова, фразы.
2 этап. Упражнения «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «День рождения пальчика», «Здравствуй, кукла! Как дела?»
3 этап. Игры «Живые пальчики», «Выступление пальчиков-артистов», «Куколки на ширме», игры-импровизации.
4 этап. Обыгрывание стихотворений А. Барто «Зайка», «Лошадка», «Грузовик», «Слон» и др.
Куклы – прыгунки
1 этап. Показ педагогом импровизированной сценки «Зайка – трусишка»
2 этап. Упражнение «Мячик попрыгунчик», «Погуляй с моей игрушкой».
3 этап.Импровизированные выступления: «Веселый платочек», «Прыгунки на сцене». Освоение пространства сцены. Подражание походке животных.
4 этап. «Концерт кукол». Обыгрывание стихотворений соответствующее возрастным возможностям детей.
Упражнение на дыхание: «Бабочки летают», «Ветер дует на листок».
Сказка – игра «Дом -1», тренинг «Загадочные сны», «Тихий сон», «Добрый сон».
2-ой квартал
(Декабрь, январь, февраль)
Варежковые куклы.
1 этап. Знакомство с варежковыми рыбками.
2 этап. Упражнения «Рыбки – подружки», «Поплыли».
3 этап. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки». Совместная игра педагога с детьми под музыкальное сопровождение.
4 этап. Выступление детей «Рыбки – подружки».
Штоковые куклы.
1 этап. Представление «Петушок»
2 этап. Упражнение И. Галянт «Скачите палочки», «Ножки».
3 этап. Сказка-импровизация.
4 этап. Выступление кукол – сценки «Мышка», «Петушок», сказка «Утенок и цыпленок» (по В. Сутееву).
Куклы – ложки.
Разыгрывание сказки (по выбору педагога, соответствующей возрастным возможностям детей.
Импровизированные монологи и диалоги с куклами, привлечение детей к танцевально-творческой деятельности с атрибутами под музыкальное сопровождение. Подражание походкам и манерам животных. Упражнение с атрибутами «Погуляем – потанцуем».
Сказка –игра «Дом-2».
Тренинги «Загадочные сны»: «Добрый сон», «Тихий сон», «Чуткий сон».
Игры с бусами: «Дорожка», «Улитка».
3-й квартал
(март, апрель, май)
Упражнение на дыхание.
Пособия: тучка с дождиком, рыбки в аквариуме и др.
Подражание походкам и манерам животных под музыкальное сопровождение. Работа над выразительным исполнением текста для будущей театральной постановки.
Театр масок.
Дети выбирают маску любого сказочного героя и разыгрывают сказку (педагог выступает в роли рассказчика).
Импровизированные действия детей на сцене. Сказка-игра «Дом-2».
Драматизация ранее разученных сценок на сцене (с элементами костюмирования).
Инсценирование сказки «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурушка» или другая театральная постановка, соответствующая возрастным возможностям детей.
Разыгрывание диалогов на сцене с элементами костюмов и декорациями. Примерка костюмов, минимальное нанесение грима, соединение сценок в единое действо и выступление для детей 2-ой подгруппы.
Просмотр спектаклей, показанных детьми другой группы.
Перспективный план консультаций для воспитателей.
Сентябрь. «Полезные прогулки».
Расширяйте круг общения детей, чаще приглашайте их к общению, расширяйте маршруты прогулок, приучайте детей спокойно относится к новым местам.
Октябрь. «Развитие самостоятельности у детей».
Не старайтесь сами все сделать за ребенка, предупреждая их любые затруднения; дайте им определенную меру свободы и самостоятельных действий. Помните, что гиперопека и чрезмерное беспокойство взрослых тормозит развитие детей.
Ноябрь. «Повышение у детей психологического статуса».
Постоянно укрепляйте у детей уверенность в себе, в собственных силах.
Декабрь. «Воспитание коммуникативной культуры – путь к успеху в дальнейшей жизни».
Привлекайте детей к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых неуверенным детям пришлось бы вступить в контакт с незнакомыми взрослыми.
Январь. «Праздник – дело серьезное».
Ничто так не сплачивает коллектив, как проведение совместных праздников. Постарайтесь сделать праздник для детей волшебным и незабываемым – это так важно для их эмоционального благополучия.
Февраль. «Развитие любознательности».
Поддерживайте естественную любознательность детей и стимулируйте их общение с людьми, в результате которого они получат удовольствие и удовлетворят свои интересы.
Март. «Мы – дружная семья» (игры на сплочение).
Стремитесь удовлетворить потребности детей в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Старайтесь стать для детей примером в общении с близкими людьми в коллективе.
Апрель. «Игра – дело серьезное».
Помните, что игру называют восьмым чудом света. Играть полезно не только детям, но и взрослым. С помощью игры можно решить многие проблемы.
Май. «Как научиться управлять своими эмоциями».
В работе воспитатели используют наглядный и печатный материал. Можно использовать стенд в виде «Театральной афиши»,в которой могут быть размещены следующие материалы:
Информация о достижениях детей в театрализованной деятельности
Рисунки, фотографии, высказывания детей.
Как показывает опыт, дети любят, когда их близкие взрослые принимают активное участие в постановке спектаклей и гордятся их талантами.
Поэтому важно отметить творчество взрослых, специально продумайте церемонию их награждения после представления.
Источник
Людмила Ермакова
Развитие ребёнка в театрализованной деятельности
«Театр – это волшебный мир, он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…» Б. М. Теплов
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».
Почему именно театрализованная деятельность?
Это один из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом,являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.
А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ,мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ;
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
•обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
•овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление.
Театрализованная деятельность помогает:
сформировать правильную модель поведения в современном мире;
повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, обрядами, традициями;
совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
В театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы:
• Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
• Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
• Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
• Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
• Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
• Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и другие).
• Проигрывание отрывков из сказок, передающих различные черты характера героев сказки.
• Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.
• Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»).
• Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и другие).
Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в этом возрасте должно быть непродолжительным. С целью устранения внутренней скованности детей полезно проводить маленькие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок.Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках.
В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, его творческие способности.
Начинается работа по обучению детей некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. Здесь используются знакомые детям потешки, прибаутки, стихотворения А. Барто «Игрушки» и др. После этого малышам раздают игрушки для возникновения самостоятельной игры.
Дети трех лет постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.
В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Театрально – игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Усложнятся методы и приемы. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем». В возрасте пяти лет дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.
В старшей группе совершенствуются образные исполнительские умения, появляется осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять свой опыт театрализованной деятельности. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Ребенку становится доступным самостоятельные постановки мини – спектаклей. Дети знакомятся с театром марионеток, тростевыми куклами. Ставится задача – научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им больше свободы в действиях. Артистические способности улучшаются от выступления к выступлению.
В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6 -7 лет используют в театрализованной деятельности более сложные сценарии, которые богаты диалогами. Важно предоставить в этом возрасте больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. «Необходимо стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающие реальные и фантастические элементы» (О. Солнцева).
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе
Источник